Доклад на тему: «Дидактические игры и их влияние на экологическое воспитание детей в процессе ознакомления с природой».
статья (младшая группа) на тему

Кулик Нина Андреевна

Доклад  на тему: «Дидактические игры и их влияние на экологическое воспитание детей в процессе ознакомления с природой».Сегодня экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на планете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад  на тему: «Дидактические игры и их влияние на экологическое воспитание детей в процессе ознакомления с природой».

Сегодня экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на планете. Экологическое образование – это к тому же огромный потенциал всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство с миром природы позволяет детям овладеть умениями:

• анализировать (наблюдая за объектом природы, дети рассматривают и изучают его строение);

• сравнивать (находят сходство и различие природных объектов);

• устанавливать взаимосвязь (дети находят механизмы приспособления растений и животных к сезонным изменениям и среде обитания);

• обобщать, классифицировать (дети овладевают умением объединять животных, растения в группы на основе выделения существенных признаков)

Период дошкольного детства - наиболее благоприятен для закладки основ (начал) экологической культуры, экологического сознания как личностных образований, характеризующих специфику познания дошкольниками природы и отношения к ней.

Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. Это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети

В процессе дидактических игр дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Применяю дидактические игры, различные по характеру используемого материала: игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры.

Предметные игры - это игры, как с игрушки, так и реальными предметами, например, различными природным материалом (листьями, семенами). Игры с природным материалом наиболее эффективны при ознакомлении детей с природой; поэтому включаю их в работу с детьми с самого раннего возраста. Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – всё это использую при организации и проведении дидактических игр этого вида [10]. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом, одновременно прикасаются к природе, учатся беречь листик, цветок, плод.

С детьми младшего и среднего дошкольного возраста организую игры на классификацию: «Две корзины», где дети сортируют фрукты и овощи, листья и плоды; «Узнай и назови» с постепенным усложнением: сначала узнавание предметов по внешнему виду, потом на ощупь

В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходство со знакомыми предметами. Это очень радует детей и способствует развитию наблюдательности, воображения, интереса и любви к природе

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей при ознакомлении с миром животных и растений, явлениями0 живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «Лото», «Домино», «Парные картинки», «Разрезные картинки», «Кубики» и направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов Настольно-печатные игры включаю в работу с детьми всех

озрастных групп, особенно старших. Эти игры содействуют формированию конкретных представлений о животных «Зоологическое лото», растениях «Ботаническое лото», приобретению более точных знаний о местах обитания, сообществах. Также для развития творческого воображения провожу игру с кубиками или разрезными картинками «Необычное животное». Здесь дети, у которых уже накоплен запас знаний, придумывают необычное животное, среду его обитания, способ передвижения и т.п. Очень нравится детям игра «Исправь ошибку», или «Что напутал художник?». Такие игры учат анализировать, доказывать, отстаивать свою точку зрения.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам; внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь

Дети самостоятельно решают разнообразные познавательные задачи: описывают объекты, выделяют их характерные признаки, отгадывают по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы, объединяют их по разным свойствам и признакам. Этот вид игры использую чаще в работе со старшими дошкольниками и детьми, имеющими более высокий уровень экологических представлений. Например, в игре «Закончи предложение» - говорю начало фразы, а дети придумывают конец: «Птицы улетают осенью в тёплые края, потому что…», «Деревья осенью сбрасывают листву, потому что…», «Я люблю осень, потому что…» В игре «Что не так?», дети находят неточность и исправляют её. «Зимой можно купаться в речке, загорать на пляже. Так ли это? Почему?» .

Интересными являются игры в загадки-описания – они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. «Я загадала плод: круглый, оранжевый, растёт на дереве». Предлагаю детям придумать самим загадки. Игры могут быть разными: «Что бывает зелёным? Жёлтым?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает – не летает», «Животное домашнее или дикое». Во всех случаях словесные игры закрепляют знания дошкольников, заставляют думать, анализировать.

Использую дидактические игры для обогащения экологических представлений с учетом представлений, которые уже сформированы у детей. Например, для детей старшего дошкольного возраста организую следующие игры:

- многообразие и разнообразие природных объектов: «Загадай, мы отгадаем», магазин «Овощи-фрукты», «Семена», «Вершки и корешки», «Что за птица?, «С какого дерева лист?», «Чудесный мешочек», «Назови меня», «Птички на кормушках», «Кто как голос подаёт?»;

- взаимосвязь в природе: «Закончи предложение», «Не ошибись!», «Кто, что, из чего и чем?», «Какое время года?», «Путешествие», «Кроссворды», «Угадай, какой ты зверь», «Хищники и травоядные», «Пищевые цепочки», «Загадочная тропинка», «Лиса и зайцы», «Выбери правильную дорогу» [5];

- человек как часть природы: «Не ошибись!», «Кто и что делает из дерева?», «Что вырастили люди?», «Природа и человек», «Подбери пару»;

- культура поведения в природе: «Путешествие в мир природы», «Путешествие капельки», «Экологическая тропа», «Пирамидки», «Угадай правило», «Выбери правильно дорогу», «Природоохранные знаки» .

Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Дидактические игры необходимо использовать не только в свободной деятельности воспитанников, но и включать в занятия:

- по развитию речи (составления описательных и сравнительных рассказов и экологических сказок, придумывание загадок, рассказов из личного опыта детей);

- по математике (счет предметов, лабиринты, задачи экологического воспитания);

- по ознакомлению с окружающим.

Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить и во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников .

Таким образом, дидактические игры формируют систему основных экологических понятий, правильное отношение к явлениям природы и их объектам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края

Практико-ориентированная работа по теме: "Методика экологического воспитания дошкольников"...

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрени...

Опыт работы. Дидактические игры и их влияние на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Опыт работы. Дидактические игры и их влияние на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомление с природой родного края....

Статья для педагогов детского сада на тему: «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой в соответствии с ФГОС ДОУ».

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:·         воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспита...

Статья на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"

Статья на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"...