«Всякое познание начинается с удивления»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект основной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной группы 

 по теме:  «Всякое познание начинается с удивления»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatia_gulshat.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект основной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной группы  

 по теме:  «Всякое познание начинается с удивления»

Цель: побуждать детей к поисково-исследовательской деятельности,  интеллектуальной активности с помощью дидактической игры и экспериментальной деятельности.

Программное содержание:

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию, любознательность, активность, организованность, умение играть в коллективе сверстников, ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам, бережное отношение к предметам. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.

Развивающие задачи: побуждать желание становиться изобретательным человеком, развивать познавательные интересы и стремление к проявлению творчества, умения детей решать проблемные задачи, создать условия для познавательной деятельности, развития речи, развития умения логически мыслить, рассуждать, анализировать, сопоставлять. Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного внимания, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности.  Развивать мелкую моторику рук.

Образовательные задачи: ввести детей в круг знаний о мире открытий и изобретений, побуждать желание становиться изобретательным человеком, создать условия для формирования представлений о свойствах металла,  бумаги. Совершенствовать характер действий  экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойств объектов.  Формирование умений приобретать знания посредством практических опытов, делать выводы, обобщения, через дидактические игры.

Основная образовательная область: познавательное развитие.

Интегрированные  образовательные области: физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Методы и приёмы: поисково-исследовательские, опыты, проблемные вопросы, стимулирующие открытие нового знания, дидактические  игры, наглядные, словесные, игровые, анализ.

Наглядные средства обучения: мультимедиа аппаратура, презентация игры «Найди нужный механизм» фонограмма песни «Ужасно интересно», сундук, зеркало, волшебная музыка для  открытия сундука, музыка для подвижной игры,

     Раздаточный материал: Планшет, электронная  дидактическая игра  «Найди нужный механизм»,  металлический ковшик, зубная паста, зубная щетка.  

Обогащение словаря: изобретатель, изобретение, шестерня, Активизация словаря: лужица, штурвал.

Предварительная работа: изучение методической и специальной литературы, подбор опытов, загадок, пословиц, подготовка дидактического и раздаточного материала, подбор музыки, чтение детских энциклопедий.

Структура

   I. Введение в игровую ситуацию.

  1. Постановка цели - знакомство с разнообразным применением изобретений в жизнедеятельности человека.

  2. Раскрытие тайны сундука.

 II. История происхождения зеркала.

  1. Загадка про зеркало.

  2.Беседа о зеркалах.

  3.Совместная  поисково- исследовательская деятельность воспитателя с детьми- зеркало своими руками.

4. Загадка про колесо. Что такое колесо?

5. Физкультминутка «Парк аттракционов».

6.Электронная дидактическая игра «Найди нужный механизм».

7. Просмотр видеофильма «Как это сделано».

8. Совместная  поисково- исследовательская деятельность воспитателя с детьми - раскрыть свойства бумаги.

6.Творческая игра «Изобретения из бумаги».

  III. Итог занятия. Рефлексия.

Планируемый результат: у детей появился интерес к познанию и к изобретательской деятельности.

Ход занятия

Организационный момент.  Дети стоят полукругом около воспитателя. Звучит фонограмма песни «Ужасно интересно».

Воспитатель: Ребята, сейчас мы попадём в таинственный мир.

Воспитатель: Давайте ладошку к ладошке сложим.

Воспитатель: Мы ладошку к ладошке сложили,

И друг другу дружить предложили.

Будем петь, заниматься, играть-        

Чтобы добрыми и умными стать.

Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, мы с вами кто?(Должна выслушать несколько вариантов ответов, активизируя:  кто еще как думает?)

     Дети:  (Разные варианты ответов). - Люди.

Воспитатель:- А я кто? (Должна выслушать несколько вариантов ответов, активизируя:  кто еще как думает?)

Дети: (Варианты ответов).- Человек.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Я- человек. Я хочу вам рассказать про одного человека,  который жил на свете  не сейчас, а очень давно. Когда еще не проносились по воздуху огромные самолеты, и не плавали по морям пароходы. Не было ни радио, ни телевидения, ни ракет. И, кажется, ничего такого чудесного и удивительного на свете тогда не было.

 Ничего удивительного? А человек все равно удивлялся. А вы хотите удивиться?

 Дети: Да.

 Воспитатель: -Ребята, мы с вами сегодня отправимся в мир открытий и изобретений, познакомимся с разнообразным применением изобретений в жизни человека и будем удивляться. А кто из вас знает, что такое изобретение?

 Дети: Изобретение – это когда что – то изобретают.

 Изобретение – это что- то новое.

Воспитатель: -Да, ребята, правильно, молодцы. Изобретения – это то, что человек впервые сделал сам для себя и для других людей, то есть изобрел.

Воспитатель: Ребята, вы слышите,  звучит красивая музыка. Что же это может быть? Идет на звук. (Показывает сундучок)

-В уголок, в уголок кто поставил сундучок?

 Что такое в уголке?

 Что такое в сундучке?

 Мы пойдем в уголок,

 Мы откроем сундучок.

 Как вы думаете, что находится в сундучке?

Ответы детей.

В сундучке  находятся чудо-предметы. Узнать, что там находится, помогут загадки. Внимательно слушайте первую загадку.

 -И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет –

Все как есть ему покажет. (Зеркало) 

Ответы детей. Активизация.

Воспитатель:  -Правильно,  умницы, молодцы. Ребята как вы думаете, для чего нужно зеркало?

Ответы детей.

Воспитатель: -Да, ребята, вы правильно сказали. Зеркала используются в науке, технике и медицине. Свойства изогнутых зеркал широко используется в телескопе, выпуклые зеркала используются водителями, позволяют расширять обзор в них видно больше предметов. При осмотре больного  - горло, зубы, во время проведения операций  и др.

 Воспитатель: -Какие виды зеркал вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: - Да, ребята, оказывается, есть очень много видов зеркал. Человеку всегда было интересно узнать, как он  выглядит, а зеркал в то время еще не было.  Первым зеркалом для человека была лужица воды.  

 Но ведь лужицу не унесешь в кармане, а значит, не увидишь себя, когда захочешь. И люди стали думать, как бы сделать так, чтобы лужица всегда была под рукой. Тогда люди придумали зеркало. Правда, оно было совсем не таким, каким пользуемся мы. А вы хотели бы узнать, какое зеркало было раньше?

 Дети: -Да.

Воспитатель: -Ребята, проходите и садитесь за столы .Теперь слушаем меня внимательно. У вас на столах есть металлический ковшик, зубная паста, щётка, мягкая ,тканевая салфетка. И у меня тоже такие же предметы. Теперь возьмём  металлический ковшик за ручку и посмотрим на дно. Вы видите своё отражение?

Ответы детей: нет

Воспитатель: Вот и я не вижу. А хотите увидеть?

Дети: Да

 Воспитатель: Для этого мы сейчас проведём эксперимент.

В одну руку возьмём металлический ковшик, в другую зубную щётку. Обмакнём зубную щётку в зубной пасте и протрём дно ковшика. Убрали щётку обратно в стаканчик, взяли из салфетницы мягкую тканевую салфетку и протираем чисто начисто дно.

А теперь мы видим свое отражение?

Дети: да

Воспитатель: Удивительно!  Мы видим  своё отражение.

Почему?  Благодаря чему мы увидели своё отражение?

Ответы детей.

Ответы детей.

Воспитатель:  - Хорошо отполированная поверхность превращается в зеркало.

Воспитатель: - Правильно, какие же  вы догадливые! Вот мы с вами увидели, какое было зеркало раньше. 

Воспитатель: -Мы привыкли к зеркалам. Мы спокойно смотрим в зеркало по утрам, поправляем прическу и улыбаемся своему отражению. И совершенно не задумываемся, что зеркало – очень важный предмет в жизни человека. Но оно очень хрупкое, может разбиться. Если зеркало разобьется, можно порезаться. Поэтому с зеркалом нужно быть очень осторожным. Нельзя в него бросать тяжелые предметы, кидать в него мяч.

Воспитатель: - В сундучке находится еще одно  изобретение древнего человека. Изобретение, о котором пойдет речь вам хорошо знакомо. Отгадайте про него загадку: «Меня спроси, как я тружусь, вокруг своей оси кружусь». Кто догадался, что это?

Дети: -Колесо.

 Воспитатель: -Как вы думаете,  что такое колесо, какое оно?

Ответы детей.

Воспитатель: - Колесо-это механизм, который помогает объектам двигаться. Где можно использовать колесо?

 Ответы детей.

Воспитатель: -Да ребята, колесо используется во многих объектах: на часах, на кораблях, раньше использовалось на водяных мельницах, на каруселях.

     Воспитатель: -Я сейчас вас приглашаю  в парк аттракционов, где тоже используется изобретение колеса.

 Физминутка «Парк аттракционов».

Дети стоят парами и выполняют движения в соответствии  с текстом:

Мы на карусели сели,        

Завертелись карусели (Держась за руки кружатся)

Пересели на качели,

То вниз, то вверх летели. (Держась за руки: один стоит, другой приседает)

А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем. (Держась за руки, качаются: вправо-влево, вперед-назад)

 На берег выйдем с лодки,

И заниматься мы начнем.

Воспитатель: -Ребята, проходите за столы, присаживайтесь и приготовьтесь внимательно слушать меня.

Воспитатель: -Я вам предлагаю поиграть  в дидактическую игру «Найди нужный механизм». На экране появятся объекты с потерявшимися механизмами. Вы  должны будете нажать на  подходящий для каждого объекта  механизм. Если механизм подобран правильно, объект начнет движение.

-Посмотрите внимательно на экран. Что вы видите на экране. На экране штурвал, колесо, шестерня, руль).  

Ответы детей.

-Я на экране вижу руль.

-Я на экране вижу штурвал.(если дети не могут ответить, воспитатель помогает) Словарная работа.

-Я на экране вижу колесо.

(Если дети не знают воспитатель объясняет что такое шестеренка) 

-Этот механизм называется шестеренка (Давайте все вместе повторим-шестеренка. Спрашивает у нескольких детей. словарная работа), он помогает стрелка часов двигаться.

-Ребята, вы должны подобрать к каждому объекту нужный механизм. Что за объект  посередине экрана?

Ответы детей:

-Паровоз.

(Если скажут поезд надо поправить)- Да, правильно. Молодцы! Как вы думаете какой механизм нужно подобрать, чтобы объект начал движение?

Ответы детей:

Дети выполняют задание. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь. Ведет словарную работу.  Активизирует детей с помощью вопросов:

-Какой механизм ты подобрал? Почему?

(Добиваться полных ответов)

Воспитатель: - Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием. Вам  понравилась наша встреча? Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось? Что нового  узнали?  Чему больше всего удивились? Кому вы расскажете о том, что узнали сегодня? Что хотели бы еще узнать?

Ответы детей.

Воспитатель: - Да, ребята, сегодня мы с вами узнали и удивились, как много нужных предметов  изобрел человек.

 Но время не стоит на месте, и люди продолжают изобретать что – то новое, интересное. Во все эти изобретения вложено много труда. Поэтому к ним надо относиться бережно,  ведь - «Всякий труд достоин уважения». Вот и вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо вам за ваши знания, за вашу изобретательность. Я хочу вам подарить еще одно изобретение человека. Давайте посмотрим, что  еще осталось в сундучке?  Блокнот, который вам пригодится, когда вы пойдете в школу.

                                               Удивленные дети

Вы немного подрастите

Знаний больше наберите

                                                И откроется притом

    Мир удивительный во всем.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мой опыт работы-познание начинается с удивления

творческая презентация моего педагогического опыта на тему: «Развитие творческого воображения дошкольников средствами нетрадиционных техник  рисования»....

Консультация для родителей "Познание начинается с удивления"

laquo;Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам»  (Р. Эмерсон)...

Познание начинается с удивления

В статье говорится о том, как  в процессе исследовательской деятельности (на примере игр с неньютоновской жидкостью) посредством интеграции образовательных областей можно формировать у...

Эссе «Познание начинается с удивления (Аристотель)»

Эссе «Познание начинается с удивления (Аристотель)»Глушковой Ирины Евгеньевны,участницы муниципального этапаконкурса «Учитель года 2023»,воспитателя МКДОУ детский сад &la...

Эссе на тему: «Познание начинается с удивления (Аристотель)»

Эссе на тему: «Познание начинается с удивления (Аристотель)»Андронова Дарья Александровна Участница  муниципаьного этапа конкурса "Педагогический дебют - 2024",воспитат...

Эссе «познание начинается с удивления!»

Познание начинается с удивления!...