Деловая игра "Общение с ребенком"
материал на тему

Карманова Светлана Юрьевна

Наше дело – быть оптимистом 
в отношении любого ребенка 
в любых случаях.
Шалва Амонашвили.

“Экология детства”…Толкование данного понятия многозначно и оно еще не устоялось в теории и практике дошкольного воспитания (Д.С. Лихачев, Р.М. Чумичева, О.Б. Широких и др.).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_obshchenie_s_rebenkom.docx14.11 КБ
Файл delovaya_igra.pptx258.49 КБ
Файл dlya_roditeley.docx15.42 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение «Пойми чувства ребенка».

Инструкция: чтобы понять чувства ребенка, вам необходимо будет встать на его место. Перед вами таблица, в которой вам нужно заполнить графу «чувства ребенка».

В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае.

Обсуждение: всегда ли у Вас получается учитывать чувства своего ребенка, какие трудности возникают?

Упражнение «Я - сообщение».

В предыдущем упражнении мы разобрали ситуацию, когда ребенок переживает, а теперь разберем обратную – когда переживает родитель. Попробуйте сказать о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Используйте «Я-послание», важно называть именно то чувство, которое вы сейчас испытываете.

ПРИМЕР: Ребенок дарит маме рисунок        Радость, удовольствие           Какой замечательный рисунок, я рада, что ты так красиво рисуешь и подарил мне такой замечательный подарок

Упражнение «Активное слушание».

Инструкция: необходимо предугадать возможную реакцию ребенка на произнесенную фразу и правильно ответить на проявления детских чувств.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕЛОВАЯ ИГРА

Слайд 2

Упражнение «Пойми чувства ребенка» СИТУАЦИИ И СЛОВА РЕБЕНКА: « Сегодня, когда я выходил из школы, мальчишка выбил у меня портфель, и из него все посыпалось ». Ребенку сделали укол, он плачет: «Доктор плохой !» Старший сын – маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь: «Маленькая, маленькая», - а меня никогда не жалеешь ». Ребенок роняет чашку, та разбивается: «Ой!!! Моя ча-а-шечка !». Влетает в дверь: «Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!»

Слайд 3

Упражнение «Я - сообщение». Ребенок шалит за столом и, несмотря на предупреждение, пролил молоко. Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта, который вы приготовили для гостей. Вы только что помыли пол, сын пришел и наследил. Вы приходите с сыном в гости, он начинает проситься домой, но вы хотели бы остаться на некоторое время. Вы заходите на кухню и видите своего маленького ребенка с кухонным ножом, пытающегося нарезать хлеб. СИТУАЦИИ:

Слайд 4

Упражнение «Активное слушание» На уроке рисования Петя пролил воду прямо мне на штаны, все ребята смеялись . Сегодня на уроке мы лепили из пластилина, у всех получилось, а у меня нет. Меня поцарапала кошка, а я просто хотел с ней поиграть. Я дал игру поиграть Вове, а он ее порвал. Я хотел достать книжку с полки, а ваза упала и разбилась. СИТУАЦИИ:

Слайд 5

Упражнение «Родитель - ребенок»



Предварительный просмотр:

Упражнение «Родительские требования».

Составьте список своих требований к ребенку. Посмотрите, каких сторон жизни касаются ваши требования. Почему вы именно это требуете от своего ребенка? Может быть, это связано с тревогой за безопасность ребенка, или вы привержены к абсолютному порядку дома, поэтому требуете от ребенка абсолютного порядка в его личных вещах. Посмотрите на список требований, как вы считаете, не являются ли ваши требования избыточными. Может ли ваш ребенок выполнить их? Вспомните, а что ваши родители требовали от вас.

Требования, предъявляемые ребенку, должны быть выражены в форме предложения к кооперации. Формулирование требований должно включать:

-  описание ситуации;

-  ожидания родителей;

-  веру в возможности ребенка.

Следует различать конкретные и тотальные запреты. Тотальные запреты формулируются в безличной, безальтернативной форме по отношению к поступкам ребенка, представляющим опасность для его жизни, затрагивающим достоинство других людей, либо поступкам, которые наносят вред собственности.

Конкретные запреты должны включать следующие компоненты:

-  констатацию чувств и желаний ребенка;

-  четкий запрет;

-  предложение альтернативного действия вместо запрещенного.

Упражнение «Анализ общения матери с ребенком».

Ниже предлагаются высказывания матерей, направленные на ограничение или поощрение детской активности. Проанализируйте их содержание и эффективность.

*  Мама смотрит, как дети играют. Наверное, она будет ругаться, если они что-то натворят (ожидание негативного исхода от детской активности).

*  «Дети не испачкайтесь песком», «Аккуратно играйте, а то можно пораниться», «Играйте аккуратно, никуда не лазайте», «Дети, не балуйтесь, не бросайте песком друг в друга» (регламентация).

*  Мама их отругает и в угол поставит (наказание).

*  «Нельзя песок брать, он грязный» (запрет).

*  «Дети! Молодцы, играйте дружно» (положительная оценка).

*  Мама говорит: «Кидай мне мяч, а я кину тебе» (побуждение к совместной деятельности).

*  «Зачем ты разбросала все кубики? Иди есть, а потом все убирать» (отрицательная оценка, регламентация).

*  «Кубики не теряй, покупать больше не буду» (ожидание негативного исхода)

*  «Собирай игрушки, хватит играть» (ограничение активности).

*  Девочка раскидала игрушки и не хочет убирать. Мама говорит ей: «Убирай, или я твои игрушки выброшу в окно» (угроза наказания).

*  «Доченька, помоги мне собрать игрушки, пожалуйста» (побуждение к совместной деятельности).

*  «Давай с тобой вместе поиграем» (побуждение к совместной деятельности).

*  Мама говорит: «Ты строишь домик? Сколько этажей? Молодец, давай вместе играть» (побуждение к совместной деятельности, позитивная оценка).

*  «Почитай еще, не выйдешь, пока не почитаешь» (угроза наказания).

*  «Положи книгу, хватит читать» (запрет)

*  «Не трогай тетрадку, пока не порвала» (ожидание негативного исхода детской активности).

*  «Хватит читать! Еще не надоело? В школе начитаешься» (запрет).

*  «Учись, дочка, читать. В школе пригодится» (побуждение к деятельности).

*  «Доченька, давай с тобой почитаем» (побуждение к совместной деятельности).

*  «Хорошо читаешь, молодец!» (позитивная оценка).

*  «Зачем нам нужна эта поделка? Куда мы ее повесим?» (игнорирование).

*  «Почему ты так измазалась? Я тебя накажу» (угроза наказания).

*  «Давай мне свою поделку, я ее спрячу в сумку» (игнорирование).

*  Мама: «Откуда ты такой кораблик взял?» Мальчик: «Я сделал». Мама: «Зачем ты сделал?» (игнорирование).

*  «Спасибо, очень красивый кораблик!» (позитивная оценка).

*  «Спасибо, я очень рада, давай поставим его на окошко!» (позитивная оценка).

Упражнение «Положительные и отрицательные качества ребенка».

Инструкция: разделите лист бумаги на две части. В первой части составьте список положительных качеств ребенка. Во второй опишите те качества ребенка, которые вам не нравятся в нем. Сравните эти два списка.

Посмотрите на список нежелательных качеств ребенка, подумайте какие качества можно изменить, какие нельзя, какие зависят от вас, вашего отношения к ребенку, а какие нет.

Попытайтесь посмотреть на негативные качества по-другому, найдите в них что-нибудь положительное. Например, вы написали, что ребенок очень медлителен. Что можно найти положительного в этом качестве? Оборотной стороной медлительности, возможно, является то, что ребенок все выполняет без спешки и качественно.

Часто отвержение ребенка связано с тем, что самого родителя отвергали в детстве. Задача родителя принять, полюбить самого себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Знаем ли мы права ребенка"

Цель. Пропаганда правового воспитания детей в педагогическом коллективе. Участники игры. Члены творческих групп "Ознакомление с окружающим", "Социальная поддержка дошкольников", "Театрализованная деят...

Деловая игра «Проявления семейной дисфункциональности в поведении и развитии ребенка»

Деловая игра«Проявления семейной дисфункциональности в поведении и развитии ребенка»Подготовила:Михайлова Т.В., педагог-психолог ГБОУ №2074Использованная литература: А.И.Захаров. Предупреждение отклон...

Деловая игра для родителей "Как подготовить ребенка к школе. Психологическая готовность родителей".

Семья играет важную роль в психическом, физическом и педагогическом развитии дошкольника, и от правильного семейного воспитания зависит его готовность к учебе в школе. Однако, как показывает практика,...

Деловая игра «Мой ребенок сдает ЕГЭ»

Цель: Выяснение ожиданий и опасений родителей. Общая ориентация в проблемах родителей....

Деловая игра "Особый ребенок"

Согласитесь, тихие и послушные дети настораживают. Посадил – сидит, положил – лежит. Скажешь играть – играет, причем, не важно, во что. Глядя на такой флегматизм, думаешь: «Что...

Деловая игра " Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях"

Данная презентация будет полезна воспитателям...