Консультация для родителей «Использование загадок для детей подготовительной к школе группы»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Пигина Ирина Евгеньевна

Материал для воспитателей, родителей об использовании загадок в подготовительной к школе группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Дети старшего дошкольного возраста после внимательного знакомства с предметом переходят к самостоятельному составлению загадок по предложенному плану, а в дальнейшем и к придумыванию загадок о предмете.

Литература:.
1.Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. «1000 загадок». - Ярославль, «Академия развития». .
2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, «Феникс»,
3. Сборник загадок (сост. М.Т. Карпенко). - М., «Просвещение», .
4. Симаковский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, «Гринго», .
5. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль, «Гринго»,

443115, г. Самара, ул. Тополей, д. 16, тел. 925-95-49, факс 925-71-24

e-mail:mdoy138@yandex.ru, http://www.detsad138samara.ru/

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида      №138  городского округа Самара

Консультация для родителей «Использование загадок для детей подготовительной к школе группе»

Загадки являются любимым занятием  детей любого возраста. Они не только носят развлекательный характер, но и имеют практическое значение, так как развивают память, наблюдательность, мышление, расширяют кругозор, тренируют сообразительность и находчивость. 
Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку.                                                             

                                   http://www.schkola1zavod.ru/_si/2/78160361.jpeg

                                     

                           Воспитатель подготовительной  группы №8

Пигина И.Е.

Самара, 2018

Загадки - вид устного народного творчества. Созданные народом на протяжении многовековой истории, они составляют неоценимое богатство его языка. Существует несколько определений загадки. В.П. Аникин определяет загадку как «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления». По определению фольклориста В.И. Чичерова, «загадки – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное, обычно, в форме вопроса». Ю.Г. Илларионова определяет, что «загадка - это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса». Содержание загадок отражает жизнь и деятельность человека, явления окружающей действительности и т.д. С развитием общества меняется тематика загадок, но ее значение в жизни и развитии человека остается неизменным: загадка отражает сущность предмета или явления, самые особенные их черты, которые народная мудрость выражает очень легко и просто, обыденными, всем попятными словами, что представляет неоценимую педагогическую ценность.
Для самого процесса обучения это и есть тот опорный пункт, на котором сосредоточивается внимание, вокруг которого формируется полное представление об изучаемом предмете или явлении. Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым. Загадка - это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Но содержание и структура загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания. Таким образом, загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития детей, загадка - это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении и умении доказывать.
Загадка - это краткое образное описание предмета или явления в несколько отвлеченном или иносказательном виде. Это представляет для ребенка определенные трудности, в связи с чем, загадки вводят обычно в старших группах. Задача взрослого  состоит не в том, чтобы дети запомнили, как можно больше загадок или научились быстро их отгадывать, а в том, чтобы, отгадывая, ребенок учился активно мыслить, сопоставлять, сравнивать. Сначала дошкольники отгадывают загадки, опираясь на восприятие самых простых знакомых предметов. Взрослый подбирает предметы и располагает их перед детьми. После того, как предметы будут рассмотрены, он загадывает о них загадку, например, «Два конца, два кольца, посередине гвоздик». Далее взрослый еще раз рассматривает с детьми ножницы, поясняет загадку. Он должен поощрять детей, которые самостоятельно пытаются составить загадки, помогать им в этом, подсказывать нужные слова, фразы.
Разгадывание загадок - это действительно сложный ряд мыслительных операций. В подготовительной группе детям, усложняя учебную задачу, предлагаются загадки, содержащие краткое описание, часто с метафорическими сравнениями, оборотами. Такие загадки требуют от детей не только знания свойств, качеств объектов, название самих объектов, но и умение наводить сложные аналогии, ассоциации, понимать фразеологизмы и метафоры. Развитие умения понимать смысл фразеологизмов и метафор - достаточно сложная задача, поскольку даже в старшем дошкольном возрасте дети зачастую понимают их смысл  конкретно. Задача взрослого - доступно пониманию ребенка разбирать смысл  метафор,  фразеологизмов, проводя как можно больше ассоциаций. Смысл загадки, обороты, выражения, как никогда тщательно разбираются именно в подготовительной группе, поскольку дети должны не только понимать их, но и объяснить содержание, их смысл самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ для детей подготовительной к школе группы с ОНР III уровня «Автоматизация и дифференциация звуков [с], [ш]»

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в...

Коррекционное занятие с использованием сказкатерапии для детей подготовительных к школе групп, имеющих предпосылки демонстративного агрессивного поведения.

в занятии описаны методы и приемы снижения и коррекции демонстративной агресивности у детей подговительных к школе групп....

"Путешествие для мам" интерактивный досуг с использованием ИКТ для детей подготовительной к школе группы

И снова в детском саду утренник для мам. Чем их порадовать? Чем удивить? В этот раз мы пригласили их в путешествие по России. Вместе играли, рассказывали стихи, пели песни.Утренник обобщил опыт работы...

"Помощники на дорогах" -интегрированное занятие с использованием ЦОР для детей подготовительной к школе группы ОНР

Конспект образовательной деятельности "Помощники на дорогах", поможет  воспитателю  в игровой форме систематизировать  и закрепить знания ПДД у детей старшего дошкольного возраста....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Художественная литература для детей Подготовительной к школе группы (6-7лет)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Художественная литература для детейПодготовительной к школе группы (6-7лет)...

Консультация для родителей: «Речевые игры для детей подготовительной к школе группы»

Развитие речи у дошкольников идет ускоренными темпами. В этом возрасте дети не только учатся произносить звуки, но и делать это правильно, параллельно пополняя собственный словарный запас. Для родител...