Родительское собрание в средней группе в форме деловой игры "Путешествие в страну красивой речи"
консультация (средняя группа) на тему

Якене Ирина Николаевна

Родительское собрание в средней группе в форме деловой игры "Путешествие в страну красивой речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_puteshestvie.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в средней группе в форме деловой игры

«Путешествие в страну красивой речи»

Якене Ирина Николаевна,

 учитель - логопед

МБДОУ «Детский сад №10 «Звездочка»

Цель.

1. Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей среднего дошкольного возраста.

2. Включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ.

Задачи: Формирование родительской компетентности  в области речевого развития детей; закрепление навыков эффективного взаимодействия родителей и детей в процессе организации совместных игровых действий; овладение родителями игровыми приемами развития речи.

План проведения.

1 Вступительное слово (введение в проблему, создание игровой ситуации)

2. Деловая игра в форме" Путешествия на паровозике"

3 Подведение итогов.

Ход мероприятия.

добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами.

Чтобы детство наших детей было счастливым главное место в их жизни должна занимать игра. И наша с вами задача удовлетворить потребность ребенка в игре, потому, что играя ребенок учиться и познаёт мир.

Дети четырех-пяти лет очень пытливы, они задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут установить простейшие связи между явлениями природы. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько  хлопот по дому, что не остаётся времени на своего ребенка. И все же мы уверенны, что необходимо находить время и возможность для того чтобы пообщаться со своим ребенком, поиграть с ним и чему - то научить. Сегодня я предлагаю провести нашу встречу не совсем обычно.  Я предлагаю Вам отправиться в путешествие  по стране красивой речи.  Но для начала хотелось бы Вам рассказать о том, как развивается речь наших детей на протяжении пятого года жизни. Хорошо развитая речь ребенка способствует успешному обучению в школе. Нарушения речи сказываются на формировании детского характера, так как неисправленный во время речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе. Ребенок становиться замкнутым, раздражительным.

Существует ряд факторов от которых зависит успешное развитие речи. Как вы думаете какие это факты?

* от эмоционального общение родителей с ребенком с младенческого возраста

* от общения ребенка со сверстниками

* от строения артикуляционного аппарата

* от речи взрослых - которая выступает, как образец для детей

* от развития мелкой моторики

* от регулярного чтения детям художественной литературы

* от игр ребенка со взрослыми и сверстниками.

Все эти факторы влияют на развитие речи ребенка.

Работая с детьми четырёх - пяти лет мы должны обратить внимание на формирование следующих сторон речи:

-формирование звуковой культуры речи

-обогащение словарного запаса

-формирование грамматического строя речи

- обучение рассказыванию, связной речи

- развитие выразительности речи.

Рассмотрим каждый из этих пунктов более подробно.

 Формирование звуковой культуры речи.

Становление нормального звукопроизношения завершается к пяти годам; у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной).

Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи.

 В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка – балка, мишка – малышка).

 Формирование грамматического строя речи.

 В возрасте от четырех до пяти лет ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. Имеют место нарушения согласования числительных с существительными в косвенных падежах. Употребляются предлоги в самых разнообразных значениях.

 К пяти годам ребенок в своей речи ребенок пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами потому чтопоэтому, но при ответах на вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с придаточного («Потому что болел»). Появляются предложения с однородными обстоятельствами.

 

Обогащение словарного запаса.

 Количество слов растет, к концу года составляет примерно 3000 слов. Увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложно-сочиненные и сложноподчиненные предложения.

 Освоение речи ребенком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов. Дети относят предметы к определенной категории (платье – одежда). Дети начинают использовать слова-обобщения тогда, кода, во-первых, в их активном словаре достаточно слов – названий конкретных предметов, и, во-вторых, они усвоили слова-обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении.

 Обучение рассказыванию и связной речи

Дети умеют не только слушать и понимать пожелания и просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы.

 В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок должен уметь связано рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст.

 Развитие выразительности речи

Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.

 Итоги пятого года жизни

 1. Качественный скачок в овладении связанной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.

2. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.

3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами - обобщениями.

4. Грубых аграмматизмов в речи нет, но возможны ошибки при построении сложных предложений.

5. Звукопроизношение полностью нормализовалось.

6. Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов.

7. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

 На каждом возрастном этапе свои задачи и методы обучения. Работа по развитию речи в детском саду осуществляется  в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а так же на всех других занятиях, вне занятий- в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Сегодня я предлагаю вам познакомиться с  содержанием и приёмами, способствующими развитию речи детей среднего возраста, а так же познакомиться с дидактическими играми и пособиями, которые при желании вы можете изготовить дома самостоятельно.

Забудьте на время что вы взрослые и давайте поиграем. Вы хотите? Тогда мы отправляемся в путешествие в страну красивой речи.  

ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ - это артикуляционная гимнастика.

 

Сейчас я предлагаю вам послушать сказку о «Весёлом язычке» и выполнить несколько простых, но очень полезных упражнений.

Жил - был язычок в своем домике. И было у него в домике двое дверей: первые это губки (вытянуть губы вперед), вторые это зубки(показать зубы). Однажды нашему язычку надоело сидеть дома и он решил пойти в зоопарк.

Открылись одни двери (улыбнулись), вторые двери (открыть рот). Вышел язычок на улицу (показать язык). Посмотрел вправо, влево, вниз, вверх(сделать движения языком вправо, влево, вверх, вниз) потянулся к солнышку(поднять руки вверх), улыбнулся (улыбнуться). Сел на лошадку и поехал в зоопарк (выполнить упражнение лошадка). Приехав в зоопарк язычок остановил лошадку (упражнение остановить лошадку) слез и пошел смотреть на животных. Сначала он увидел слона

Идет на встречу добрый слон,

длинный хобот тянет он...

Я водичку набираю(вдох)

И ребяток поливаю(Выдох)

Подражаю я слону

губы хоботком тяну.(Упр. хоботок)

Потом лягушку - Тянем губки прямо к ушкам,

                              Но как будто мы лягушки. (улыбочка)

Затем наш язычок увидел индюка, ( упражнение индюк) поздоровался с ним и пошел дальше. Вдруг из пруда показался кто - то огромный и рот широко открывает. Это был бегемот. Широко разинув рот

                                                   кушать просит бегемот. (широко открыть рот)

Потом наш язычок подошел к клетке со змеёй: Подражаем мы змее

                                                                               с ней мы будем наравне:

                                                                                высунем язык и спрячем

                                                                                только так и не иначе.

Вдруг змея зашипела (Ш Ш Ш Ш), наш язычок испугался побежал к лошадке сел и поехал домой(упражнение лошадка). приехав домой он остановил лошадку слез с неё, зашёл домой. Закрылись одни дверцы, вторые дверцы и язычок леё спать.

 ВТОРАЯ СТАНЦИЯ - пальчиковая гимнастика.

 

Мы с вами знаем что развитие мелкой моторики рук и развитие речи тесно связаны. К упражнениям на развитие мелкой моторики рук относятся не только игры с пазлами, крупой, шнуровками, но и игры в которых речь сочетается с движениями рук.

 ЭТОТ ПАЛЬЧИК ХОЧЕТ СПАТЬ

                      Этот пальчик хочет спать,

                      Этот пальчик – прыг в кровать!

                      Этот пальчик прикорнул,

                      Этот пальчик уж заснул.

                      Тише, пальчик, не шуми,

                      Братиков не разбуди.

                      Встали пальчики. Ура!

                      В детский сад идти пора!

СТАНЦИЯ " Игровая"

Все игры проводятся с опорой на наглядный материал, а так же при проведение игр можно использовать массажный мяч

*Игра "Какой, какая, какие"

Цель: учить детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.

Родителям предлагается подобрать как можно больше слов к слову ЁЛКА, ЗИМА - передавая при это мяч

*Игра "Один - много"

Цель:  обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа

Одна шапка - много шапок  и так далее

* "Чей хвост, чья голова"

Цель: закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные; отрабатывать навык правильного употребления в речи падежных окончаний

Ход: Попросить детей назвать, чей хвостик потерялся. Найти хозяина легко, а вот сказать правильно, ой как сложно. Так происходит знакомство со словами, отвечающими на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д.

*"Назови ласково"

Цель: учить образовывать уменьшитель - ласкательные существительные.

Ход: показать ребенку большую картинку и спросить, как называется то, что на ней изображено; затем объяснить, что это большой предмет (например, «Это большое яблоко.») и спросить ребенка, как ласково назвать такой же маленький предмет (например, «Как ласково назвать маленькое яблоко?»). 

* Игра "Весёлый счет"

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход: Ведущий бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь».) . Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных. Примеры: один стол - пять столов один слон — пять слонов 

 СТАНЦИЯ  "Чистоговорок"

Ша - ша - ша - мама моет малыша

СА - са -са -укусила в нос оса

За - за за - у меня живет коза

Це - це- це - сидит кошка на крыльце

Каждому родителю предлагается проговорить чистоговорку

 Станция  "Конечная"

 Сегодня мы с вами еще раз подтвердили тот факт, что взрослые должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребенку.

При стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают высокого уровня. поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку. благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. таким образом, овладение родным языком необходимо для формирования личности ребенка.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в средней группе в форме КВН (совместно с детьми)

Повысить уровень педагогической культуры родителей. Помочь родителям поддерживать у детей интерес к книге....

Сценарий родительского собрания в средней группе в форме КВН на тему «Сказки»

Расширение контакта между педагогами и родителями....

Конспект родительского собрания в средней группе в форме игры: "КВР - КЛУБ ВЕСЕЛЫХ РОДИТЕЛЕЙ"

Цель: Установление партнерских отношений между педагогами и родителями.Задачи: Развивать умения родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, нахо...

Родительское собрание в ясельной группе, в форме деловой игры

Родительское собрание в форме ДЕЛОВОЙ ИГРЫ по теме: "Воспитание у детей раннего возраста самостоятельности". Участвуя в оценке и разрешении различных ситуаций, связанных с обсуждаемой темой,...

Родительское собрание в средней группе в форме мастер-класса "Витаминиада или здоровый образ жизни"

Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания ЗОЖ;Систематизирование знаний родителей по вопросам оздоровления дошкольников;Обмен опытом воспитателей и родителей...

Родительское собрание в средней группе в форме игры "Что, где, когда?"

Родительское собрание в форме «Что, где, когда?»Тема: «Развивающие игры ТРИЗ»Цель: знакомство родителей с нетрадиционными приемами развития речи, мышления и творческого воображ...