Диагностика леворукости в младшем дошкольном, дошкольном и школьном возрасте под ред. А.А. Реан
консультация на тему

Диагностика леворукости в младшем дошкольном, дошкольном и школьном возрасте  под ред. А.А. Реан

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал для практического занятия

Ничипорюк Е.А.

Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей./ Под ред. А.А. Реан. – СПб: “прайм-ЕВРО-ЗНАК”, 2003. – 224 с. – С.49-52

Диагностика леворукости в младшем дошкольном, дошкольном и школьном возрасте

Предлагается сокращенная батарея тестов, которая может быть использована для определения леворукости ребенка.

Эти тесты содержат игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Взрослый должен сесть напротив ребенка (лучше за столом), но не сбоку. Обстановка обследования должна быть спокойной, благожелательной, не следует фиксировать внимание ребенка на том, что вы определяете “рукость”. Начать можно следующими словами: “Сейчас мы с тобой поиграем” или “Давай-ка мы поработаем вместе, я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить”.

Все приспособления, пособия, предметы следует класть пе ред ребенком строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.

Первое задание — рисование. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нари совать то, что он хочет (или может). Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: “Я не умею”, “У меня не получится”. Можете успокоить его: “Я знаю, что это трудно, нарисовать такой же рисунок левой (правой) рукой, но ты постарайся”, подбодрить, что он делает все верно. В этом задании учитывается не только то, какой рукой ребенок работает, но и при работе какой рукой лучше качество выполнения рисунка.

Второе задание — открывание небольшой коробочки, например, спичечного коробка. Ребенку предлагается несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: “Найди спичку в одной из коробочек”. Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает).

Третье задание — “Построй колодец из палочек (спичек)”.

Четвертое задание — “Игра в мяч”. Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч несколько раз.

Пятое задание — вырезание ножницами по контуру рисунка из любой открытки (вырезать цветок, зайчика, Чебурашку и т. п.).

Шестое задание — нанизывание бисера (или пуговиц - для младших школьников) на иголку с ниткой или нитку с проклеенным кончиком. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение, независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку.

Седьмое задание — выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько пузырьков (2-3) с завинчивающимися крышками. Ведущая та рука, которая более активна. Учтите, ребенок может держать пузырек за крышку, а крутить сам пузырек.

Восьмое задание — развязывание узелков. Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).

Девятое задание — “Построй из кубиков дом, ограду и т. п.”. Как ведущая оценивается рука, чаще берущая, укладывающая и поправляющая кубики.

Результаты исследования заносятся в специальную таблицу

Фамилия, имя _________________________

Возраст _______ Дата тестирования ________

Тесты

Левая рука

Обе руки

Правая рука

1.

+

2.. %•,':..•

+

3. -^У;

+

При выраженном предпочтении левой руки ставится знак плюс (+) в графу “Левая рука”, при предпочтении правой — в графу “Правая рука”. Если при выполнении теста ребенок оди наково часто использует как правую, так и левую руку, знак плюс ставится в графу “Обе руки”.

Последний, но очень важный этап работы — выяснение, имеются ли у ребенка родственники-левши (братья, сестры, ро дители, бабушки, дедушки). Этот вопрос выясняется в беседе с родителями (если тестирование выполняет учитель). При наличии семейной леворукости заносится знак плюс в графу “Левая рука”.

Леворуким считается ребенок, получивший больше плю сов в графе “Левая рука”. Если такой ребенок берет ручку в левую руку и пытается писать ею, нецелесообразно его переучивать и заставлять писать правой рукой. Переучивание отрицательно сказывается на формировании функциональных систем развивающегося мозга. Но даже если ребенок получил больше плюсов в графе “Правая рука”, но рисует левой рукой и качество рисунка выше, чем при рисовании правой рукой, не следует принуждать его писать правой рукой (в том случае, если он сам пытается писать левой).

При выборе ведущей руки (т. е. фактически при определении, какой рукой ребенок будет писать) возникают некото рые сложности у амбидекстров (тех детей, которые одинаково хорошо владеют и правой, и левой рукой). Часто взрослые придерживаются такой позиции: “Какую руку чаще использует, пусть той и пишет”. Французские ученые, специально изучавшие виды предпочтения рук, показали, что есть дети левши по графическим навыкам и правши по бытовым и наоборот, правда, такие случаи редки. Как правило (в 90 % случаев), “графические” левши оказываются и бытовыми левшами. Есть дети — амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов затрудняет выбор. Поэтому необходимо в каждом конкретном случае учитывать все возможные варианты амбидекстрии:

1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, то есть одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой. Как правило, эти дети — левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму идет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным.

2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и школьного возраста в условиях модернизации

Мелкая моторика, развитие речи, работа с родителями, палочки Кюизенера...

Преемственность в гражданско-патриотическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста в контексте современных условий.

Выступление в рамках районного ежегодного патриотического месячника. Представлен опыт работы МДОАУ Детского сада №5 "Солнышко" п Серышево по преемственности в работе с МАОУ СОШ №1 им.Сергея Бондарева ...

Диагностика восприятия детей младшего дошкольного возраста

В статье преставлена часть эксперимента по диагностики восприятия детей младшего возраста, раскрывающая сильные и слабые стороны диагностирования. Данные эксперимента подтверждают значение диагности в...

Макет электронной формы для проведения обследования речи детей «Диагностика устной речи» для детей старшего дошкольного/начального школьного возраста (по адаптированной методике Т.А.Фотековой)

Обеспечение процессов диагностики развития речи является одним из основных направлений деятельности в работе учителя-логопеда.В общем случае в ходе процессов диагностики должно быть обеспечено решение...

Методика диагностики коммуникативных навыков дошкольного и школьного возраста детей в хоровом коллективе.

         Хоровое пение – активная форма музыкальной деятельности, в которую включены все важнейшие психофизиологические системы человека, что определяет огромные ...