Наглядная консультация "Ребусы -загадки для ума"
материал (подготовительная группа) на тему

Демидова Галина Владимировна

Ребусы — одна из самых популярных и интересных головоломок. Особенно такой вид головоломок полезен детям. Ребусами можно заниматься даже с трехлетними детьми. В этом случае важно правильно подобрать тип и сложность головоломки, исходя из возраста малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebusy_word_97_-_2003_2.doc352.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ребус – загадка, в которой искомое

                                        слово или фраза изображены комбинацией

                                        фигур, букв или знаков».           С.И. Ожегов

  Ребусы развивают  находчивость,    сообразительность,  умение

 логично  рассуждать. 

Логотип журнала РЕБУС

В

первые ребусы как загадки в рисунках появились в XV веке во Франции. Так назвали юмористические выступления комедиантов на карнавале на злобу дня - с их помощью артисты высмеивали пороки общества и сильных мира сего. Спустя некоторое время французы стали называть ребусом каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. Первоначально они буквально иллюстрировали известные фразеологические обороты, позднее появились более сложные варианты.

      Само слово "ребус" (rebus) имеет латинское происхождение. Французы умышленно сократили латинскую пословицу «Non verbis sed rebus" ("Не словами, а при помощи вещей") и оставили из нее только последнее слово - rebus. Таким образом ребус происходит от формы латинского слова, обозначающего вещь, во множественном числе.

      В начале XVI века ребусы проникли в Германию, Англию, Италию. Этому во многом способствовал сборник ребусов, который составил француз Этьен Табуро в 1582 году. Впрочем, лишь во Франции люди действительно полюбили разгадывать выражения в рисованных картинках, в других странах это мало кого заинтересовало.

      В Россию ребусы попали лишь к середине XIX века. Впервые слова, зашифрованные в картинках, предметах и буквах, появились на страницах популярного журнала "Иллюстрация" в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником И. Волковым в журнале "Нива". Позднее этим занятием увлеклись многие дети и взрослые, превратив разгадывание ребусов в семейную вечернюю игру.

      В 1881 году в России стал издаваться журнал «Ребус», в котором, кроме этих увлекательных головоломок, публиковались интересные статьи о воспитании детей, психологии, различные новости со всего света, беллетристика. За верно угаданные загадки, ребусы и шарады читатели получали небольшую денежную премию.

http://allforchildren.ru/ex/r/rebus12.jpg

http://allforchildren.ru/ex/r/rebus14.jpghttp://allforchildren.ru/ex/r/rebus18.jpg

Буквенные ребусы

    Буквенные РЕБУСЫ разгадывать также интересно, как и ребусы в картинках. Для детей решение буквенных ребусов очень полезное занятие. Дети пытаются интерпретировать буквы так, чтобы получилось осмысленное слово. Очень интересно когда, казалось бы, из простого перечня букв вдруг складывается слово.

    Родителям детей-дошкольников не стоит пренебрегать разгадкой ребусов, так как это отличная тренировка детского мозга. Ребусы способствуют развитию мышления, сообразительности, интеллекта. Кроме того, буквенные ребусы закрепляют навыки общения с буквами, что полезно в преддверии школьного обучения. http://www.proindigo.ru/sites/default/files/articles/12.gif

http://allforchildren.ru/ex/r/rebus11.jpg

http://allforchildren.ru/ex/r/rebus03.jpg

http://allforchildren.ru/ex/r/rebus01.jpg

http://allforchildren.ru/ex/r/rebus08.jpg

Существуют определенные правила для разгадывания ребусов:

        - слово или предложение делится на такие части, которые можно изобразить в виде рисунка;

- названия всех изображённых на рисунке предметов нужно читать только в именительном падеже;

- если предмет на рисунке перевернут, его название читают справа налево;

- если слева от рисунка стоят запятые (одна или несколько), то не читаются первые буквы слова. Если запятые стоят после рисунка, справа от него, - не читаются последние буквы;

- если над рисунком изображена зачёркнутая буква, ее надо исключить из названия предмета;

- если над рисунком стоят цифры, буквы следует читать в указанном порядке;

- если рядом с зачёркнутой буквой написана другая, ее следует читать вместо зачёркнутой. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства;

- если часть слова произносится как числительное, в ребусе она изображается цифрами и числами ;

- если у рисунка нет никаких дополнительных знаков, следует учитывать только первую букву названия изображённого предмета;

- многие части зашифрованных слов обозначают соответствующим расположением букв и рисунков. Слова, в которых есть сочетание букв
на, под, над, за, можно изобразить с помощью размещения букв или предметов одного над другим или за другим. Буквы С и В могут стать предлогами. Если буква составлена из других букв, при чтении используется предлог из.    

Одной из главных трудностей при разгадывании ребусов является умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет и понять, как соотносятся между собой фрагменты рисунка.
Но помните, что кроме знания правил, вам нужны еще смекалка и логика.

http://luntiki.ru/uploads/images/b/3/d/e/5/34aadaff87.jpg

http://luntiki.ru/uploads/images/1/0/1/6/5/2622dc04ba.jpg

http://luntiki.ru/uploads/images/5/e/0/9/5/30ecf85770.jpg

Подготовила:  учитель –логопед

  Демидова Галина Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира...

Курсовая работа на тему: "Формирование наглядно-образного и наглядно - действенного мышления дошкольников посредством экспериментирования в процессе познания мира"

Курсовая работа на тему: "Формирование наглядно-образного и наглядно - действенного мышления дошкольников посредством экспериментирования в процессе познания мира"...

Использование наглядно-игровых средств в коррекционном процессе. Презентация наглядных пособий по развитию речи.

В статье представлен материал учителя-логопеда МБДОУ Д/с № 43 Божевой Т.М. "Презентация наглядных пособий по развитию речи"  с городского методического мероприятия "Панорама педаго...

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира (обобщение педагогического опыта)

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира (обобщение педагогического опыта)...

"Наш Друг- Светофор Светофорович". Сборник материала для ознакомления дошкольников с ПДД. Конспекты.Загадки.Проект. Консультации для родителей. Анкеты. Анализ анкетирования.Макет "Светофор Светофорович"-наглядный материал своими руками.

Конспект НОД «Знакомство со светофором. Светофор-страж порядка» в младшей группеЦель : формирование навыков безопасного поведения на дорогах. познакомить детей с понятием «свет...

Наглядно - дидактическое пособие по развитию речи. Пересказ сказки с опорой на наглядность.

Наглядное пособие, поможет детям быстро и последовательно запомнить пересказать сказку. Помогает развивать у детей память, активность, самостоятельность в монологической речи....

Наглядный материал "Презентация "Загадка Дымковской игрушки"

Наглядный материал "Презентация по Дымковской игрушке"...