Семинар для родителей «Профилактика экранной зависимости у детей дошкольного возраста»
методическая разработка на тему

Зверева Ирина Валерьевна

Компьютер и другие информационные устройства  уже давно стали частью жизни современного человека. Эти технические средства значительно изменили всю социальную среду. С одной стороны, это позволило упростить жизнь современному человеку, в том числе и ребёнку. С другой стороны, появилось немало новых проблем, среди которых – экранная зависимость  детей. Такое безобидное, на первый взгляд занятие, как игра на компьютере или просмотр мультфильмов, часто устраивает не только детей, но и родителей. Ребенок не пристает, ничего не просит, не безобразничает и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной жизни. Часто экран заменяет ребенку живое общение с родными, совместное проведение досуга, игры с родителями, спорт. Зависимость ребенка от экрана необходимо преодолеть как можно раньше, поскольку она тормозит его нормальное развитие и может привести к таким последствиям, как неспособность сконцентрироваться на занятии, отсутствие прочих интересов в жизни, повышенная рассеянность и др. Компьютерные игры, в которые играют дошкольники, способны сформировать устойчивую психологическую зависимость, привести к дезадаптации и нарушениям в психике ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_profilaktika_ekrannoy_zavisimosti.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для родителей «Профилактика экранной зависимости»

        Цель: организация партнерского взаимодействия педагогов и родителей по вопросам развития и воспитания дошкольников в свободной от экранной зависимости среде.

        Задачи:

- информирование родителей о проблемах, связанных с повышенным интересом детей к телевизорам, компьютерам, планшетам, ноутбукам и т.д.;

- побуждение родителей к полноценному общению со своими детьми и совместному проведению с ними свободного времени;

- формирование представлений у родителей о негативном влиянии средств медиакоммуникации на эмоционально-волевую сферу дошкольников;

- знакомство родителей с возможными последствиями экранной зависимости детей дошкольного возраста.

        Оборудование: листы бумаги, ручки.

Сценарный план

        В связи с интенсивным развитием средств компьютерной и медиакоммуникации детство современных детей проходит в условиях особых рисков развития. Одной из тревожных тенденций являются факты, связанные с приобщением детей к телеэкрану или монитору компьютера, начиная с младенческого возраста.

        Так, по данным Института социологии РАН, более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором или компьютером, у каждого десятого ребенка все свободное время проходит у экрана. В результате возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребенка. Если у ребенка сформировалась  экранная зависимость, он становится неспособным концентрироваться на каком-либо занятии, у него пропадает интерес к овладению новыми навыками и изучению новой информации, он становится гиперактивным, неусидчивым, рассеянным.

        Что же могут сделать родители, чтобы обезопасить детей от этой угрозы? Чтобы разобраться в этом, познакомимся с таким психологическим явлением как импритинг или запечатление. Этот феномен заключается в том, что событие, которое запечатлелось в восприятии человека ранее, оставляет более глубокий и эмоциональный след. Поэтому так важно, чтобы в восприятии ребенка, прежде чем он «встретится» с телевизором или компьютером, появились другие, яркие, эмоциональные и более соответствующие его возрасту объекты. Тогда они надолго, если не на всю жизнь останутся сильнейшими противовесами экранной зависимости. Одним из важных противовесов в борьбе с этой зависимостью является книга!

       Книга в отличие от электронных и телевизионных СМИ в общении с человеком предоставляет ему право управления процессом. Человек выбирает время, когда он будет читать, что он будет читать, с какой скоростью и в каком режиме. Чтение может сопровождаться паузами-размышлениями и возвращениями к понравившимся местам. Чтение требует от человека инициативы, активности, интеллектуальных усилий.

       Если  же малыш встречается с электронными и телевизионными СМИ ранее, чем с книгами, то они и запечатлеваются в детской памяти ярче, глубже, сильнее. Тогда получение информации с помощью телевидения или Интернета для человека будет процессом более естественным, легким и приятным, чем чтение книг. Поэтому, если родителям хочется, чтобы дети были книгочеями и книголюбами, а не просиживали сутками перед телевизором или компьютером, важно познакомить малышами со стихами или сказками в прочитанном виде прежде, чем в виде мультфильмов или компьютерных игр.

        Есть еще один аргумент в пользу того, что книги в большей степени соответствуют  возрастным возможностям ребенка, чем телевизионная, видео и компьютерная информация. Чтение для ребенка в раннем детстве – это дополнительное общение с близким человеком. Слушать родной голос и чувствовать рядом знакомые теплые мамины руки  - это не только блаженство для малыша, но и  создание неистребимой внутренней уверенности в защищенности и собственной значительности. В суете постоянного цейтнота молодым родителям не всегда хватает времени, чтобы взрастить подобные ощущения в душе ребенка, а они жизненно необходимы для малыша, чтобы он вырос уверенным, успешным и счастливым. Ситуация совместного чтения не только способствует интеллектуальному развитию, не только прививает любовь к чтению, она формирует личность ребенка, позитивно развивая его природные задатки.

        Сильнейший противовес экранной зависимости – природа. Разноцветные и разноформенные листочки, пение птиц, переливы воды или искры огня – сколько ярких объектов для любования и восхищения! Но для того, чтобы ребенок смог наслаждаться природой, его необходимо этому учить. И сделать это могут именно родители. Обратить внимание ребенка на расцветшую яблоньку, караван прилетающих журавлей, закат солнца над озером – так формируется любовное, вдохновляющее отношение к природе, как к мощному противовесу экранной зависимости. Да, на подобную раннюю профилактику необходимо время и душевные силы, но в дальнейшем затраченные родительские усилия оборачиваются развитым вниманием ребенка, доверительными отношениями в семье и спокойной радостной атмосферой в доме, а это того стоит!

        Говоря о противовесах экранной зависимости, нельзя не упомянуть еще об одном, необыкновенно важном для развития ребенка противовесе. Это то, что подталкивает малыша, несмотря падения и неудачи, учиться ходить и ползать, залазить на стул и лестницы, осваивать велосипед и коньки. Стремление постоянно развиваться, преодолевать трудности, овладевать все новыми и новыми умениями заложено в каждом ребенке. Оно связано для малыша с неизъяснимым чувством радости преодоления собственной неумелости. Если же ребенок переключается на пассивное восприятие информации, как это происходит с помощью телевизора или компьютера, то постепенно угасает и стремление, и радость преодоления. С другой стороны неустанное стремление к развитию может стать мощным противовесом в конкуренции с экраном. Важно лишь, чтобы оно не угасало под мощным телевизионным или компьютерным натиском. Для этого родителям нужно учить своих малышей кидать мяч и прыгать на скакалке, ездить на велосипеде  и плавать, катиться на коньках  лыжах, играть в футбол и бадминтон, и т.д., и т.п. И тогда хоккейная клюшка, теннисная ракетка и прочие спортивные снаряды стану мощным средством профилактики экранной зависимости.

        Родителям важно помнить, что всем своим общением с ребенком, начиная буквально с пеленок, им нужно доказывать, что реальный мир ярче, интереснее, весомее виртуального. Никого не согреет рука с телевизионного экрана, и никого не защитит компьютерный монстр.

        Чем раньше ребенок начал приобщаться к компьютеру, тем у него выше шансы стать зависимым. При этом немаловажно, во что играет ребенок, в какие игры. Психологи говорят, что детям до 7 лет если и приобщаться к компьютеру, то через образовательные игры, обучающие чтению и счету. Крайне нежелательно, чтобы дети младшего возраста играли в агрессивные игры или просто бесцельно бродили бы со страницы на страницу, а лучше, если бы они вообще не садились ни за компьютер, ни за планшет.  А если уж вы его решили допустить к технике, то не забывайте о том, что компьютерная игра не способна заменить классических развивающих и обучающих игр с реальными предметами – кубиками, пирамидками, книгами и карандашами. Ребенку необходимо прикосновение, чтобы понять этот мир. Компьютер не дает такой возможности.

        Уже длительное время ученые пытаются разобраться: компьютерная зависимость у детей - это болезнь или социальная проблема? Вначале развивалась компьютерная игровая зависимость у взрослых. Затем компьютерная зависимость появилась и у детей. Это серьезная эмоциональная зависимость, и иногда справиться с ней самостоятельно не способен даже зрелый человек. 

        Различают несколько видов компьютерной зависимости:

– Игровую, при которой человек запоем играет в групповые игры по сети или индивидуально. Игрок бросает все: учебу, работу, семью, вся его жизнь перемещается в плоскость монитора, где кипят нешуточные страсти, идут бои и завоевываются новые миры.

 – Сетевая зависимость, при которой человек не может обойтись без так называемого интернет-общения на форумах или в соцсетях. Этим видом зависимости часто страдают одинокие, робкие в реальной жизни люди с заниженной самооценкой, которым тяжело заводить знакомства в реале. Зато в сети они разворачиваются на всю, анонимность позволяет им раскрыться и показать свои лучшие качества, обзавестись массой друзей по болтовне или поклонников своего творчества.

 – Зависимость, проявляющаяся в виде бесконечного бесцельного брожения с сайта на сайт, так называемый сёрфинг по аналогии с видом спорта, когда спортсмен преодолевает волну за волной. Пожалуй, это самый хитрый вид зависимости. Человек думает, что если он не играет с утра до вечера, не сидит в социальных сетях, то с ним все в порядке. Но на самом деле он убивает время непрерывным поглощением информации, которая ему никогда не пригодится, просматривает всяческие «интересные факты» и самые красивые места природы

 Кто больше зависим от игр на компьютере?

  • Дети тех родителей, которые чаще всего не бывают дома, дети состоятельных родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты.
  • Самый зависимый и, в то же время, нежелательный возраст – это 12-15 лет.
  • Мальчики. По статистике на одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше.

        Сейчас предлагаю пройти вам небольшой тест, чтобы узнать есть ли у вашего ребенка интернет – зависимость. (Приложение 1).


        Вам, уважаемые родители, вероятно, кажется, что страшнее наркотической и алкогольной зависимости из всех прочих её видов нет ничего. И по большому счёту, вы правы. Однако не менее опасна компьютерная зависимость. Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги.  Ясно, что как таковая эта зависимость не представляет угрозы жизни и физическому здоровью самого зависимого и его окружающих, но так ли это на самом деле? 

        Несколько фактов:

1. Самостоятельно только около 20% детей могут перерасти эту проблему.

2. Ребенок может находиться за компьютером не более 1-го часа в день. Подросток – до 2-3-х часов с перерывами.

3. В Финляндии не берут в армию с диагнозом «компьютерная зависимость».

4. Долгое нахождение перед монитором может вызывать нарушения зрения, осанки, снижение иммунитета, головные боли, апатию, раздражительность, усталость, бессонницу. Взрослый человек чувствует себя «выжатым и опустошенным» после нескольких часов работы за компьютером,  что же говорить про ребенка.

        Признаки компьютерной зависимости у детей:

  • Ребенок теряет интерес к другим занятиям.
  • Все свое свободное время ребёнок стремится провести за компьютером или ТВ.
  • Общение с другими детьми начинает сводиться только к компьютерным играм.
  • Происходит постепенная утрата контакта с родителями.
  • Ребенок все меньше стремится к общению с другими, общение становиться поверхностным.
  • Формально отвечает на вопросы, избегает доверительных разговоров.
  • Ребенок начинает обманывать, стремится любыми способами заполучить желаемое,
  • Ребенок скрывает, сколько на самом деле времени провёл за компьютером или телевизором;
  • На любые ограничения, связанные с компьютером, ТВ, планшетом или телефоном реагирует нервно, сильно переживает, злится , грубит, может плакать.
  • Теряет контроль над временем, проведенным экраном.
  • Ребенок начинает кушать возле компьютера.
  • Ребёнок уже с утра начинает просить мультики или компьютер.
  • Ребёнок приходит со школы и первым делом садиться под тв или включает компьютер.
  • Непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами и неудачами в игре.
  • Завзятого компьютерщика можно отличить сразу. Он обращен внутрь себя, не замечает или игнорирует внешние события, плохо адаптируется к реальной жизни. Даже красоты природы – и те воспринимаются с меньшим восторгом, поскольку возможности компьютерной графики безграничны, и на экране монитора появляются дивные, фантастически прекрасные пейзажи, которые не существуют в действительности.

        Насколько компьютер вреден для здоровья?

        Конечно, понятны опасения родителей по поводу здоровья детей.  Реальным фактором риска может стать нагрузка на зрение. И все же общение с компьютером не вреднее, чем длительное сидение у телеэкрана. Не нужно забывать об элементарной профилактике - делать перерывы в занятиях и гимнастику для глаз, посещать время от времени окулиста. И обратите внимание на технические характеристики экрана вашего монитора (проконсультируйтесь еще до покупки).

        Конечно, необходимо приучить ребенка контролировать свою позу, чтобы не возникали нарушения осанки. Но это вовсе не специфическое требование - правильно сидеть нужно и за обычным столом. И малоподвижный образ жизни, и лишний вес свойственны не только компьютерным пользователям.

        Так что в отношении работы за компьютером нужно соблюдать обычные гигиенические требования: подобрать удобную мебель, следить за физическим самочувствием и состоянием нервной системы ребенка, не допускать перегрузок.

        Физические отклонения у больного, страдающего компьютерной зависимостью:

  • нарушение зрения,
  • снижение иммунитета,
  • головные боли,
  • повышенная утомляемость,
  • бессонница,
  • боли в спине,
  • туннельный синдром (боли в запястье).

        Рекомендации по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей и подростков

  • Так как первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью, необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер».
  • Неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером.
  • Если вы видите у ребенка признаки компьютерной зависимости, не обостряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту.
  • Можно попытаться вникнуть в суть игры, разделив интересы ребенка, это сблизит ребенка с родителями, увеличит степень доверия к ним.
  • Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.
  • Пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать. Недопустимо, чтобы дети играли по нескольку часов.  Детям младшего школьного возраста – не более получаса, старшего школьного возраста – не более часа в сутки на игры.
  • Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается отпрыск. Если вы будете периодически заходить в комнату и проверять, это будет выглядеть как тотальный контроль, да и на ваши шаги ребенок скоро научится быстро “захлопывать” запрещенные страницы. А если удастся найти такое место для компьютера, где вы мимоходом, не привлекая к себе внимания, можете увидеть, какая страничка открыта, это будет ненавязчиво, но в то же время эффективно.
  • Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать “достаточно” – компьютер нужен папе.
  • Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу. Не позволяйте ему маяться от скуки. Его необходимо задействовать в каких-то мероприятиях. Это, в первую очередь, работа по дому, кружки по интересам, спортивные секции. Очень действенный метод – отдать его в компьютерный класс, где он научится работать на компьютере по-настоящему, а не просто гонять зайчиков по экрану. Пусть освоит фотошоп, пусть научится создавать сайты, верстать полиграфию – к 18 годам у него уже будет профессия, и он перестанет относиться к компьютеру исключительно как к средству развлечения.
  • Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей. Например, это какой-то редкий вид спорта, фехтование, например. Или кружок квиллинга. Его наградные листы, удачные поделки, медали необходимо выставлять на витрине, чтобы гости семьи видели его успехи.
  • Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми. Приглашайте в гости его друзей и его отпускайте в гости к друзьям.
  • Родителям придется ознакомиться с популярными у их детей играми. Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя, который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который “не читал, но осуждаю”.

        Профилактика зависимости от компьютерных игр

        Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье. Ведь речь идет и о нашем будущем тоже, насколько крепким будет здоровье, а старость безоблачной и счастливой. Поэтому на первое место в системе ценностей нужно ставить качество воспитания детей, основанное на личном примере, взаимном уважении и доверии.

        Поэтому:

  • Важен личный пример родителей.  Если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.
  • У ребенка должно быть увлечение, хобби, не связанное с компьютером.
  • Поддерживайте общение ребенка со сверстниками: их игры на свежем воздухе, общие увлечения (без компьютера).
  • Все должно быть спланировано так, чтобы не оставалось свободной минуты. Это  совместные дела, уличные игры, праздники, походы в музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками и т.д.
  • Используйте компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения.
  • Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать, что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру. Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.
  • Отдавайте предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждайте с ребенком те игры, в которые ему было бы,  по вашему мнению, полезнее играть.
  • Установите специальные сетевые фильтры и специализированное программное обеспечение, позволяющее контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.

 

        Более 100 лет назад русский педагог Е.Н. Водовозова в своей книге «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» вышедшей в 1901 году, написала: «Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни рассеянными, ни скучающими, ни ленивыми, ни безнравственными… Но что значит дать разумное содержание жизни ребенка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать… материал, пригодный, для разнообразных занятий ребенка, для его игр, упражнений и усовершенствования органов внешних чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающей жизнью и природой. Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье».

        Итак, само по себе существование компьютерных игр не может пагубно влиять на детей. Умеренное использование игр в повседневной жизни не губит детский организм. Самое главное для родителей: не допустить, чтобы виртуальный мир стал для ребёнка важнее, чем реальный.
Сегодня мы обсуждали с вами тему профилактики экранной зависимости у детей дошкольного возраста.

        Спасибо всем за участие!!! До новых встреч!

Приложение 1

Тест на детскую Интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)

        Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда

1. Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью? 

2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?

3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи? 

4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?

5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети?

6. Как часто учеба Вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенном Вашим ребенком в сети?

7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?

8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?

9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?

10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли?

11. Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?

12. Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его  новых сетевых «друзей»? 

13. Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети?

14. Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?

15. Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?

16. Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети? 

17. Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети? 

18. Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети?

19. Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?

20. Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?

        При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи. При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика пищевой зависимости у детей дошкольного возраста

Целью нашей работы явилось рассмотрение пищевой зависимости у детей дошкольного возраста и её профилактики....

Консультация для педагогов: "Работа педагога – организатора по профилактике компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста".

Как разработать программу воспитательных мероприятий по профилактике компьютерной зависимости среди детей дошкольного возраста....

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;Профилактика компьютерной зависимости у дошкольников»Компьютер и другие информационные устройства — например, мобильный телефон, планшет — уже давно стали частью жизни совреме...

Консультация для родителей на тему: «Профилактика компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей на тему: «Профилактика компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста»....

Консультация для родителей на тему: "Профилактика компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста"

Компьютер и другие информационные устройства — например, мобильный телефон, планшет — уже давно стали частью жизни современного человека. Эти технические средства значительно изменили всю ...

доклад на тему «Работа с родителями по профилактике компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста».

Работа с родителями по профилактике компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста. Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей ...

"Профилактика гаджет - зависимости у детей дошкольного возраста" - консультация для родителей

Такое, безобидное на первый взгляд, занятие, как игра на компьютере или просмотр мультфильмов, часто устраивает не только детей, но и родителей. Ребенок не пристает, ниче...