Мастер – класс для родителей «Играем пальчиками – развиваем речь»
методическая разработка (средняя группа) на тему
Игры с пальчиками развивают не только мелкую моторику, координацию движений, зрительную и двигательную память, речь, но и внимание, воображение, творческие способности. Сопровождающие игры тексты в виде стишков, считалочек или песенок параллельно развивают речь, дикцию, активизируют логическое мышление и мозговую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_roditeley_igraem_palchikami_razvivaem_rech.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 |
Мастер – класс для родителей
«Играем пальчиками – развиваем речь»
Саров
2018
Играем пальчиками – развиваем речь
Игры с пальчиками развивают не только мелкую моторику, координацию движений, зрительную и двигательную память, речь, но и внимание, воображение, творческие способности. Сопровождающие игры тексты в виде стишков, считалочек или песенок параллельно развивают речь, дикцию, активизируют логическое мышление и мозговую деятельность.
Пальчиковые игры
В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях:
Во-первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.
Во-вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Если ребенок совсем маленький - он учится распознавать звукосочетания, отдельные слова, а также ритм речи и мелодику языка.
«По грибы»
Раз, два, три, четыре, пять,
(сгибать пальцы, начиная с мизинцев)
Мы идем грибы искать!
(указательным и средним шагаем по столу)
«Пальчики»
Раз, два, три, четыре, пять,
( поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца)
Вышли пальчики гулять!
(указательным и средним шагаем по столу)
Раз, два, три, четыре, пять,
(поочередно сгибать все пальцы, начиная с мизинца)
В домик спрятались опять.
( сложить руки над головой – крыша).
«Кукла»
Наша куколка гуляла
(шагают по столу средним и указательным пальцами)
И играла, и плясала.
(шагают по столу безымянным и средним пальцами)
До чего ж она устала –
(шагают по столу мизинцем и безымянным пальцем)
Забралась под одеяло.
(кладут одну руку на стол, а другой закрывают ее)
«Птицы»
Скоро белые метели
(машут пальцами – «крыльями»)
Снег поднимут от земли.
(сжимают и разжимают пальцы)
Улетают, улетели,
(имитируют взмахи крыльев птиц)
Улетели журавли.
«Семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка,
Ну а это я.
Вот и вся моя семья!
(руки сжимают в кулак, поочередно разгибают их,
начиная с большого пальца)
«Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
(пальцы правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки,
похлопывая друг друга кончиками)
Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики.
Сжимание – разжимание кулачков.
Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.
Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Напряжение – расслабление пальцев.
Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и стискивают их как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка трясут ими.
Наши пальчики сплетем
И соединим ладошки.
А потом как только можем
Крепко – накрепко сожмем.
Сгибание – разгибание всех пальцев вместе и по очереди Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают пальцы по очереди, начиная с большого пальца правой руки.
Мы рисуем бегемота.
Кто желает поработать?
Каждый палец рвется в бой
И кивает головой.
Упражнение для кончиков пальцев.
Дети постукивают по парте подушечками пальцев одновременно.
Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли:
Думали, там страшный зверь.
Разные движения пальцами.
Дети сжимают оба кулачка, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают “резать” ими воображаемую бумагу.
Пара ножниц есть у нас,
Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный,
Что разрежет лист бумажный.
Растягивание.
Дети сцепляют большие пальцы и тянут в разные стороны.
Тренируются весь день
И бороться им не лень.
Вот какие молодцы,
Настоящие борцы!
Вращение пальцев с упором.
Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают безымянный палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в одну и в другую сторону.
Если пальчик пожалеть,
Пальчик может ослабеть.
Мы болезней ждать не будем,
Безымянным пальцем крутим.
Касание подушечками пальцев соответствующей ладони.
Дети растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать средние, касаясь подушечками соответствующей ладони.
Средний палец – старший брат,
Он помочь братишкам рад.
Засучивши рукава,
Начал он колоть дрова.
Массаж пальцев.
Дети растирают безымянный палец левой руки указательным и средним пальцами правой.
Долго – долго суп варился,
Котелок наш закоптился.
Будем мы его тереть,
Чтобы начал он блестеть.
Упражнение для ладоней.
Дети хлопают тыльными сторонами ладоней.
Руки вытянем вперед,
А потом свои ладошки
Развернем наоборот
И похлопаем немножко
Потягивание пальцев одной руки другой рукой.
Дети тянут мизинец левой руки большим и указательным пальцами правой.
Самый маленький из пальцев
Хочет вырасти чуть – чуть.
Надо, братцы, постараться
И мизинчик потянуть.
Вращение пальцев одной руки с помощью другой руки.
Дети берут средний палец левой руки правой рукой и вращают его в одну и в другую стороны.
За столом сидит Антошка
И в стакане крутит ложкой.
А зачем же, отвечай?
Просто он мешает чай.
Упражнение для подушечек пальцев.
Дети ставят на парту подушечки обоих средних пальцев и нажимают ими на парту, перенося на них часть своего веса.
Пальцы в парту упираем,
Потихоньку нажимаем.
Если же сильней нажмем,
Дырку в парте мы проткнем.
Растягивание пальцев.
Упражнение удобнее выполнять стоя. Дети ставят подушечку среднего пальца правой руки на край парты и опускают руку как можно ниже, растягивая палец.
Средний палец – самый длинный
Разогнул свою он спину,
В полный вытянулся рост –
Будет через речку мост.
Все эти забавные упражнения требуют совсем немного времени. Выполняя их регулярно, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Слаженная и умелая работа пальчиков ребенка помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм, готовит руку к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Основы, закладываемые сейчас, в младшем возрасте, помогут малышу в дальнейшем избежать многих серьезных проблем в школе и во взрослой жизни.
Литература
1. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие мозга ребёнка.- М.,1973.
2. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Москва, Сфера. 2002. 3. Крупенчук О.И. Развиваем мелкую моторику. ООО “Издательский дом “Литера”. Санкт-Петербург. 2002.
4. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: ООО “Издательство АСТ”. 2000
5. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Издательский ДОМ “Кристалл”. Санкт-Петербург. 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей "Как развивать речь и умственные способности детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр, упражнений и задач"
Цель: способствовать повышению интереса родителей к использованию логических игр, упражнений и задач для развития речи и умственных способностей детей.Задачи: вызвать желание к сотрудничеству, познако...
Мастер-класс для родителей. Тема : «Развиваем речь в игре. Играем на кухне»
Цель. Формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах гармонизации внутрисемейных отношений. Знакомить с речевыми играми. Задачи:- развивать речь и воображение ребён...
Мастер-класс для родителей "Играя, развиваем речь"
Мастер-клаас для родителей "Играя, развиваем речь"....
Мастер-класс для родителей «Играя, развиваем речь ребенка».
Помощь в создании условий для речевого развития дошкольников в семье, повышение педагогической культуры родителей....
мастер-класс для родителей "Играя, развиваем речь!"
для старшей группы...
Мастер – класс для родителей «Играя, развиваем речь детей».
Существует множество игр, незамысловатых упражнений поразвитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад,на прогулке или перед сном ребенка....
Мастер-класс для родителей «Играя, развиваем речь детей»
Развитие речи дошкольника в игре - это дополнительная эмоциональная связь между ребенком и родителем, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений....