Формирование игровых замещений у детей раннего возраста
консультация по теме

Дударева Татьяна Михайловна

Игра - наиболее естественный и продуктивный способ обучения маленьких детей, поскольку усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной для них деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_po_igre.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование игровых замещений у детей раннего возраста

Становление игры — одно из главных достижений раннего возраста. Игра — одно из важных средств познания окружающего мира и любимый вид детской деятельности. Внутри игры развивается наглядно-образное мышление, воображение, речь, способность к творчеству. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.

Не стоит думать, что ребенок сам научится играть, вообще все развитие ребенка – это результат совместной деятельности с взрослым.

Дети раннего возраста могут отражать в игре только то, что им хорошо знакомо. Поэтому для возникновения игры необходимо создавать полноценную среду развития малышей, обогащать их опыт.

Первые игровые действия могут быть обращены не только на игрушки, но и адресоваться к взрослому, сверстнику, самому ребенку. Малыши очень любят, когда взрослый просит их «покормить» его, сразу же переносят это действие на себя, затем на куклу, на другого ребенка, который оказывается рядом и т.д. Можно по очереди смотреться в зеркальце, причесывать друг друга, «сделать укол». Выполнение таких действий забавляет детей, разнообразит игру.

Таким образом, любое действие с предметами можно преобразовать в условное, в действие «понарошку». Именно в этом возрасте, дети могут замещать один предмет другим. Ребенок вводит игровые замещения и неожиданно для себя начинает к предметам-заместителям приписывать новые замещения. В это момент дети испытывают чувство открытия – дети открывают для себя новый способ действия с предметами.

Они начинают оживлять разнообразные ситуации, вводить новые и новые замещения, в этот момент слово постепенно начинает отделяться от предмета, а фантазия ребенка начинает бурно развиваться – именно этот процесс и позволяет ребенку совершить качественный скачок в развитии речи, и как следствие в сознание и мышлении.

Необходимо знать, что предмет-заместитель должен обладать «схожим образом действий» и рядом не было реального предмета.

Например:

Если попросить ребенка карандаш называть ножом, а кубик – хлебом, то он спокойно сможет «порезать карандашом кубик», но если рядом будет хлеб или нож, то он с большим затруднением  выполнит инструкцию взрослого или не сможет выполнить её вообще.

Следует отметить, что уже к двум годам предметы-заместители, используемые в игре, дети находят по слову взрослого. Например, на просьбу: «Дай мне ножик», находят палочку, которой перед тем как отдать ее взрослому, что-то «отрезают». В дальнейшем дети этим предметам-заместителям дают названия предметов, функции которых они выполняли в игре.

Введение в игру предметов-заместителей значительно расширяет ее горизонты, делает более интересной, содержательной, творческой. Имея под рукой предметы-заместители, легко превратить крышку от банки в зеркальце, веревочку в червячка или змейку, ленточку в дорогу или речку, палочку – в мостик или лодочку, камушки – в конфетки и т.п. С каждым из таких волшебно преображенных предметов можно организовать небольшие игровые эпизоды.

В игре детей 3-го года жизни предметы-заместители становятся многофункциональными, один предмет-заместитель заменяет различные предметы: палочка — нож, ложка, градусник, ручка, игла; цилиндр — мороженое, хлеб; бумага — полотенце, билет, рецепт, одеяло.

Когда малыш начинает самостоятельно пользоваться замещениями, взрослому бывает достаточно лишь косвенного обращения к нему для стимуляции игровых действий. У детей усиливается игровая мотивация, изменяется структура игровых действий, начинает активно работать воображение детей. Осознанность, самостоятельность и оригинальность замещающих действий детей позволяют рассматривать их как проявления детского воображения.

Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения маленьких детей, поскольку усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной для них деятельности.

Уважаемые родители!

Научитесь играть с ребенком легко и с удовольствием!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей. Этапы формирования игровой деятельности для детей раннего возраста.

Статья для родителей. Этапы формирования игровой деятельности для детей раннего возраста....

Учебно-методическая публикация для воспитателей на тему: « Формирование игровых действий у детей раннего возраста»

Публикация содержит методические рекомендации для воспитателей  о том , как необходимо формировать игровые действия у детей раннего возраста....

«Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста»

Третий год жизни ребёнка знаменуется зарождением, началом игры. Поэтому большое внимание мы уделяем игровой деятельности детей....

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста

Третий год жизни ребенка знаменуется зарождением,началом игры.Поэтому большое внимание мы уделяем игровой деятельности детей.Это еще не игра в полном смысле этого слова:малыш пробует свойства разных и...

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребенок у...

Формирование игровых действий у детей раннего возраста

В раннем возрасте происходит формирование всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным у...

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы: Смирнова Е.О Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю.

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы:  Смирнова Е...