Главные вкладки

    Закаливающие процедуры в дошкольном возрасте. Методика Босоножье, комплексы упражнений: закаливающие дыхание, дыхательная гимнастика, точечный массаж, массаж волшебных точек ушей.
    картотека на тему

    Ларичева Наталья Дмитриевна

    Комплексы закаливающих процедур

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zakalivayushchie_protsedury_v_doshkolnom_vozraste.docx78.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Закаливающие процедуры в дошкольном возрасте.

    Методика Босоножье, комплексы упражнений: закаливающие дыхание, дыхательная гимнастика, точечный массаж, массаж волшебных точек ушей.

    Воспитатель Ларичева Н.Д.


         
    Основные принципы проведения закаливающих процедур

    - систематичность проведения во все сезоны года,

    - постепенность увеличения силы раздражающего воздействия,

    - учет индивидуальных особенностей и эмоционального состояния ребенка,

    - осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей.

    Основные факторы закаливания

    Закаливание воздухом, водой, солнцем.

         Закаливание детей – одно из основных направлений в оздоровительной программе нашего детского сада. Мы проводим обширный комплекс закаливающих мероприятий, способствующих закаливанию наших воспитанников. Это:

    • Соблюдение температурного режима в течение дня.
    • Правильная организация прогулки и её длительность.
    • Соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей, сезонности;
    • Облегчённая одежда для детей в детском саду.
    • Дыхательная гимнастика после сна.
    • Мытьё прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди (индивидуально).
    • Полоскание рта  водой комнатной температуры.
    • Комплекс контрастных закаливающих процедур:

    Методы оздоровления:

    • Ходьба по сырому песку (летом), коврику (в межсезонье).
    • Контрастное обливание ног (летом).
    • Дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года), в том числе по дорожкам препятствий.
    • Переступание из таза с холодной водой в таз с тёплой водой (летом).
    • Хождение босиком по спортивной площадке (летом).
    • Релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия).

    Использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре.

    Содержа-

    ние

    Возрастные группы

    1 младшая

    2 младшая

    Средняя

    Старшая

    Подготовительная

     Элементы повседневного закаливания

    При проветривании допускается кратковременное снижение воздуха в помещении на 2-40

    Воздушно-темпер. режим

    От +220 до +180

    От +220 до +180

    От +210 до +180

    От +210 до +180

    От +210 до +180

    Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды

    Сквозное проветривание (в отсутствие детей)

    Проводиться не менее 10 минут через каждые 1,5 часа

     

       Утром перед приходом детей

    К моменту прихода детей температура восстанавливается до нормальной

      Перед возвращением детей с прогулки

    + 190

    + 190

    + 180

    + 180

    + 180

      Во время дневного сна

    В теплое время года проводится в течении всего дневного сна

    Утренний прием детей на улице

    В теплый период

     Утренняя гимнастика

    В теплое время года проводится на улице,

    в холодное время года – в зале, в группе

     

      Физкультурные занятия в зале, группе

    + 18

    Физ.зан.на прогул.

     

    +

    +

    +

    Воздушные ванны

    В теплое время года проводятся ежедневно при температуре + 200 - +220

     

    Прогулка

     

     

    Обувь и одежда соответствует метеорологическим условиям

    До - 150

    До - 150

    До - 150

    До - 200

    До - 200

      Дневной сон

    В теплое время при открытых окнах, без маек (избегая  сквозняка).

    Физичес. упраж., п/и на улице

    ежедневно

    Упр на дыхание, игровой самомассаж пальчиковые игры, упражнения для профилактики плоскостопия, нарушения осанки.

    Ежедневно ( в гимнастиках, физ.паузах,  физ.занятиях, в повседневной деятельности)

    В теплое время года проводятся на свежем воздухе.

    Упражнения для профилактики переутомления

    Релаксация, элементы психогимнастики, физминутки

      Гигиенические процедуры

    Ежедневно в течение всего режима дня.

    II. Специальные закаливающие воздействия

     

    Полоскание рта кипяченой  водой комнатной

    температуры.

     Ходьба босиком

    Хождение  босиком  по дорожке здоровья, по ковру, по земле, по траве, по асфальту (см. приложение)

     

     Обширное умывание водой комнатной температуры.

    После дневного сна умывание (лицо, руки) с помощью воспитателей.

    После дневного сна умывание (лицо, руки) с помощью воспитателей.

    После дневного сна. (лицо,руки, шея, грудь)

    После дневного сна, занятий физической культурой.

    После дневного сна,  занятия физической культурой.

     Гимнастика после сна

    Во всех группах

     Мытье ног, гигиенический душ теплой водой

    После прогулки, в теплый период года

    После прогулки, в теплый период года

    После прогулки, в теплый период года

    После прогулки, в теплый период года

    После прогулки, в теплый период года

     Дозированные солнечные ванны

                                             Теплый период

    В период с 9.00-11.00 (с 3 мин. – 20 мин) 

    Методика «БОСОНОЖЬЕ»

     

         Данная методика повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

    Группа

    Виды ходьбы и дозировка

    Теплый период

    время

    Холодный период

    время

    1

    2

    3

    4

    5

    ранний возраст

    ходьба и бег по одеялу и деревянному настилу

    5-20 минут

    ходьба и бег по ковру в носках

    5-15 минут

    младшая группа

    ходьба и бег по теплому песку и траве

    5-30 минут

    ходьба по ковру босиком

    5-15 минут

    средняя группа

    ходьба и бег по мокрому песку, траве, асфальту.

    5-45 минут

    ходьба босиком по ковру и в носках по полу. Бег босиком по полу.

    5-20 минут

    старшая группа

    Ходьба и бег по земле, воде, асфальту.

    5-60 минут

    ходьба и бег босиком по полу в группе.

    5-20 минут

    подготов.

    группа

    ходьба и бег по различным видам почвы, покрытиям земли.

    от 5 минут и неограниченно.

    свободный бег и ходьба в группе.

    5-30 минут

    Солнечные (воздушные) ванны

        Под действием ультрафиолета на кожу, в организме вырабатывается витамин Д, благодаря которому укрепляется костная система. Также солнечные ванны усиливают защитные функции кожных покровов и обмен веществ. Однако пребывание на солнце тоже нужно дозировать, т.к. может быть перегревание организма, а лучший эффект от воздушных ванн получается, когда на коже нет загара.

        Начинать такую закалку лучше в безветренную и в нежаркую погоду летом, примерно на 3-5 минут, постепенно увеличивая пребывание на 30-35 минут. 

    Прогулки на свежем воздухе

    Идеальный вариант для детей дошкольного возраста. С ними в детском саду нужно гулять по 2-3 раз в день от 30 минут до 2 часов. Ребенок на прогулках активен, много и с удовольствием двигается.

    Закаливание горла

        Особенно полезно детям с частыми респираторными заболеваниями. Проводить желательно в первую половину дня с целью гигиенического эффекта и закаливания горла. Следует полоскать горло водой при температуре 33-36˚, а затем после привыкания снижать на 1˚, каждые 5 дней доведя до 16-18˚.

    Но если ребенок болен, то снижать температуру через 7 дней.

    Обтирание

        Для его проведения используют рукавичку из мягкой махровой ткани. Ее намачивают в теплой воде, затем слегка отжав, делают обтирание рук ребенка, начиная от кончиков пальцев до плеч, после обтирают грудь,  потом живот, спину, ноги до паха. Оптимальное время проведения данной процедуры – перед сном. Температура воды при этом должна быть примерно 27˚, то есть близкой к температуре голой кожи. 

    Закаливающее дыхание

          Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом.  

          Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

    «Поиграем с носиком»

    1. Организационный момент

     «Найди и покажи носик»

    Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому

    2. Основная часть

    Игровые упражнения с носиком.

     «Помоги носику собраться на прогулку»

    Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

     «Носик гуляет»

    Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

    Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твёрдому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняет через нос.

     «Носик балуется»

    На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

     «Носик нюхает приятный запах»

    Ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.

     «Носик поёт песенку»

    На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поёт: «Ба – бо – бу».

     «Поиграем носиком»

    Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.

    Таким образом, делается как бы растирание.

    3. Заключительный этап.

     «Носик возвращается домой»

    Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

    Примечание: Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

    Подходи ко мне дружок,
    И садись скорей в кружок.
    Носик ты быстрей найди,
    Тёте ... покажи.
    Надо носик очищать, 
    На прогулку собирать.
    Ротик ты свой закрывай,
    Только с носиком гуляй.
    Вот так носик-баловник! 
    Он шалить у нас привык.
    Тише, тише, не спеши,
    Ароматом подыши.
    Хорошо гулять в саду
    И поёт нос: «Ба-бо-бу».
    Надо носик нам погреть,
    Его немного потереть.
    Нагулялся носик мой,
    Возвращается домой

    Массаж волшебных точек ушей

          Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

    Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

    «Поиграем с ушками»

    1. Организационный момент.

    Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их вокруг.

    2. Основная часть.

    Упражнения с ушками.

    «Найдём и покажем ушки»

    Дети находят свои ушки, показывают их взрослому

     «Похлопаем ушками»

    Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.

     «Потянем ушки»

    Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.

     «Погреем ушки»

    Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину.

    3. Заключительный момент

    Дети расслабляются и слушают тишину.

    Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

    Подходи ко мне, дружок,
    И садись скорей в кружок.
    Ушки ты свои найди
    И скорей их покажи.
    А потом, а потом
    Покрутили козелком.
    Ушко кажется замёрзло
    Отогреть его так можно.
    Ловко с ними мы играем,
    Вот так хлопаем ушами.
    А сейчас все тянем вниз.
    Ушко, ты не отвались!
    Раз, два! Раз, два!
    Вот и кончилась игра.
    А раз кончилась игра, 
    Наступила ти-ши-на!

    Дыхательная гимнастика

    1. «ЧАСИКИ»
    Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10—12 раз.

    2. «ТРУБАЧ»
    Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф-ф». Повторить 4—5 раз.

    3. «ПЕТУХ»
    Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5—6 раз.

    4. «КАША КИПИТ» Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза.

    5. «ПАРОВОЗИК» Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20—30 секунд.

    6. «НА ТУРНИКЕ» Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки—вдох, палку опустить назад на лопатки—длинный выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза.

    7. «ШАГОМ МАРШ!» Стоя, гимнастическая палка в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага—вдох, на 6—8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 минуты.

    8. «НАСОС»
    Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону—выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с». Повторить 6—8 наклонов в каждую сторону.

    9. «РЕГУЛИРОВЩИК» Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5—6 раз.

    10. «ЛЕТЯТ МЯЧИ» Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произносить, выдыхая, длительное «у-х-х-х-х». Повторить 5—6 раз.

    11. «ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ»
    Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки—вдох, опустить руки-вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4—5 раз.

    12. «ЛЫЖНИК»

    Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5—2 минут. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

    13. «МАЯТНИК»
    Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне—выдох, произносить «т-у-у-у-х-х».
    Повторить 3—4 наклона в каждую сторону.

    14. «ГУСИ ЛЕТЯТ» Медленная ходьба в течение 1—2 минут. Поднимать руки в стороны — вдох, руки вниз—выдох, произносить «г-у-у у-у».

    15. «СЕМАФОР»
    Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны—вдох, медленно опускать вниз—длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3—4 раза.

    Эти упражнения ребенок должен выполнять утром и среди дня. В летнее время второе занятие лучше проводить на воздухе во время прогулки.

    Точечный массаж.

    Для повышения сопротивляемости организма к  простуде  и заболеваниям верхних дыхательных путей рекомендуется проводить точечный массаж особых зон грудной клетки и лица, которые являются важными регуляторами деятельности верхних органов. Точечный массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает сам вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток. Точечный массаж можно делать самим, а также можно научить детей.

    Точки, которые следует массировать при ОРЗ.

    Точка 1. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. Массаж  этой зоны уменьшает кашель, улучшает кроветворение ( 15 раз в одну сторону и 15 раз в другую ).

    Точка 2. Регулирует иммунные функции организма, повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям ( 15 раз в одну и 15раз в другую сторону )

    Точка 3. Область коренных клубочков нижней челюсти. Контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани ( 15 раз только в одну сторону ).

    Точка 4. Шейный узел надо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регуляторами деятельности сосудов головы, шеи, туловища. Нормализуется работа вестибулярного аппарата ( 15 раз ).

    Точка 5. Она расположена в области 7-го шейного и 1-го грудного позвонка. Оказывает большое внимание на излечение от таких болезней как грипп, простуда.

    Точка 6. Улучшает кровообращение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит ( по 15 раз в каждую сторону).

    Точка 7. Улучшает кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга ( по 15 раз в каждую сторону ).

    Точка 8. Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат ( по 15 раз в каждую сторону ).

    Точка 9. Руки человека связаны со всеми органами. При массаже нормализуются

    Многие функции организма. Большой палец в центр ладони, а указательным массировать тыльную сторону ладони между указательным и большим пальцами.

    Массаж надо делать 3 раза в день.

    1. Гимнастика-побудка

    - Эй, ребята, просыпайтесь! Вам вставать пришла пора.

    Потянитесь. Улыбнитесь. На живот перевернитесь.

    А теперь опять на спину, Потянулись еще раз.

    Вдох и выдох. Вдох и выдох. Повторим еще раз.

    Поднимите ноги вместе, Опустите на кровать.

    Руки в стороны расставьте. Хватит спать! Пора вставать!

    (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

    2. Ходьба по дорожкам здоровья с различными раздражителями

    Мы  стараемся, стараемся Физкультурой занимаемся!

    Пусть будут руки крепкими, Пусть будут ноги сильными.

    Мы будем все здоровыми, Веселыми, спортивными.

     

    3. Общеразвивающие упражнения

    1. «Пловцы»

    И.П. основная стойка, руки развести вперед «плывем» (повт. 6-7 раз)

    2.»Футболисты»

    И.П. ноги на ширине плеч, руки за спиной.

    - поднять правую (левую) ногу, согнутую в колене(повт. 6-7 раз)

    3.»Штангисты»

    И.П. основная стойка Приседания, руки сжаты в кулачки (повт. 6-7 раз)

    4.»Бегуны» - бег на месте высоко поднимая колени

    4. Дыхательная гимнастика «Хорошо в лесу»

    И.П. основная стойка

                         1- руки в стороны, глубокий  вдох носом

                          2-5 - на выдохе произнести «хо-ро-шо в ле-су»

                          6-вернуться в И.П. (5 раз)

    5. Самомассаж  

    • Для носа

                (указ. пальцами прижать крылья  носа, поворачивать вправо влево)

    Водит носик паровоз

    В гости всех ребят повез.

    Он в волшебную страну

    Дыхательную

    (вдох, выдох повт. 4 раза)

    • Для ушей

              Чтобы ушки не болели

               Разотрем их поскорее.

               Вот сгибаем, отпускаем

               И опять все повторяем.

    • Прокатывание шишек между ладонями (тыльными сторонами рук, пальцами)

               Белка шишки принесла

               И ребятам раздала.

               Шишки все мы разбираем

               И в ладошках покатаем.

    6. Умывайка (водные процедуры)

             В кране чистая водица

             Ну-ка дети, быстро мыться.

             Моем шею, моем руки, уши

             Вытираемся посуше.        

    7. Самомассаж: поглаживание, разминание, снова поглаживание. Поглаживание выполняют от ногтей до лучезапястного сустава.

    (Дети сидят на кровати выполняют «Пальчики проснулись» массаж пальцев).

    Наши пальчики проснулись, а теперь будем наши ушки (поглаживание кромок ушей, выполняют сверху вниз, пощипывание и снова поглаживание) .

    А теперь погладим носик и щёчки (начинаем от переносицы к щекам, тремя пальцами - средний, указательный, большой, разминаем и поглаживаем). Погладим лоб от середины лба, разомнём.

    Какие мы хорошие, сейчас погладим себя по голове (от макушки вниз, выполняя правой рукой а затем левой рукой).

    12.Быстро сняли майки и побежали за рукавичками; по ходу дети идут по «Дорожке здоровья» идут по ребристой доске, коврикам с «шипами», прыгают в цветы, по следам.

    Дети на руки одевают рукавички, выстраиваются друг за другом. Начинают поглаживать грудь, растирать ее и снова гладить. Массаж руки (от кисти к предплечью, перейти к массажу ног пощипывание и поглаживание (от ступни к бедру).

    Дети поменяются рукавичкой с товарищем и помассировать спину друг другу (ПОВТОРИТЬ ХОДЬБУ ПО «ДОРОЖКЕ ЗДОРОВЬЯ», положить рукавички в кармашки.

    А теперь одели майки и обувь. Перейти к водным процедурам: полоскание горла и мытьё лица, рук по локоть. Растирание рук полотенцем.

    Речевое сопровождение:- «Пусть летят к нам в комнату,

    Все снежинки белые.

    Не боимся холода,

    Мы зарядку сделали! ».

    8. Гимнастика в постели 
    1. Потягивания-поднимания поочередно правой и левой ног и рук одновременно
    2. Поочередное сгибание и разгибание ног. 

    9.Самомассаж головы. 
    Сидя на кровати, ребенок имитирует движения: 
    1. Включает воду, трогает ее, мочит волосы.
    2. Наливает шампунь в ладошку и начинает изображать мытье головы.
    3. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.
    4. Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавишам, «бегает» поповерхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.
    5. Смывает шампунь с головы.
    6. Берет полотенце и сушит им волосы.
    7. С любовью и лаской расчесывает волосы пальцами, словно расческой. 

     

    10.Дыхательные упражнения: 
    Весьма надежное средство, укрепляющее защитные силы организма и охраняющее от простуды, – закаливающие дыхательные упражнения, которые выполняют утром до завтрака или вечером после ужина: 
    10.1. Ветерок 
    Взрослый произносит текст и показывает движения, а малыш их запоминает и повторяет: 
    Я ветер сильный, я лечу, 
    Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос). Хочу налево посвищу (поворачивает голову налево, делает губы трубочкойи дует), 
    Могу подуть направо (голова прямо – делает вдох через нос, голова направо – выдох через губы трубочкой), 
    Могу и вверх (голова прямо – делает вдох через нос, затем выдох через губы трубочкой и снова вдох), 
    И в облака (опускает голову, подбородком касается груди и делает спокойный выдох через рот) 
    Ну а пока, я тучи разгоняю (выполняет круговые движения руками). 

    10.2.Самолет 
    Взрослый рассказывает стихотворение, а малыш выполняет движения в егоритме: 
    Самолетик-самолет (разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимаетголову, вдох) 
    Отправляется в полет (задерживает дыхание) 
    Жу-жу-жу (делает поворот вправо) 
    Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж) 
    Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки) 
    Я налево полечу (поднимает голову, вдох) 
    Жу-жу-жу (делает поворот влево) 
    Жу-жу-жу (выдох, ж-ж-ж) 

    Постою и отдохну (встает прямо и опускает руки). 

    10.3.

    Кроме этих упражнений полезны: ежедневное надувание мыльных пузырей, воздушных шариков, задувание зажженных свечей, «сдувание бумажки» со своей ладони или стола сомкнутыми губами и даже бурление воды в стакане через соломинку. 

    11.Фитотерапия.
    Для профилактики простудных заболеваний очень полезны отвары целебных трав, ведь витамины растительного происхождения усваиваются лучше, чем выделенные синтетическим путем. 
    Фитотерапия проводится в виде курсов: 2-3 курса в год продолжительностью от 3-х недель до 2,5 месяцев и перерывом между ними не менее 2-х недель. Минимальное количество ежедневных процедур в одном курсе – 15.   

    Для детей рекомендуют готовить настои и отвары в следующей суточной дозе сухого лекарственного сырья на 1 стакан: 
    1-3 лет – 1 чайная ложка 
    3-6 лет – 1 десертная ложка 
    старше 6 лет – 1 столовая ложка 
    При правильном приготовлении безопасны для дошкольников чаи из следующих растений: душица (цветки), калина, клюква, рябина, мята, мелисса. Особенно полезно ежедневное употребление настоя шиповника за 10-15 минут до еды. Отличным добавлением к настою может стать сок лимона и/или мед.

    Коррекционная гимнастика после сна на сентябрь

     

    1С. Гимнастика в постели:

    Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочерёдно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой), потом одновременно руками и ногами, растягивая позвоночник.

    2С. Игра «Холодно-тепло»(напряжение и расслабление мышц). И.п: лёжа на спине. На табличку «холодно» дети сворачиваются в клубок, дрожа всем телом, изображая, что им холодно. На табличку «тепло» дети раскрываются, показывая, что им тепло. Повторить 3 раза.

    3С. Самомассаж ладоней. И.п: тоже. Быстро растирать свои ладони до появления тепла, затем тёплыми ладонями «умыть» лицо. Повторить 3 р.

     4С. Гимнастика на стуле:

    «Гусеница»- сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперёд до выпрямления коленей.

    «Барабанные палочки»-постукивание пальцев ног.

    «Помирились и поссорились»-сжимание и разжимание пальцев ног.

    «Согреемся»-ноги вытянуть вперёд, тянуть то носки, то пятки.

    5С. Комплекс ОРУ:                                                                                        И.п: ноги на ш.ст., руки внизу.1-2-поднять руки через стороны вверх, потянуться на носках; 3-4-вернуться в и.п.(6 раз).                                              И.п: ноги вместе, руки на поясе.1-руки вперёд,2-вверх,3-в стороны,4-на пояс(6р)                                                                                                                    И.п: ноги на ш.пл., руки на поясе. 1-2-повороты туловища вправо, 3-4-повороты влево (повт.5 раз).                                                                                 И.п: ноги на ш.пл., руки внизу. 1-присесть,2-постучать ладонями об пол, 3-встать,4-руки вверх, прокручивание кистей (повт.6 раз).

       6С. Дыхательная гимнастика:

    И.п: стоя, ноги врозь, руки вверх, сцеплены в замок. Вдох-и.п.; выдох-наклон в сторону. Повторить 6 раз.

    И.п: стоя, руки внизу, кисти в стороны. Вдох-подняться на носки, развести руки в стороны; выдох-поворот туловища в сторону, полуприсед. Повт. 4 раза.

    7С. Дифференцированная работа с часто болеющими детьми

    Игра «Подуй на листочек» И.п:стоя, листочки на ладони. По команде детиначинают дуть на листочки. 

    Контрастное закаливание ног.

    Коррекционная гимнастика после сна на октябрь

    1О.Гимнастика в постели:

    Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдноподнимать правую (левую) руку, потянуться, опустить, затем правую илевую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и ноги,  растягивая позвоночник.

    2О. «Отдыхаем». И.п: лёжа на животе с опорой на локти, ладонями поддерживая подбородок. Поочерёдно сгибать и разгибать ноги в коленях.

    3О. Самомассаж головы. И.п: сидя на кровати. Имитация движений: моем голову, сушим полотенцем, расчёсываем.

    4О.Коррекционная ходьба:

    И.п: на носках, на пятках, на внешней стороне стопы(медведь), с высоким подниманием колена в чередовании с обычной ходьбой.

    Ходьба по корригирующим дорожкам.

    5О.Комплекс ОРУ:

    И.п: ноги на ш.ст., руки внизу. 1-2-поднять руки через стороны вверх, потянуться на носках, хлопнуть в ладоши; 3-4-вернуться в и.п.(6 раз).

    И.п: ноги вместе, руки согнуты в локтях перед грудью. 1-3-плавные рывки согнутыми руками, 4-разведение прямых рук в стороны(5раз).

    И.п: ноги на ш.пл., руки вверху. 1-наклон туловища вправо,2-и.п.; 3-наклон влево, 4-и.п.(5раз).

    И.п: ноги вместе, руки на поясе.1-2- приседания (6 раз).

     6О. Дыхательная гимнастика:

    «Погреемся». И.п: стоя, ноги вместе, руки в стороны. Вдох-и.п.,выдох-быстро скрестить руки перед грудью.(6 раз).

    «Часы». И.п: стоя, ноги на ш.пл.,руки на поясе. Вдох-наклон вправо(влево)-«тик»; выдох-и.п. «так» (6 раз).

     7О.Дифференцированная работа с детьми на профилактику плоскостопия:

    захватывание, поднимание и перенос пальцами ног мелких игрушек из обруча в обруч.

    Контрастное закаливание ног.

    Коррекционная гимнастика после сна на ноябрь

     1Н. Гимнастика в постели:

    Потягивание. И.п: лёжа на спине, поднять руку вверх, потянуться и убрать за голову, тоже другой рукой. Поочерёдно тянуть от себя правую и левую ногу (то носком, то пяткой), потом одновременно руками и ногами, растягивая позвоночник.

    2Н. Игра «Зима и лето»(напряжение и расслабление мышц). И.п: лёжа на спине. На табличку «зима» дети сворачиваются в клубок, дрожа всем телом, изображая, что им холодно. На табличку «лето» дети раскрываются, показывая, что им тепло. Повт. 3 раза.

     3Н.Пальчиковая гимнастика. И.п: тоже. Поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя с большим в прямом и обратном порядке. Соединить кончики пальцев, пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой ( по 6 раз).

     4Н. Гимнастика на стуле:

    «Гусеница»- сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперёд до выпрямления коленей.

    Поочерёдное поднимание ног на носки и на пятки, не отрывая от пола

    Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах.

    Ноги вытянуть вперёд и соединить,«рисовать» левой и правой ногой в воздухе круг, затем двумя ногами.

    5 Н. Комплекс ОРУ:

    И.п: ноги на ш.ст., руки внизу. 1-2-поднять руки через стороны вверх, потянуться на носках, хлопнуть в ладоши; 3-4-вернуться в и.п.(6 раз).

    И.п: ноги вместе, руки за спиной, сцеплены в замок. 1-поворот вправо, 2-и.п, 3- поворот влево,4-и.п.(5раз).

    И.п: ноги на ш.пл., руки вверху. 1-наклон туловища вправо,2-и.п.; 3-наклон влево, 4-и.п.(повт.5раз).

    И.п: ноги вместе, руки на поясе. приседания (2 раза по 5 раз).

     6Н. Дыхательная гимнастика:

    6Н 1)«Большой-маленький». И.п: стоя, руки внизу. Вдох-подняться на носки, тянуть вверх руки; выдох-присесть, обхватив колени и прижать к коленям голову. Повт. 4 раз.

    6Н 2)«Дровосек». И.п: ноги на ш.пл. Вдох-руки сложить топориком и поднять вверх. Выдох-резко опустить руки, наклониться, прорезая пространство между ног. Повт.6 раз.

     7Н.Дифференцированная работа с часто болеющими детьми

    Игра «Подуй на снежинк . И.п: стоя, снежинки на ладони. По команде дети начинают дуть на снежинки.

     Контрастное закаливание ног

    Коррекционная гимнастика после сна на декабрь

     1Д.Гимнастика в постели:

    1Д 1)Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую (левую) руку, потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и ноги, растягивая позвоночник.

    1Д 2)«Отдыхаем». И.п: лёжа на животе с опорой на локти, ладонями поддерживая подбородок. Поочерёдно сгибать и разгибать ноги в коленях.

    2Д. Самомассаж головы. И.п: сидя на кровати. Имитация движений: моем голову, сушим полотенцем, расчёсываем.

    3Д. Корригирующая ходьба:

    И.п: на носках, на пятках, на внешней стороне стопы(медведь), с высоким подниманием колена в чередовании с обычной ходьбой.

    Ходьба по корригирующим дорожкам.

     4Д. Комплекс ОРУ:

    И.п: ноги на ш.ст., руки на пояс. 1-отвести плечи назад и вниз, подняться на носки-вдох; 2-опустить голову, расслабить плечи-выдох (6 раз).

    И.п: ноги врозь. 1-сгибая руки к плечам, повернуть туловище вправо; 2-и.п.; 3-поворот влево; 4-и.п.(5раз).

    И.п: ноги на ш.пл., руки на поясе. 1-отвести правую вытянутую ногу в сторону; 2-и.п.; 3-отвести левую ногу в сторону; 4-и.п.(5раз).

    И.п: ноги врозь. 1-наклон вперёд, отводя вытянутые руки в стороны;2-и.п.(6раз)

     5Д. Дыхательная гимнастика:

    «Пароход». И.п: Вдох-через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на 1-2 сек.; выдох- с шумом через губы, сложенные трубочкой «у-у-у»(6 раз).

    «Запуск двигателя». И.п: стоя, ноги на ш.пл.,руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох-и.п.; выдох-вращать согнутые руки перед грудью «р-р-р» (6 раз).

    6Д. Дифференцированная работа с детьми на профилактику плоскостопия:

    захватывание, поднимание и перенос пальцами ног мелких игрушек из обруча в обруч.

    Контрастное закаливание ног.

    Коррекционная гимнастика после сна на январь

    1Я.  Гимнастика в постели:

    Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую (левую) руку, потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и ноги, растягивая позвоночник.

    2Я.Массаж рук. И.п: сидя на кровати. Активно тереть ладони до ощущения тепла; вытягивать каждый пальчик, надавливая на него; растирать руку до плеча.

    3Я.Игра «Птичка». И.п: сидя на кровати. Имитация движений крыльев: руки перед грудью скрестно,с усилием двигать ими то влево, то вправо; затем медленно поднимать и опускать их.

     4Я. Гимнастика на стуле:

    «Гусеница»- сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперёд.

    Поочерёдное поднимание ног на носки и на пятки, не отрывая от пола

    Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах.

    Ноги вытянуть вперёд и соединить,«рисовать» левой и правой ногой в воздухе квадрат, затем двумя ногами.

    5Я.  Комплекс ОРУ:

    И.п: о.с. 1-поднять руки вперёд-вверх, сцепив их в замок над головой; 2-подняться на носки, прогнуть спину, 3-и.п. (6 раз).

    И.п: о.с. 1-отвести прямые руки в стороны,сводя лопатки(вдох);2-и.п.(выдох) 6

    И.п: ноги на ш.пл., руки на поясе. 1-наклон к правой ноге,2-и.п.;3-наклон к левой ноге, 4-и.п.(6раз).

    И.п: то же. 1-поднять правую ногу назад-вверх,2-и.п. Тоже левой ногой (6раз)

    6Я. Дыхательная гимнастика:

    6Я 1)«Хлопушка». И.п: стоя, руки внизу. Вдох-развести руки в стороны; выдох-опустить вниз, хлопнуть в ладоши (6 раз).

    6Я 2)«Барабанщик». И.п: стоя, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох-и.п.; выдох- удар кулаком вниз,произнося «ТА»(6 раз).

    7Я. Дифференцированная работа с детьми на профилактику нарушений осанки:

    «Сосулька»-повисеть на вытянутых руках на рейке гимнастической стенки спиной к ней, туловище держать прямо, ноги вместе. Остальные дети ходят по ковру с мешочком на голове.

    Контрастное закаливание ног.

    Коррекционная гимнастика после сна на февраль

    1Ф. Гимнастика в постели:

    Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую (левую) руку, потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и ноги, растягивая позвоночник.

    «Кошка». И.п: стоя на коленях с опорой на ладони. Поочерёдно прогибать и округлять спину.

     2Ф.Самомассаж лица. И.п: сидя по-турецки на кровати. Поглаживать лоб, щёки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивать по коже. Надавливать пальцами на переносицу, на середину каждой брови, делая вращательные движения, затем щипками лепить густые брови (от переносицы к вискам). Надавливать на крылья носа от переносицы к носовым пазухам, подёргать себя за нос.

    3Ф.Корригирующая ходьба:

    И.п: на носках, на пятках, на внешней стороне стопы(медведь), приставным шагом по гимнастической палке в чередовании с обычной ходьбой.

    Ходьба по корригирующим дорожкам.

      4Ф. Комплекс ОРУ:

    И.п: о.с. 1- поднять левую руку вверх, правую в сторону, подняться на носки, 2-и.п. Тоже, меняя положение рук (6 раз).

    И.п: ноги врозь. 1-вытянуть руки вперёд, сжимая пальцы в кулак; 2-согнуть руки, отводя локти и плечи назад, разжимая пальцы(6раз)

    И.п: ноги врозь, руки вверху, пальцы сцеплены в замок. 1-наклон вправо, 2-назад;3-наклон влево; 4-вперёд. Ноги прямые (6 раз).

    И.п: о.с. 1-согнуть правую ногу, поднимая колено вверх, 2-хлопок под коленом. Тоже левой ногой (6 раз).

     5Ф. Дыхательная гимнастика:

    5Ф 1)«Задувание свечи». И.п: о.с. Вдох-через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на 1-2 сек.; выдох- с шумом через губы, сложенные трубочкой (6 раз).

    5Ф 2)«Трубач». И.п: стоя, ноги на ш.пл.,руки согнуты перед собой (как бы держа трубу). Вдох-и.п.; выдох-делать мелкие движения пальцами, подражая нажиманию на клавиши, произнося «ту-ту» (6 раз).

    6Ф. Дифференцированная работа с детьми на профилактику плоскостопия:

    упражнения с платочком взять его пальцами ног, сложить «уголок к уголку». Контрастное закаливание ног.

    Коррекционная гимнастика после сна на март

      1М. Гимнастика в постели:

    Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую (левую) руку, потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и ноги, растягивая позвоночник.

    Перекатывание. И.п: лёжа на спине, руки согнуты и прижаты к груди. Повороты туловища справа налево.

    2М. Массаж рук. И.п: сидя на кровати. Активно тереть ладони до ощущения тепла; вытягивать каждый пальчик, надавливая на него. Растирать руку до плеча, с силой нажимая на мышцы, «смывать водой мыло»: одной рукой вести вверх, затем ладошкой вниз и «стряхнуть воду».

    3М.Гимнастика на стуле:

    «Гусеница»- сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперёд.

    Поочерёдное поднимание ног на носки и на пятки, не отрывая от пола

    Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах.

    Поочерёдное подтягивание колена к груди.

     4М. Комплекс ОРУ:

    И.п: о.с. 1-наклон головы вправо, 2-и.п.;3-наклон головы влево, 4-и.п. (6 раз).

    И.п: о.с. 1-поднять вверх правое плечо,2-и.п.;3-поднять вверх левое плечо,4-и.п.( 6 раз).

    И.п: ноги на ш.пл., руки на поясе. 1-поворот туловища вправо, отвести правую руку в сторону; 2-и.п.;3-поворот туловища влево, отвести левую руку в сторону; 4-и.п.(6раз).

    И.п: о.с. 1-присесть с широким разведением колен, руки вперёд; 2-и.п. (6раз).

     5М. Дыхательная гимнастика:

    «Птицы летят». И.п: стоя, руки внизу. Вдох-поднять руки через стороны вверх; выдох-опустить вниз (6 раз).

    «В лесу». И.п: о.с.. Вдох-и.п.; выдох- ладони к лицу, прокричать «Ау!» с поворотом вправо и влево(6 раз).

     6М. Дифференцированная работа с детьми на профилактику нарушений осанки:

    «Сосулька»-повисеть на вытянутых руках на рейке гимнастической стенки спиной к ней, туловище держать прямо, ноги вместе. Остальные дети ходят по ковру с мешочком на голове. Контрастное закаливание ног.

    Коррекционная гимнастика после сна на апрель

      1А. Гимнастика в постели:

    Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую (левую) руку, потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и ноги, растягивая позвоночник.

    «Яйцо». И.п: сидя на кровати. Подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в стороны.

    2А.Самомассаж лица. И.п: сидя на кровати по-турецки. Массаж ушных раковин: поглаживать по краям, затем внутри, за ушами; ласково оттягивать вверх, вниз, в стороны; нажимать на мочки ушей.

     3А.Корригирующая ходьба:

    И.п: на носках, на пятках, с приседанием по сигналу, спиной вперёд, перешагивать через кубики, приставным шагом по скамейке в чередовании с обычной ходьбой.

    4А. Ходьба по корригирующим дорожкам.

     5А. Комплекс ОРУ:

    И.п: ноги на ш.пл. 1- поднять руки вперёд, 2-хлопнуть в ладоши; 3- развести руки в стороны,4-и.п.(6 раз).

    И.п: ноги на ш.пл.,руки на поясе. 1-поворот вправо, руки развести в стороны; 2-и.п. Тоже влево (6раз)

    И.п: руки за головой. 1-согнуть правую ногу, поднимая колено вверх, 2-и.п. Тоже левой ногой (6 раз).

    И.п: о.с. 1-согнуть правую ногу, поднимая колено вверх, стараться задеть локтём левой руки; 2-и.п. То же левой ногой (6 раз).

    6А. Дыхательная гимнастика:

    «Насос». И.п: стоя, одна ладонь на другой внизу. Вдох-через нос с шумомнабрать воздух, ладони вверх, задержать дыхание на 1-2 сек.; выдох- сшумом, через рот, ладони с силой вниз (6 раз).

    «Язык трубочкой». И.п: о.с. Вдох-через нос с шумом набрать воздух,задержать дыхание на 1-2 сек.; выдох- медленно через язык, сложенныйтрубочкой (6 раз).

     7А. Дифференцированная работа с детьми на профилактику плоскостопия:

    захватывание, поднимание и перенос пальцами ног мелких игрушек из обруча в обруч.

    Контрастное закаливание ног.

    Коррекционная гимнастика после сна на май

    1.Гимнастика в постели:

    Потягивание. И.п: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать правую (левую) руку, потянуться, опустить, затем правую и левую ногу (то носком, то пяткой); потом одновременно руки и ноги, растягивая позвоночник.

    2.Гимнастика в постели «Зародыш». И.п: лёжа на спине. Согнуть в колене правую ногу и прижать её руками к животу. Позу удерживать 3-4 сек. и вернуться в и.п. Повторить движение левой ногой, потом двумя ногами. Прижимая колени к животу, подтянуть голову к коленям и задержаться в этом положении, после чего опустить голову, выпрямить ноги и расслабиться.

    3.Массаж рук. И.п: сидя на кровати. Активно тереть ладони до ощущения тепла; вытягивать каждый пальчик, надавливая на него. Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске. Растирать руку до плеча, с силой нажимая на мышцы, «смывать водой мыло»: одной рукой вести вверх, затем ладошкой вниз и «стряхнуть воду».

    4. Гимнастика на стуле:

    «Гусеница»- сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперёд.

    Поочерёдное поднимание ног на носки и на пятки, не отрывая от пола.

    Вращательные движения стопой.

    Покачивание стопы: прижимать к груди, укачивать, похлопать ладошкой по стопе, поднять выше головы

    5. Комплекс ОРУ:

    И.п: о.с. 1-2-3-круговые движения шеи в правую сторону,4-и.п.Тоже влево(6 р)

    И.п: ноги на ш.пл.,руки к плечам. 1-2-3-4-круговые движения плечами вперёд. Тоже назад( 6 раз).

    И.п: ноги на ш.пл., руки в замок внизу. 1-руки поднять, 2-наклон вперёд с одновременным опусканием рук; 3-4-и.п.(6раз).

    И.п: о.с. 1-присесть с широким разведением колен, руки вперёд; 2-и.п. (6раз).

    6. Дыхательная гимнастика:

    6.1)«Большой-маленький». И.п: стоя, руки внизу. Вдох-подняться на носки,тянуть вверх руки; выдох-присесть, обхватив колени и прижать к коленямголову. Повт. 4 раз.

    6.2)«Дровосек». И.п: ноги на ш.пл. Вдох-руки сложить топориком иподнять вверх. Выдох-резко опустить руки, наклониться, прорезаяпространство между ног. Повт.6 раз.

    7. Дифференцированная работа с детьми на профилактику нарушений осанки:

    «Сосулька»-повисеть на вытянутых руках на рейке гимнастической стенки спиной к ней, туловище держать прямо, ноги вместе. Остальные дети ходят по ковру с мешочком на голове.

    Организация двигательного режима

    Формы организации   

    Младшая группа

    Средняя группа

    Старшая группа

    Поготов. к школе группа

    Организованная деятельность

    6 час/нед

    8 час/нед

    10 час/нед

    10 час и более/нед

    Утренняя гимнастика

    6-8 минут

    6-8 минут

    8-10 минут

    10-12 мин

    Хороводная игра или игра средней подвижности

    2-3 мин

    2-3 мин

    3-5 мин

    3-5 мин

    Физминутка во время занятия

    2-3 мин

    2-3 мин

    2-3 мин

    2-3 мин

    Динамическая пауза между занятиями (если нет 
    физо или музо)

    5 мин

    5 мин

    5 мин

    5 мин

    Подвижная игра на прогулке

    6-10 мин

    10-15 мин

    15-20 мин

    15-20 мин

    Индивид. работа по развитию движений на прогулке

    8-10 мин

    10-12 мин

    10-15 мин

    10-15 мин

    Динамический час на прогулке

    15-20 мин

    20-25 мин

    25-30 мин

    30-35 мин

    Физкультурные занятия

    15-20 мин

    20-25 мин

    25-30 мин

    30-35 мин

    Музыкальные занятия

    15-20 мин

    20-25 мин

    25-30 мин

    30-35 мин

    Гимнастика после дневного сна

    5-10 мин

    5-10 мин

    5-10 мин

    5-10 мин

    Спортивные развлечения

    20мин
    1 раз/мес

    30 мин
    1 раз/мес

    30 мин
    1 раз/мес

    40-50 мин
    1 раз/мес

    Спортивные праздники

    20 мин
    2 раза/год

    40 мин
    2/год

    60-90 мин
    2/год

    60-90 мин
    2/год

    Неделя  здоровья

    Осень

    Весна

    Осень

    Весна

    Осень

    Весна

    Осень

    Весна

    Подвижные игры во 2 половине дня

    6-10 мин

    10-15 мин

    15-20 мин

    15-20 мин

    Самостоятельная двигательная деятельность

    ежедневно

    ежедневно

    ежедневно

    еж


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация к пед.совету на тему "Точечный массаж или волшебные точки"

    Точечный массаж — один из самых древних методов лечения. Действие точечного массажа основано на древнейшем представлении об устройстве человеческого организма. В консультации вы узнаете основные ...

    Закаливание по системе П.Иванова и комплексы дыхательной гимнастики, точечный массаж разработанные К. К. Утробиной.

    Закаливание по системе П. Иванова и комплексы дыхательной гимнастики, точечный массаж разработанные К.К.Утробиной...

    Общие принципы и методы закаливающих процедур детей дошкольного возраста .

    Попробуем разобраться, почему именно дети нуждаются в правильной системе закаливания и что должны знать и делать взрослые, чтобы укрепить здоровье детей. Чтобы правильно закаливать ребенка, родители д...

    Комплекс упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики в помощь родителям и детям.docx

    Комплекс упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики  в помощь родителям и детям.Выдается в начале учебного года. Для каждого ребенка выбирается индивидуальный комплекс упражнений....

    Массаж волшебных точек ушей.

    Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела....

    Массаж волшебных точек ушей

    Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела....