Адаптационный период в ДОУ. Групповая консультация.
консультация (младшая группа) на тему

Дуденкова Елена Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsionnyy_period_v_dou._gruppovaya_konsultatsiya.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

тац

Групповая консультация для родителей

по теме:

«ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА В ДОУ»

В данный период многие из вас волнуются о том, будет ли хорошо ребенку в детском саду, не начнет ли он болеть, капризничать, расстраиваться при расставании с родителями. Иными словами, насколько успешно ребенок сможет адаптироваться, то есть приспособиться к среде детского сада, к его условиям.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать садик, ведь всё меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь буквально врываются след.изменения:

  • Четкий режим дня
  • Отсутствие родных рядом
  • Необходимость постоянного контакта со сверстниками
  • Необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку
  • Резкое уменьшение персонального внимания

Поведение ребенка поначалу пугает родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли он вообще привыкнуть? Закончится ли когда-нибудь этот «ужас»?

С уверенностью можно сказать, что те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, являются типичными для всех детей в период адаптации. В это время многие мамы думают, что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши якобы чувствуют себя лучше.

2 основных критерия успешной адаптации с положительным итогом: - это внутренний комфорт и адекватность поведения.

Отрыв от дома, родных, встреча с новыми взрослыми могут стать для ребенка психогенным фактором, стрессом. Малыш воспринимает эту ситуацию как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. По силе переживаемых ощущений, эмоций такое состояние можно сравнить с разрывом пуповины ребенка при рождении. Поэтому очень важно осуществить плавный переход из семьи в детский сад.

К сожалению часто бывает, что этот процесс привыкания протекает сложно и болезненно. Посещение детского сада становится стрессовой ситуацией. Ребенок испытывает внутренний дискомфорт, который приводит к капризам, истерикам, отказам от еды, сна, общения со сверстниками, болезнями. Появляются нежелательные для этого возраста привычки (снова начинает сосать палец, грызть ногти). Это свидетельствует о трудностях адаптационного процесса. Такие трудности испытывают чрезмерно опекаемые в семье дети, дети, у которых не привиты элементарные навыки самообслуживания, самостоятельности. Родители, несмотря на стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, стараются помочь ему – так быстрее и меньше хлопот.

Ребенок чувствует себя в детском саду беспомощным и не приспособленным к новым условиям. Дети, привыкшие к общению только с родителями, лишенные возможности общаться со сверстниками, также испытывают трудности, потому что навык общения уже сформирован (ребенок должен видеть, что существуют такие же, как он, дети, со своими потребностями, желаниями). Наличие у ребенка стереотипов, которые формируются в семье и накладывают отпечаток на его поведение и затрудняют процесс адаптации. Например, ребенок приучен засыпать только в том случае, если рядом ложится мама.

Вот распространенные изменения в поведении ребенка в период адаптации.

  • ЭМОЦИИ. В первые дни пребывания в детском саду гораздо сильнее выражены отрицательные эмоции – от хныканья за компанию до постоянного приступообразного –плача. Дольше всех сохраняется хныканье, с помощью которого ребенок стремится выразить протест против расставания с родными. Особенно яркими становятся проявление страха( – боязнь воспитателя и того, что мама не вернется за ним.), гнева (когда он вырывается, не давая себя раздеть и даже может ударить взрослого, собирающегося оставить его), депрессивные реакции (заторможенность, эмоций как будто нет вообще). Поначалу ребенок испытывает мало положительных эмоций, он расстроен расставанием с мамой, с привычной средой. Если он улыбается – это в основном реакция на новизну или на яркий стимул. Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А вот плакать при расставании ребенок может еще долго и это не говорит о том, что адаптация проходит плохо. Если ребенок успокаивается в течение нескольких минут после ухода мамы, значит всё в порядке.
  • КОНТАКТЫ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВОСПИТАТЕЛЕМ. В период адаптации у ребенка снижается и социальная активность. Даже общительные дети становятся напряженными, беспокойными. Нужно помнить, что малыши 2-3 лет играют не вместе, а рядом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включились бы несколько детей.В этом возрасте лучше всего им удаются такие игры как совместный визг, беготня, повторение др.за другом стереотипных действий. Поэтому не стоит рас страиваться, если ваш ребенок  пока не общается с другими детьми. Об успешной адаптации можно судить по тому, что малыш всё охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, следует режимным моментам.
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ. В первое время она бывает снижена или и вовсе отсутствует на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Многим требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. Постепенно вылазки к игрушкам и к детям будут более частыми и смелыми.
  • НАВЫКИ. В этот период малыш может на короткое время растерять навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, платком, горшком). После даптации ребенок не только вспоминает забытое, но и вы с радостью заметите новые достижения.
  • ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ. У  некоторых детей скудеет словарный запас, или появляются облегченные слова. Не волнуйтесь, к концу адаптации всё восстановится.
  • СОН. Если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать плохо. Малыш может вскакивать, как Ванька-Встанька или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. Затем всё нормализуется.
  • АППЕТИТ. Поначалу может быть пониженным, это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями – малышу просто не хочется есть. Нормальной считается небольшая потеря веса. Хороший признак – восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не всё, что есть на тарелке, но он начинает кушать.
  • ЗДОРОВЬЕ.  Снижается сопротивляемость организма инфекциям и ребенок заболевает в первый месяц, а то и раньше с момента посещения садика. Болезнь как правило протекает без осложнений.

Обычно адаптация проходит 3 недели и может растягиваться на 3-4 мес.

ЧЕМ МАМА МОЖЕТ ПОМОЧЬ СВОЕМУ МАЛЫШУ?

  • Наша задача сейчас – увеличивать постепенно время пребывания ребенка без слёз! Будет здорово, если малыш еще не успеет раплакаться  к Вашему приходу. Так он будет увереннее себя чувствовать, что вот сейчас, уже скоро мама придет. Дети устают от массы других детей, шума группы – для них это всё непривычно и плачут часто уже либо заражаясь друг от друга, либо от усталости.
  • Дайте ребенку в детский сад любимую игрушку (лучше мягкую). У детей формируется восприятие игрушки как заместителя мамы или как кусочек дома.Когда он прижимает к себе что-то пушистое, что является частичкой дома, то чувствует себя спокойнее. Уговорите оставить ее переночевать в садике, а наутро снова с нею встретится. Если ребенок не соглашается, пусть игрушка ходит с ним ежедневно и знакомится там с другими детьми. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, не было ли ей грустно. Таким образом ,вы получите через игрушку информацию о ребенке самом, о его пребывании в садике в конкретный день.
  • Дома поиграйте с ребенком с домашними игрушками в детский сад, распределите роли детей и воспитателей. Помогите игрушке найти друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя на игру на положительные результаты.

Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и страшно, и как он потом подружился с детьми и воспитателем. Эту историю можно инсценировать с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком. Ни в коем случае не прерывайте рассказ, пока не дойдете до этого момента. Собственно, цель в том и заключается, чтобы малыш понял – мама обязательно за ним вернется.

  • Облегчите режим. Если вы видите, что ребенку сложно, он стал еще более капризным, скорректируйте режим. Например, сделайте дополнительный выходной день в среду или пятницу.  Забирайте по возможности пораньше, лучше сразу после полдника, когда ребенок уже остается на сон.

В выходные дни не меняйте режим дня.

  • Не отучайте малыша от дурных привычек (например, от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать его нервную систему. У него в жизни сейчас слишком много изменений и лишнее напряжение ни к чему.
  • В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и садике. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Ребенку придется ходить в этот детский сад и эту группу, а значит, нужно сформировать у него позитивное отношение.    Расскажите кому-нибудь в присутствии малыша в какой хороший садик он теперь ходит.

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как организовать утро, чтобы день у мамы и малыша прошел спокойно? Главное правило, спокойная мама – спокоен ребенок. Он вас чувствует, считывает вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

  • И дома, и в садике разговаривайте с малышом доброжелательно, уверенно. Проявляйте дружелюбную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – при раздевании. Говорите не слишком громко, но уверенно и озвучивайте всё то, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждениях и сборах является та самая игрушка, которая идет с малышом в садик. Видя, что зайчик так хочет в садик, малыш вероятно заразится его хорошим настроением.
  • Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему расстаться легче. С одним из родителей обычно ребенок расстается относительно спокойно, а другого, чаще маму никак не может отпустить от себя, продолжая переживать и после ухода. А вот забирает пусть лучше тот, с кем эмоциональная связь сильнее.
  • Обязательно скажите, что вы придете и обозначьте когда – после прогулки, после обеда, или после того, как поспит. Малышу легче знать, что мама придет после какого то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания.
  • У вас должен быть свой ритуал прощания – поцеловать или помахать рукой, сказать ПОКА. После этого сразу уходите – уверенно и не оборачивайтесь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ:

Иногда родители совершают ошибки, приводящие к тому, что ребенок начинает бояться садика.

  • Нельзя показывать ребенку свою тревогу.

Нужно исключить все высказывания типа: «Бедненький, в садик тебе придется идти», «Как же ты в садике без мамы?»Не говорите это сами и не позволяйте окружающим так говорить. Также не стоит обсуждать тему того, как встревожены со своими подругами при ребенке. Старайтесь не обсуждать  садовские проблемы. Даже если он не понимает всех фраз, он способен выделять ключевые слова «детский сад», «воспитатель» и связывать их с вашим встревоженным выражением лица. И у него может закрепится уверенность – садик- это плохо и опасно.

  • Нельзя пугать детским садом. «Вот пойдешь в садик, там тебе покажут, как не слушаться», «Не будешь хорошо себя вести, отдам в садик, пусть тебя там воспитывают» «В садике воспитатель тебе ремня даст за такое поведение». Родители применяют такие фразы в качетве воспитательной меры – напугаешь, будет лучше слушаться. Вред этим мы наносим ребенку долговременный! Теперь ребенок твердо знает – садик – опасное место, где его будут ругать, наказывать, а может и бить. Захочет ли он туда пойти?
  • Нельзя обманывать ребенка, говоря что вы заберете его пораньше, если не предполагаете этого делать. Пусть лучше знает, что мама придет не скоро, чем потеряет доверие к вам.

Я надеюсь, что из сегодняшней консультации вы подчерпнули для себя полезную информацию, которая сможет вам помочь !В завершение хочется вам сказать, что даже если на каком то этапе садовской жизни у ребенка возникают проблемы, не отчаивайтесь, не спешите отказываться от детского сада. Через некоторое время, уже оглядываясь назад, вы поймете, что всё было преодолимо. Не пытайтесь быть одним в поле воином. Если проблема касается детского сада, то возьмите себе в союзники воспитателя, психолога. И конечно верьте в своего ребенка!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА»

Постепенный переход ребёнка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям. Учитывая индивидуальные особенности ребёнка, мы, воспитатели, сможем быстро найти и индивидуа...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАСТНИКИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА Ребенок-родители-педагоги

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конеч­ный результат - спокойный ребенок, с удо...

Консультация для воспитателей "Проблемы адаптационного периода"

Осуществление набора детей в детский сад и комплектование  групп раннего возраста, большая и серьёзная работа для администрации, медицинского персонала и педагогов групп. Для воспитателей работа ...

Консультация для родителей будущих воспитанников: «Школа молодой мамы» «Адаптационный период в детском саду»

Адаптация к детскому саду – тяжёлое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков...

Эмоциональный комфорт ребёнка в адаптационный период. Методическая разработка "Адаптационные домики"

Данный материал позволяет  облечить адаптационный период  ребёнка,создаёт положительную эмоциоональную атмосферу в детском саду,стимулирует к творчеству.В данном материале  описывается ...

Организация адаптационного периода. Адаптационные игры.

Создание предметно - развивающей среды (использование нетрадиционных форм). Создание благоприятных условий способствует облегчению периода адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учере...

Памятка для педагогов, родителей детей раннего возраста в адаптационный период Тема «Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период к ДОУ»

Адаптация-это жизненный процесс. Каждый человек его переживает по разному,кто-то весело и с интересом,а кто-то со слезами на глазах и со страхом....