Консультации для педагогов и родителей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Дергачева Миляуша Фердинатовна
Консультации для педагогов и родителей по музыкальному воспитанию дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

 «Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия) 

Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Музыка напевного характера вроде колыбельных улучшает качество пения: дети начинают петь более протяжно. Спокойной музыкой можно создать у них соответствующее настроение, внутреннюю сосредоточенность. Слушать такую музыку особенно важно легковозбудимым детям с неустойчивой нервной системой. Опыт показывает, что в коррекционных группах иногда целесообразно заканчивать музыкальное занятие не маршем, а слушанием спокойной музыки. Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить ее. Всем известно, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, в котором наиболее успешно развиваются все психические процессы. Современные технологии музыкального воспитания предлагают применять игровые методы, помогающие педагогу в интересной, занимательной форме преподнести воспитаннику учебный материал, а ребенку – легко его усвоить. Игровая ситуация создает психологическую установку, настраивает психику ребенка на музыкальную деятельность. Искусство и игру роднят свобода творчества, эмоциональная насыщенность, условность действий, ситуаций, , языка, обобщенное представление окружающей действительности, получение удовольствия, обязательное выражение отношения к происходящему и выявление личностного смысла. Игры на развитие у дошкольников музыкального восприятия и интереса к классической музыке не требуют большой подготовке, дополнительных пособий. Музыкальный руководитель может использовать подручные материалы, ведь главное – это необходимый эмоциональный настрой ребенка, его интерес к деятельности. При видимой простоте предлагаемой игры послужат дополнительным стимулом к учебно-познавательной деятельности, помогут разговорить ребенка, осознать пережитые чувства. Игры можно разделить на три группы в зависимости от общей дидактической задачи (развитие художественного словаря, вокализация, пантомимическое и двигательное моделирование характера музыки). На одном занятии рекомендуется использовать 1-3 игры из разных групп. I. Игры на развитие художественного словаря Дидактическая задача. Закреплять слова художественного словаря, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ. Способствовать адекватному применению знаний о музыке в анализе музыкальных произведений. Выявлять предпочтения, побуждать к выражению мотивированной оценки. «Копилка» Правила игры. Складывать в копилку только те слова-определения, которые соответствуют характеру музыки. Игровые действия. При назывании педагогом слова-образа, соответствующего характеру произведения, дети складывают руки «чашечкой», не соответствующего – разводят в стороны. Ход игры. После прослушивания музыкального произведения педагог просит ребят сложить ладошки «чашечкой», затем обращается к детям: «Какая вместительная у каждого из вас копилка! Что мы будем в нее складывать?». Дети предлагают различные варианты. Педагог продолжает: «Давайте собирать в копилку красивые слова, которые правильно расскажут о прослушанной мелодии». Рассказывает о правилах игры, обращая внимание на то, что в игре нужно быть очень внимательным. Объясняет детям: «Если слово нам подходит, мы закроем его в копилке (показывает), если слово, которое я назову, не соответствует настроению музыки, вы разведете ладошки в стороны, чтобы оно не попало в вашу копилку.» Обращает внимание на то, что каждое правильное слово необходимо повторять в слух. Игра заканчивается повторением всех слов из копилки. «Хитрая шляпа» Правила игры. Назвать понравившееся музыкальное произведение и объяснить свой выбор. Игровые действия. Передача шляпы. Ход игры. После прослушивания двух и более музыкальных произведений педагог показывает детям яркую шляпу и говорит, что она не простая, а волшебная. Кто ее надевает, начинает, словно заколдованный, рассказывать о той музыке, которая ему больше понравилась. Шляпу надевают на ребенка. Когда его рассказ закончится, он передает шляпу тому, кому захочет. Игра заканчивается, когда выскажутся все желающие. II. Игры, основанные на вокализации Дидактическая задача. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Способствовать осознанию выразительности музыкального образа, слуховой дифференциации музыкальной ткани произведения. Способствовать выражению ценностного отношения. Конкурс певцов» Правила игры. Выразительно исполнить (пропеть) фрагмент мелодии. Игровые действия. Соревнование. Ход игры. Педагог объявляет о том, что проводится конкурс певцов. Объясняет, что на вокальном конкурсе певцы исполняют обязательную программу, т.е. одинаковые произведения, а жюри оценивает их мастерство. Называет произведение, которое должны исполнить все участники, выбирается жюри – в него входят воспитатель и 2 ребенка. После этого все желающие интонируют заданный фрагмент мелодии. Жюри, посовещавшись, выбирают победителя. Побеждает тот, кто выразительно исполнит мелодию. В качестве приза предлагается выбрать музыкальное произведение для слушания. «Придумай песенку» Правила игры. Внимательно слушать музыку. Сочинить свою музыку подобного настроения. Игровые действия. Превращение с помощью волшебных слов. Ход игры. После слушания музыки, например, «Осенней песни» П. Чайковского, педагог говорит о том, что на музыкальных занятиях звучало очень много разной музыки, посвященной осени, и каждая имела свое неповторимое настроение. У одного композитора осень нежная и печальная, у другого ветреная, резкая, у третьего светлая и задумчивая. Педагог спрашивает у детей: «А какую музыку об осени сочинили вы, если бы были композиторами? Давайте произнесем волшебные слова, которые помогут нам совершить чудесное превращение. Помогите мне их вспомнить». Дети называют знакомые им волшебные слова. Слова произносятся хором. После этого дети исполняют творческие вокальные импровизации. III. Игры, основанные на двигательном и пантомимическом моделировании характера музыки Дидактическая задача. Развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, воображение. Побуждать к осознанию свойств музыкальной речи, различению выразительных интонаций, пауз, акцентов, особенностей характера, динамики, темпа, регистров. «Поющие руки» Правила игры. Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей пластическими движениями рук. Игровые действия. Действие в воображаемом поле. Ход игры. После слушания музыки педагог предлагает детям представить, что они жители сказочной страны, в которой люди не умеют разговаривать. Он подводит дошкольников к «открытию», что передавать информацию и общаться возможно не только с помощью речи, но и с помощью языка движений, мимики. Дети приходят к выводу, что можно «разговаривать» и «петь» руками. Педагог обсуждает с ними варианты образных движений. Волнообразные движения всей руки передают направление плавной мелодии вверх или вниз; круговые движения кистей «изображают» быструю, кружащуюся музыку; легкое встряхивание кистями – легкое стаккато; несильное постукивание пальцами одной руки по ладони другой – осторожное, затаившееся движение и т.д. Передача темпа и динамики достигается разной амплитудой, скоростью и силой движений. «Художники» Правила игры. Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей с помощью пластических движений рук. Игровые действия. Действие в воображаемом поле.Ход игры. Педагог предлагает детям представить себя художниками. Но художниками не обыкновенными, рисующими картины красками, а музыкальными художниками, изображающими музыку невидимой музыкальной кисточкой. Задача художника – нарисовать каждый звук музыки, заметить все оттенки настроения. Далее игра проходит, как предыдущая. «Танцующие звуки» Правила игры. Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей с помощью танцевальный и пластических движений. Игровые действия. Действие в воображаемом поле. Ход игры. Педагог спрашивает у детей, что такое балет. Дети отвечают, что это музыкальный спектакль, в котором артисты не разговаривают друг с другом, а передают свои чувства с помощью выразительной пластики. Педагог предлагает поиграть «в балет». Каждый участник игры должен придумать свой танец и рассказать движениями о той музыке, которая ему больше понравилась.

Подготовила Ивлева Каролина Николаевна

музыкальный руководитель МДОУ №41 г.Сочи



Предварительный просмотр:

1.   Играть – следовать традиции. Музыке учили всех аристократов. Русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Элингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!

2.   Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале или на катке. Но в отличии от героев спорта, играя на рояле нельзя сломать ни шею, ни ногу. Ни даже руку. Внимание, строгие родители! Музыка – воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

3. Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве – ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Энштейн играл на скрипке, а профессора-физики и профессора-математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба. Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

4.   Музыка и язык – близнецы и братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка, потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут. Легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык. Рекомендуют всем будущим полиглотам музыку. Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было слово, но еще раньше был звук.

5.   Музыка структурна и иерархична: крупные сочинения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера. Тоже сплошь иерархичного и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиници Сузуки не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, но зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Внимание. Прагматичные родители будущих IT – инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведет прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

6.   Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учебы ребенок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудренным и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придется в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остается один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

7.   Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувствительны как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом как мужчины. Музыка смягчает нравы, но чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды»

8.  Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперед зачет по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу» и ребенок с таким опытом не завалит серьезный экзамен, интервью при приеме на работу и ответственный доклад. Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

9.   Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так читающий с листа пианист сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течет в своем темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передает информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребенку-музыканту будет легче чем вам бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

10.   И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пп. 1-9. Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости: Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей так трудно играть на фортепиано на сцене; Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своем ослепительном концертном платье. А Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.

 

   Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы недолго и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.



Предварительный просмотр:

-Давай, зайчик, споем песенку! - ласково говорит маленькая Маша плюшевому зайцу и начинает звонко выводить тоненьким голосом, срываясь на крик:”Та-ра-ра! Тра-та-та! Ту-ру-ру!”

-Замолчи! Голова болит от твоего крика! Поиграй тихонько, как все хорошие девочки делают- строго прерывает Машу мама, не отрываясь от хозяйственных дел.

Действительно, слишком громкое, крикливое пение может вредно сказаться на слабых детских голосовых связках. Кроме того, оно отрицательно  влияет и на нервную систему детей, создает излишнее возбуждение, утомляет. Но что делать, если ребенок хочет излить избыток энергии не только в движении, но и в звуке, если он сам тянется к музыке и к песне, как  к наиболее доступному и понятному для него музыкальному жанру?

Важно умело использовать, организовать и направить это стремление ребенка, чтобы оно шло ему не во вред, а на пользу, а это значит научить малыша внимательно слушать музыку, понимать и разделять те настроения и чувства, которые она передает, воспроизводить незамысловатые мелодии, добиваться, чтобы голос звучал естественно и свободно. Задача эта вполне под силу мамам и папам, бабушкам и дедушкам, старшим братьям и сестрам ребенка. Тут не требуется особых музыкальных ил педагогических познаний: ведь речь идет не о том, чтобы готовить из малыша музыканта или певца. Достаточно привить ему  несложные навыки слушания музыки приобщить к пению в таких пределах, которые доступны каждому человеку.

Первые шаги, направленные на развитие способностей малыша к восприятию музыки, можно предпринимать уже на 3-ем месяце жизни, обычно в возрасте 2,5-3 месяцев ребенок уже способен сосредоточить внимание на звучании музыки и эмоционально реагировать на нее. Малышу доставляет радость, когда  взрослые негромко и ласково напевают или наигрывают на губной гармошке незатейливые спокойные мелодии. Таким образом, музыка помогает поддерживать радостное настроение у ребенка. А это очень важно, особенно в раннем возрасте, потому что положительные эмоции способствуют здоровому развитию нервной системы и благотворно влияют на протекание основных физиологических процессов: дыхания, сердечной деятельности, обмена веществ.

Первые контакты с музыкой способствуют развитию внимания, тренировке слуховых органов. Вначале у ребенка появляется способность  внимательно слушать музыку или пение 20-30 секунд, затем это время увеличивается.

На 1-ом году жизни необходимо сформировать и поддерживать эмоциональную отзывчивость к музыке и интерес к ней. Важно учитывать возрастные особенности  и возможности, подбирая мелодии и песенки, доступные для восприятия. И тут родителям может пригодиться совет выдающегося деятеля советской медицины профессора В. М. Бехтерева. Он рекомендует определить, соответствует ли данное музыкальное произведение развитию ребенка.

Доступная и приятная музыка  обычно вызывает чувство удовольствия, радостную улыбку. Развивая и  тренируя слух малыша, очень важно оберегать его. Не рекомендуется в комнате, где находится малыш включать на полную мощность радио, магнитофон или проигрыватель, даже если звучит спокойная музыка. Одним из первых компонентов музыки ребенок начинает улавливать ритм и реагирует на него. Это имеет глубокие биологические корни, т. к. большинство жизненно необходимых  функций человеческого организма (дыхание, сердечная деятельность, ходьба) связано именно с  ритмом.

Хорошо, если соответствующая негромкая музыка звучит во время занятий физической культурой, даже в возрасте до года. Так, напевая, лежащему на спинке малышу незатейливую плясовую мелодию, полезно плавно сводить и разводить его ручки, двигать ножками. Это укрепляет мускулатуру, развивает слух и чувство ритма. На втором году жизни ребенка можно понемногу знакомить с простейшими плясовыми движениями. Они помогают здоровому развитию костно-мышечной системы, формированию правильной осанки, а правильная осанка не только красива, но и обеспечивает нормальное функционирование всех органов. В качестве партнеров по пляске полезно использовать игрушки, можно их также рассаживать как зрителей, перед которыми пляшет малыш.

Когда ребенок начинает понимать речь, особый интерес приобретает способность воспринимать и понимать не только песенную мелодию, но и слова. В этот период слушание и разучивание песен помогает совершенствовать речь, улучшать дикцию. Пение используется в качестве эффективного средства для исправления целого ряда речевых дефектов: невнятное произношение отдельных звуков, привычку к скороговорке, заикание.

Некоторые приемы для исправления дефектов речи могут быть использованы в процессе музыкального воспитания ребенка в семье. Если нужно ликвидировать картавость звуков “р” и “л” полезно почаще напевать вместе с ребенком мелодии без слов:”Ту-ру-ра!Тра-ля-ля!” и т.п.

Но оздоровительное влияние песен может проявиться только в том случае, когда члены семьи учитывают возрастные особенности ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок срывался на крик. Нельзя разрешать детям петь на улице в холодную и сырую погоду, потому что это вредно для голосовых связок и может привести к простуде.

Примерно на четвертом году жизни, когда голос ребенка окрепнет, следует специально разучивать с ним детские песни. Начинать надо с наиболее простых и коротких произведений. Сначала нужно дать ребенку прослушать песню, затем проверить, задавая вопросы, все ли в ней понятно ему. Если песня нравиться ребенку, он с удовольствием выучит слова и мелодию. Занятия пением не должны быть излишне продолжительными, чтобы не наскучить малышу. Лучше чередовать пение со слушанием музыки, или с играми и плясками под музыку.

Стремление к “песенному творчеству” заслуживает бережного отношения и поддержки со стороны взрослых. Обычно музыкальным сочинительством начинают заниматься дети, которые уже знают много песен, любят и умеют их петь. А о том, чтобы у ребят были любовь к пению и умение петь, должны в первую очередь позаботиться их родители, бабушки и дедушки.

Огромное значение для успешного музыкального воспитания ребенка в семье имеет правильный подбор репертуара. В этом отношении помощь родителям могут оказать выпускаемые музыкальным издательством сборники произведений для детей, а также грампластинки.

Среди ребят среднего и старшего дошкольного возраста большой популярностью пользуются произведения В. Шаинского, Д. Кабалевского и др.

“Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки”- говорил В.А Сухомлинский. Поэтому родители должны быть заинтересованы в том, чтобы встреча ребенка с музыкой состоялась, вовремя и музыка стала их верным помощником  в деле воспитания малыша в семье.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Игры звуками — это музыкальная импровизация»

Одной их самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Удивительно, что этот вид деятельности даже не возник в отечественных музыкальных методиках. Исключение из музыкально- образовательного процесса данного этапа, подобно тому, как это существует в российской практике, закрывает музыкальное творчество для большинства детей даже в простейших формах. Автором, разработавшим идею игр звуками как первоначальной формы знакомства детей с миром музыки, является австрийский композитор Вильгельм Келлер, сподвижник и коллега Карла Орфа. Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные: вот жалобно мяукает кот, тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат листья под ногами, визжит тормозами машина и поет скрипка. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Нам, взрослым, только кажется, что вся музыка давно сосредоточилась в фортепиано или симфоническом оркестре. На самом деле это не так - фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки. «Марш деревянных кубиков», «Полька цветных карандашей» или «Скрипучее рондо» - такие пьесы увлекут не только малышей. Каждый знает, какого цвета небо, солнце, ночь, огонь ... А как ночь звучит? Переливается бархатно-черными звуками рояля или искрится сияющим звездным дождем колокольчиков и хрустальных стаканчиков? Может быть, она певучая и прохладная, как звуки металлофона? Можем ли мы представить и сыграть «разговор двух светлячков», «хор планет», «танец травинок», «марш муравьев»? Кажется невероятным, но можем, и легко. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонек светлячка, простые рыболовные колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой расскажут, как осенью грустно шуршат под ногами листья. Стоит только прислушаться и в легком постукивании карандашом по столу можно услышать незатейливую песенку дождика, в бумажном шелесте - целую сказку, рас- сказанную простым бумажным листком. Сам педагогический процесс «омузыкаливания» бытовых шумов (звон, шуршание, стук, шорох) основан на стремлении ребенка самостоятельно организовать звуки, превращая их тем самым в музыку. Когда детям еще недо- ступны динамические, ритмические, структурные или иные способы организации звуков, единственно возможным способом формообразования становится спонтанная комбинаторика, одушевленная внутренним импульсом: «Это моя музыка!». Пространственно-временная композиция является самой элементарной формой до-ритмической и до-тональной музыки. Использование в музыкальном воспитании шумов и тембровых импровизаций на шумовых инструментах никак не противоречит сути самого музыкального воспитания: «Дитя хочет спонтанно выражать себя через звук и шум и хочет открывать новые звучания. Это будит фантазию и инициативу» (В. Келлер). Построение подобных композиций составляет лишь одну из многих форм активного музицирования детей. Что касается часто возникающих у педагогов сомнений, можно ли называть музыкой тот, с их точки зрения, беспорядочный шум, который ребенок производит с помощью инструмента, то здесь можно только посоветовать попробовать услышать разницу между тем, когда ребенок ппросто шумит и когда он пытается сыграть собственную музыку. Чуткий педагог безошибочно определит как «присутствие музыки» в потоке звуков, издаваемом ребенком, так и ее отсутствие. В данном случае проблема нам видится в невосприимчивости слушающего к принципиально иным способам организации звуков, которыми пользуется ребенок, не будучи наученным делать это «окультуренно». Музыка - это процесс, целостность которого поддерживается не только структурой, но также внутренними и внешними напряжениями. О феномене присутствия в музыке организующей силы духовной энергии замечательно написал Р. Штайнер: «Не правда ли, дело заключается в том, чтобы овладеть звуками? Но звуки - не музыка! Так же как тело человека не является его душой, так и звуки - это не му- зыка. Музыка находится между звуками. Существенно то, что есть между ними». Практика показывает, что даже трехлетние дети интуитивно знают об организующей силе духовной энергии, и не назвать «музыкой» их творческие проявления может только абсолютно глухой к сути самой музыки человек.

Подготовила Ивлева Каролина  Николаевна музыкальный руководитель МДОУ  № 41



Предварительный просмотр:

КАК МОЖНО РАЗВИВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ РЕБЕНКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Музыкальный слух у ребенка формируется очень рано, и если вы начнете занятия до двух лет, то можно ждать отличных результатов.

Занятия по развитию музыкальных способностей включают в себя четыре основных направления.
1. Слушание музыки.

Для начала это могут быть самые простые песенки, например, “Ладушки”. Песенка длится 30 секунд и повторяется пять — семь раз. Между повторениями нужно делать музыкальные паузы, во время которых, проиграйте эту же песенку на инструментах-самоделках (а если вы владеете игрой на  каком-либо инструменте, то играйте и на нём). В конце концов, вы можете просто промурлыкать песенку без слов, детские песенки можете придумать сами, но лучше всего использовать записанные на кассеты. На одном занятии желательно выучить одну песенку (максимум — две).

2.Работа над ритмикой.

Ее можно начинать уже с трехмесячного возраста. Возьмите малыша под мышки, поставьте его на большой надувной мяч и шагайте вместе с ним под веселую песенку. Вероятно, на первых порах, вам понадобится помощь папы или бабушки. Малыши также обожают ритмично прыгать на мягком диване. Важно, чтобы прыжки или ходьба совпадали с ритмом мелодии или песни. Продолжительность занятия не должна превышать трех — шести минут. Главный ориентир при этом — настроение и состояние малыша (как, впрочем, и ваше собственное). Как для него, так и для вас занятия должны приносить удовольствие. Чередуйте ритмичную ходьбу и прыжки с переменками, во время которых малыш сидит (лежит) и смотрит, как мама, продолжая напевать ту же песенку, в такт разжимает его сжатые кулачки.

3. Развитие слуха

Музыкальный слух — это способность узнавать и воспроизводить любой звук, взятый на любом музыкальном инструменте. Если человек способен узнавать и без предварительной настройки воспроизводить предложенный ему музыкальный звук, то можно предположить, что у него врожденный музыкальный слух.. Он формируется на основе умения петь отдельные звуки и подбирать их на слух. Это своего рода формирование долговременной памяти на каждый звук. Тренировка слуха занимает совсем немного времени, но упражнения следует выполнять ежедневно. Начинать работу над этим следует с одного-двух месяцев, используя погремушки. Это познакомит малыша с разнообразными звуками и будет побуждать его к самостоятельному “музицированию”. После погремушек вам понадобятся разнообразные колокольчики (например, для рыбной ловли), любые маленькие игрушки, которые легко подвешиваются над кроваткой, и которые пищат или звенят при прикосновении к ним. Можно также использовать и самодельные погремушки: пластмассовые бутылки, наполненные рисом, горохом, камушками, пуговицами. Подвешивайте их (только не все сразу) над кроватью, чтобы малыш мог дотянуться и вызвать звук.
Когда малыш станет постарше, используйте простой, но эффективный прием: рассказывайте ему сказки, пойте песни, играйте с ним разнообразно: громко и тихо, отрывисто и протяжно, ритмично и сумбурно. Переходите с одного инструмента на другой. Подыгрывайте, подтанцовывайте в такт любой танцевальной музыке.

Наши советы:

  Почаще хвалите своего маленького музыканта и певца.

  Многие дети любят играть “в школу”. Включайтесь в эту игру. Ставьте “пятерки” в дневник, вызывайте к “доске”; сами становитесь учениками, а ваш малыш пусть побудет в роли строгого учителя. Став учеником, помните, что вы должны петь, играть и танцевать!

  Иногда говорите, что вы забыли, как надо петь или играть на инструменте — попросите ребенка вас научить этому.

  После разучивания новой песенки играйте и пойте ее с малышом для папы, бабушки, дедушки и гостей.

  Записывайте выступления малыша на аудио- или видеокассету.

  Старайтесь заниматься с ним в определенное время (например, после завтрака или после

прихода из детского садика).


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Если у вас депрессивное состояние, то вам    обязательно следует слушать музыку.

Начните с задумчивых и грустных, а затем включите радостную и веселую мелодию. Можно попробовать Шуберта «Ave Maria», Чайковского «Осенняя песня».

 

Для того чтобы расслабиться,

 попробуйте послушать несколько игривых мелодий, а после смените их медленными и успокаивающими. Здесь подойдут произведения Чайковского «Баркарола», «Сентиментальный вальс», Шостаковича «Романс из кинофильма «Овод», Дебюсси «Лунный вечер», Леннона «Yesterday».  

                Тонизирующая музыка:

 Монти «Чардаш», Огинский «Полонез», Легран «Шербурские зонтики». Кстати, универсальная музыка, которую чаще всего «прописывают» больным, — это произведения Моцарта. И запомните еще одно: музыкальная программа не должна затягиваться более чем на15–20 минут, и лучше, если это будут мелодии без слов.



Предварительный просмотр:

"МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ"

Пальчиковые игры – один из наилучших способов провести время с вашим ребенком с максимальной пользой. Эти игры хорошо развлекают ребенка, а заодно развивают мелкую моторику и речь.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с детьми, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.

Почему с музыкой лучше?

Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. В ходе пальчиковых упражнений, музыка оказывает влияние на повышение качества выполнения движения: улучшаются выразительность, ритмичность движений, их четкость, координация, плавность, слитность, переключаемость.

Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, в соответствии в различным ритмическим рисунком музыкального произведения.

Благодаря музыке или пению, можно регулировать скорость выполнения упражнения, а также акцентирование сильных долей. Начинают их выполнять в медленном темпе, затем постепенно темп музыки увеличивается, и соответственно ускоряется темп выполнения упражнения. Очень хорошо, если при этом вы еще и поете. Упражнения выполняются сначала каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком:

• Перед игрой с ребёнком обсудите её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребенка к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

• Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

• На начальном этапе разучивания игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением, пропевая текст вместе со взрослым, а затем и самостоятельно.

• Начиная с нескольких упражнения, постепенно добавляйте новые. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре, и возвращаться к ним по желанию ребенка.

В пальчиковые игры можно и нужно играть с ребенком уже с самого раннего возраста, постепенно усложняя речевой и двигательный материал игр, переходя от крупных движений кисти руки к более мелким и изолированным движениям пальцев, обращая внимание на четкость и интонационную выразительность речи, ее ритмичность, согласованность с движением и музыкальным сопровождением



Предварительный просмотр:

Консультации для воспитателей

"Праздничные утренники"

Консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ

 Праздничные утренники занимают особое место в системе эстетического воспитания в детском саду. Они соединяют в себе как средства воздействия различные виды искусства и художественной деятельности.
В детском саду проводят следующие праздники: "Осенины", День матери, праздник новогодней елки, День защитника Отечества, Масленица, 8 Марта, выпускной бал.             
     В основе каждого утренника лежит главная идея, которая должна быть понята детьми, а значит, должна быть преподнесена им в простой, доступной форме. Этому способствует объединение на праздниках различных видов искусства, формирующих у ребенка нравственно-эстетические чувства. Праздники должны доставлять детям радость и давать возможность каждому участнику проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость,         творческую         активность.
Предпраздничная обстановка, подготовка к предстоящему торжеству в стране, в детском саду, каждой семье вызывают у ребят радостное ожидание этого события. Особый праздничный подъем обостряет чувства детей, они по-иному, чем на обычных занятиях, проникаются содержанием исполняемых песен, стихотворений, танцев. Поэтому на праздничных утренниках осуществляется одновременно эстетическое и нравственное воспитание детей.
    Забавные зрелища, занимательные игры-драматизации вызывают чувство удовольствия, игры-аттракционы - смех и веселье. Правда, радость и веселье детей на празднике не всегда бывают связаны с проявлением эстетических эмоций. Подлинно эстетические эмоции (в тех первоначальных формах, в каких они могут проявляться у детей) возникают лишь при достаточно высоком художественном уровне всего, что воспринимает ребенок на празднике, и хорошем качестве детского исполнения. Ребенок может почувствовать выразительность мелодии песни, поэтичность стихотворения, воспринять образность движений в игре, танце.
      Как же нужно организовать праздничный утренник, чтобы он способствовал эстетическому воспитанию детей? В практике детских садов сформировались определенные художественно-педагогические требования к проведению праздничных утренников, где главным является такое соединение различных видов искусства, которое, усиливая воздействие их друг на друга, позволило бы полнее донести до детей основную идею праздника.
    Большое значение придается художественному оформлению, отражающему тематику утренника и время года, в которое он проводится.
Оформление каждого детского выступления должно соответствовать его содержанию. Это проявляется в удачном подборе тонов, правильном их сочетании в атрибутах, настенном оформлении, деталях костюмов, в выразительности движений детей в народных танцах.
    Много ярких впечатлений приносит веселый зимний праздник елки. И красочно убранная, светящаяся разноцветными огнями елка, и оформление зала (многочисленные гирлянды, снежинки, серебряный дождь, зимний лес и домик Снегурочки, забавные персонажи на стенах) - все это обогащает детей новыми представлениями. Дети замечают, как красивы на синем фоне нежные узоры снежинок, как сказочно выглядит зимний лес, как красиво светится в полумраке         елка.
   Летний праздник совершенно особый. Ребята прощаются с детским садом, вспоминают любимые песни, пляски, игры.
Формируя вкус детей, необходимо хорошо продумывать цельность всего оформления, выразительность деталей, правильный их отбор пo количеству, не допуская перенасыщения, чтобы внимание детей привлекали главные детали, подчеркивающие идею праздника.
    Роль поэтического текста и слова заключается в том, что они наиболее полно и конкретно доносят до ребенка содержание праздника, объединяют отдельные части сценария, разъясняют их смысл и значение. Читая стихи, дети выражают свое отношение к различным событиям, проявляют способности к собственному выразительному исполнению произведений.
     Большой интерес вызывают у детей игры-инсценировки. Они дают возможность по-своему передать характерные особенности образа, порученной        роли.
Ведущее место на празднике занимает музыкальное искусство. Под звуки торжественного марша дети входят в зал, выполняют перестроения, напоминающие праздничное шествие, поют, играют и танцуют. Музыка сопровождает игры-инсценировки, объединяет детей в едином переживании, создает       смену         настроений.
    Музыкальные и литературные произведения, используемые на утреннике, должны быть высокохудожественными. Творческое отношение к работе часто вызывает у педагогов желание брать дополнительный материал, помимо основного, рекомендуемого программой, здесь необходимо очень внимательно относиться к качеству произведений при подборе репертуара.
   Высокие требования предъявляются и к речи ведущего на празднике. Тщательно продуманные доступные по содержанию слова, обращенные к детям, выразительная интонация - все это средства эстетического воздействия          на      детей.
В сценарий часто включаются зрелищные и сюрпризные номера которые проходят весело, непринужденно, перемежаясь играми и аттракционами. Однако они также должны быть хорошо продуманы, выразительно исполнены, со вкусом оформлены.
Деятельность детей на празднике разнообразна. Они принимают участие в торжественном шествии, праздничной перекличке, выступают с плясками, стихами, песнями определенной тематики которые могут быть представлены как концертные номера. Если говорить о деятельности детей на утренниках с точки зрения задач эстетического воспитания, то следует остановиться на выразительности их исполнения.
    Выразительность достигается на основе приобретения ребенком необходимых навыков к разным видам художественной деятельности, в результате появившегося у него умения передать определенное настроение, свое отношение к содержанию песни, стихотворения, которое он исполняет. В пении выразительность достигается точным исполнением мелодии чистым, слаженным звучанием; при чтении стихов - разнообразием интонаций, хорошей дикцией; в пляске - соответствием движений характеру музыки, форме музыкального произведения. Качество детского исполнения во многом зависит от доступности музыкально-литературного репертуара и соответствия его возрастным возможностям дошкольников. Только в этом случае оно будет свободным, естественным, доставит им удовольствие. Поэтому нельзя увлекаться сложным материалом, так как разучивание его отнимет много времени, потребует от детей большой сосредоточенности внимания, а это вызовет напряженность, снизит эстетическую значимость исполнения.
    Эстетическое воспитание предполагает развитие художественно-творческих способностей. На празднике могут иметь место придуманные ребятами танцы и игры, а также их импровизации. При этом необходим индивидуальный подход к детям с учетом уровня их художественных способностей.
   В группе всегда есть дети, которые быстрее других усваивают программный материал, и дальнейшее их развитие требует использования более сложных произведений. На утреннике и предоставляется возможность поручить им самые ответственные роли, разучить с ними более трудный материал, который поможет им полнее проявить свои способности.
    Желательно с каждым ребенком подготовить выступление в соответствии с его способностями, которое доставит ему удовольствие. Это может быть не только участие в массовых играх, танцах, пении, но и индивидуальные выступления в составе небольшой группы детей: поочередное чтение стихотворения, несложная роль в театрализованном представлении, исполнение на металлофоне простой песенки и т. д.
    Праздничный утренник обогащает детей разнообразными художественными впечатлениями. В зависимости от возраста ребенок по-разному выражает свое отношение к ним. Малыши радуются флажкам, воздушным шарам, находящимся у них в руках, и почти не обращают внимания на окружающую обстановку. Поэтому к оформлению зала необходимо специально привлекать их внимание. Педагог рассматривает с детьми убранство комнаты, показывая наиболее яркие, понятные им детали. В зале при большом количестве гостей дети (особенно в начале праздника) сдержанны. Они с интересом смотрят вокруг, но особенно активно своих чувств не выражают. Веселая музыка, движения с цветными платочками, флажками, погремушками вызывают у ребенка улыбку, желание двигаться. Однако слишком много ярких впечатлений иногда вызывает у детей заторможенность. Педагог своим вниманием, ласковым тоном ободряет малыша, создает радостное настроение, приглашает петь и играть на празднике.
    Дети постарше сами замечают красочные детали оформления, воспринимают его в целом. Выразительность исполнения, вызывая у них чувство восхищения, отражается на их лицах. Они более самостоятельны в своих действиях, знают и помнят, как надо стать на пляску, сами занимают свои места. Обычно большое оживление и восхищение вызывают у них внешнее оформление номера, световые эффекты, яркие костюмы персонажей. Здесь чувства детей выражаются бурно и непосредственно в веселом смехе, репликах, аплодисментах.
   Хорошая подготовка, продуманный сценарий, четкая организация - все это определяет поведение и настроение каждого ребенка на празднике, эффективность воздействия различных видов искусства. Дети должны быть радостными, веселыми, держаться свободно и непринужденно. Однако не следует допускать безудержного веселья, которое слишком возбуждает детей.
     Праздничные сценарии не надо перегружать большим количеством номеров. Материал лучше распределить так, чтобы правильно чередовались деятельность и отдых. Например, после общих хороводов вокруг елки можно дать инсценировку или индивидуальные выступления.
     Для того чтобы праздник был эффективной формой организации художественной деятельности детей, необходимо вести с ними повседневную систематическую работу, развивая их способности, вкус, творческую активность в музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельности, обеспечивая приобретение ими определенных  навыков.
      Воспитателям следует помнить, что праздничный утренник - это прежде всего радость для детей. Это источник впечатлений, которые ребенок может сохранить надолго. Это сильное средство формирования нравственно-эстетических чувств.

 



Предварительный просмотр:

                   СЕМЬ ЦВЕТОВ МУЗЫКИ

2016-03-12_090825Наверное, нет такого человека, который бы ни разу не видел на небе яркую, красочную радугу, которая радует нас разнообразной  цветовой гаммой. А есть ли у радуги звуки?

Давайте постараемся определить настроение, характер  каждого цвета и подобрать произведение классической музыки, отталкиваясь от научного исследования.

Итак…

Красный цвет несет страстный, энергичный, воинственный, активный характер. Такому определению вполне может соответствовать сюита Г.В Свиридова «Время вперед» из одноименного кинофильма.

Оранжевый цвет представляется нам теплым, радостным, позитивным. Воспринимая данный цвет можно прослушать пьесу А.Дворжака «Юмореска».

Желтый цвет – солнечный, светлый, подвижный, смешной, игривый. Данной характеристике цвета вполне может соответствовать пьеса из сюиты «Пер Гюнт»Э.Грига  «Утро».

Зеленый цвет успокаивает, расслабляет, созерцает. В данном случае предлагаем прослушать  пьесу «Вальс» из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица».

Голубой цвет – это цвет доверия, благополучия, умиротворения, гармонии. Предлагаем прослушать  пьесу композитора К. Сен-Санса «Аквариум» из сюиты«Карнавал животных».

Синий  цвет–это цвет упорства, настойчивости, требовательности. Характеру данного цвета можно отнести пьесу Г.В. Свиридова «Вальс», написанную композитором к повести А.С. Пушкина «Метель».

Фиолетовый цвет – несет нам чувственность, трепетность, мечтательность. Такие же чувства передает пьеса Ф. Шуберта «Ave, Maria».

Прослушав с ребенком то или иное произведение, предложите ему перенести свои чувства от прослушанного на бумагу. Определите преобладающий цвет рисунка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"

Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Представленные методические рекомендации основаны на взаимодействии науки и практики, что повышает качественный уровень образовательной деятельности дошкольного учреждения, а также призваны оказать ме...

Консультация для педагогов и родителей "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ  ДОУ   И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ «Социальный педагог в ДОО»

В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ НАБЛЮДАЕТСЯ УСИЛЕНИЕ РОЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕШЕНИИ ЖИЗНЕННЫХ ПРОБЛЕМ РЕБЁНКА. ЛЮБОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, В СТЕНАХ КОТОРОГО НАХОДЯТСЯ ДЕТИ, С...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаютсяотклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьнойдезадаптации и неуспеваемости. Особую тревогу вызывает...