Консультация для родителей "Познание начинается с удивления"
консультация (средняя группа) по теме

Захарова Татьяна Васильевна

 

«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам»  (Р. Эмерсон)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей95.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Познание начинается   с удивления

         

«Усваивается все крепко и надолго, когда  

        ребенок слышит, видит и делает сам»

(Р. Эмерсон)

Живут на свете детишки – девчонки и мальчишки. Все они такие разные – голубоглазые и кареглазые, светлокожие и темнокожие, одни живут – на юге, другие – на севере. Но есть у них одно имя, которое всех объединяет - «ПОЧЕМУЧКА».  Именно так мы - взрослые называем своих малышей за  их многочисленное «Почему?».  И каких только вопросов не задают нам дети: «Почему  тает снег?», «Где живет солнце?», «Зачем кошке хвост?»,  и много- много других.

 Как удовлетворить детское любопытство? Как объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума?

Дети - дошкольники по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В обыденной жизни юные исследователи часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за струей воды, падающими в воду предметами (тонет - не тонет), играют с песком и т.д. Ребенку интереснее и легче познавать окружающий мир, находясь в роли исследователя, чем получать порции знаний кем-то заготовленных.  Поэтому, задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в преобразование знаний в инструмент творческого познания мира. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса.

Формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, так как он является благоприятным периодом  для развития ребенка. В это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности, необходимые для обучения в школе. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей. Большую роль в этом направлении играет познавательно-исследовательская деятельность, протекающая в форме экспериментирования. В связи с этим, одна из основных задач – создать необходимые условия, чтобы поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям и открытиям.

В результате дети учатся: выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить; выдвигать гипотезу-предположение, предлагать возможные пути решения проблемы; проверять эти возможные решения, исходя из данных; делать выводы в соответствии с результатами проверки, делать обобщения.

Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребенку найти дело по своим силам, интересам и способностям. Поэтому в нашей группе сформирован центр науки и естествознания (различные природные материалы, разнообразные сосуды, медицинские материалы и т.д.). Подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания, картотека опытов.    

В своей работе мы стараемся занимать позицию старшего друга, помогая в проведении опыта, даем совет или рекомендации, вместе с ребенком осуществляем экспериментальные действия, если это необходимо. При ознакомлении с новым материалом, стараемся удивить, ведь это самое сильное и стойкое эмоциональное чувство. То, что удивило – то запомнилось. Удивление влечёт за собой стремление удивлять самому,а значит искать ответы на вопросы и пути совершенствования. Удивление - первоначальный источник познавательного процесса.

Взаимодействие со взрослыми помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными, поэтому желательно, чтобы родители дома придерживались таких же педагогических позиций.

Рекомендуем родителям  проводить несложные опыты и эксперименты дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды и мыла. Кухню так же можно преобразовать в научную лабораторию. Насыпьте в блюдце немного соды. Капните в нее сок помидора, яблока, лимона. Понаблюдайте за процессом. Обычно он  у детей вызывает восторг. Предложите детям смешать воду с разными продуктами. Это может быть крупа, мука, соль или сахар. Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? (Исчезло, растворилось, утонуло). Пусть дети попытаются сами ответить на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.

Если у ребенка во время рисования закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Родителям следует выслушать все предположения ребенка, при этом необходимо учитывать каждое предположение, его верность, точность, логичность. Если ребенок затрудняется выказать способы решения задачи, можно предложить самим.

Вот главные правила, которые необходимо соблюдать во время экспериментирования:

1. Определите с ребенком цель эксперимента (для чего мы проводим опыт).

2. Спросите у ребенка, что, по его мнению, может произойти (думаю, что произойдет…, будет…).

3. Подберите необходимые материалы.

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента).

4. Подведите итоги (сравните результат с предположением).

5. Объясните почему так произошло доступными для ребёнка словами.

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Китайская мудрость гласит: «Расскажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я пойму». Исследование составляет основу всякого знания, без него любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Давайте – же сделаем ребёнку жизнь интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей создавалось представление  о себе, как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, к которому он прикоснётся.

Используемая литература:

Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Национальный книжный центр, 2017. — 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Всякое познание начинается с удивления»

Конспект основной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной группы  по теме:  «Всякое познание начинается с удивления»...

мой опыт работы-познание начинается с удивления

творческая презентация моего педагогического опыта на тему: «Развитие творческого воображения дошкольников средствами нетрадиционных техник  рисования»....

Познание начинается с удивления

В статье говорится о том, как  в процессе исследовательской деятельности (на примере игр с неньютоновской жидкостью) посредством интеграции образовательных областей можно формировать у...

Эссе «Познание начинается с удивления (Аристотель)»

Эссе «Познание начинается с удивления (Аристотель)»Глушковой Ирины Евгеньевны,участницы муниципального этапаконкурса «Учитель года 2023»,воспитателя МКДОУ детский сад &la...

Эссе на тему: «Познание начинается с удивления (Аристотель)»

Эссе на тему: «Познание начинается с удивления (Аристотель)»Андронова Дарья Александровна Участница  муниципаьного этапа конкурса "Педагогический дебют - 2024",воспитат...

Эссе «познание начинается с удивления!»

Познание начинается с удивления!...