Презентация "Сенсорное развитие детей 3-4 лет"
презентация урока для интерактивной доски (младшая группа) на тему

Морозова Анастасия Сергеевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка » «Развитие сенсорных способностей детей» Воспитатель: Морозова Анастасия Сергеевна


Предварительный просмотр:

Слайд 1

«Роль семьи и ДОУ в художественно-эстетическом воспитании детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Морозова А.С.

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно- эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходят качественные изменения в творческой деятельности. Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов и поступков.

         В свою очередь художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

Слайд 2

Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 44, п.1) родители (законные представители) являются непосредственными участниками образовательных отношений и имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. В семье закладывается фундамент будущей личности, поскольку в рамках индивидуальной семейно-бытовой культуры содержаться те ценности, которые будут путеводными в жизни малыша, те знания и смыслы, которые станут основополагающими в становлении интеллекта, добропорядочности, эстетического восприятия мира, бережного отношения к результатам человеческого труда и достояниям культуры.  Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания.

Слайд 3

Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

         К сожалению, некоторые родители считают, что основной задачей воспитания в дошкольный период должна быть подготовка ребенка к обучению в школе, поэтому вопросам эстетического воспитания не обязательно отводить много времени.  Вместе с тем, исследования современных ученых доказывают, что эстетическое развитие положительно влияет на уровень общей подготовки к школе. Возникает необходимость педагогического просвещения родителей в сфере художественно-эстетического воспитания, вовлечения их в педагогический процесс дошкольного учреждения.

В начале учебного года мы провели анкетирование родителей на тему «Значение творческой деятельности для общего развития ребенка», (составитель анкеты Елена Павловна Арнаутова), которое помогло выявить интересы родителей, их представления о процессе художественно – эстетического развития детей.

Результаты показали:

 50% опрошенных родителей понимают значение творческой деятельности для общего развития ребенка

 35% — активно помогают ему в развитии его творческих способностей

 15% — нуждаются в консультативной помощь по развитию творческих способностей детей младшего возраста.

Все это помогло спланировать дальнейшую работу по художественно – эстетическому направлению.

Для активизации родителей в образовательный процесс были предложены традиционные методы и формы общения: родительские собрания, которые направлены на взаимное общение педагогов и родителей по актуальным проблемам художественно- эстетического развития детей, а также на расширение педагогического кругозора родителей.

Слайд 4 – 5.

Немаловажную роль в повышении уровня в педагогической культуре родителей и семейного воспитания детей сыграли наглядно – информационные формы работы. Ответы на интересующие вопросы родители могли найти в папках – передвижках: «Нетрадиционное рисование в детском саду», «Развиваем музыкальную культуру ребенка» и др. В содержании папок мы включили конкретные памятки, рекомендации, советы родителям.  На тему «Нетрадиционные техники рисования» нами был проведен мастер-класс для родителей, на котором мы ознакомили их с различными техниками рисования, такими как: кляксография, выдувания, монотипия, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, рисование ватными палочками и др.

Слайд 6

Традиционными в ДОУ стали дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие.

Слайд №7

Личный пример педагога – действенный образец для родителей. Представленный материал с различных конкурсов: пгт. Излучинск «Мамы и детки» - участие; районный конкурс газет «СемьЯ» - 2 место, пгт. Излучинск –ежегодный лыжный забег – участие, пгт.Излучинск «Супер папа» - кубок победителя, пгт.Излучинск «Ай, да мама!» - 2 место, призеры спортивных мероприятий «Мама, папа, я – спортивная семья» стимулировал родителей на участие в конкурсах, олимпиадах, выставках.  

Слайд №8

Вместе с детьми мы изготовили групповую работу на тему: «Краски осени». Работу отправили на конкурс и когда получили первый наш диплом, ребят переполняло чувство радости и восторга, а родители испытали чувство гордости за своих детей. Это было хорошим толчком для начала активного сотрудничества родителей и ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию детей.

Слайд 9

Вскоре на наше предложение поучаствовать уже в международном конкурсе «Дары осени» откликнулись многие родители и результат был, что говорится на лицо: наши участники стали обладателями дипломов первой и второй степени.

Слайд № 10

Особое место во взаимодействии с родителями имела организация выставки совместного детского творчества и родителей на тему: «Моя семья», работы так же были отправлены на конкурс и имели призовые места. Традиционно у нас проводятся музыкальные праздники и развлечения, участниками которых являются родители воспитанников и дети.

Слайд №11

Так же для художественно-эстетического воспитания мы используем такую форму работы, как посещение театров и организация театрализованной деятельности непосредственно в детском саду.

Слайд №12

Привлечение родителей к участию театральных спектаклях, к изготовлению театральных костюмов, к оформлению прогулочного участка в разное время года, повышать ответственность родителей, совершенствует их педагогические знания.

В заключение необходимо отметить, что совместное участие педагогов, детей и родителей в различных конкурсах, мероприятиях позволило:

– положительно, эмоционально настроить педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Позволило родителям почувствовать уверенность в том, что педагоги всегда помогут им в решении педагогических проблем, поскольку будут учтены индивидуальные возможности, способности ребенка и мнение семьи.  

– родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей.

– реализацию программы «Югорская семья- компетентные родители».

Слайд № 13

Мы убеждены в том, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей 3-4 лет.

Подготовил: воспитатель МБДОУ

«Излучинский ДСКВ «Сказка»

Морозова А.С.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/10f7/0006660e-49eece48/hello_html_76e7a943.jpg

                     Излучинск,2017

Дидактические игры по сенсорному развитию для детей 3-4 лет.

                        «Укрась бабочку»

Цели:

Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг,   о  понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.

Материалы:

Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.

В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.

«Почини одежду зайчатам»

Цели:

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

Материалы:

Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.

Ход игры:

Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.

Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?

Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались.  (Показывает шорты и юбки из картона).

Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?

Дети: на треугольник, квадрат и круг.

Воспитатель: Правильно.

Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки» (столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.

Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!

«Спрячь мышку».

Цели:

Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.

Материал:

Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов (20 – 15), посредине белый квадрат( 8-8 ), на которых нарисована мышка (Мышкин домик ), квадраты тех же шести цветов – дверцы        ( 10х10 ), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.

Раздаточный: такой материал меньшего размера - цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Ход игры:

Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее.  Дети по очереди гладят мышку.

- А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».

Сначала мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите, в окошко, выглядывают мышки.

Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку.

Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.

Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».

«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит, не найдя мышку.  Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов.   «А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки».

Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность обшившимся детям. Исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

Игры с бельевыми прищепками.

Цели:

Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.

Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

Ход игры:

Взрослый: Отгадайте загадку.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

Дети: Это рыбка. Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик?

Дети показывают глазик

Взрослый: А где у нее ротик?

Дети показывают на рисунке ротик рыбки.

Взрослый: А где у нее хвостик и плавники?

Дети показывают хвостик и плавники.

Взрослый: А теперь давайте сами сделаем рыбок.

Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.

Взрослый: Отгадайте, кто это такой:

На спинке иголки, длинные, колкие.

А свернется в клубок — ни головы, ни ног.

Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?

Дети показывают.

Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.

Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам). Ой!  Какой ежик стал колючий!

А вот новая загадка.

Колкую, зеленую срубили топором.

Красивую, зеленую принесли к нам в дом.

Дети. Это елочка.

Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.

Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.

Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!

Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?

Дети. Желтого.

Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку.  Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

Полянка.

Цели:

Учить группировать предметы по цвету.

Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.

Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».

Ход занятия:

Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим “на полянку”. Ой, куда мы попали?

А как ты догадался? Правильно.

В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.

Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте “полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.

Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.

Повторить можно с листочками разного цвета.

Игра-шнуровка.

Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.

Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.

В этой игре не забыто также и развитие воображения: "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сути предмета".

Ловкость рук я развиваю

Со шнуровкою играю.

Тренирую логику

И мелкую моторику!

«Светофор», «Мишка».

Цель:

Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.

Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь.

Обогащать словарный запас.

Можно использовать следующие упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.

Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.

Подбери чашки к блюдцам.

Цели:

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.

Материалы:

Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.

Ход игры:

В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца (показывает)

Какие? (Ответы детей).

На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? (Ответы детей). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней?   (Ответы детей).

Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.

Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки.  Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.

Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.

«Бусы»

Цель:

укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости

Материалы:

пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.

Ход:

Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус.  После этого ребёнок приступает к созданию бус.

«Заплети косичку»

Цель:

развивать умение плести косичку в три пряди, укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, воспитание усидчивости и терпеливости         в работе.

Ход:

Воспитатель прикрепляет жгутики (маленькие сплетённые косички) к стенду или к столу, так чтобы верхние концы были закреплены вместе или на близком расстоянии друг от друга, а нижние остались свободными. Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать, как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.

«Разложи фигуры по местам!»

Цель:

Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.

Материалы:

Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори.

Ход:

Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

«Найди окошко для фигурки»

Цель:

Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.

Ход:

Игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными конторами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек.

- Какая фигура подойдёт для твоего окошка?

Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка.

Д/И «ДЛИННЫЙ — КОРОТКИЙ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный — короткий», «длиннее — короче», развивать воображение, мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Сначала рассматриваем ленточки по длине,
 потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.

Д/И «ВКЛАДЫШИ»

 ЦЕЛЬ: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник). вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой детей в 4-5 чел. Воспитатель сначала показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур — круг, квадрат, треугольник.

Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 чел. Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают, какого цвета эти цветки. Потом воспитатель раздает детям по 4 маленьких карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек, какой показывает воспитатель.

Д/И «ОБВЕДИ И ЗАШТРИХУЙ»

 ЦЕЛЬ: Развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.
РУКОВОДСТВО: Сначала воспитатель показывает детям (2-3 чел.) трафареты геометрических фигур. Дети рассматривают, какого цвета, потом воспитатель показывает, как на белом листе бумаги он заштриховывает таким же карандашом, как и трафарет. Воспитатель раздает бумагу, трафареты, карандаши, а сам наблюдает, чтобы дети правильно подобрали цвет карандаша к трафарету.

Д/И «ОДИН – МНОГО»

ЦЕЛЬ: Развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов.
РУКОВОДСТВО: Игры проводятся с 2-3 детьми. Воспитатель показывает на магнитной доске картинки игрушек — одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям по показу найти и прикрепить такие же картинки.

Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КЛУБОЧКИ И ПРИЩЕПКИ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки, предлагает малышам смотать каждому по клубочку, а потом развесить прищепки на ручку корзинки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность

Д/И «БОЛЬШОЙ, ПОМЕНЬШЕ, МАЛЕНЬКИЙ»

 ЦЕЛЬ: Продолжать формировать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. на усмотрение фантазии воспитателя.

Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЛИ»

ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять сенсорные способности детей, умение набирать пипеткой по указанию и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает баночки с разноцветной гуашью. Сначала 2-х цветов, к концу года 4-х основных цветов. Раздает каждому рисунок и палитру с ячейками по цвету. Показывает действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.

Д/И «ПОКАЖИ ТАКУЮ ЖЕ»

ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел., так как надо сосредоточить внимание детей. Приходит в гости Зайка и приносит коробочку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель по отдельности показывает фигуру и ее цвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит показать ребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность.

Д/И «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ»

 ЦЕЛЬ: Формировать умение различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.
РУКОВОДСТВО: Занятие проводится с 5-6 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов). Воспитатель показывает или картинку определенного цвета или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом.



Предварительный просмотр:

Слайд №1

Семинар-практикум на тему: « Роль трудовой деятельности в формировании нравственно-волевых качеств у старших дошкольников»

Подготовил: воспитатель Морозова А.С.

Свое выступление я хотела бы начать с замечательных слов Василия Александровича Сухомлинского:

Слайд №2

«Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. Без труда человек становится пустым местом.» - считал В. А. Сухомлинский.

Труд  детей  дошкольного   возраста   является   важнейшим   средством воспитания. Трудовая деятельность – это деятельность, направленная на создание общественно полезных продуктов – материальных и духовных ценностей, необходимых человеку. Весь процесс воспитания детей в  детском  саду  может  и  должен быть организован так, чтобы они научились понимать  пользу  и  необходимость труда для себя и для коллектива, уметь согласовывать свои действия с действиями других участников труда, сообща добиваться достижения общей цели.  Относиться к работе  с  любовью,  видеть  в ней радость. Процесс труда бывает в той или иной степени трудным, связанным с напряжением, усилиями, преодолением внешних и внутренних препятствий. Поэтому особенно высокие требования предъявляет труд к волевым качествам – умению подчинять действия определённой цели, сознательно их регулировать, преодолевать возникающие трудности.

     Воспитывать правильное отношение к труду – это значит не только включать детей в трудовую деятельность, но и учить их уважать труд, понимать его значение в жизни, приходить на помощь другим, не ожидая просьбы. При этом очень важно для воспитания у ребёнка положительного отношения к труду сделать его трудовую активность главным критерием оценки его личности (прежде всего активность в труде, который ребёнок выполняет по личному побуждению, самостоятельно, без контроля взрослого.)

 Поэтому задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста следующие: они представлены на слайде.

Слайд №3

Для формирования  нравственно-волевых качеств у старших дошкольников в своей практике мы используем различные виды труда, такие как :самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд и др.и такие формы как: поручения и дежурства.

Рассмотрим подробнее:

Разнообразные  виды  труда   неодинаковы   по   своим   педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном  этапе.  Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет  в  младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к  преодолению  трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного  возраста  этот  труд не требует усилий, для детей становится привычным.  Оценивая  воспитательное значение самообслуживания, прежде  всего,  следует  отметить  его  жизненную необходимость,  направленность   на   удовлетворение   повседневных   личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение  элементарных  трудовых  заданий приучает детей к систематическому труду. Дети  начинают  понимать,  что  все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями.  Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.

Слайд №4

Самообслуживание– это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание – раздевание, приём пищи, санитарно – гигиенические процедуры), это постоянная забота о  чистоте  тела,  о  порядке костюма,  готовность  сделать  для  этого  все  необходимое  и  сделать  без требований  из  вне,  из  внутренней  потребности,  соблюдать  гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей  к  труду  по  самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.

          В содержании труда по самообслуживанию у старших дошкольников входит и забота о себе: подготовка рабочего места перед началом  изо деятельности; уборка и даже мытьё (дома) чашки, ложки после еды, заправление постели, уборка игрушек, книг. Научившись самообслуживанию, ребёнок приобретает определённую независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе, приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за  собой  игрушки на  место  формулирует  у  них  самостоятельность, желание   и   умение   преодолеть препятствия.

Слайд№5

Хозяйственно – бытовой труд– ещё один вид труда, который ребёнок способен освоить в дошкольном возрасте. Этот труд как, не какой другой, дает  возможность  воспитать  у  детей аккуратность,  желание  поддерживать  чистоту  и  порядок. Содержанием этого вида труда для детей  старшего дошкольного возраста являются труд по уборке помещения (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять лёгкую мебель); участка (сгребать снег, убирать листья); труд по ремонту книг, игрушек, одежды). Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно – бытовой труд имеет общественную направленность. Ребёнок учится создавать  и содержать  в соответствующем виде окружающую его среду. Навыки хозяйственно – бытового труда ребёнок может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу.

     Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Важно формировать у дошкольников представление  о значении хозяйственно – бытового труда для всех и для каждого. Именно этот труд даёт возможность показать ребёнку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живёт. Если каждый из нас будет заботиться о том, чтобы вокруг было красиво, то не сможет бросить бумажку на пол и уж, конечно, не станет рисовать на стене. Только тот, кто не любит свой дом, может так поступать. Таким образом  воспитывается умение замечать непорядок и без напоминаний взрослого устранять его.

Слайд №6

    Труд детей в природе создает  благоприятные  условия  для  физического развития, совершенствует  движения,  стимулирует  действия  разных  органов, укрепляет нервную  систему,  большое  значение  имеет  труд  в  природе  для умственного и сенсорного развития детей.  В  этом  труде,  как  не  в  каком другом сочетается умственные и волевые усилия.

Труд в  природе  связан  с  расширением  кругозора  детей,  получением доступных  знаний,  например,  о  почве,  посадочном   материале,   трудовых процессов,   орудиях   труда.   Труд   в   природе   способствует   развитию наблюдательности,  любознательности  детей,  воспитывает  у  них  интерес  к сельскохозяйственному труду, и уважение  к  людям,  которые  им  занимаются.

      Результатом этого труда может быть материальный продукт (выращенные ребёнком овощи, посаженное им деревце и др.). Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых.

      Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат: посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.

Ухаживая за животными, выращивая растения, ребёнок всегда имеет дело с живыми объектами. Поэтому нужна особая осторожность, бережное отношение, ответственность. Отсутствие этих факторов может привести к гибели живого.

    Труд в природе даёт детям возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу.

      Этот вид труда даёт детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы и др.).

       Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

Слайд №7

Ручной труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека; развивает  конструктивные  способности  детей,  полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к  работе,  готовность справится  с  ней,  умение  оценить  свои  возможности,  стремление выполнить  работу   как   можно   лучше   (прочнее,   устойчивее,   изящнее, аккуратнее).

     В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона и пр. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

 При организации труда детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать такие факторы, как посильность труда, переключение на другие виды работы, смена рабочей позы (это снимает физическое утомление и способствует концентрации внимания), правильное чередование труда и отдыха детей.

        Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда  детей дошкольного возраста, которые мы тоже используем в своей работе: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.

Слайд№8

      Поручения– это обращённая к ребёнку просьба взрослого выполнить какое – либо трудовое действие. Трудовые поручения по форме организации могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности – кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми; по содержанию – соответствовать видам труда.

       Посредством  поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического.

       В старшей группе детского сада наряду с поручениями, предполагающими одно действие, есть такие, которые включают несколько взаимосвязанных действий (например, подобрать материал для ручного труда, разложить его на столы; помыть кисточки, поставить на место краски и чашечки и др.). Очень важно, что поручения дают возможность воспитывать у ребёнка чувство ответственности. Другой пример: труд в природе предполагает заботу о живых существах. Недобросовестный уход может навредить растению или животному. Поэтому, давая поручение, нужно объяснить («Поливай осторожно, не лей воду на корень, он может сгнить», «Не забудь покормить рыбок, они не могут терпеть голод». А также можно давать детям поручения с явно выраженной нравственной направленностью («Пойди в младшую группу, пригласи малышей к нам на праздник» или «Помоги Свете – она упала и испачкалась»).

      В старшей группе детского сада важно давать детям общие поручения  (для 6-ти человек).  Например, можно предложить перенести игрушки из помещения группы на территорию участка или наоборот. Дети должны согласовать свои действия, знать последовательность выполнения работы, самостоятельно оценить качество выполнения. Не всегда дошкольники могут справиться с таким сложным заданием, в таких случаях на помощь приходит воспитатель. Здесь важны и показ, и предложение, и совместное обсуждение процесса выполнения поручения и, конечно, результатов труда. Обращается внимание  на добросовестность, аккуратность выполнения, доведение дела до конца.

Слайд №9

         Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

        Представления детей о значении их труда неодинаковы. Так, некоторые ребята понимают, что дежурят для того, чтобы в группе был порядок. У них мотивация общей пользы проявляется в ответственном отношении к работе, инициативе, взаимопомощи. Большинство детей считает, что их труд нужен, чтобы помочь воспитателю и няне. А некоторые воспринимают только конкретное содержание работы дежурных: расставить посуду, убрать игрушки и т. д. Такое отношение к работе снижает уровень мотивации, отражается на её результатах и поведении детей.

     Следовательно, необходимо разъяснить общественный смысл работы, её пользу для себя и для других. Педагог формирует у детей представление о важности выполняемого ими дела для коллектива, воспитывает желание вовремя справиться со своей работой, проявляя заботливость об окружающих. Он обращается к дежурным как к своим помощникам, благодарит за своевременное выполнение обязанностей, учит всех детей относиться с уважением к их труду. Растут требования и к качеству работы дежурных, своевременному её выполнению, уровню самоорганизации. Дети должны проявлять достаточную деловитость, сноровку, сознательно выполнять предъявляемые требования.

Слайд №10

        Общий, совместный, коллективный труд. Данная форма организации труда детей прежде всего способствует решению задач нравственного воспитания.Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребёнок выполняет какую-то часть работы самостоятельно. При подобной форме организации работы каждый ребёнок имеет свой участок и отвечает только за себя.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде, - единая. При такой форме организации повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения.

Коллективной ,можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, коллективной, что она способствует работы. Коллективная форма потому и называется, что она способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений. Коллективный труд воспитывает чувство локтя, защищённость, взаимопонимание, создаёт положительный эмоциональный настрой.

Слайд №11

    В труде формируются  такие  качества  личности,  как  ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.

Выполнение   определенных    посильных    трудовых    обязанностей способствует    воспитанию    у     ребенка     чувства     ответственности, доброжелательности, отзывчивости, формируются ответственность и добросовестность в выполнении трудовых заданий, совершенствуются навыки коллективных взаимоотношений.

 

 Труд дает реальный результат. Под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Такое эмоциональное подкрепление результата труда составляет его главную педагогическую ценность.
Слайд №12

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию,обучению , оздоровлению детей и защите их прав». Подготовил: Морозова А.С.

Слайд 2

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность». В.А. Сухомлинский

Слайд 3

В основе современных требований к взаимодействию детского сада и семьи лежит идея о том, что ответственность за воспитание детей несут родители, а все другие социальные учреждения, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Времена, когда родители приходили в детский сад на праздники и утренники, родительские собрания, для оказания помощи, но не все и не всегда, когда беседа с родителями является монологом воспитателя, прошли. В настоящее время требуются новые подходы к работе с родителями, установление иных отношений. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Слайд 4

Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Все участники педагогического процесса - педагоги, дети и родители, сотрудники и руководители дошкольных образовательных учреждений имеют одинаковые права для участия в воспитательно -образовательном процессе. Взаимодействие - способ организации совместной деятельности с помощью общения.

Слайд 5

Главный момент в системе "семья - дошкольное образовательное учреждение" - личное взаимодействие педагогов и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений. Такие отношения возможны только в условиях "открытого" детского сада, причем должна существовать открытость и "внутрь" и "наружу". Что это значит? Открытость детского сада внутрь - это вовлечение родителей или других членов семьи в образовательный процесс, а открытость наружу означает, что детский сад открыт влиянию микросоциума и готов сотрудничать с расположенными поблизости социальными учреждениями: школой, библиотекой, учреждениями дополнительного образования.

Слайд 6

Основные направления взаимодействия ДОУ с родителями: 1.Укрепление здоровья. 2.Единое педагогическое пространство. .Формирование развивающей среды дошкольного учреждения, создание условий для гармоничного развития детей. .Организация защиты прав ребёнка. .Организация семейного досуга. .Обмен опытом между родителями.

Слайд 7

В семейной педагогике надо стараться не забывать о разносторонности формирования ребенка, надо иметь четкую систему целей воспитания, реализовать эти цели в комплексном плане, который должен быть конкретным. Надо поставить семейную педагогику на научную основу, осуществлять ее с учетом особенностей ребенка. И, наконец, вести воспитание строго согласованно с другими участниками семейного и общественного педсовета. А чтобы воспитание было успешным, надо соблюдать следующие условия:

Слайд 8

- семья должна выступать как единое целое, психологическая общность; -необходимо сохранять нормальный семейный микроклимат; -поддерживать оптимальный воспитательный климат; -в каждой семье должна быть четкая система воспитательных воздействий, а не "сиюминутное воздействие". Чтобы воспитать Человека нужно: -Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему. -Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе. -Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя, и будет работать. -Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя. -Не пытаться "лепить" своего ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания. -Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка. -Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

Слайд 9

Нельзя: -Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный. -Относиться к ребенку как к Сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами. -Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили,- он вас об этом не просил. -Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей. -Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются). -Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить. -Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, методические рекомендации, бабушек и дедушек.

Слайд 10

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное -ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и картина психологии доверия будет достаточно полной. Причем эти качества желательны для обеих сторон , а не только для педагога.

Слайд 11

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности, а физическое воспитание ребенка, и в частности, формирование навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), является одним из ведущих направлений дошкольной педагогики. С детства следует создать вокруг детей такую учебно-воспитательную и предметно-пространственную среду, насыщенную символикой, ритуалами, атрибутами, обычаями валеологического характера, которая приведет к потребности ребенка и в дальнейшем вести здоровый образ жизни, к сознательному и ответственному отношению к своему здоровью и здоровью других людей, к овладению необходимыми умениями и практиками.

Слайд 14

Одним из основных направлений деятельности ДОУ в процессе создания здоровьесберегающей системы является тесное многоаспектное сотрудничество с семьей. Преемственность между семьей и детским садом по вопросу оздоровления детей. Взаимосвязь семьи и детского сада в решении формирования ЗОЖ у дошкольников прежде всего зависит от взаимных установок ближайших родственников ребенка и специалистов детского сада. Наиболее успешно складывается сотрудничество, если обе стороны доверяют друг другу и осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка с целью формирования у него навыков и установок ЗОЖ.

Слайд 17

Таким образом, здоровье детей — цель, где сходятся интересы и семьи, и детского сада. Общность интересов в том, чтобы вырастить здоровую смену, жить в здоровой стране. Это основа для взаимодействия и сотрудничества семьи и детского сада.

Слайд 18

В современных условиях проблема защиты прав детей рассматривается как одна из важных в развитии правовых взаимоотношений в обществе. Особо актуальным является взаимодействие институтов воспитания: семьи, ДОУ, школы – их сотрудничество в целях соблюдения прав детей.

Слайд 19

Родители являются законными представителями своих детей и должны выступать в защиту их прав и интересов. Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав. Воспитание гармонично развитой личности – задача не только педагогов, но и родителей. Привлекая родителей к правовому воспитанию детей, педагоги формируют у них понимание того, что родители являются гарантом прав маленького ребенка

Слайд 20

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека. Это период, когда ребенок находится в полной зависимости от взрослых – родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к серьезным проблемам в будущем.

Слайд 21

Таким образом, если общество поймет значение детства как формообразующего, порождающего начала в культуре и истории, как перспективу безграничного становления человека, то это поможет взрослым определить меру своего влияния, подкрепленную опасениями не нанести вред ребенку. Состояние радости от встречи с детством, желание обменяться жизненным опытом, установление единого семантического пространства даст возможность уменьшит разрыв между миром детей и миром взрослых, повысить их ответственность за реализацию прав детей, и, возможно, тогда отпадет надобность в правовых нормативных документах.

Слайд 22

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль развивающих игр для детей 4-5 лет»

 Подготовил: Воспитатель МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка» Морозова Анастасия Сергеевна.

http://snoopic.ru/d/67431/d/dlya-malyshey-chast-i-celoe-art.1115.jpghttp://www.gelios-kids.ru/upload/iblock/2d0/2d0839bb6941d3fa0b6318db5721cc69.jpg

http://www.gelios-kids.ru/upload/iblock/0ac/0ac9471a045d5d523941b6ee56ff061c.jpg

Консультация для родителей

«Роль развивающих игр для детей 4-5 лет»

Воспитатель: Морозова А.С.

Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности.

Три года - это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое понимает, знает и умеет и стремится узнать ещё больше. Ваша задача - помочь ему в этом. В умственном развитии дошкольника - главное это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение - вот то, что привлекает ребёнка.

Игры-занятия, которые предлагаются детям этого возраста, строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Для развития восприятия полезны игры, в которых ребёнку надо будет сравнивать предметы по цвету, форме, величине и находить среди них одинаковые. Иногда при этом требуется не обращать внимание на другие важные особенности предметов, например, на их назначение. Если это вызовет у малыша затруднение, помогите ему.

Игры, направленные на развитие внимания, потребуют тщательного рассматривания и сопоставления предметов, выявления их сходства и различий. Развивать словесную память рекомендуется в ролевой игре, где запоминание слов станет необходимым условием выполнения ребёнком взятой на себя роли. Другие игры направлены на тренировку зрительной памяти. Большая группа дидактических игр направлена на развитие мышления ребёнка. Для трёхлетнего малыша наиболее целесообразно решение мыслительных задач, требующих раскрытия строения предметов и их взаимного пространственного расположения. Следующая группа игр ориентирована на развитие творческих способностей ребёнка, стимулирование его воображения. Малыш будет стремиться замечать одновременно разные качества предметов, искать разнообразные варианты видения одной и той же вещи или рисунка. И наконец, математические игры-задания помогут научить ребёнка выделять количественные отношения между предметами.

Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.

Важно не только научит ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жёсткой оценки: «верно - неверно». Нужно научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

И опять-таки здесь важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребёнок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперёд, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив всё лишнее в стороне, потренироваться в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.

Занимаясь с ребёнком, помните, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными. Малышу ещё очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребёнка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает (особенно, когда ребёнок видит новые и яркие предметы), но также легко и пропадает. Поэтому, если вы хотите организовать развивающие игры-занятия, помните три правила:

Правило первое: не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы у него не пропал интерес к ним.

Правило второе: во время игры ребёнка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.

Правило третье: пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребёнок довёл начатое дело до конца. А после этого смените игру на новую - и вы увидите, что внимание ребёнка снова оживёт.

Каждая игра - это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.

В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так играйте же вместе с малышом!



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по сенсорному развитию

детей во 2 младшей группе

 «Волшебный сундучок».

Подготовил: воспитатель Морозова А.С.

Дата проведения: 22.04.2017. 

Цель: Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.

Задачи:

Образовательные.

1.Закреплять с детьми знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник; упражнять в различении их цвета, формы, величины.

2.Учить составлять изображение из геометрических фигур.

3. Учить сравнивать контрастные по величине и ширине предметы; учить обозначать результаты сравнения словами: высокий — низкий, широкий — узкий.

Развивающие.

1.Развивать внимание, логическое мышление, память; развивать мелкую моторику рук.

2.Способствовать развитию различных видов деятельности детей в ходе образовательной деятельности.

3.Побуждать детей отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные:

1.Воспитывать дружеские взаимоотношения, вежливость по отношению к товарищам.

2.Воспитывать у детей чувство отзывчивости, добра; желание помочь.

3.Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Методы и приемы:

Словесные: пояснение, объяснение, повторение и уточнение, напоминание, указание к действию, художественное слово.

Наглядные: демонстрация предметов, рисунков, показ способов действия и построения образов.

Практические: показ упражнения, поручения, физкультминутка.

Стимулирующие: похвала, поощрение, подчеркивание достижений, ситуация успеха.

 

Интеграция образовательных областей.

— речевое развитие,

— физическое развитие,

— познавательное развитие,

 - социально-коммуникативное развитие.

 

Предварительная работа. Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились», разучивание физкультминутки «Дружба», д/игра «Назови фигуру правильно», д/игра «Высокий-низкий».

Оборудование: магнитная доска, д/игры, раздаточный материал на каждого ребенка.

 

 

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель — Дети, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте поприветствуем их: улыбнемся и покажем свое хорошее настроение.

Соберемся дружно в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

 

 Воспитатель - Ребята, по-моему, за дверью кто- то стучит? Кто же это? (Выходит и приносит в группу героев мультфильма «Маша и медведь» и сундучок).

-Но, чтобы нам его открыть, нужно выполнить все задания Маши.

 

Задание первое.

 Вспомнить и выразительно прочитать стихотворение В. Берестова «Петушки распетушились»

- Петушки распетушились

Но подраться не решились.

Если очень петушиться

Можно перышек лишиться.

 

Вопрос: «В каких случаях о наших детях можно так сказать? Ну распетушились как петухи» — ответы детей. (когда дети поссорились, что-то не поделили)

— Мы сообщим нашим героям, что наши дети никогда не будут драться и ссориться, а будут помогать друг другу.

Пальчиковая игра «Дружба».

-Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(соединять пальцы в замок)

С вами мы подружим маленькие пальчики

 (касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы считать

(парное касание пальцев от мизинцев, стряхнуть руки)

Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать

(руки вниз, стряхнуть кистями).

 

- Сундучок не открывается. Нужно выполнить ещё задание.

 

Второе задание.

-Для этого нам надо отправиться на лесную полянку.

(под музыку «Шум леса»)

Дети идут и выполняют движения в соответствии с текстом:

Мы к лесной полянке вышли

Поднимайте ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через веточки, пенечки.

 

- Посмотрите на нашем пути ручеек и речка. Ручеек мы можем перешагнуть. Почему? (потому, что он узкий) (дети перешагивают ручеек). Еще на нашем пути речка, она какая? (широкая) Мы можем ее перешагнуть? Почему? (ответы детей – потому, что она широкая). Как мы сможем ее перейти? Нужно перейти ее по мостику (положить мостик и перейти речку).

— Одинаковые ли ручеек и речка по ширине? (ответы детей)

- Задание выполнили? Попробуем открыть сундучок. Он по-прежнему не открывается. Нам нужно выполнить следующее задание.

 

Задание третье.

- Посмотрите, ребята, на доске изображения. Что это?

Дети: «Домики».

- Они по высоте одинаковые или разные? (ответы детей).

— Дома бывают высокие и низкие. Покажите мне, где высокий домик, а где низкий. — Какой домик выше? Какой ниже? Мы с вами будем домиками. Изобразите высокий домик, а теперь низкий. Скажите мне из каких геометрических фигур состоит домик. (ответы детей) Какого цвета крыша у домика, какого цвета сам домик и окошко в нем? (ответы детей). Нам нужно посадить елочки возле домика. Назовите мне какие это елочки по высоте? (высокая и низкая). Подумайте, к какому домику, какую елочку нужно посадить? Почему? (пригласить одного ребенка для выполнения задания). Домик стоит, елочки мы посадили, но в домик, чтобы он не пустовал, нужно поселить зверей. Посмотрите, какие у меня звери. (медведь и заяц) Какие они по величине? (большой и маленький) Подумайте, какого зверя, куда нужно поселить, почему? (пригласить одного ребенка для выполнения задания)

 

С заданием справились?

Дети — Да.

В — А сундучок не открывается.

Звери любят, когда в их лесу солнечно и радостно, давайте поиграем с вами в игру «Солнышко и дождик».

 

Подвижная игра «Солнышко и дождик».(под музыку)

 

Задание четвертое.

Воспитатель— Чтобы в нашей группе тоже было солнечно, радостно и тепло, мы с вами сделаем солнышки. Ребята, посмотрите, что у меня?

Дети — Солнышко.

Обратить внимание детей на солнышко, которое видно в окно или на картинке.

В — Солнышко какого цвета? Правильно, жёлтого.  А какой формы? (круглое). У солнышка есть лучики. Сколько лучиков (много).

В — Внимательно посмотрели? Все запомнили?

- А теперь давайте подойдем к столам, встанет около тарелочки. Посмотрите, что перед вами лежит? (лежат кружочки (какого цвета?).  Давайте эти кружочки превратим в солнышко. А чего у ваших солнышек не хватает? (лучиков) Лучики мы сделаем с помощью прищепок. Посмотрите на солнышко, сколько лучиков у солнышка? (много).

- Посмотрите, ребята, какие красивые солнышки у вас получились.

Как светло и радостно стало от них в нашей группе.

 

А теперь подойдем к сундучку.

Посмотрите, сундучок       

А на нем висит замок         (сцепить пальцы в «замок»)
Кто его открыть бы смог?  (пожать плечами)
Постучали, постучали        (постукивать ладонью о ладонь)
Покрутили, покрутили       (вращение ладонями)
Потянули и открыли!        

 

Итог. «Что мы делали, чтобы открыть сундучок?» (Ответы детей).

 

Сундучок открывается — дети находят клад — сладости.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Коммуникативное развитие детей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей"

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме

1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство

1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по развитию детей 6-7 лет по образовательным областям: физическое развитие социально–коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно–эстетическое развитие

ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЕ по развитию детей   6-7 лет по образовательным областям: физическое развитиесоциально–коммуникативное развитиепознавательное развитие речев...