Семинар-практикум для родителей "Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного звукопроизношения"
консультация (старшая группа) на тему

Якене Ирина Николаевна

Семинар-практикум для родителей "Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного звукопроизношения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_roditeley_art_gimnastika.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

Якене Ирина Николаевна,

 учитель - логопед

МБДОУ «Детский сад №10 «Звездочка»

Артикуляционная гимнастика
как основа формирования правильного звукопроизношения

    Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.
    Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо, их способности перестраиваться и работать координировано. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
     Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. При произнесении различных звуков речевые органы (язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо) занимают строго определенное положение. 
Артикуляционная гимнастика-основа формирования речевых звуков  и коррекции 
нарушений звукопроизношения. Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных положений губ, языка, мягкого неба, так необходимых для правильного произнесения той или иной фонемы. Вначале формируются грубые, диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвоения переходят к выработке более дифференцированных тонких движений. Вначале взрослый рассказывает об упражнении, используя игровые приемы, затем показывает выполнение упражнения, потом ребенок его выполняет, а взрослый проверяет правильность выполнения.          Упражнения должны быть целенаправленными: неважно их количество, важны правильный подбор и качество их выполнения. Необходимо научить ребенка отработать чистоту, четкость движений, их плавность, силу, темп, точность движений при смене одного другим, что особенно важно при произношении слогов, слов в спонтанной речи. Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго. Переключение к другому движению и положению должно совершаться плавно и быстро. Таким образом, требуется выработать умение точно принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую, выполнять движения в нужном темпе. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом. После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка. С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий,  узкий) и т.д. Это вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.
       Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно 2-3 раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть индивидуальной для каждого ребенка. Если какое-то упражнение выполняется недостаточно качественно, новое упражнение не вводится. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата, постепенно оно исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнения упражнения. Эффективность работы по совершенствованию артикуляционной моторики определяется активностью самого ребенка. Его инициативой, выносливостью, сосредоточенностью, работоспособностью. 

         Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
- научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить напряженность артикуляционных органов;
- подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков

Артикуляционные сказки
Утро с котиком Музиком
(О.Н. Арсеневская)

Котик Музик утром встал, 
Чистить зубки побежал.
Вправо-влево, вправо-влево
Чистим зубки мы умело.
Пополощем ротик, 
Как чистюля Котик.

Музик наш расческу взял, 
И причесываться стал.
Мы за ним не отстаем;
Все покажем язычком.

Дальше по порядку
Делаем зарядку!
Музик спинку выгибает.
Музик спинку прогибает.
А теперь язык наш – мяч.
Начинаем футбольный матч!
Гол забили мы! Ура!!
Вот и завтракать пора:
Котик нам напек блины, 
Со сметаною они.

Как сметанку любит Котик?
Оближи скорее ротик.

А теперь чаек попьем.
Чай мы в чашечку нальем.
Музик сыт, Музик рад!
Музик любит всех ребят

Веселый язычок
(В.Н. Чернякова)

Жил веселый язычок,
Дети растягивают губы в улыбке, выполняя язычком произвольные движения в быстром темпе.
Запирался на крючок.
Делают язычок узким, кончик поднимают вверх.
Хоть один он проживал, 
Никогда не унывал. 
Утром рано просыпался, 
За зарядку принимался. 
Руки вверх и руки вниз,
Двигают языком вверх-вниз за зубами с постепенным ускорением.
А потом ты наклонись.
Боковые края языка прижимают к верхним коренным зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние передние резцы.
А затем подскоки, бег —
Боковые края языка прижимают к зубам, язык широкий, как бы приклеивается к нёбу.
Тут совсем не до утех.
Узким языком выполняют горизонтальные движения, влево-вправо (темп меняется).
Притомился язычок, 
Даже заколол бочок.
Стараются сделать язычок как можно уже.
Умываться он пошел, 
Щетку в ванной он нашел. 
Кончиком языка за верхними и нижними зубами выполняют движение сверху вниз и наоборот.
Зубы чистил, полоскал,
Имитируют полоскание ротовой полости.
А умылся — засверкал.
Кончиком языка облизывают губы. 
А на завтрак язычок 
Выпил тепленький чаек
Язык широкий, приподнимают его края и образуют небольшое углубление в спинке языка.
С вкусным вареньем,
Передней широкой частью языка, облизывают то верхнюю, то нижнюю губу.
С большим наслажденьем. 
Улыбаются, сомкнув зубы.
Взялся язычок за дело — 
И работа закипела:
Язык широкий, боковые края языка прижимают к коренным зубам, кончиком как бы снизу вверх чистят нижние резцы.
Подметал, белил и мыл —
Отрабатывают подъем языка и его подвижность.
Ничего он не забыл.
Широким кончиком языка касаются с продвижением вперед нёба.
Прогуляться он пошел,
Узким языком выполняют горизонтальные движения влево -вправо (темп меняется).
Много он забав нашел: 
С горки весело спускался,
Боковые края языка прижимают к верхним зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние резцы.
На качелях покачался,
Двигают языком вверх-вниз с постепенным ускорением.
На лошадке поскакал,
Прижимают язык к нёбу и опускают вниз (щелкают).
И ни разу не упал.
А потом домой вернулся,
Помещают язык в нижнее положение, расслабляют, сжав зубы.
Дверь закрыл и улыбнулся.
Опускают язык вниз, зубы сжимают и улыбаются.
Наш веселый язычок 
Славно прожил свой денек: 
Потрудился, отдохнул,
Делают язык широким. 
Наигрался и заснул.

Помещают язык в нижнее положение, расслабляют его, зубы сжимают.

Веселая артикуляционная гимнастика
(Н.В. Нищева)

Бегемотик рот открыл,
Подержал. Потом закрыл.
Подразним мы бегемота —
Подшутить над ним охота.

Широко открывать и закрывать рот

Выше дуба, выше ели 
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Язычком «качать качели»?

Качели 
Улыбается щенок, 
Зубки напоказ. 
Я бы точно так же смог, 
Вот, смотри. Сейчас.

Улыбка

У птички клювик очень колкий 
И тонкий, острый, как иголка. 
Взгляни-ка рядом на страницу:
Мой язычок — как клюв у 
                                     птицы.
Хоботок слоненок тянет, 
Он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи 
И слоненку покажи.

Хоботок

Язык, как маятник часов, 

Качаться вновь и вновь готов. 
Котенок улыбается, 
Он, как и ты, старается.

Маятник (Часики)

Хомячок надует щечки, 
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.


Хомячок (надувание щек)

Знает это весь народ: 
Любит мишка вкусный мед. 


Язычком губу оближет
И подсядет к меду ближе.


Вкусный мед

Устала собачка и дышит устало. 
И даже за кошкою бегать не                    
                                      стала.
 Широкий язык отдохнет, 
                                 полежит, 
И снова собачка за кошкой бежит.

Лопата

Выгни язычок, как спинку 

Выгнул этот рыжий кот. 
Ну-ка, рассмотри картинку: 
Он по мостику идет.

Мостик (Киска злится)
Котенок любит молоко: 
Нальешь — и нет ни капли 
                                         вмиг. 
Лакает быстро и легко, 
«Лопаткой» высунув язык.

Котенок лакает молоко

Белка щелкает орешки 
Обстоятельно, без спешки. 
Упираем язычок 
Влево-вправо, на бочок.

Орешки (Футбол)
Язычка загнем края, 
Делай так же, как и я. 

Чашечка

Язычок лежит широкий 
И, как чашечка, глубокий.

Список литературы

Косинова, Е.М. Гимнастика для развития речи./Е.М.Косинова. – М., 2003.
Лукина, Н.А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР /Н.А.Лукина.- Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, №4. – С.38-43.
Малец, М. В. Комплекс артикуляционных упражнений "Веселый лягушонок» /М.В.Малец.-  Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007, № 3. - С.52-54
Нищева, Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. /Н.В.Нищева .– СПб, 2009.
Рожкова, Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики /Т.В.Рожкова.- Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.
Рыжова,Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей /Н.В.Рыжова.- Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С.16-22.
Чернякова,В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи /В.Н.Чернякова .-Логопед, 2005, № 2. С. 61 – 63.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного звукопроизношения"

Тренинг предназначен для родителей детей старшей логопедической группы. Время проведения: первый период обучения, октябрь....

Артикуляционная гимнастика, как основа формирования правильного звукопроизношения (традиционные и нетрадиционные формы).

Речь не является врожденной способностью, она формирует­ся постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения явля­ется полноценная ра...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»

Обучить родителей игровым способам развития артикуляционного аппарата детей и повысить уровень компетентности...

Презентация. Семинар - практикум для воспитателей "Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков."

Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования звуковой культуры речи у дошкольников с помощью артикуляционной гимнастики,   закрепление и  совершенствова...

Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика, как основа формирования правильного звукопроизношения.

Цель: Обучить родителей игровым способам развития артикуляционного аппарата детей и повысить уровень компетентности, а также формировать умение осознанной, адекватной, результативной помощи детям...

Семинар-практикум для воспитателей. "Артикуляционная гимнастика - эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста"

1.Уточнить с педагогами название органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами); 2. Обучить основным движениям...