Консультация для родителей «ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ»
методическая разработка на тему

Лена Решетюк

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsii_besedy_s_roditelyami.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ»

Физическое воспитание в дошкольном возрасте предусматривает укрепление здоровья, закаливание организма ребенка, формирование; его двигательных навыков. В связи с этим исключительное значение приобретает укрепление опорно-двигательного аппарата и, в частности, стопы, играющей как опорную (наружная часть), так и рессорную, амортизирующую (внутренняя часть) функцию, предохраняя внутренние органы, спинной и головной мозг от толчков при  передвижении.

Амортизирующая функция стопы достигается благодаря удерживанию ее свода на определенной высоте системой связок и мышц.  При этом основная роль принадлежит мышцам, сгибающим пальцы ног, а также связкам, расположенным преимущественно вдоль; подошвенной поверхности стопы.

При снижении тонуса мышц и связок или недостаточном их развитии внутренняя часть стопы опускается к опоре, вплоть до касания ее, что наблюдается при плоскостопии.

Недостаточное развитие мышц и связок стопы неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей. В таких случаях ребенку трудно при ходьбе выполнить перекат с пятки на носок, в прыжках энергично отталкиваться. Бег выполняется тяжело, на всей  ступне. Все это отрицательно влияет на функциональную деятельность внутренних органов, систем и ведет к нарушению осанки и всего опорно-двигательного аппарата, к снижению двигательной активности.

В дошкольном возрасте, когда организм отличается большой пластичностью, можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы. Основную роль в профилактике плоскостопия играют специально подобранные физические упражнения, способствующие увеличению сила мышц и натяжению связок, поддерживающих сводчатую форму стопы.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Предупреждением плоскостопия следует заниматься с первых дней жизни ребенка, используя щекотание подошв ног: ребенок сгибает пальцы, включая в работу соответствующие мышцы, тем самым свод стоп углубляется. Важный момент - подбор первых ботиночек, которые должны быть мягкими с кожаной подошвой и резиновым каблучком высотой до 1 см, соответствовать размеру ноги. Не следует использовать комнатные туфли, так как они из-за излишней мягкости могут явиться причиной плохой походки.

До трехлетнего возраста ребенок должен ходить в обуви, фиксирующей голеностопный сустав, важен не высокий каблучок, а высокий задник у ботинка. Бытующее мнение о пользе хождения босиком не всегда верно интерпретируется. Во-первых, на ногах не должны быть надеты ни носочки, ни колготки; во-вторых, ходить босиком надо по траве, гальке, песку, гравию, а не дома по коврам или паркету. Если ребенок до 2-3 лет ходит дома в шерстяных носках или мягких тапочках, то у него обязательно разовьется вальгусная установка стон, когда вся стопа смещена относительно голени.

Сменная обувь в детском саду должна быть с высоким задником, фиксирующим голеностопный сустав. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной. Детям с плоской стопой не рекомендуется носить обувь без каблуков на тонкой или резиновой подошве. Высота каблука для детей раннего и дошкольного возраста должна быть 1,5 см, для подростков - 3-4 см.

Для предупреждения и исправления плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных упражнений, которые являются наиболее эффективным терапевтическим средством.


Профилактические упражнения:

1. Ходьба с выносом колена вперед и выпрямленной ступней, плавно опускаемой всей поверхностью на пол (впоследствии ногу можно опускать на носок).

2. Ходьба с высоким подниманием то одной, то другой ноги («цапля»).

3. Ходьба с выбросом ноги вперед и размахиванием в такт руками («солдатский шаг»).

4. Ходьба с приседаниями.

5. Продвижение по комнате мелкими прыжками с размахиванием | руками («птичка прыгает»).

6. Ходьба длинными шагами с максимальным выбрасыванием согнутой ноги вперед и одновременным покачиванием руками.

7. Ходьба с остановкой на одной ноге по сигналу. Например, команде «Стоп!».

8. Ходьба с легким предметом на голове с поддерживанием его  рукой и поворотами в стороны (впоследствии без поддержки).

После занятий физическими упражнениями необходимо хорошо расслабить мышцы ног. Для этого, помимо водных процедур, целесообразно использовать массаж, который проводится в такой последовательности: вначале растираю пальцы, затем поглаживаем и растираем подошвенную и тыльную часть стопы, пятки, ахиллово сухожилие, голеностопный сустав и голень.


 

«КАК   ПРИУЧИТЬ   РЕБЕНКА   ДЕЛАТЬ   ЗАРЯДКУ»

С помощью утренней гимнастики малыш быстро стряхнет с себя остатки сна и включится в дневной ритм. Старайтесь как можно раньше воспитать у ребенка привычку делать каждый день гимнастику.

Продолжительность утренней гимнастики связана с возрастом ребенка: в 3 года время выполнения всего 5 минут, а в 6 лет - уже 10-12 минут. Постепенно увеличивается количество упражнений (с 4 до 6), число их повторений (с 5 до 8), продолжительность бега и подскоков (с 10-15 до 30-40 секунд на каждое упражнение).

Используйте во время зарядки хорошо знакомые упражнения.

Желательно каждые 10 дней заменять 1-2 упражнения, чтобы поддерживать у ребенка интерес к выполнению зарядки.

Обращайте внимание на последовательность упражнений: сначала - 2 вводных упражнения (потягивание, ходьба, бег), затем - упражнения для рук и плечевого пояса, туловища, ног, опять ходьба и бег.

Если ребенок отказывается заниматься, обязательно выясните для себя причину и попытайтесь ее устранить (например, полный -трудно двигаться, несистематические занятия и т.д.).  Не забывайте перед занятием проветрить комнату и убрать из нее все предметы, которые мешают или могут разбиться. Чем младше ребенок, тем больше используйте игру во время зарядки. Это могут быть веселые названия упражнений, например, самолетик», «ветерок», «неуклюжий медвежонок». Попробуйте весь комплекс гимнастики провести как сюжетную игру, например, «Учим зайку упражнениям».

Во время зарядки выполняйте те упражнения, которые хорошо знакомы малышу. Наиболее ценными будут те из них, которые ребенок выполняет с желанием и радостью.

Для разучивания новых игр и упражнений используйте дообеденное время или же время после дневного сна.

Приобретите для занятий спортивный инвентарь: мячи разных размеров, скакалку, гимнастическую палку, обруч. Одежда ребенка для зарядки не должна затруднять движений. Летом это могут быть только трусики, а зимой легкий спортивный костюм.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

  • Ребенка надо учить правильно дышать. Следите за дыханием малыша во время гимнастики.
  • Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой вместе со взрослым.
  • На 5-ом году жизни многие дети стремятся придумывать собственные упражнения и устраивать спортивные состязания.
  • Привлекайте к соревнованиям сверстников.
  • Обязательно   контролируйте безопасность ребенка,   но старайтесь не подавлять его активность.

• Сравнивайте достижения ребенка только с его собственными прошлыми результатами.

• Вселяйте в малыша уверенность Похвалой.

ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ СЛЕДУЕТ

• Раздражаться, если ребенок неправильно выполняет упражнения.

• Заниматься не систематически. Подсмеиваться над неумелостью ребенка. Надевать на ребенка теплую одежду.

• Проводить зарядку в плохом настроении.

• Надевать на ребенка гольфы, трусики или штанишки с тугими резинками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

Профилактика нарушения осанкиу детей дошкольного возраста.Какие нарушения осанки бывают.Примерный комплекс упражнений  для профилактики  осанки у детей 4-7 летнего возраста....

Консультация для родителей "Профилактика нарушений речи у детей"

От правильного произношения зависят общая культура речи, и нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми....

Консультация для родителей. Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Воспитание «чистой» речи у детей – задача общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: учителя-логопеды, воспитатели, специалисты и, конечно же, родители. Нашей задачей  являе...

❄ Консультация для родителей. Профилактика простудных заболеваний у детей

В холодное время года, очень важно проводить профилактику простудных заболеваний!...

Консультация для родителей "Профилактика нарушений зрения у детей"

Данный материал будет полезен для родителей....