Подвижные игры и спортивные развлечения
методическая разработка по теме

Хайруллина Альфия Мифтаховна

 Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для семейной физкультуры. Они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме того, это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр с малышом.

Родители, создавая условия для игр детей, должны умело и тактично направлять деятельность ребенка, чтобы воспитывать не только ловкость, быстроту, выносливость, меткость, но и морально-волевые качества. Неправильно организованная игра  может способствовать появлению отрицательных черт характера - грубости, лживости и т.д.

Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В игре, как правило, используются естественные движения, которые не только способствуют физическому развитию ребенка, но и, что очень важно, стимулируют деятельность головного мозга, а значит, и всех органов и систем организма.

Проводить игры в любое время года можно на открытом воздухе. Продолжительность игры с детьми от 3 до 6 лет зависит от ее интенсивности и сложности двигательных движений, особенностей физического развития ребенка, состояния его здоровья, и в среднем может составлять 10-20 минут.

Содержание и задачи игр меняются с возрастом ребенка. Подвижных игр для дошкольников существует очень много, они подробно описаны в научно-популярной литературе и в специальных руководствах по дошкольному воспитанию.

В формировании здорового образа жизни ребенка-дошкольника и в комплексе закаливающих мероприятий важное значение приобретают подвижные игры и спортивные развлечения, проводимые на свежем воздухе во время прогулок. Выполнение игр на воздухе усиливает их эффективность. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, повышают их работоспособность. Проведение занятий, игр с повышенной двигательной активностью позволяет одевать детей даже в прохладное время года в облегченную спортивную одежду, что способствует закаливанию организма и уменьшению числа простудных заболеваний.

Занятия спортом в дошкольном возрасте не проводят, так как они требуют большой затраты сил и специальной тренировки, к которой ребенок еще не подготовлен. Спортивные развлечения (ходьба на лыжах, катание на санках и коньках, плавание) развивают у детей активность, самостоятельность, выносливость и закаливают организм.

  • Санки - один из самых любимых и доступных у детей видов спортивных развлечений - вырабатывают такие качества, как сила, ловкость, выносливость. Во время катания на санках у детей активно тренируется вестибулярный аппарат. Катание на санках проводится во время прогулок. В раннем возрасте его осуществляют взрослые. В 3-4 года дети уже могут сами катать за собой санки с куклами, с игрушками, а в 5-6 лет катать на санках друг друга. Хорошо для катания на санках оборудовать во дворе горки и скаты из утрамбованного снега или построить их из досок. Катанием на санках с горок должны руководить взрослые (помогать взбираться, страховать детей от ушибов, охлаждения и переутомления).

Катание начинается с небольшой и пологой горки (1,5-2 м) в положении сидя с упором спины на заднюю спинку. Не менее привлекательное для детей занятие - катание с гор на «тарелке».

  • Лыжи. Трудно найти в зимний период более полезные физические упражнения, чем занятия лыжами. Ходьба на лыжах полезна людям всех возрастов. Во время ходьбы на лыжах вовлекаются почти все группы мышц, укрепляются сердечно-сосудистая и дыхательная системы, опорно-связочный аппарат. Но главное преимущество лыжного спорта - это длительная и активная аэрация легких чистым воздухом, что имеет важное значение для жителей городов. На лыжах нужно ходить постоянно, а не от случая к случаю. Лыжные прогулки должны стать привычкой, необходимостью, совершать их рекомендуется 2-3 раза в неделю.

Детей можно обучать ходьбе на лыжах с 3 лет. Лучше всего воздействует на ребенка личный пример родителей. После приобретения лыжной экипировки дайте ребенку походить на лыжах в комнате, привыкнуть к ним. Затем, по-прежнему в комнате, помогите ему освоить повороты переступанием на месте.

Теперь выходите с ребенком на улицу и все названные выше приемы закрепляйте на снегу. Полезный прием на первых шагах обучения ребенка - буксировка малыша, стоящего на лыжах, за палку или на веревке по лыжне. Ребенок 4-6-ти лет в начале занятий способен самостоятельно пройти по лыжне расстояние до 0,5 км, постепенно это расстояние можно довести до 1,5-2,0 километров.

Прогулки с ребенком на лыжах можно проводить только в безветренную погоду, при температуре воздуха не ниже - 120 С. Необходимо следить, чтобы ребенок не вспотел, если это произошло, нужно переодеть шапку и свитер. Одежда должна быть свободной, для детей лучше всего подходит комбинезон. Привалы для отдыха с ребенком от 3 до 6 лет рекомендуется устраивать через 0,5-1,0 километр, длительность привалов 5-10 минут.

Вначале надо позаботиться об инвентаре. Длина лыж должна быть равна росту ребенка с вытянутой вверх рукой, а палок - на 10-15 см ниже уровня плеч. В петли на палках должны свободно проходить кисти рук в рукавичках. Крепления ставятся мягкие, кожаные. Обувь должна соответствовать креплениям лыж: при полужестких и мягких креплениях - валенки или сапоги (ботинки); при жестких креплениях типа «ратофелла» - лыжные ботинки. Жесткие крепления более удобны для обучения и катания детей - в них легче управлять лыжами. Но в них быстрее замерзают ноги, если ребенок при занятиях малоподвижен. Поэтому лыжные ботинки должны быть достаточно просторными, чтобы можно было надеть толстые шерстяные носки.

После освоения ходьбы на лыжах в прямом направлении начинают учить малыша поворотам и преодолению подъемов. На 6-м и 7-м годах жизни ребенок, умеющий кататься на лыжах, может освоить и различные способы спуска с небольшой горки.

  • Коньки. Катание на коньках способствует совершенствованию координации движений, увеличивает двигательную активность. Первые занятия можно начинать на двухполозных коньках, которые увеличивают устойчивость ребенка. Большую уверенность дети приобретают, когда они научатся сначала стоять и ходить на коньках по асфальту или просто по деревянному полу. После этого может быть разрешен выход на лед.

Начинать обучать ребенка кататься на коньках следует в возрасте 3-4 лет Катанию на коньках, в том числе и фигурному, обучают детей с 5-6-летнего возраста, когда у них достаточно окрепнет связочно-суставной аппарат. Чем лучше физическое развитие ребенка (в частности, крепкие мышцы ног), тем скорее и легче он освоит технику передвижения на коньках. Сначала учат детей скользить по ледяной дорожке без коньков, удерживать равновесие на одной ноге, приседать с вытянутыми вперед руками и т. д., затем обучают основным движениям на коньках; стоять на слегка согнутых ногах с наклоненным вперед туловищем, скользить вперед на внутренних ребрах коньков после разбега из 3-4 шагов, скользить с поочередным отталкиванием, и лишь после этого учат поворотам и торможению.

Первые шаги на коньках редко обходятся без падений, поэтому нужно уметь падать без ушибов: при потере равновесия приседать и сжиматься в комочек - «сгруппироваться», падая вперед, подставлять руки, а при опрокидывании назад- стараться наклонить голову вперед и прижать подбородок к груди; поворачиваться боком в сторону падения. Рекомендуется разучить элементы катания на коньках сначала на снегу и только потом переходить на лед.

  • Самокат. Это любимый вид развлечений детей, начиная с 2-З лет; езда на самокате сохраняет естественную позу и двигательные реакции, близкие по характеру к бегу. Обучившись катанию на самокате, дети легко и быстро обучаются езде на двухколесном велосипеде.
  • Велосипед. На трехколесном велосипеде ребенок легко начинает ездить на 3-4-м году жизни, а на двухколесном - с 5 лет. Обучая езде на велосипеде, нужно следить за правильной посадкой: ребенок должен сидеть прямо, не напряженно и смотреть вперед. Многие родители утверждают, что велосипед противопоказан девочкам и способствует искривлению позвоночника. С полной уверенностью можем сказать, что для девочек, как и для мальчиков, езда на велосипеде совершенно безопасна. Ни на физиологическом развитии девочек, ни на их будущем материнстве и потомстве неблагоприятно поездки на велосипеде не отражаются.

Что касается позвоночника, то и тут опасения напрасны. Позвоночник искривляется от малоподвижного образа жизни, от слабости мышц спины и поясницы. Велосипед здесь не при чем. Напротив, как показывают многочисленные исследования, велосипед хорошо развивает длинные мышцы тела, то есть естественный мышечный корсет, который укрепляет позвоночник и не дает ему искривляться. Когда ребенок едет на велосипеде, опираясь на руль руками, часть веса тела и головы падает на руки. На позвоночник нагрузка меньше. Мышцы работают, напряжены. И нет никакой перегрузки позвоночного столба. Ребенок то садится, то слезает с велосипеда. Преодолевая горку, встает с седла велосипеда, «танцуя» на педалях. Здесь все - динамика, попеременное напряжение мышц спины и пояса, хорошее их кровоснабжение.

Обычно, полюбив велосипед, ребята, скорее всего, полюбят и другие полезные упражнения и спортивные развлечения.

  • Бадминтон, хоккей, футбол и другие спортивные игры могут быть использованы для спортивных развлечений детей в дошкольном возрасте, начиная с 5-6-ти лет. В этом возрасте осваивают лишь отдельные элементы игр с эпизодическим привлечением элемента соревнования.
  • Плавание. Общеизвестно, что плавание оказывает большое оздоровительное действие на весь организм ребенка и является мощным средством закаливания. Кроме этого, умение плавать - жизненно необходимый навык. В семье должны уметь плавать все, ребенка можно начинать учить плавать как до года, так и в 1-2 года в домашней ванне. При правильном подходе дети быстро привыкают к воде, охотно играют в ванне, а затем легко переходят к купанию в открытых водоемах.

Но не страшно, если родители по каким-то причинам не смогли научить ребенка плавать в возрасте до 3 лет. Обучение плаванью можно начинать и в возрасте 3-5 лет, тем более что в этом возрасте малыш становится психологически готов к осмысленному обучению.

Начинать занятия плаванием следует при температуре воды не ниже 180

Первым делом малыша приучают к воде, чтобы он не боялся ее и научился в ней передвигаться. На суше проводят ряд подготовительных упражнений, постепенно их усложняя, после чего учат делать выдох под воду, открывать в воде глаза, окунаться с головой, задерживая дыхание; потом нырять и всплывать. Следующий этап - освоение движений ног с использованием резиновых надувных игрушек и поплавков. И только затем осваивают движения рук и координированные движения рук и ног соответственно стилю плавания. Обучение плаванию проводят с 5-6 лет в закрытых бассейнах, а летом (при соответствующей температуре воды и воздуха) на огороженной части естественных водоемов. Время пребывания в воде постепенно увеличивается от 5-7 минут до 20-25 минут. Нельзя допускать сильного переохлаждения ребенка.

Методика обучения плаванию в нашей стране впервые разработана Т.И. Осокиной. Она предусматривает не только овладение навыками и развитие способности удерживаться на воде и плавать, но и закаливание. Систематические занятия плаванием снижают заболеваемость, увеличивают жизненную емкость легких, силовые показатели скелетных мышц. Однако подобное закаливающее действие плавания может быть достигнуто только при соблюдении разработанных рекомендаций.

Родители могут обучить ребенка плаванию во время отпуска на открытом водоеме за 10 занятий.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется еще раз подчеркнуть, что приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Многим детям тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит время, неделя-другая, и малыш бодро вскакивает при первых звуках спортивного марша или иной музыки, сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует дополнительных волевых усилий.

Особую радость ребятам доставляют упражнения, облеченные в форму игр. Родителям вполне доступно дома, во дворе, на даче или на прогулке проводить подобные игры, во время которых дети приобретают жизненно важные навыки, развиваются физически. Со временем физические упражнения становятся для детей любимой игрой, в которой все интересно: и новые достижения, и состязательность игр, и участие родителей. Всякая нагрузка начинает восприниматься легко и с любопытством, даже холодовая нагрузка, без которой невозможно закаливание.

Если родители будут делать все правильно, то физическое развитие детей пойдет более высокими темпами, воспитательный эффект будет дополнительным положительным моментом: ребенок не будет капризным, будет реже болеть, охотно помогать в домашних делах, а в дальнейшем и хорошо учится, при минимальном контроле со стороны родителей. Разве вам самим не хочется вести здоровый подвижный образ жизни?


 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Подвижные игры и спортивные упражнения с детьми 3-5 лет»

Подвижные игры и игровые упражнения имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важ...

Подвижные игры и спортивные соревнования на прогулке

Игры на свежем воздухе  развивают силу, ловкость, смекалку, координацию движения, быструю реакцию, активизируют логическое мышление, расширяют кругозор.Каждая игра для ребёнка – это оп...

Консультация для воспитателей на тему: "Подвижные игры и спортивные упражнения на прогулке"

Проведение подвижных игр и упражнений в основных видах движений на прогулке повышает двигательную активность детей, способствует дальнейшему закреплению навыков, улучшению здоровья....

Подвижные игры в спортивном зале с игрушками

Подвижные игры в спортивном зале с игрушками...

Подвижные игры в спортивном зале и на прогулке с детьми раннего дошкольного возраста Лексическая тема «Мои игрушки» Занятие № 1 (первая неделя)

Подвижные игры в спортивном зале и на прогулкес детьми раннего дошкольного возрастаЛексическая тема «Мои игрушки»Занятие № 1 (первая неделя) 1) Подвижная игра «Идем за мишкой&ra...