«Точечный массаж, как средство профилактики и укрепления здоровья»
консультация на тему

Исмаилова Екатерина Вячеславовна
«Точечный массаж, как средство профилактики и укрепления здоровья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditeli.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Точечный массаж, как средство профилактики  и  укрепления  здоровья»

Точечный массаж – это надавливание  подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцептивных  точек и разветвлений нервов. Подобный массаж, оказывая  возбуждадающее  или  тормозящее влияние, при комплексном воздействии  дает хорошие  результаты.  Точечный массаж, как элемент психофизической тренировки,  способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.  Применяется, чаще всего, с целью улучшения протекания  нервных процессов  путем воздействия  на  некоторые  активные  точки. В  основном, это  самомассаж  активных  точек  на  подошвах и  пальцах  ног,  некоторых  точек  на  голове, лице  и  ушах,  а  также  на пальцах  рук. Массаж активных  жизненных  точек повышает  защитные  свойства слизистых  оболочек носа, глотки, гортани,  трахеи, бронхов и других  органов  человека.  Под действием массажа  организм начинает вырабатывать свои собственные  лекарства, такие как  интерферон, которые намного  эффективнее  и безопаснее таблеток.

Приемы  точечного массажа  надо выполнять  по  порядку,  массируя точку за точкой.

Если боль ощущается от легкого надавливания пальцами, то следует массировать активную точку  пальцами правой руки легко, быстро и поверхностно  по центробежной спирали от себя вправо (тонизирующее воздействие).  Если же  боль появляется только от сильного нажатия на точку.  То нужно оказать успокаивающее воздействие,  нажимая  прямо  на  эту  точку  со средней  силой  большим пальцем  правой  руки,  а  затем  растирать  её  целенаправленно  по  центростремительной  спирали – от себя влево. Для того, чтобы  точечный массаж не выполнялся детьми чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой.

        

«Профилактика  и  коррекция  плоскостопия»

Плоскостопие – это деформация стопы, вызванная  уменьшением высоты  свода  стопы, в  сочетании с пронацией  пятки и супинацией переднего отдела стопы.

Следует помнить, что  лечить  всегда  труднее, чем предупредить развитие  патологического процесса. Можно использовать следующие профилактические  мероприятия:

-применение  общеразвивающих   упражнений,  укрепляющих , в частности, и  нижние  конечности;

-ежедневное  использование  утренней  гимнастики, массаж;

-ношение  обуви на каблуке не боле 1-2 см;

-ношение  обуви на 1 см больше самого длинного пальца;

-обувь не должна быть слишком узкой  или просторной;

-постоянное внимание за правильной установкой стоп  при ходьбе. Носки следует держать незначительно разведенными.

В коррекции различных  видов плоскостопия  преобладают функциональные методы лечения,  среди которых  ведущее место занимает ЛФК.

Физические упражнения при плоскостопии следует проводить в разгрузочном  исходном положении – лежа, сидя.

Противопоказано

Ходить на внутренней стороне стопы

Соскоки, прыжки, бег, особенно по асфальту

Игры         

«Великан» - ходьба на носках, поднимаясь  как можно выше, 5 -7 мин

«Карлик» - ходьба на согнутых ногах 4-5 мин

«Маленький – большой» - по команде как можно присесть, а  затем быстро выпрямиться. 10-12раз

«Лошадь» -ходьба с высоким подниманием бедра  5р.

«Кто с закалкой дружит, никогда не тужит»

Умывание прохладной водой, полоскание горла водой комнатной температуры закаливают ваш организм.

Закаливающие процедуры могут быть разными. Можно обтираться специальной махровой рукавичкой. Для этого в таз наливают прохладную воду, растворяют в ней щепотку морской соли и, смочив рукавицу в воде, обтирают плечи, руки, ноги, шею и грудь. Это очень полезная процедура – ведь к коже приливает кровь, кожа слегка краснеет, улучшается кровообращение. Вы сразу чувствуете себя бодрым и веселым. После обтирания насухо растереть кожу махровым полотенцем.

И умывание, и обтирание, и прохладный душ – прекрасное закаливание. Но запомните, что у закаливания есть два важных правила. Правило первое – постепенность, правило второе – постоянство.

Начинать водные процедуры надо с температуры примерно 28-30 градусов и постепенно снижать ее каждые два-три дня на 1 градус, доведя в конце концов до температуры 15-18 градусов. В этом и заключается постепенность закалки.

А постоянство означает, что делать водные процедуры каждый день, без пропусков. Для  этого нужна немалая сила воли! Выходит, водные процедуры закаляют не только организм, но и волю человека!

Одна из замечательных закаливающих процедур – мытьё ног прохладной водой. Особенно приятно и полезно мыть ноги на ночь – во-первых, смоете с них пот и грязь, а во-вторых – будете крепче спать. Ведь мытье ног на ночь благоприятно действует на сон!

                                             Воду в тазик я налью,

Горстку соли растворю,

Лучше соли не простой,

                                             А особенно – морской!

Мама мягкой рукавицей

                                             Оботрет меня водицей.

«Физкультура  зимой»

Замерзли луж.  Выпал первый снег. Очень обрадовались малыши. Скоро можно будет кататься на санках и лыжах. Пора готовить санки и лыжи.

Выбор санок и лыж.

Выбрать санки очень просто –

Были бы они по росту,

Полоз крепкий и прямой.

Нравится? Неси домой!

Выбрать лыжи труднее. Выбирай внимательно, не торопись. Лыжи должны быть прямые, с ровной поверхностью. Очень важно выбрать лыжи и палки по твоему росту.

Первые спуски на санках. 

Плотный снег покрыл горки. Теперь можно кататься на санках. Первый раз попробуй скатиться с пологой горки.

Сядь на санки, крепко держись за веревочку. Оттолкнись ногами и поставь их на полозья. Поехал! Скатился, не упал? Можно попробовать с крутой горки. Здесь катишься быстрее. Ветер свистит в ушах – не бойся! Весело быстро кататься с  крутых горок. А в горочку обратно вверх – бегом, санки вези за веревочку. Очень интересно кататься на санках лежа. Так санки катятся очень быстро, но не бойся,  крепко держись за санки. Лежа даже можно управлять санками, тормозя то левой, то правой ногой.

Играть на горке весело,

                                              Когда кругом друзья.
                                             Стремглав со склона,

                                              Быстро в гору!

                                               Всегда мы вместе –

                                               Ты и я.

«Игра как средство развития и воспитания»

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить.  Игра  органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса.  Ленивого она может  сделать трудолюбивым,  незнайку – знающим,  неумелого – умельцем.  Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение  детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В играх  мы можем лучше узнать своих детей, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности. И, что тоже очень важно, игры сближают нас с детьми, помогают установить  более тесный контакт.

Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, музыкальные и др.

Все они нужны и по-своему полезны детям. Но особое место среди них занимают подвижные игры.  Подвижные игры – самое лучшее лекарство  для детей от двигательного голода – гиподинамии.  

Многие из них существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколения.  Время вносит  изменения в сюжеты  некоторых игр, наполняет их  новым содержанием, отражающим современную жизнь.  Игры обогащаются, совершенствуются, создается множество усложненных  вариантов, но их двигательная основа остается неизменной.  Важнейшее  достоинство  подвижных  игр состоит в том, что  в своей совокупности они, по существу. Исчерпывают  все виды свойственных человеку  естественных движений:  ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазание, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами – и поэтому являются самым  универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.

Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимого для достижения успеха.

         

«Одежда и здоровье детей»

Кончилась зима. Прошло время морозных и метельных дней, когда не выйдешь на улицу и долго не погуляешь.  Чудесный весенний воздух веселит и пьянит. Он пахнет талым снегом и льдом. Так и хочется снять шапку, шарф, сбросить варежки, пошире распахнуть куртку.  Но в марте, первом весеннем месяце, сто погод на дню: то солнце греет, то снегом сеет. Бывают и заморозки, порой дуют пронзительные северные ветры. В такую неустойчивую погоду  недолго и простуду подхватить!

Недаром в народе говорят: «В марте с крыш капает, а морозец к вечеру за нос цапает!»

В марте нужно побольше гулять, играть на свежем воздухе. Но чтобы не заболеть в неустойчивую капризную  погоду, нужно правильно одеваться. «Хоть март и теплогрей, одевайся потеплей», -  примечает народ.

На ноги лучше  надеть  шерстяные носки и утепленные сапожки, ноги будут сухие и теплые. Ведь не зря говорится: «Держи ноги в тепле, а голову – в холоде».

Наденьте хлопчатобумажную майку или футболку, шерстяной свитер и достаточно теплую, но легкую куртку с капюшоном. Без шарфа можно и обойтись – нужно закалять горло, а вот спортивную шапочку лучше пока не снимать.

Очень полезны для здоровья первые теплые лучи весеннего солнышка.  Полезно дышать и воздухом, пропитанным влагой тающих льдов и снега.

Главное – побольше бывать на свежем воздухе, больше двигаться и правильно одеваться!

«Активный отдых всей семьей»

Пешеходные прогулки всей семьей являются одной из форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья.

     Туристические походы формируют чувства коллективизма, ответственность, взаимопомощь. Трудности похода вырабатывают выдержку, настойчивость, выносливость, сочетают в себе познавательную и двигательную активность. Дети учатся подмечать интересное в пейзаже, во встреченных на туристических тропинках корнях и ветках деревьев, камнях, листьях.

Во время похода дошкольникам доступно усвоение элементов ориентирования по солнцу, местности – дороге, речке, одинокому дереву и т.п. этот навык развивает наблюдательность, сообразительность, память, делает ребенка более уверенным, способным наравне со взрослыми определить нужное направление.

      После отдыха дети обычно затевают игры.  Вы – родители должны создать им для подвижных игр наиболее подходящие условия.

Предлагаем  игры, в которые Вы могли бы поиграть на свежем воздухе со своим малышом.

«Найди свой домик»

Ребята самостоятельно или с помощью взрослого выбирают для себя домик (бревно, пенек и др.) и находятся в них. По сигналу ребенок выбегает на площадку, бегает, изображает ловлю бабочек (хлопает в ладоши), зайчиков (подпрыгивает на двух ногах), самолеты (бегает с поднятыми в стороны руками). По сигналу «Найди свой домик!» быстро занимает свое место в домике.

«Лето красное – для здоровья время прекрасное!»

                                    Бродит тропкой полевой,

                                                        Дарит нам букеты,

                                                        Воздух теплый и сухой.

                                                        Вы узнали лето?

Лето красное словно создано для того, чтобы мы могли набраться сил, укрепить здоровье, вдоволь накупаться и наиграться в веселые подвижные игры – футбол, волейбол, салочки, прятки и жмурки.

Очень полезно ранним утром посидеть с удочкой у реки, подышать влажным речным воздухом, посмотреть, как резвятся в прозрачной воде мелкие рыбешки. Ужение рыбы успокаивает нервы и закаляет волю и тело.

Когда вода в реке прогреется, на травах высохнет роса, то можно искупаться, поплавать, а потом позагорать на травке.

Купание – очень хороший способ закаливания. Начинать купаться лучше, когда температура воздуха не ниже 23 – 24 градуса, а воды – не ниже 20 градусов. В воде можно находиться 5 – 10 минут, при этом все время двигаться: плавать, плескаться, играть в мяч.

После купания можно принимать воздушные и солнечные ванны. Воздушные ванны принимают под тенистыми деревьями, играя в мяч или отдыхая на коврике.

Солнечные ванны – прекрасное закаливание, которое дарит нам сама природа. Вначале на солнце проводят 5 – 10 минут, причем голову обязательно нужно прикрыть панамкой. Когда организм привыкнет к солнечным лучам, можно подольше быть на солнце, примерно с полчаса.

Замечательное  летнее закаливание – бегать босиком по влажному песку, по траве.

Летним днем интересно поиграть в игры с мячом – футбол, волейбол, баскетбол. А летним вечером так приятно прокатиться на велосипеде по тропинке  вдоль реки или луга. Катание на велосипеде тренирует мышцы ног, рук, живота, спины, улучшает работу сердца.

Лето – щедрая и добрая пора! В лесах созревают ягоды. Чаем с настоянным на сушеных ягодах и листьях, душистым малиновым вареньем лечат простуду, отвар цветков используют для лечения глаз, а малиновый сироп применяют при болях в желудке.

Словом, красное лето – лучшее время, чтобы укрепить здоровье  на целый год!

«Фитотерапия  и ароматерапия  детей в процессе  адаптации »

Повышение заболеваемости респираторными инфекциями, которое отмечается в осенне-весеннее время года, а также в эпидемический по гриппу период, является показанием для применения ароматерапии помещений с использованием эфирных масел лаванды, шалфея, аниса, орошение зева с помощью распылителя жидких лекарственных средств настоями и отварами с бактерицидными и противовоспалительными свойствами: цветки ромашки, календулы, трава зверобоя, душицы и другие.  При этом используемые лекарственные травы надо менять один раз в десять дней. С целью повышения сопротивляемости детского организма к респираторным инфекциям целесообразно использование лекарственных растений, обладающих иммуностимулирующими свойствами, богатых витаминами и микроэлементами. У часто болеющих детей целесообразно как местное использование лекарственных растений, так и внутреннее и ингаляционное введение. Данные способы могут применяться по отдельности и в комбинации друг с другом.  При комбинации различных способов введения лекарственных растений во избежание побочного действия целесообразно их поэтапное использование. Ароматерапию не рекомендуется совмещать с фиточаем и другими средствами фитореабилитации.  

«Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни»

Интерес к здоровью детей обусловлен  все возрастающей  тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития. Детство является ключевым периодом  жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей еще недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

  Многие ученые (Н.М.Амосов, А.Г.Щедрина) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в образовательных учреждениях, в том числе дошкольных призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение  к себе и своему здоровью.

Важную роль в решении этих задач играет семья, которая совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщения их к ценностям здорового образа жизни. Известно  что ни одна даже самая лучшая методика не может гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей.

«Тайная сила рук»

Потирание  кончиков  пальцев  успокаивает нервную  систему.  Древнегреческий философ  Анаксагор  говорил: «Рука у каждого  человека…таит  в себе чудодейственную силу  излечения  болезней».

Современные исследования физиологов  подтвердили: нервные  окончания  пальцев  рук, да  и  всей  ладони, широко связаны  с корой больших полушарий. Не случайно проекции кисти на коре головного мозга занимает самую большую площадь. На руке находится много точек зон, обладающих общим успокаивающим действием на организм.

От кончиков пальцев рук до их основания располагается зона, имеющая наибольшую связь с головным мозгом. Поэтому при утомлении необходимо давить со средней силой по 3-4 сек. Попеременно на переднюю, заднюю и боковые поверхности каждого пальца. Регулярный массаж одного большого пальца способен повышать функциональную деятельность головного мозга.

Указательный палец активизирует деятельность желудка, средний – деятельность кишечника, безымянный функцию печени, мизинец стимулирует работу сердца.

Комбинации и фигуры, изображаемые пальцами, доступны каждому и не имеют противопоказаний. Занимаясь ежедневно, человек очень скоро почувствует их оздоровительное значение.

Все упражнения выполняют спокойно, без малейшего напряжения мышц, не прилагая особых усилий. Их можно проделывать во время прогулки, при чтении, во время просмотра телевизора.

Систематическая работа  по тренировке легких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга – у детей улучшается внимание, память, слух, зрение

 

«Физкультурные минутки для дошкольников»

Воспитывать детей физически совершенными – значит добиваться, чтобы они с ранних лет были здоровыми и закаленными.

Для решения задач улучшения здоровья детей используются различные средства  и формы физического воспитания. Одной из таких форм являются физкультурные минутки.  Они проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения у детей дошкольного возраста.

Умственное напряжение распознается, прежде всего, по снижению внимания.  В результате длительного статического напряжения у ребенка  сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение,  что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе  жизненно  важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника.

Все родители должны понимать, как нелегко малышам  находится в абсолютном покое.

А в лесу растет черника

А в лесу растет черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать  (Приседания)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу  (Ходьба на месте)

Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся,  (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел  (руки верх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется (покружиться)

«Пальчиковая гимнастика»

Тренировку пальцев рук  уже можно начинать с детьми в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук  и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится  разминание  и  поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с десятимесячного  возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам  можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движения все пальчики. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.

В полугодовалом возрасте детям дают более сложные задания: застегивание пуговиц, шнуровка.

Очень хорошую тренировку  движений  для пальцев дают народные игры -  потешки.

Сорока – белобока

Кашу варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала…

Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, оказывается благоприятное влияние на развитие речи.    

Человеческое дитя – здоровое… развитое…
Это не только идеал и абстрактная ценность, но и практически достижимая норма жизни.
Как добиться этого? Ответ волнует нас прежде всего как родителей, а уж потом как исследователей и педагогов-практиков.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетание “формирование здорового образа жизни” заняло прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.

Давным-давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: “Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься”.Забота о здоровье ребёнка взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей.

Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивление организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечнососудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребенка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем ДА. При недостаточной двигательной активности ребенка (гиподинамии) неизбежно происходят ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка.

Одним из основных условий совершенствования двигательного режима являлось глубокое изучение индивидуальных особенностей детей в разных видах двигательной активности и осуществление на этой основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода. В основу его положены концептуальные положения дошкольной педагогики и психологии и формирования личности в процессе деятельности (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, А.П.Усова).

Возрастные и индивидуальные особенности ДА детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной активностью детей, воспитывающихся в старших возрастных группах детского сада. Это обусловлено тем, что к старшему дошкольному возрасту дети, имея высокую потребность ДА, не всегда могут ее реализовать на должном уровне. При этом надо учитывать, что самостоятельная двигательная активность детей на шестом-седьмом году жизни все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз), а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач и т.д.). В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Следует также помнить, что старшие дошкольники еще не умеют соотносить свои желания со своими истинными возможностями, что может повлечь к переоценке своих сил и привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам). Все это свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рациональным уровнем ДА детей, который может быть достигнут путем совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении.

По данным ряда медико-педагогических исследований, двигательная активность детей старшего дошкольного возраста за время пребывания их в детском саду составляет менее 40-50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребенка в движении. Полноценная двигательная активность (в ее доступных формах) является залогом успешного оздоровления детей. Различные виды двигательных упражнений являются к тому же физиологически обоснованными средствами развития общей выносливости. Такие упражнения, как быстрая ходьба, бег, прыжки, плавание, ходьба на лыжах, скольжение на коньках содействуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.

Формами организации оздоровительной работы, являются: самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, двигательно-оздоровительные физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные прогулки (в парк, в лес, к водоему), физкультурные досуги, спортивные праздники, Дни здоровья.

Как известно, ходьба – одно из первых движений, которыми овладевает ребенок после умения ползать. В ней участвует весь опорно-двигательный аппарат человека, одновременно в работу включается до 50 процентов мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы спины и живота, формируется мелкие мышцы стоп, вырабатывается правильная осанка. Кроме того, в ходьбе тренируются дыхательная и сердечнососудистая системы, активнее происходит обмен веществ. Во время ходьбы группой у детей воспитываются согласованность движений, организованность, умение ориентироваться на площадке, в разнообразных и часто меняющихся условиях местности.

Многочисленные исследования, проведенные в последние годы физиологами и медиками, показали, что медленный бег, особенно на свежем воздухе, - не только эффективное средство повышения общей физической подготовленности, но и фактор укрепления здоровья детей.

Систематические занятия бегом улучшают работу легких, сердца, головного мозга и мышц, помогают более быстрому восстановлению сил после умственных нагрузок. Занятия же на свежем воздухе, как известно, улучшают самочувствие, закаливают организм, формируют правильную осанку, вырабатывают силу воли, целеустремленность и другие качества, необходимые в повседневной жизни. Оздоровительный бег – одно из важных для здоровья ребенка движений, позволяющих регулировать нагрузку, укрепляющих сердечнососудистую и дыхательную системы. Он завоевал в последнее время большую популярность в основном как средство общего развития и выносливости и повышения функциональных возможностей организма. В этом беге важно выделить невысокий темп, не ускорять, не замедлять его, бежать ритмично. Шаги при медленном беге короткие, нога ставится на переднюю часть стопы или эластично переходит с пятки на носок. Движения рук, согнутых в локтях, находящихся на уровне пояса, спокойные, плечи расслаблены. Привычка бегать помогает получить ежедневную дозу движений, необходимую для нормальной жизнедеятельности организма.

Прыжки, как и бег - неотъемлемая часть двигательной деятельности ребенка. Прыжковые упражнения укрепляют костно-мышечный аппарат ног и туловища, тренируют глазомер, развивают координацию движений. Прыжки со скакалкой занимают значительное место в работе с детьми дошкольного возраста, способствуют повышению выносливости, тренируют чувство ритма, укрепляют сердечнососудистую и дыхательную системы, мышцы ног. В прыжках с короткой скакалкой дети проявляют большую активность и настойчивость. Прыжки с продвижением вперед, с ноги на ногу, длительно повторяющие равномерное движение, развивают выносливость так же, как и беговые упражнения.

Двигательная активность дошкольника должна быть направлена и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому мне, как педагогу, необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников необходимо определились приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

В двигательный режим старших дошкольников входит также совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях дошкольного учреждения). Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте”.к сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности.

Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. В участие в различных мероприятиях, проводимых в детском саду привлекаются родители, чтобы убедить их в необходимости семейных физических занятий. Эта форма взаимодействия является эффективной для взаимопонимания и воспитания здорового ребенка. Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших ребят в детстве, тем легче им будет приспособиться к новым социальным условиям. Что должны сделать взрослые, чтобы каждый день жизни ребенка стал началом в укреплении его здоровья? Велика роль примера самих родителей и старших членов семьи. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми.

Воспитание детей – большая радость и большая ответственность, большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие. Необходимо, чтобы каждый ребенок рос в условиях душевного комфорта, добропорядочности.

Быть здоровым – естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие!

Ведь главное для нас – вырастить и воспитать здоровую, умную личность! 

«Жарко, жарко!»

Настало лето – замечательное  время года!  Можно играть на воздухе, закаляться, в полной мере используя неисчерпаемые возможности природных факторов: свежего воздуха, солнечных лучей и воды.

Подвижная игра – сознательная двигательная  активность ребенка. Увлекательное содержание и эмоциональная насыщенность игры побуждают дошкольников к определенным умственным и физическим усилиям, а значит, способствуют  их развитию в целом.

В июне – июле тридцатиградусная жара не редкость, и, если такая погода стоит долго ситуация становится похожей  на описанную Агнией Барто.

Жарко, жарко, нету сил!

Хоть бы дождь поморосил.

Жарко утром, жарко днем,

Влезть бы в речку, в водоем,

Влезть бы в речку, в озерцо,

Вымыть дождиком лицо.

Кто-то стонет: - Ой, умру!.. –

Трудно в сильную жару.

В подобных случаях игры с водой просто незаменимы. Хорошо, если рядом с детским садом есть чистый водоем с детским пляжем, но такого,  к сожалению практически не бывает. Выход из положения  в организации  игр с водой, для чего используются выносные бассейны, ведра, «брызгалки». Воду используют теплую, около 30 градусов. Дети – босиком, в трусиках и панамках.

 

опорно-двигательный аппарат

За последние годы все чаще отмечаются случаи возникновения отклонений в системе опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста. Причины этого самые разнообразные, исследователи объясняют этот феномен многими факторами: от неправильной позы при стоянии и сидении до генетических факторов; высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальный и более поздние периоды развития ребенка, ограничение двигательной активности, ухудшение экологической обстановки, в том числе занятости родителей. Все это отрицательно сказывается на состоянии скелета мышц и позвоночника. Около 70% детей имеют различные виды нарушения осанки. Которые ведут к развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. У 23% детей встречается деформация опорно-двигательного аппарата - наиболее распространенной является плоскостопие и косолапость.

ОСАНКА - привычное положение тела человека в покое и при движении. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека.

Формирование осанки у человека начинается с первых дней жизни. По мере развития движений у ребенка образуется четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника; шейный и поясничный - выпуклостью вперед - лордоз (если смотреть на позвоночник сбоку), грудной и крестцовый - выпуклостью назад - кифоз. При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника равномерно и умеренно выражены. Они образуются к 6-7 годам. Это играет очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, т.к. позвоночник приобретает способность пружинить при движениях. С появлением естественных изгибов позвоночника, определяющих вертикальное положение тела, закрепляется и привычное положение отдельных его частей: головы, плеч, лопаток, грудной клетки, живота, таза, стоп. Начинает определяться и закрепляться осанка. Таким образом, необходимость выработки хорошей осанки вызывается не только эстетическими требованиями, но и медицинскими.

На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие и детская косолапость.

ПЛОСКОСТОПИЕ - это деформация стопы, в результате которой снижается ее свод.

КОСОЛАПОСТЬ - характеризуется приведением, супинацией и подошвенным сгибанием стопы. При этом ноги ребёнка принимают "О" - образную форму, ограничивается их подвижность, опора на подошву односторонняя и неполноценная.

С поступлением ребенка в школу его двигательный режим значительно меняется, возрастает объем статической нагрузки, а это ведет к увеличению функциональных нарушений осанки детей, причем большой процент детей уже имеют различные нарушения опорно-двигательного аппарата. О чем это говорит? Прежде всего, о неиспользованных резервах формирования осанки в период дошкольного возраста. Статистика детских поликлиник показывает, что родители обращаются к врачам по поводу патологии опорно-двигательного аппарата у детей в 4 - 5 раз меньше, чем в действительности она существует.

Своевременное воздействие на формирующуюся осанку в период дошкольного возраста очень важно. Чем раньше начнутся профилактика и коррекция различных видов нарушений осанки, плоскостопия, косолапости, тем больше вероятности того, что у ребенка не возникнет проблем со здоровьем. Вот почему важно, чтобы в детском саду был создан стойкий барьер отклонениям опорно-двигательного аппарата у будущих школьников. При этом практически все специалисты считают наиболее эффективным средством профилактики и коррекции нарушений осанки физические упражнения.

Консультации с родителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Точечный массаж

Точечный массаж — один из самых древних методов лечения. Возник он на Востоке, на территории современных Китая, Кореи, Монголии и Японии после того, как древние лекари обратили внимание на то, ч...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина, самомассаж кистей рук)

Конспект индивидуального логопедического занятия  с использованием современных образовательных  технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина,самомассаж...

Консультация "Точечный массаж как средство закаливания"

Предлагаю вашему вниманию   консультацию "Точечный массаж как  средство закаливания".  Вы познакомитесь и наглядно увидите точки, которые помогут вам закалить  ребенка и ваш органи...

Точечный массаж - общеукрепляющее средство для профилактики заболеваний

Точечный массаж повышает защитные силы организма, а именно, защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и т.д. Стимуляция активных точек кожи активизирует выработку в о...

Точечный массаж, как одно из средств оздоровления детей в условиях ДОУ

Точечный массаж,  разработанный  профессором А.А. Уманской, является простым, эффективным и не имеющим противопоказаний методом повышения сопротивляемости орга...

Точечный массаж (по методике А.А.Уманской) как одно из средств оздоровления детей в условиях ДОУ.

В настоящее время проблема физического и интеллектуального развития и состояния здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях продолжает оставаться актуальной. Объясняется это, прежде всего ...