Рекомендации для родителей "Развивающие игры и упражнения на тренировку основных свойств внимания"
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Мокрышева Екатерина Юрьевна

 Внимание – это динамическая сторона сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточения на нем. Внимание проявляется в избирательном отражении объектов в соответствии с потребностями субъекта, целями и задачами его деятельности. Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mokrysheva_rekomendatsii.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

Развивающие игры и упражнения на тренировку основных свойств внимания

Воспитатель  Мокрышева Е.Ю., ГБОУ "Школа № 842", Москва ЗелАО


1. Упражнение "Следи за своей речью"
Ведущий говорит: "Барыня купила туалет. В туалете 100 вещей, что хотите, то купите, "ДА" и "НЕТ" не говорите, черное и белое не покупать". И начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь спровоцировать отвечающего на запрещенные слова.
- Вы хотите купить черное платье?
- Я хочу купить зеленое платье.
- А разве зеленое вам к лицу?
- Мне просто нравится зеленый бархат.
- Это будет бальное платье?
- Бальное.
- Ваше зеленое платье должно быть длинным?
- Да(!).
Проигрыш. Надо было, например, сказать "Разумеется".
Это игра, с одной стороны, на выработку умения задавать психологически сложные вопросы, отвлекая тем самым внимание отвечающего на обдумывание ответа от не использования запрещенных слов, а с другой стороны, на развитие внимания у отвечающего на вопросы.
Можно договориться, какие слова нельзя говорить и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много. Например, такие:
Вы сегодня завтракали? Ваша прическа вам нравится?
Вы сегодня не опоздали на занятия? Вы левша? Кино вы любите?
Какие цветы вам нравятся, а какие не нравятся? Почему?
2. Упражнение "Запрещенная буква". 
В этой игре каждому придется следить за самим собой, чтобы не проговориться. 

Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим, водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "С кем ты сидишь за партой?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Предположим, что запрещенной объявлена буква "А". 
Разумеется, водящий постарается подыскать каверзные вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы "А" было бы затруднительно. "Как тебя зовут?" спросит он, скажем, товарища, которого зовут Ваня. Ясно, что тот не может назвать своего имени. Придется ему отделаться шуткой. "Не могу вспомнить!" - ответит он, находчиво обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий с таким же неожиданным вопросом обратится к другому участнику игры. 
Долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями мы будем считать тех, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы. 
Как вариант игры - условием может быть непроговаривание запрещенной буквы, т.е. ее надо замещать в словах на любую другую. 
3. Игра "Что изменилось?".
Играют так: мелкие предметы (ластик, карандаш, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Первому, кто желает проверить свою наблюдательность предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, за это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены? 
Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается в выигрыш 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место. 
Перемешаем свою "коллекцию", разложив предметы в другом порядке, и позовем к столу другого участника игры. Так один за другим пройдут испытание все участники команды. 
Условия игры для всех должны быть одинаковые: если для первого играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же. В этом случае лучший результат - 4 выигранных очка. Всех, кто пройдет испытание с таким результатом, будем считать победителями в игре. 
4 . Упражнение "Все помню" (развитие внимания и памяти).
В эту игру можно играть вдвоем, втроем и даже вчетвером, состязаясь в умении запоминать слова в заданном порядке. 
Слова подбираются на определенную тему, как, например, названия городов, названия растений или животных. Допустим, что тема игры - названия городов. Конечно, города лучше называть общеизвестные, их легче запомнить. За соблюдением этого условия следит судья, который по ходу игры ведет контрольный листок, записывая названные игроками слова.
Участники состязания садятся в кружок. 
- Тула, - говорит один. 
Судья записывает это слово в контрольный листок. 
Второй игрок, повторяя названный город, добавляет к нему название другого города: 
- Тула, Пенза. 
- Тула, Пенза, Омск, - объявляет третий. 
Если играют трое, то очередь переходит снова к первому. Он должен пополнить перечень городов еще одним названием. Например :
- Тула, Пенза, Омск, Владимир.
Так, каждый раз прибавляя по одному городу, играющие в свой очередной ход должны повторять все названные раньше города, упоминая их в том же порядке и не пропуская ни одного. 
Вначале это дается сравнительно легко, но когда перечень названий перешагнет за десяток, поневоле начнешь запинаться. А судья, приписывая в свой контрольный листок каждое вновь добавленное слово, зорко следит, не пропустит ли кто-нибудь хоть одно из них. 
Допустивший ошибку выбывает из игры. Оставшиеся продолжают состязание, пока кто-нибудь из них не окажется победителем. 
5. Где чей домик? Игра для развития устойчивости внимания. Предложите ребенку рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям, а следуя по линии глазами. Если же задание сложно для малыша, тогда разрешите пользоваться карандашом, но со временем отложите карандаш в сторону. 
6. Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.
Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала. 
В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение. 
Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными. 
Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, а). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты в графике и проанализируйте их. Порадуйтесь вместе с малышом успехам. Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: "В каждой строчке зачеркни букву а, а букву п - подчеркни". Или так: "Зачеркни букву а, если перед ней стоит буква р, и подчеркни букву а, если перед ней стоит буква н". Фиксируйте время и ошибки. Обязательно похвалите малыша. 
7. Картинки "Найди отличие".
Все ребята с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите малышу взглянуть на похожие картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия. 

8. Упражнение "Раскрась вторую половинку".
Есть и такие упражнения на развитие концентрации внимания. Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).
9. Игра "Данетка"
Ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: "да"; "нет"; "и да и нет"; "об этом нет информации"; "это не существенно".

Вопросы в "данетке" формулируются непосредственно в процессе игры. Цель "данеток" - научить детей задавать сильные вопросы, запоминать ответы чтобы не повторять вопросы, отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других.

Например: "Я загадал растение средней полосы. За десять вопросов определите растение, которое я загадал". или "Я загадал одного из героев сказки "Семеро козлят" - это просто.

Как вариант можно загадывать визуальные "данетки". На столе раскладывают много предметов или картинок. Задают вопрос: "Какой предмет я загадал?" Возможные отсекающие вопросы:
· Предмет лежит в правой половине стола? "Да".
· Предмет лежит в верхней четверти стола? "Нет" и т. д.
Сократив поле поиска по "территориальному" признаку, можно использовать видовые признаки: форма, цвет, вес.

10. Топ-хлоп.

Игра на развитие внимания и памяти. 
Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. 
Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают. 
Примеры: "Летом всегда идет снег". "Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица".
Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.
11. Упражнение на усиление концентрации слухового внимания.
Для этого очень удобно проводить арифметические диктанты, однако смысл упражнения заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий.
Например, :"Сейчас я буду читать арифметические задачи. Их нужно решить их в уме. Получаемые числа также надо держать в уме. Результаты вычислений можно записывать только после сигнала: "Пиши!"
Само содержание задач зависит от возраста ребенка и его подготовленности.
Приведем некоторые из них:
"Даны два числа: 6 и 3... Сложи первое число и второе... и от полученного числа отними 2... Затем отними еще 4... Пиши!.." (ответ: 3)   [6; 65,67,69], [7].


Список литературы

  1. Выгодский Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика пресс, 1996.- 536с. – (Психология: Классические труды).
  2. Гальперин. П. Я. К проблеме внимания // Психология внимания. - М.: ЧеРо, 2001.- С 34.
  3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 456 с. 203-205.
  4. Основы психологии. Коломинский Я.Л. М.: 2010. - 405 с. Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений.
  5. Развиваем внимание./сост. И.Шагинов.- М.:Мой мир ГмБх, 2007.-236с.
  6. Тихомирова. Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Екатеринбург: У- Фактория,  2004. – 240с. (Серия  «Психология детства: Практикум»).

            Интернет ресурсы:

  1. http://www.child-psy.ru/
  2. http://www.ref.by/refs/62/13612/1.html
  3. http://www.prosv.ru/metod/dubrovina/4.html
  4. http://www.child-psy.ru./normarazvitiya/279.html
  5. http://www.psycholok.ru/lib/intpsy/intpsy2009/intpsy080509.html
  6. http://psychology.academic.ru/312/внимание
  7. Psinovo.ru.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений для развития основных свойств внимания.

В дошкольном воспитании одной из задач является развитие внимания, которое позволит успешно обучаться в школе.Формирование произвольного внимание происходит благодаря тому что взрослые привлекают ребе...

Упражнение для тренировки избирательной направленности внимания (черепаха, носорог, соболь, тигр, ежик).

Данное упражнение используется в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с расстройством внимания. Также это упражнение можно использовать при работе с детьми, испытывающих проблем...

Игры и упражнения для тренировки мышц артикуляционного аппарата

В данной публикации представлены упражнения для тренировки мышц артикуляционного аппарата...

Конспект группового коррекционного (дефектологического) занятия на тему: «Использование поисковой деятельности, как мотивация для развития основных свойств внимания»

Конспектгруппового коррекционного (дефектологического) занятияна тему:«Использование поисковой деятельности, как мотивация для развития основных свойств внимания»...

Индивидуальное занятие с воспитанником с задержкой психического развития в старшей группе Тема занятия: «Внимание». Цель: развитие произвольности и основных свойств внимания.

Индивидуальное занятие с воспитанником с задержкой психического развития в старшей группе Тема занятия: «Внимание».Цель: развитие произвольности и основных свойств внимания....