Домашний физкультурный уголок
консультация на тему

Хайруллина Альфия Мифтаховна

Учитывая психические особенности и уровень физического и психофизиологического развития ребенка, родители должны помнить, что для успешного оказания помощи необходимо уделять занятиям достаточно много времени, терпения и внимания. Ребенок, в силу своих психофизиологических особенностей, трудно адаптируется ко всему новому, и это в обязательном порядке сказывается на его мышечном тонусе, на координации движений, которые как раз и являются участниками формирования правильной осанки.

Мы уже говорили о необходимости организации спортивного уголка в домашних условиях.

В этом уголке должны быть представлены не просто необходимые спортивные снаряды и предметы. Все эти приспособления необходимо подобрать по цвету, форме, в соответствии с пожеланиями ребенка: любимые цвета, формы, материал (не холодный, не жесткий). Снаряды типа гимнастических колец и трапеции надо вначале расположить на высоте, которая не пугает ребенка, дает ему возможность преодолеть страх, неуверенность.

Начиная занятия с ребенком, родители должны помнить

  • Разучивая необходимые упражнения и движения с ребенком, не спешите, выбирайте темп и ритм, которые Ваш ребенок воспринимает без напряжения. Предварительно объясняйте ребенку предстоящие действия, сопровождая их показом.
  • Показ упражнений должен быть четкий, правильный, повторенный многократно, чтобы ребенок успел данное задание обдумать, почувствовать.
  • Любые занятия должны проходить в позитивной обстановке, дающей возможность избежать эмоциональных перегрузок ребенка.
  • Начинать и заканчивать любые занятия необходимо на положительных эмоциях, не допуская капризов, слез, отказов от работы.
  • С этой целью чаще рекомендуется применять игры и игровые задания, интересные для ребенка.
  • В случае трудностей при освоении новых предметов и движений, заостряйте внимание детей на особо важных элементах; пытайтесь обыграть их образно (как ходят животные, как работают люди и т.д.), чтобы дать возможность ребенку понять и освоить задание.
  • В ходе занятий с ребенком необходимо постоянно давать ему возможность обдумать полученную инструкцию, вспомнить какое-то движение, самому принять решение и оценить его правильность.
  • Все занятия с ребенком в семье должны происходить при участии взрослых, нельзя пускать их на самотек - это снижает интерес ребенка, отбивает желание заниматься.
  • Никогда не следует кричать на ребенка, терпеливо объясняйте ему смысл задания, дайте возможность добиться положительного результата и не забудьте похвалить за успех.

Оборудуя место для занятий, не старайтесь приобретать дорогостоящие тренажеры. В любой семье есть мячи, гантели, гимнастические палки и другие доступные средства для занятий ребенка.

Мы предлагаем набор таких средств с описанием их воздействия на организм ребенка в плане формирования осанки и физического развития.

Особенно обращаем ваше внимание на ортопедические мячи и балансиры (полусферы). Дело в том, что занятия с этими спортивными предметами - это постоянная работа на равновесие. В этих условиях ребенок как бы вынужден балансировать, включая поочередно практически все ведущие мышцы в работу.

1. Мячи

Гимнастические мячи (диаметром 15-20 см) - дают возможность развития основных биологических факторов (тактильное восприятие, зрительное, пространственное; способность координировать точность и силу движения). В период ослабленного состояния ребенка больше давать игровых заданий в и.п. лежа на коврике и сидя.

Обычно у ослабленного ребенка замедленные двигательные реакции, неуверенность в движениях. Очень хорошо в этот период давать больше упражнений в парах, в положении лежа и сидя на полу - это различные прокаты мяча, легкие броски, передачи, упражнения на растяжение. Вы можете играть с ребенком, незаметно добиваясь проработки всех мышц и систем организма ребенка.

Если же ваш ребенок перевозбужден, суетлив, то как раз растягивающие упражнения окажут на него поистине волшебное воздействие - снимут эмоциональное напряжение, уберут повышенный мышечный тонус.

Ортопедические мячи (диаметр - в зависимости от роста ребенка) вносят в занятия элементы игры, влияют на эмоциональное состояние детей, дают возможность добиться включения в работу необходимых мышечных групп. Мяч, являясь нестабильной опорой для ребенка, заставляет его постоянно балансировать, сохраняя равновесие, тем самым укрепляет мышцы тела, формирующие мышечный корсет.

Для ослабленного ребенка растягивающие упражнения на мяче (лежа на мяче на спине, на животе, на боку) способствуют не только коррекции осанки, но и улучшают деятельность дыхательных мышц, легких, желудочно-кишечного тракта, благотворно влияют на сердечно-сосудистую систему.

2. Гимнастические палки. Применение данного снаряда дает возможность более эффективно включить в работу мышцы-разгибатели спины, укрепить мышцы боковых поверхностей тела.

Однако, занимаясь с ребенком, перенесшим заболевание, следует учесть, уважаемые родители, что в период после болезни не нужно стремиться к выполнению силовых упражнений таких, как упражнения для мышц спины, брюшного пресса. Лучше попробуйте игровые варианты. Это, в основном, упражнения в парах - перетягивания, борьба, «карусель» - кружение вокруг себя, держась вдвоем за середину снаряда. Играя, Вы незаметно приведете в порядок мышцы ребенка и восстановите его эмоциональное равновесие.

3. Резиновые жгуты. Основное требование при работе с резиновым жгутом - жгут должен быть постоянно натянут! Работа со жгутом дает хорошую нагрузку на мышцы-разгибатели тела, а также на мышцы рук и ног. В период выздоровления желательно избегать статических нагрузок, следить за дыханием.

4. Гантели (вес до 500 г.). Применение гантелей необходимо для развития и укрепления мышц рук, ног, спины. Для часто болеющих детей на первых занятиях можно еще уменьшить вес гантелей. После перенесенного заболевания можно работать с очень маленьким весом, используя насыпные гантели.

5. Полусферы (балансиры). Работа на полусферах направлена на создание условий для формирования свода стопы, улучшения равновесия, тренировки вестибулярного аппарата, на увеличение подвижности позвоночника и укрепление мышечного корсета.

Кроме этого, применяя специальные упражнения на координацию межполушарных связей, мы имеем возможность улучшить психомоторное развитие ребенка, что оказывает влияние на его здоровье, эмоциональное состояние, адаптацию в условиях дошкольного образовательного учреждения и, впоследствии, школы.

Дети иногда боятся этого снаряда, на котором трудно удержать равновесие даже в покое. Поэтому на первых порах можно начинать занятие на балансире, перевернув его выпуклой стороной вверх, стоя на верхушке выпуклости и обязательно со страховкой.

В дальнейшем можно давать вращения в положении сидя, стоя и лежа на балансире на животе. Эти упражнения вынуждают часто болеющих детей быстрее реагировать на необходимость подстраховаться, создать себе опору, чтобы удержать равновесие - развиваются скоростные качества, быстрота реакции, улучшается координация движений и уверенность в собственных силах.

6. Гимнастические стенки. Упражнения на гимнастических стенках способствует укреплению мышц рук, ног, туловища. При выполнении висов, перемещений, лазания различными способами у детей развивается пространственная ориентация, они избавляются от чувства страха, становятся более уверенными в своих силах.

7. Скакалки. Упражнения со скакалками могут быть направлены как на укрепление мышечного корсета (по примеру работы со жгутом), так и на развитие координации движений, гибкости, пространственной ориентации. Этот снаряд дает возможность разнообразить игры.

8. Массажные дорожки для стоп. Различные способы ходьбы (на носках, на внешнем своде стопы, вперед, назад, босиком, боком, скрестными шагами) помогают укрепить свод стопы, мышцы и связки голеностопного сустава, мышцы голени. В период после перенесенного заболевания следует чаще использовать этот спортивный предмет для занятий. Массаж стоп поможет часто болеющему ребенку быстрее вернуть силы, обрести нужную форму. Упражнения на массажной дорожке - это не только массаж, это укрепление мышц опорного аппарата, несущего нагрузку при формировании и сохранении осанки.

9. Мелкие предметы для работы со стопой. Для этой цели могут быть использованы различные кусочки от резиновых ковриков, ластики, карандаши, шарики и т.д. Дети захватывают рассыпанные по полу предметы пальцами ног (один предмет правой ногой, другой левой) и перехватывают их в руки. Можно давать задания на перехват из правой ноги в левую руку, из левой - в правую; укладывать предметы в различные емкости, складывать из них фигуры (все пальцами ног).

10. Гимнастические кольца. Перекладина. На этих снарядах выполняются различные висы, раскачивания, подтягивания, перевороты, что укрепляет мышцы и связки позвоночника, мышечный корсет, мышцы рук и ног. При выполнении висов и раскачивании на гимнастических снарядах хорошо растягиваются мышцы спины, пресса, дыхательные мышцы, что помогает восстановить упругость и эластичность мышечной системы ослабленного ребенка, улучшить общий тонус его организма, эмоциональное состояние.

Мы предложили вам набор спортивного инвентаря, который поможет вам организовать занятия с ребенком в домашних условиях

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение смотра-конкурса «Физкультурный уголок в детском саду»

Положение смотра-конкурса «Физкультурный уголок в детском саду»....

Положение о смотре-конкурсе на лучший физкультурный уголок и смотр-конкурс на лучший уголок

Материал предназначен для работы старших воспитателей с педагогами. В Положении четко оговариваются цели и задачи смотра, сроки, критерии оценки физкультурных  уголков. Материал о смотре  со...

положение о смотре-конкурсе на лучший уголок физкультуры и смотр-конкурс на лучший физкультурный уголок

Материал предназначен для работы старших воспитателей с педагогами.  В содержании Положения цели и задачи, сроки проведения, критерии оценки. В материале по смотру также  содержатся цель, со...

Домашний физкультурный уголок

Для обеспечения физического развития детей есть огромное количество разнообразных способов, которые включают в себя  совместные подвижные игры и физические упражнения...

Домашний физкультурный уголок

Для обеспечения физического развития детей есть огромное количество разнообразных способов, которые включают в себя совместные подвижные игры и физические упражнения....

Физкультурный уголок в домашних условиях

Организация физкультурного уголка в домашних условиях...