Развитие трудовой деятельности дошкольников.
консультация (старшая группа) на тему

Балашова Татьяна Анатольевна

Данный материал поможет родителям приобщить своих детей к труду, научит детей уважать труд взрослых, развить навыки самообслуживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons_dlya_rod_trudovaya_deyatelnost_detey.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие трудовой деятельности дошкольников

   Консультация для родителей

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – дело огромной  важности. Уважение к своему труду, труду взрослых и  трудолюбие необходимо воспитывать с детства.

 Основная задача трудового воспитания у дошкольников – формирование положительного отношения к труду, то есть:

1. ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережное отношение к его результатам;2. организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

                     В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда.

 Самообслуживание – формирование навыков приёма пищи, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены (горшком, носовым платком, полотенцем, зубной щеткой, расческой, щеткой для одежды и обуви и пр.); воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта. Формировать навыки самообслуживания начинаю с самого раннего возраста. В группе раннего возраста (яслях) детей учат пользоваться горшком, салфеткой, пользоваться ложкой, самостоятельно надевать и снимать одежду, аккуратно складывать её в шкаф или на стул. С возрастом эти навыки постепенно закрепляются и дети стараются дома самостоятельно раздеться или сесть на горшок.

 Хозяйственно-бытовой труд – развитие у детей хозяйственно- трудовых навыков в быту (протирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного  белья (носочки, платочки), уборка игрушек и наведение порядка в групповой комнате. Можно попросить детей отобрать книги, которым требуется ремонт. Дома родители могут проконтролировать, как ребёнок убирает игрушки после игры, или своё рабочее место после рисования (лепки). Так же можно  попросить помощь у своего ребёнка в уборке квартиры, или сервировки стола.

 Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на своей прогулочной площадке, цветнике (прополка, полив, рыхление), уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, протирание листьев). В зависимости от времени года на площадке всегда есть работа. Это и уборка листьев осенью. При помощи грабель и тачек дети с большим удовольствием свозят упавшие листья в кучку.  Зимой сгребание снега в горки, или сооружение крепости превращаются в настоящую игру.

Ручной труд – самостоятельное (или с помощью взрослых) изготовление из бумаги, картона, природного и бросового материала  поделок и предметов, пригодных в быту и для игр ребенка (коробочки, настольные игры, игровой материал и пр.).

Так, начиная с раннего возраста, у детей формируются навыки труда (самообслуживания), направленные на удовлетворение личных потребностей. Они связаны с процессами одевания, раздевания, приема пищи, с соблюдением элементарных навыков личной гигиены. В совместной со взрослыми деятельностью детей знакомят с новыми трудовыми операциями: поставить посуду, протереть стол, убрать игрушки. На прогулке дети могут помочь взрослому убрать на дорожках и скамеечках листву, собрать лопаткой снег. В уголке природы вместе со взрослыми поливают цветы, кормят живых обитателей.

Обучая детей младшего дошкольного возраста навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является  достижением ребенка этого возраста, важнейшим фактором формирования трудолюбия. От взрослого требуется огромное терпение и педагогический такт, чтобы не погасить детскую инициативу. Необходимо поощрять инициативу детей помогать друг другу и взрослым. Хозяйственно-бытовой труд детей этого возраста сводится к выполнению простейших поручений, но и этот труд следует всячески поощрять. Необходимо, чтобы труд был посильным, однако уже в этом возрасте они должны почувствовать, что всякий труд связан с преодолением трудностей. Следует учить детей трудиться рядом друг с другом, распределять трудовые поручения, тем самым приучая их к коллективному труду.

В среднем дошкольном возрасте совершенствуются навыки, которыми дети овладевали ранее. Но большое внимание уделяется исполнительности, умение доводить начатое дело до конца: одеваться, раздеваться, не разбрасывать свою одежду, выворачивать её, вешать в шкафчик,  принимать пищу аккуратно, не разговаривать во время еды. Эти задачи решаются успешнее при использовании игровых приемов и систематическом контроле за действиями детей. В этом возрасте у ребенка появляется стремление научить товарища тому, что умеет сам.

 Хозяйственно-бытовой труд начинает занимать значительное место в жизни детей, основной формой являются различные поручения. Дежурство для детей является показателем того, чему дети научились. Этот сервировка стола к обеду, помочь в уборке посуды после еды. Дежурные помогают подготовиться к занятию, раздавая кисточки, краски, клей. Дети выполняют не только отдельные трудовые действия (вытираю кубик), но учатся выполнять целые трудовые процессы (намочить тряпочку, протереть кубики, выполоскать тряпочку, высушить, убрать на место).

Во время занятий ручным трудом дети осваивают простейшие навыки изготовления поделок из бумаги, картона, пластилина и природного материала.

У детей старшего дошкольного возраста особое внимание надо обращать на то, чтобы трудовыми навыками ребенок пользовался осознанно (понимал необходимость чистить зубы, пользоваться носовым платком, полоскать рот после еды и пр.). Дети уже самостоятельно одеваются, раздеваются, следят за чистотой одежды, порядком в своем шкафчике и в групповой комнате. Детей приучают бережно относиться к своим вещам, чистить и просушивать одежду и обувь. В детях воспитывают чуткость, доброту, отзывчивость, умение приходить на помощь своим друзьям, младшим и старшим членам семьи.

Со старшей группы расширяется содержание хозяйственно-бытового труда детей. Особое внимание уделяется формированию навыков организации коллективной семейной трудовой деятельности. Детей приучают выслушивать задание, продумывать план работы, готовить все необходимое для ее проведения, быть аккуратными во время работы, не мешать работать другим членам семьи, помогать им, не бросать дело, не закончив его, не стесняться просить помощи. Наряду с участием в коллективной деятельности дети выполняют и индивидуальные поручения, различные как по трудности, так и по характеру.

 Важно помнить, что ребенок – это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать его труд. У ребенка теряется интерес к трудовой деятельности, если выполненная им работа осуждается или переделывается взрослыми на его глазах. Очень важно похвалить ребёнка за его труд, даже если он сделал что-то не так, как вам хотелось. Скажите ему, что без его помощи вы бы не справились, пусть ребёнок ощутит свою значимость в своей семье.

Уважаемые родители, помните, что только труд поможет детям вырасти самостоятельными, дисциплинированными, ответственными членами нашего общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Трудовая деятельность дошкольников с отклонениями в развитии».

Развитие ребенка происходит под влиянием наследственных и врожденных факторов, осуществляется на фоне роста и созревания организма, зависит от системы воспитания, уровня развития общества, в котором о...

развитие трудовой деятельности дошкольников

Главная задача трудового воспитания дошкольников - формирование правильного отно­шения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой,...

Консультация для родителей «Нравственное воспитание в процессе развития трудовой деятельности дошкольника»

Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педа­гогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания...

Модель развития трудовой деятельности детей. Трудности в организации трудовой деятельности дошкольников.

Не  нужно, наверное, никому  доказывать  важность  вопроса  трудового  воспитания  детей.  Все мы  знаем,  что  трудовое воспитание  - это...

Консультация для воспитателей "Нравственное воспитание в процессе развития трудовой деятельности дошкольника".

Трудовая деятельность несёт в себе богатые воспитательные возможности. В труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми....

«Разработка модели развития трудовой деятельности дошкольников»

Почему вопросу трудового воспитания мы уделили пристальное внимание? Ведь родители отдают предпочтение развитию интеллектуальных способностей детей, чем воспитанию у них трудолюбия. Может, в...