Рекомендации для родителей "Играем дома"
статья на тему

Миронова Любовь Алексеевна

Статья о важности игры дома ребёнка с родителями!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей «Играем дома»

Пояснительная записка.

В обыденной жизни со словом «игра» люди связывают что – то развлекательное, свойственное тем людям, которые не могут заниматься серьезным делом, а это, прежде всего дети.

Ответственность за наилучшее обеспечение интересов ребенка в игровой деятельности возлагается на родителей. Право ребенка на игру соблюдается почти в каждой семье еще с младенческого возраста. В сюжетные игры – «Козу – дерезу», «Ладушки», «Сороку – белобоку» - охотно играют с детьми многие родители.

Но когда ребенок становится старше, родители считают, что теперь он должен играть сам, а их задача состоит только в том, чтобы приобретать для него игрушки. В результате такого отношения к игре можно наблюдать следующую картину: приобретаются разнообразные дорогие игрушки, но ребенок не проявляет к ним особого интереса. Гораздо охотнее он смотрит телевизор. При этом родители уверены в том, что разнообразные веселые игры их детства со сверстниками ушли в прошлое, а теперь наступила эра компьютерных игр, которые призваны решать все задачи, связанные с развитием ребенка.

Такое положение вещей объясняется тем, что большинство родителей не знают, что с собой представляет игра в дошкольном детстве и каково ее значение для развития ребенка – дошкольника.

Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе.

однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе, кто – то должен открыть для ребенка мир игры, заинтересовать его.

В детском саду может и должен играть с детьми воспитатель. В детских садах для игр создаются специальные условия, особая предметно – игровая среда.

Мы, воспитатели, считаем, что полноценное развитие игровой деятельности становится возможным лишь при условии двухсторонних усилий в этом направлении – семьи и детского сада.

Цель: Привлечение внимания родителей к осознанию важности игры в жизни ребенка.

Задачи:

  1. Создать в группе условия для свободной самостоятельной игровой деятельности.
  2. Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными.
  3. Стимулировать и поощрять стремление детей отражать свое отношение к действительности в игре.
  4. Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к детским играм.
  5. Играя с ребенком, активизировать его воображение и стимулировать творчество путем включения в один сюжет реальных и вымышленных персонажей.
  6. Способствовать тому, чтобы в игровой ситуации ребенок воспринимал педагога как партнера в игре.

Обоснование

Игра – это огромная светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – жизненная потребность ребенка. Игры занимают важное место в жизни дошкольника, они являются главным средством воспитания дошкольников.

Среди всего многообразия игр следует особо выделить подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими.

Подвижные игры и упражнения и упражнения имеют большое значение для всестороннего гармоничного развития детей.

Игры помогают ребенку преодолеть робость, застенчивость.

В играх вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других детей, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, действовать по сигналу.

Подвижные игры увеличивают двигательную активность детей в течении дня.

Активные двигательные  действия во время игр при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно – мышечной, сердечно – сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшения обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

Активная двигательная активность на свежем воздухе благотворно влияет на общее состояние здоровья детей: улучшает аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма различным заболеваниям.

Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых умений.   

Подвижные игры, благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира, повадках и особенностях движений различных животных и  птиц, их крикам и т. д.

Подвижные игры создают дополнительные возможности общения детей со сверстниками и взрослыми. Создают условия радостных эмоциональных переживаний детей, воспитывают у них дружеские взаимоотношения и умение действовать в коллективе.

Подвижные игры способствуют развитию речи и обогащению словаря.

В русских селах и городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. В играх состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. А так как игры проводились на улице, на свежем воздухе, это способствовало укреплению здоровья.

Бытовавшие в народе подвижные игры возникали свободно. Элементарные правила между игроками и выполнение требований к двигательным заданиям складывались по общему уговору участников игры, которые сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно убегать, как можно выручать пойманных и т. д. Устанавливались и правила выбора водящего (по желанию играющих, с помощью считалок и. д.)

Ни для кого не секрет, что дворовые игры почти исчезли из жизни современных детей. А ведь эти игры учили детей находить общий язык, помогали им решать спорные и конфликтные вопросы, давали детям возможность познавать самого себя, учили соблюдать определенные правила и доставляли при этом огромную радость.

Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.

Эти игры можно организовать дома с детьми.

  1. Знакомство со свойствами воды.
  • Вода разливается, она жидкая. Ее можно собрать тряпочкой или губкой.
  • Вода бывает горячая, теплая, холодная. Попробовать на ощупь.
  • Вода чистая, прозрачная, через нее все видно. Сравнивать стакан воды со стаканом молока.
  • Вода не пахнет. У нее нет запаха. Дать детям понюхать.
  • Воду можно наливать и переливать. Дать детям возможность самим наливать воду.
  • Воду можно окрасить, добавив в нее краситель (чай, кофе, гуашь, зеленки…)
  1. Переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой)
  1. Наливание воды в разные сосуды (чашку, бутылочку, баночку, кастрюльку).
  1. Веселая рыбалка (вылавливание ложкой разных предметов из разных по объему емкостей)
  1. Тонет – не тонет (игры на экспериментирование).
  1. Игры с мыльными пузырями: «Поймай пузырь на ладошку», «Чей пузырь больше?» «Чей пузырь улетит выше, дальше?»   (самостоятельное пускание пузырей).
  1. Игры с заводными плавающими игрушками.
  1. Игры с мелкими резиновыми, пластмассовыми и деревянными игрушками.
  1. Игры с куклой: «Умоем куклу», «Искупаем нашу куклу», «Помоем кукольную посуду», «Постираем кукле белье».

Можно организовать различные наблюдения за снегом

  1. Принести снег в мисочке домой и понаблюдать, что с ним произойдет в тепле. Снег – это вода.
  2. Налить в формочку воды и вынести ее в морозный день на улицу. В конце прогулки посмотреть, что стало с водой.
  3. Рассмотреть воду после таяния снега. Что видно на дне блюдца? Снег грязный, его есть нельзя.
  4. Взять кусочек льда из холодильника. Подержать его в руках. Какие стали руки? (мокрые). Лед – это вода.
  5. Положить сосульку на решеточку. Что с ней происходит в тепле? В тепле она стала таять.

Для игр с песком желательно иметь песочный набор: ведро с совочками, набор мелких игрушек: персонажи сказок и различные человечки, животные и растения; дома и машинки, деревянные дощечки и палочки и т. д. Эта коллекция должна постоянно пополняться.

В эти игры мы можем играть с детьми:

  • Играем в магазин. Учить детей делать из песка «продукты» для магазинов – мороженое, пирожное, пирожки, колбаску и т. д.
  • Строим домик. Учить детей сгребать песок лопатой в кучу, аккуратно прихлопывать его. Украшать домик флажками, вставлять окна и двери.
  • Устроим сад с клумбами и цветами. Учить детей делать насыпи из песка разной формы. Украшать их цветами и деревьями.
  • Посадим огород. Учить детей строить гараж, сгребая песок в кучку. Делать углубление для машины.
  • Зоопарк для зверей. Учить детей делать небольшие перегородки (клетки) для зверей. Обнести весь зоопарк забором.
  • По замыслу. Закреплять навыки создания из песка разных построек.

Игры с родителями – неотъемлемая часть развития детей. Польза от этого огромная. Кроме укрепления здоровья и хорошего настроения, совместные игры способствуют улучшению взаимоотношений, сближает детей и родителей.

Помните, что для ребенка игра – это «единственный способ освободиться от  роли ребенка, оставаясь ребенком», так же, как и для взрослого «единственный способ снова стать детьми, оставаясь взрослыми».

Ребенку будет интересно узнать о детстве родителей, во что играли мама и папа, бабушка и дедушка. Наверняка, какие -  то игры запомнились, а другие забылись. А для того, чтобы возродить и дать им вторую жизнь, необходимо научить детей играть в эти игры. Тем самым восстановить преемственность, когда правила передавались от старших ребят младшим, т.е. из поколения в поколение. При этом важно не только рассказывать и научить играть, но и организовать детей на игру, поиграть вместе с ними.

 

 

 

 

 

 

Содержание

Любая семья, выезжая в лес, берет с собой мячик. Часто он бывает не востребован. А ведь существует множество веселых игр с мячом, которые будут по силам детворе. Ведь даже простой футбол доставит ребенку много радости, если в роли вратаря выступит любимая мама. Для малышей подойдут такие игры, где мячик нужно ловить, а не отбивать. Например, «Передача мяча по кругу», «Догонялки с мячом», «Пляжный волейбол».

Дети с удовольствием в жаркий летний день будут играть с водой и песком. Они могут построить разнообразные песчаные замки и вырывать глубокие колодцы и траншеи. Помогите им в этом. С детьми также можно устроить конкурс «брызгалок», соорудив из пластиковых бутылок.

Игры на свежем воздухе

Лягушки.

Всем сесть в кружок. Посередине – водящий с закрытыми глазами. Игроки говорят: Вот лягушка по дорожке

                    Скачет, вытянувши ножки.

                    Увидала комара,

                     Закричала: «Ква – ква».

(В этот момент кто – то из сидящих в круге говорит: «Ква – ква!») Водящий должен узнать по голосу.

«Щуки и лягушата»

Выбирается щука. Для маленьких лягушат на земле рисуются кружки – домики. Лягушата резвятся, а с появлением щуки, прячутся в домики. Пойманные лягушата становятся щуками и участвуют в охоте. После каждой «охоты» домик на песке стирается. Лягушатам приходится по несколько человек ютиться в маленьком домике.

«Праздник шишек»

Что это такое? Да, это, конечно, веселые и интересные игры с шишками, которые лежат в лесу у нас под ногами и с которыми можно весело и интересно поиграть. Хорошо для этого подходят сосновые шишки.

В какие игры можно с шишками поиграть с ребенком?

  • Попади шишкой в ведро.
  • Попади шишкой в цель.
  • Кто дальше всех бросит шишку.
  • «Меткий стрелок». Шишкой сбить с пенька пластиковую бутылку.
  • «Верный глаз» - выкопать в земле по одной линии три небольшие ямки на расстоянии двух – трех шагов одна от другой. Попавший в первую лунку бросает шишку во вторую и т. д. Самый меткий стрелок получает приз и звание «Верный глаз».
  • «Пятнашки на веревочке». На земле чертится круг с радиусом, равным длине веревки. Веревка привязывается свободно к дереву. Внутри круга разбрасывается несколько десятков шишек. Один игрок «охраняет сокровища». Он держится рукой за веревку, а другой старается «осалить» игроков, которые пытаются собрать шишки из круга. Кто попался – выходит из игры или становится «пятнашкой».
  • «Угадай на ощупь, сколько шишек в мешочке». Затем шишки высыпаются и пересчитываются.
  • Кто больше принесет шишек? Каждый берет столько шишек в руки, сколько может донести. Затем «улов» каждого пересчитывается. У кого больше, то и победил.

Игры нашего детства

Игра «Картошка»

Все игроки становятся в круг и предают друг другу мяч, отбивая его. Если кто – то не отбил мяч, садится в центр круга, а игра продолжается. Любой игрок по желанию может выручить «провинившегося». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. «Освобожденный» (тот, кого коснулся мяч) вновь принимает участие в игре. Сидящие внутри круга стараются поймать летящий к ним мяч. Если кому – то это удается, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросивший мяч, занимает их место.

 

Краски»

Одна из любимых игр нашего детства. Один из игроков был «покупателем», а другой – «продавцом», все остальные – «краски». Каждая «краска» загадывала себе свой цвет и сообщала его «продавцу». «Краски и продавец» садились на скамью и тут же приходил «покупатель»:

- Тук – тук».

-  Кто там? - спрашивал продавец.

 -  Я покупатель.

 - Зачем пришел?

 - За краской.

 - За какой?

Назывался определенный цвет краски, если ее не было, то «продавец» отвечал: «Такой нет. Скачи по дорожке на одной ножке!» «Покупатель делал круг на одной ножке и возвращался за новой краской. Если же краска присутствовала, «продавец» говорил: «Есть такая. Плати сто рублей». «Покупатель» «расплачивался»,  хлопая нужное количество раз по ладошке. «Краска» вскакивала и убегала. «Покупатель» старался поймать краску, если получалось, то «краска становилась «покупателем».

 

«Казаки – разбойники»

Захватывающая игра, которая была настоящим приключением, азартной погоней. Одна команда, «разбойники»,  убегала, оставляя стрелки по пути следования. Другая – старалась их найти и догнать.

 

 

«Колечко»

Играли, сидя на скамеечке. Все складывали ладошки лодочкой, а ведущий, у которого в ладонях лежал мелкий предмет (колечко, камешек), проводя своими руками между ладонями каждого игрока, незаметно вкладывал кому – либо «колечко». Отходя в сторону, говорил: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Игрок с «колечком» должен был быстро встать, а другие участники – его удержать. Удалось – он становился ведущим.

 

«Съедобное – несъедобное»

Игроки выстраиваются в ряд. Водящий по очереди бросает каждому мяч, называя что – то съедобное или не съедобное. Мячик нужно поймать, если это съедобное, если нет, то отбить или просто не ловить. Правильно выполнивший задание игрок делает шаг вперед, если ошибся – шаг назад. Самый внимательный, который первым добирается до водящего, становится водящим.

 

Передача мяча по кругу

Все встают в круг и начинают перебрасывать мяч по кругу. Темп нарастает. Если игрок роняет мяч, то он выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остался последним.

 

«Штандер – стоп»

Все игроки стоят посередине ровной площадки. Водящий подбрасывает мяч вверх и называет чье – то имя. Все разбегаются. Тот игрок, чье имя назвали, старается поймать мяч и, взяв его в руки, кричит: «Штандер – стоп». Все замирают на месте. Если он попадет мячом в кого – либо из игроков, то тот становится водящим. Если промахивается, то сам стяновится водящим.

 

Картотека игр.

         Есть словесные игры – действия, игры – движения, а есть игры со словами и в слова. Это игры ума и воображения, фантазии и звуковых подражаний, игры для развития эмоций и многие другие. В них можно играть безо всяких атрибутов и предварительной подготовки.

 

Игры со словами

Попробуем создать необычный язык путем прибавления к каждому слову или слогу частицы «пи»

 

Поиграем в звукоподражание

«Ужа ужалила оса, ужалила его в живот. Ужу ужасно больно…» Настойчивое повторение звука «Ж – Ж – Ж» словно воспроизводит полет пчелы.

 

Игра – аукцион

В «весенние», в «осенние», «летние» и «зимние» слова. Выигрывает тот, кто скажет последнее слово, относящееся к определенному сезону.

 

Составим словарик

Печального/веселого, пластилинового, стеклянного, глиняного человечка.

 

Игра в шум

Начинается со стихотворения «Шум»:

Жил – был Шум.

Ел Шум: хрум -  хрум,

Ел суп: хлюп – хлюп,

Спал так: храп – храп!

Шел Шум: бум – бум.

Вопрос: А как он бежал? Прыгал? Шептал?

 

Тише – громче

Прочти стихотворение так, как его прочел бы гомик, великан, старик, лягушка, корова и т. д.

 

О чем говорит ворона?

Продолжи: кар…тошка, …тинка и т. д.

 

Эмпатия.

«Ты – комнатное растение. Расскажи о том, как тебе жилось, когда хозяева уехали в гости, в отпуск»

 

Придумай сказку

По трем картинкам, например, по картинкам с изображением девочки, цветка, инопланетянина.

 

Подбери цветок к настроению

Роза - …, нарцисс – гордость, незабудки – нежность, тюльпан - …

 

Фотография

Взрослый показывает картину, игрушку, портрет. Дети «фотографируют» - выбирают цветную карточку, то есть отражение настроения предмета в цвете.

 

Рассмеши

Придумай походку, жесты клоуна. Рассмеши всех своим выходом.

 

Составь словарик мамы

Мамы – сынок, зайчик, надо съесть.

Словарик папы…

Словарик воспитательницы…

Словарик доктора…

Словарик продавца… и т. д.

 

Цепочка противоречий

Дети становятся в круг. Ведущий высказывает какое – либо утверждение, например,: читать очень полезно, много будешь знать. Тот, кому бросает мяч, должен возразить второй части утверждения: много знать вредно, так как нечему уже будет учиться, следующий: нечему будет учиться, хорошо, так как останется время для игр. И так далее… Закручивается «цепочка противоречий».

 

Угадай сказку

По предъявленным предметам, по опорным словам, по элементам костюма героя, по описанию места действия.

 

Пофантазируй и сочини сказку

О разных человечках: мыльном, пенном, стеклянном, чернильном, зеленом и т. д.

 

Чем похожи и чем отличаются?

Снег и снежинки, мороз и морозец, весельчак и веселый?

 

Давайте познакомимся!

Ребенок одушевляет различные предметы, превращается в них и рассказывает о себе. Например, давайте познакомимся, я – терка. Конечно, дырявая, металлическая. Мое любимое занятие – измельчать все, что попадает ко мне на спину. Живу я на кухне и т. д.

 

Покажи мимикой, жестами

Что тебе грустно или весело, тревожно, что ты удивлен…

 

«Немое кино»

Одна группа детей придумывает какой – либо сюжет, другая – пытается отгадать. Команды меняются местами.

 

«Нарисуй, построй, вылепи…

Замок злого колдуна, замок доброй феи.

 

«Придумай праздничный наряд

Группе, залу, Детскому саду, улице, планете, космосу…

 

«Если бы я был волшебником…»

Расскажи о своем самом большом желании.

 

Скажи по – разному

Не мешайте мне играть (попроси, потребуй, рассердись, извинись)

 

«Точка зрения»

Расскажи, что видит расположившаяся на верхушке дерева гусеница?

 

«Пройдись»

Пройдись так, чтобы было понятно, что у тебя день рождения или ты потерял варежки; надолго уехала мама, только что съел вкусное мороженое…

 

Нарисуй портрет

Счастья, Любви, Радости, Веселья, Печали. Портреты могут быть детальными или схематичными.

 

Математические игры для родителей с детьми.

 

«Сколько воды в губке?

В игру могут играть несколько человек. Понадобятся: кастрюля, чашка, стакан, ложка. В кастрюлю налейте немного воды. Пусть ребенок положит в нее губку. Играющие должны угадать, сколько воды впитает губка. Когда все предложения будут высказаны, ребенок достанет губку, отожмет ее в емкости для измерения объемов, и тогда все увидят, кто был ближе к истине.

 

«Рассортируйте пуговицы»

У вас наверняка найдется коробочка с пуговицами разной величины, формы, цвета. Предложите малышу рассортировать их (по любому признаку), а потом сказать, каких пуговиц больше, каких меньше.

         Старшим детям можно ограничить время, за которое нужно рассортировать те или иные предметы. Установить таймер или просто следить за часами (это может делать и сам ребенок).

 

«Путешествие на удачу»

         Скоротать время в дороге можно следующим образом. Один из родителей ведет машину, другой считает, например, обгоняющие их красные автомобили, а ребенок – такие же, идущие им на встречу. Можно считать машины определенной марки, определенной величины.

 

«Найди игрушку»

         Спрячьте маленькую игрушку. Пусть ребенок поищет ее, а найдя, обязательно определит местонахождение: на…, за …, между …, в …, у … и т. д. Потом поменяйтесь ролями.

 

«Чего не стало?»

         Поставьте на стол 10 игрушек в ряд. Предложите ребенку пересчитать их и запомнить их расположение. Затем попросите его закрыть глаза. Уберите две любые игрушки. После чего ребенок открывает глаза и отвечает на вопросы:

  • Игрушек стало больше или меньше?
  • Какие игрушки исчезли?
  • Какими они были по счету?

 

«Назови соседей»

         Взрослый называет число, просит ребенка назвать соседей этого числа (предыдущее и последующее) и объяснить свой ответ. Можно усложнить игру: взрослый называет два числа и предлагает ребенку сказать, какое число находится между ними. Потом играющие меняются ролями.

 

«Кто знает, пусть дальше считает»

         Взрослый называет число, а ребенок должен назвать три следующих. Другие варианты: назвать три последующих числа и увеличить (уменьшить) каждое число на один. Поменяйтесь ролями.

 

«Найти столько же»

         Взрослый держит в руках веером карточки с цифрами так, чтобы ребенок их не видел. Предлагает ему вытащить одну из них. Ребенок выбирает одну карточку и, запомнив цифру, находит соответствующее число одинаковых (по любому признаку) предметов в комнате, а затем столько же разных.

 

«Положи столько же»

         В игру можно играть везде. Взрослый выкладывает в ряд камешки (каштаны). Ребенок должен положить столько же, не считая (один под другим). Усложните игру: предложите положить больше камешков или меньше тоже в ряд.

 

«Чудесный мешочек»

         На столе лежит мешочек со счетным материалом (мелкие игрушки или пуговицы, бусинки) и цифры. Взрослый хлопает несколько раз в ладоши, просит ребенка отсчитать столько же игрушек, сколько тот услышал хлопков и положить рядом соответствующую карточку с цифрой или нужным количеством кружков. Потом можно поменяться ролями.

 

«Отгадай число»

         Ведущий (взрослый) загадывает число и говорит, что оно меньше 10 (20). Ребенок, задавая вопросы со словами «больше» или «меньше», отгадывает задуманное число.

 

«Давай посчитаем»

         Играют вдвоем. Взрослый считает про себя. Ребенок через некоторое время говорит «стоп» и пытается угадать число, до которого, по его мнению, досчитал взрослый. Меняются ролями.

 

«Кто больше?

         Перед играющим на столе две кучки мелких пуговиц. По команде игроки в течение определенного времени откладывают из кучки пуговицы по одной. Потом считают, кто больше отложил. Можно усложнить игру: откладывать пуговицы левой рукой.

 

«Камешки»

Играют вдвоем. Положите на землю камешки. Каждый по очереди подбрасывает один камешек вверх, стараясь его поймать, и одновременно собирает лежащие на земле камешки в другую руку. Если это удается, то количество пойманных камешков засчитывается как выигранные очки. Кто первый наберет 20 очков, тот и выиграл.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям «И дома играем, фонематический слух развиваем»

Что такое фонематический слух и каким образом он влияет на развитие речи?С помощью каких упражнений родители могут самостоятельно развивать у ребенка точное звуковое восприятие?...

Рекомендации родителям «Поиграем дома»

Перечень игр на развитие памяти. мышления. воображения. внимания.Рекомендации родителям «Поиграем дома»Внимание«Быстро отвечай»Дети становятся в круг. Ведущий называет какой-либо цвет и бросает мяч од...

Рекомендации по работе дома с детьми, имеющими нарушения речи

Консультация для родителей и воспитателей...

Рекомендации логопеда ("Сидим дома")

Рекомендации логопеда  ("Сидим дома")...

Рекомендации логопеда ("Сидим дома") 06-10.04.2020

Рекомендации логопеда  ("Сидим дома") 06-10.04.2020...