Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения в домашних услових.
материал на тему

Чильдинова Анна Викторовна
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения способствует развитию двигательной и речевой области коры головного мозга, развитию психических функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx103.07 КБ

Предварительный просмотр:

            https://vesti22.tv/sites/default/files/radio/detsad-183597-1446135284.jpg

«Рекомендации родителям  по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с патологией зрения».

     Одной из важных потребностей развития дошкольников со зрительными нарушениями является получение как можно большего количества информации из окружающего мира при помощи всех его сохранных органов чувств. Именно через остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, вкус ребенок создает себе фундамент дальнейшего развития - физического и умственного.
    Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения способствует развитию двигательной и речевой области коры головного мозга, развитию психических функций (мышления, памяти, внимания, слухового восприятия), пространственных ориентаций, формированию навыков учебной деятельности.

     В качестве более сохранного анализатора по отношению к органу зрения мною рассматривается двигательная функция руки.

Игры и упражнения развития мелкой моторики рук

в домашних условиях.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.

  1. Интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Ее можно мять, рвать, разглаживать, резать - эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.
  2. Игры с крупами. Нигде так хорошо не упражняются пальчики и кисти рук, как в играх с мелкими предметами. Понадобятся всевозможные крупы: пшено, гречка, рис, а также горох, манка и фасоль.
    *Сортировка круп. Ребенок раскладывает крупинки в 2 тарелочки: в одну кладет горох, в другую - фасоль. Эта игра активизирует нервные окончания пальцев рук, способствует развитию мышления, ведь сортировка - это простейшая мыслительная операция.

*Рисование на манке. Насыпаем на поднос тонким слоем манку. Пальчиками одной или обеих рук рисуем все, что захочется. А не понравится рисунок - слегка встряхните поднос и рисуем снова!

  1. Игры с водой «Из миски в миску». (Ложкой столовой, чайной, пипеткой (мисочки нужны поменьше), резиновой грушей, шприцом (без иглы, разумеется). Учимся управляться с этими предметами. Сначала показываем сами и делаем несколько движений рукой ребёнка. Ребятам очень нравится переливать воду губкой: намочить губку в одной миске, перенести и отжать в другую. Дети могут делать это до бесконечности.

*Вылавливание шариков. Бросаем в таз шарики от пинг-понга, а ребенок маленьким сачком их вылавливает. Дети обожают вылавливать «рыбок» из ведра и складывать их в миску.

  1. Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе.
  2. Упражнения с прищепками. Разноцветные бельевые прищепки –это готовый тренажер. Многократное повторение движения разжимания/сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам рук. Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету, например к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус...
  3. Выкладывание из палочек различные фигуры (по образцу или самостоятельно)
  4. Игры с пуговицами, шариками, ракушками и т.д. Заполните простую коробку. Опустите руку в коробку. Поводите ладонями по поверхности. Выложите дорожки. Перетирайте пуговицы (шарики) между ладонями; пересыпайте их из ладошки в ладошку; найдите самую большую, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.
  5. Пальчиковый массаж. Упражнения с мячиками. Существует большое количество различных приспособлений для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. И малышей, и старших дошколят привлекают яркие массажные мячики с шипами, сделанные из резины, латекса или пластмассы. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение.
  6. Шнуровки. По-настоящему зашнуровать ботинок– дело довольно сложное. Можно для начала потренироваться на плоском домике или игрушечном башмаке. В таких играх развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, что создает оптимальные предпосылки для подготовки руки к письму и для развития усидчивости.
  7. «Ниткопись». Такой способ развития моторики мы начали с младшей группы. Сначала делали простые контуры: «Круг», «Солнышко», «Грибок», далее усложняли: «Дом», «Машина», «Ракета» и т.д. Начиная со старшей группы можно выкладывать из ниток цифры и буквы.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения через игры и ручной труд

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев....

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Предлагаю вашему вниманию презентацию к открытому занятию "цветные дорожки"...

Буклет «Практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук детей с использованием нетрадиционного материала в домашних условиях»

В буклете представлены игры, которые помогут развивать у ребёнка мелкую моторику рук, нетребующие дополнительных затрат....

Рекомендации тифлопедагога для родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения в домашних условиях»

Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности...

Статья "Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у детей в домашних условиях"

О важности  стимулирования детских пальцев и ладоней;  о методах развития мелкой моторики у детей (с примерами работ игрушек); о  забытых значениях русских слов в потешках...

статья "Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у детей в домашних условиях"

В статье приводится обоснование важности развития нервных окончаний пальцев, важность  пальчиковой гимнастики и люых игр на развитие мелкой моторики пальцев....