Презентация " Мама, научи меня говорить!"
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему

Смирнова Ирина Ивановна

Умение облачать свои мысли и переживания в слова – один из главных социальных навыков человека, который во многом определяет качество его жизни. Именно от того, насколько виртуозно человек овладел языком, зависит эффективность его взаимодействия с окружающими, уровень его самореализации. Поэтому большинство родителей стремится научить ребенка говорить сразу же, как только он начинает в какой-то мере понимать, что происходит вокруг него.

Стадии развития речи у ребенка

В освоении речи ребенок проходит несколько стадий. Первая (в среднем в 2-3 месяца) – гуление, воспроизводство первых звукосочетаний. На второй стадии (в 5-7 месяцев) эти звукосочетания становятся более отчетливыми. Третья стадия (в 7-9 месяцев) – произнесение коротких слов с повторяющимися звукосочетаниями («мама», «баба» и т.д.), которые ребенок еще не соотносит с определенными объектами. Далее, примерно после 9 месяцев, ребенок начинает вкладывать в произносимые им звуки определенный смысл. Где-то к году в багаже карапуза насчитывается от 2 до 10 слого-слов (обычно «мама» или «ма», «папа», «ка-ка», «ку-ку», «ав-ав» и т.д.), и дальше пополнение этого багажа идет гигантскими темпами. Иногда за день можно научить ребенка говорить несколько новых (правда, очень упрощенных) слов. И примерно после полутора лет ребенок начинает изъясняться простыми предложениями (вроде “киса ку-ку” или “папа, пока”). После двух лет малыш осваивает языковые нюансы – учится ставить слова в правильные склонения и падежи, сочетать их с предлогами, употреблять в правильном порядке в предложении.

Учась говорить, ребенок сначала старается описать объекты окружающей среды и пространственные отношения между ними. Поэтому в первую очередь он запоминает названия предметов (существительные), упрощенные обозначения действий (“ам-ам”, “пи-пи”), указательные местоимения (“это”, “там”); затем – действия (глаголы), затем – характеристики предметов (прилагательные, описывающие размер, цвет, иногда какое-нибудь иное качество). После двух лет малыш начинает употреблять местоимения “я”, “мой”, он способен рассказать о некоторых своих физических и психологических ощущениях (“горячо”, “больно”, “страшно”). Спустя несколько месяцев он начинает характеризовать себя с разных сторон (“я добрый”, “я капризный”, “я девочка”) – это достаточно значимый этап в формировании личности. И ближе к трем годам карапуз выносит самые простые абстрактные суждения (“это плохо”) и может объяснить некоторые причинно-следственные связи между событиями.

В принципе, если ребенок совсем не «запущен» родителями, к двум годам он освоит определенное количество слов, чтобы худо-бедно доносить до взрослых свои мысли и намерения. Тем не менее многие родители (может, это и к лучшему) не хотят пускать процесс на самотек и стремятся к тому, чтобы научить говорить ребенка как можно раньше и потом развивать в нем этот навык. Если вы – из их числа, то, возможно, вы найдете интересными следующие рекомендации.

Как научить ребенка говорить как можно быстрее и правильнее:

- Разговаривайте со своим чадом с первых дней жизни – пусть он еще улавливает только вашу интонацию, а не смысл сказанного, зато у него идет пассивное накопление словарного запаса, и ближе к году это поможет ему начать говорить осмысленно. Именно так растят детей в Японии, где дети начинают говорить раньше, чем ходить.

- Откажитесь от частого использования соски-пустышки. Согласно ряду исследований, дети, постоянно (по несколько часов в день) сосущие соску, начинают говорить позже сверстников, кроме того, у них могут быть проблемы с артикуляцией из-за неправильного формирования прикуса.

- Не коверкайте слова. Некоторым мамам трудно удержаться от сюсюканья, но логопеды утверждают, что это не помогает развитию речи ребенка, скорее наоборот. Пусть малыш в свое удовольствие называет булочку «бубаськой», а кошку «кикя», но от родителей он должен слышать правильное произношение, иначе он усвоит исковерканный вариант и впоследствии его придется переучивать.

- Чтобы научить ребенка говорить, развивайте у него мелкую моторику рук. Дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и координацию пальцев рук, находятся рядом. Играйте с ним в пальчиковые игры, стимулируйте его к тому, чтобы он научился совершать руками такие операции, как застегивание пуговиц, завязывание шнурков, пусть малыш учится обращаться с ложкой и цветными мелками.

- Поощряйте познавательные потребности крохи. Чтобы научить ребенка говорить, мало развивать его артикуляционные навыки, нужно еще, чтобы он в уме соотносил слова с соответствующими предметами и явлениями. Поэтому, когда ребенок без конца пристает к вам, тыкая пальцами в различные предметы, чтобы вы сказали, как они называются, не пытайтесь отделаться от крохи, а рассказывайте ему обо всем, что ему интересно.

 

- Читайте малышу побольше книжек (особенно маленьким детям нравятся простые ритмичные стишки с яркими картинками). Это не только развивает воображение, но и способствует расширению словарного запаса и закреплению в памяти уже известных ребенку слов. Заметьте момент, когда малыш начал интересоваться книжками (не с точки зрения того, чтобы их порвать и погрызть), и сделайте чтение частью режима дня ребенка.

- Обязательно объясняйте малышу значения новых слов, используя только уже знакомые ему слова. Не стремитесь сразу сформировать у него огромный словарный запас; чтобы быстрее научить ребенка говорить, общайтесь с ним, употребляя для обозначения окружающих объектов и действий сначала одни и те же простые слова – так ему легче будет сформировать начальный багаж. После того как он их освоит и сможет свободно коммуницировать с вами, придет время для расширения синонимического ряда.

- Чтобы ребенок научился говорить предложениями и более ясно и связно излагать свои мысли, почаще вовлекайте его в диалог, задавайте ему побольше вопросов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mama_nauchi_menya_govorit.pptx1.55 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Мама, научи меня говорить!»

Слайд 2

« Нарисуй цветочек»

Слайд 3

Мое Солнышко»

Слайд 4

Речевое развитие детей 3- 4 лет Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная жизнь. И от того , как прошло его детство, кто держал его за руку, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит , каким человеком станет сегодняшний малыш. А. В. Сухомлинский

Слайд 5

Вторая младшая группа (дети от 3 до 4 лет) Звукопроизношение Дети 3-4 лет часто один и тот же звук могут произносить то правильно, то неправильно (или даже пропускать его). Часто твёрдые согласные заменяются на мягкие Нередко они переставляют в словах звуки и слоги, а при произнесении сочетания согласных один из звуков пропускают или произносят неправильно (при этом каждый звук в отдельности произносят верно). У некоторых детей наблюдается сокращение слов. Трехлетние малыши часто заменяют звуки «Р» и «Л» более мягкими звуками «ЛЬ», «Й».

Слайд 6

Звукопроизношение: Твёрдые согласные могут произноситься смягчённо (« лёзецька » вместо «ложечка») Свистящие звуки – С,З,Ц - произносятся недостаточно чётко, пропускаются(«абака» вместо «собака»), заменяются: С=Ф( фобака-собака ), З=В( вамок-замок ), Ц=Ф( фыплёнок-цыплёнок ), С=Т( тобака-собака ), З=Д( дамок-замок ), Ц=Т( тветок-цветок ). Шипящие звуки – Ш,Ж,Щ – пропускаются( апка-шапка ), заменяются: Ш=С,Ф(сапка, фапка-шапка ), Ж=З,В( зук,вук-жук ), Ч=Ц,ТЬ( оцки,отьки-очки ), Щ=СЬ,ТЬ( сётка,тётка-щётка ) Звуки Л и Р пропускаются( ампа-лампа , ука-рука ), заменяются на ЛЬ( люка-рука ),на Й( юка-рука ) В словах из 4-5 слогов пропускают слоги, звуки, переставляют их ( тематура=температура )

Слайд 7

Средняя группа (дети от 4 до 5 лет) Звукопроизношение У детей 4-5 лет, как правило, появляется устойчивый отдельный звук «Р», но он еще недостаточно автоматизирован в речи и часто в словах заменяется другими звуками. К этому возрасту большинство детей осваивает шипящие звуки, хотя может наблюдаться неустойчивость их произношения. Произносит звуки «Ш», «Ж», «Щ», «Ч», «Л», «Р». Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи. У большинства детей звукопроизношение нормализуется, у некоторых наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие произношения звука «Р». Определяет наличие заданного звука в слове. Находит место звука в слове по трём позициям (начало, середина, конец).

Слайд 8

Игрушки и игры для развития речи: Наборы игрушек (животных, птиц…) - для уточнения произношения в звукоподражаниях: Му-у-у, И-го-го, Бе-е-е, Мяу-мяу, Гав-гав и т.д. («Угадай, кто кричит?», «Большой-маленький» - произношение звукоподражаний голосом различной высоты, силы и тембра,например, как мяукает кошка, а как котёнок) ; - для организации сюжетно-ролевых игр («Зоопарк», «Ферма»)

Слайд 9

Кубики ( развитие мышления, речи, умения работать по образцу )

Слайд 10

Удивительный пластилин

Слайд 11

Мягкие игрушки, игрушки, надевающиеся на руку (варежка) и на палец (пальчиковые игрушки): развивают моторику, интонацию голоса, звукоподражательные навыки. Используются для проигрывания знакомых сказок .

Слайд 12

Игрушки и предметы из различных материалов – деревянные, пластмассовые, меховые, тканевые, вязаные, металлические и т.д. Обогащают словарный запас (активный и пассивный) словами-названиями предметов и их частей, признаков. Игры: «Чудесный мешочек», «Узнай игрушку по описанию» (" Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко » - Зайчик), «Назови части целого»( кот - туловище, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы).

Слайд 13

Несколько способов использования детского лото для развития речи: Проговаривать названия картинок четко и внятно. Когда картинка закрывается, отрабатывать окончания Родительного падежа: был мяч – нет мяча Когда все картинки уже закрыты – вспомните их и назовите: развитие памяти Назови каждое слово на твоей картинке ласково: м ячик, белочка Назови два-три действия, связанных с картинкой: прыгает, скачет, катится Назовите 2-3 признака предмета, изображенного на картинке: круглый, красный, резиновый. Детское лото и другие настольно-печатные игры : Закрывая картинки на листе маленькими карточками, можно одновременно преследовать несколько дидактических целей. Итак,

Слайд 14

« Связующая нить»

Слайд 15

Синяя птица СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация -практикум для родителей младшей группы Мама, научи меня говорить!

консультация -практикум  знакомит родителей с особенностями развития речи детей 3-4-х лет и с разнообразными способами использования игрушек и игр для речевого разития ребёнка в семье....

НАУЧИТЕ МЕНЯ ГОВОРИТЬ! часть 1 - "Развитие речи малыша"

Консультация для родителей, была выполнена в виде буклета с использованием программы Microsoft Publisher.консультация состояла из 4 частей....

НАУЧИТЕ МЕНЯ ГОВОРИТЬ! часть 2 - "Малыш начинает говорить"

Консультация для родителей, была выполнена в виде буклета с использованием программы Microsoft Publisher.Консультация состояла из 4 частей....

НАУЧИТЕ МЕНЯ ГОВОРИТЬ! часть 3 - "Малыш должен общаться"

Консультация для родителей, была выполнена в виде буклета с использованием программы Microsoft Publisher.Консультация состояла из 4 частей....

Консультация - практикум для родителей младшей группы: "Мама, научи меня говорить !".

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет            в условиях семьи....

Мама, научи меня говорить!

Консультация - практикум для родителей детей младшего возраста. Поможет родителям при создании условий в семье для речевого развития ребенка 3-4 лет....

"Мама, научи меня говорить!" презентация для родителей

Круглый стол для родителей «Мама научи меня говорить!» о подборе игр и игрушек для развития речи в домашних условиях.Нельзя учить малыша только словами, не используя игрушки и игровые мате...