Конспект занятия с родителями "Ребенок двух лет: осваиваем мир предметов".
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Хазова Анастасия Евгеньевна

Цель занятия: познакомить родителей с психологическими особенностями ребенка в раннем возрасте. Обеспечить набором методических приемов, позволяющих развивать предметные действия.

Задачи:

1. Познакомить родителей с важными изменениями в психическом развитии детей раннего возраста;

2. Дать представление о ведущей деятельности раннего возраста – предметной;

3. Обеспечить родителей памятками «Как помочь ребенку освоить предметную деятельность».

Место проведения: детский сад.

Время: 16:00

Предварительная работа: составление памятки для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Как помочь ребенку освоить предметную деятельность».

Для малыша очень важно постоянство окружающего его мира. Поэтому следует уделять внимание режиму дня ребенка. Режим дня дома должен соответствовать режиму дня в детском саду.

1. Необходимо создать условия для ее проявления и полноценного развития;

2. Расширить круг предметов, осваиваемые ребёнком (дидактические материалы, специальные игрушки, предметы быта);

3. Не ограничивайте, не прячьте от ребенка все подряд, не отталкивайте: «Не мешай», а предоставьте малышу возможность действовать с ними. Мотивировать ребёнка на самостоятельное ознакомление с новыми предметами и его освоения;

4. Поддерживайте природное любопытство ребенка, его активность, стремление понять все новое;

5. Побуждайте детей в различных играх выполнять самые разнообразные действия и с разнообразными предметами.

Игры, в которые дети будут с удовольствием играть:

· «Найди кукле её игрушки» - ребенок находит для куклы платья определенного цвета, игрушки различной по форме такого же цвета;

· «Найди такую же палочку» - ребенок находит сначала из 4-х, затем из 5-ти, 6-ти и т.д. палочек разного цвета одну, обозначенную вами;

· «Найди такой же квадрат (круг, треугольник, овал)» - ребенок выбирает сначала из двух, потом из трех, четырех различающихся по форме фигур нужную;

· «Сделаем кукле бусы» - ребенок выкладывает в ряд, чередуя предметы по цвету (например, красный – синий - красный), по форме (круг-квадрат-круг), по величине (большой-маленький-большой);

· «Привяжем к шарику ниточку» - ребенок в кругу определенного цвета находит палочку такого же цвета.

Конспект занятия с родителями на тему: "Ребенок двух лет: осваиваем мир предметов".

Цель занятия: познакомить родителей с психологическими особенностями ребенка в раннем возрасте. Обеспечить набором методических приемов, позволяющих развивать предметные действия.

Задачи:

1. Познакомить родителей с важными изменениями в психическом развитии детей раннего возраста;

2. Дать представление о ведущей деятельности раннего возраста – предметной;

3. Обеспечить родителей памятками «Как помочь ребенку освоить предметную деятельность».

Место проведения: детский сад.

Время: 16:00

Предварительная работа: составление памятки для родителей.

Ход занятия:

  1. Вводная часть

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует правильных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.

Жизнь малыша происходит преимущественно в настоящем времени. Вся жизнь, все радости и огорчения происходят «здесь и сейчас». Поведение маленького ребенка целиком определяется воспринимаемой ситуацией, тем, что он видит и слышит, — то есть является ситуативным.

Каждый предмет «тянет» малыша к себе — «просит» потрогать, взять в руки, пощупать, или, наоборот, «велит» отойти подальше и не прикасаться. Ребенок в этом возрасте находится как бы в силовом поле вещей и предметов, где на него постоянно действуют «магнитные» силы — притягивающие или отталкивающие. Такое поведение можно назвать «полевым». В раннем возрасте у детей не бывает равнодушного или отстраненного отношения к вещам. Каждая вещь заряжена для ребенка притягивающей или отталкивающей силой и соответствующим образом провоцирует его на действие. Лестница манит ребенка подняться и спуститься по ней, коробочка предлагает закрыть и открыть ее, колокольчик просит, чтобы в него позвонили, шарик — чтобы его покатили и т.п.

  1. Основная часть

Ведущий тип деятельности в раннем возрасте - предметная. Сначала ребенок, подражая взрослому, воспроизводит способ действия только на тех предметах, с которыми действовал взрослый. Оно имеет ведущее значение для развития ребенка второго – третьего года жизни.

В ходе овладения предметными действиями ребенок овладевает и теми психическими действиями и качествами, которые для этого необходимы. Усваивая употребление простейших орудий, ребенок вместе с тем постепенно начинает усваивать и общий принцип, состоящий в том, что воздействовать на вещи можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами, специально для этого созданными. Этот принцип называется принципом опосредованного действия: орудие – средство выполнения действия. За орудиями жестко закреплен способ употребления: не только что ими следует делать, но и как это делается. Взрослые хорошо это знают и, как правило, стараются передать детям. Обучая ребенка предметным действиям, родители обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, доступный детям. В ранний период дети усваивают назначения предметов, способы действий с ними и (в доступных пределах) технику выполнения этих действий.

В возрасте двух лет активно зарождается сюжетно-ролевая игра. Первоначально игра возникает в предметной деятельности ребенка, когда некоторые предметные действия начинают выполняться с предметами для этого не предназначенными (или вовсе без предметов), теряют свой практический смысл и превращаются в изображение настоящих действий. Но это еще не сюжетно-ролевая игра. В ней нет ни сюжета, ни ролей, и она называется изобразительной игрой. Переход от изобразительной игры к сюжетно-ролевой включает связывание отдельных игровых действий в более или менее целостный сюжет (т.е. изображение определенного события) и принятие ребенком на себя той или иной роли (мамы, воспитательницы и т.д.). Перенос действия на новые предметы приводит к тому, что ребенок начинает действовать и с такими предметами, которые вообще не могут быть использованы для получения реального результата: «моет» руки кубиком, «измеряет температуру» палочкой. Это – игровые заместители реальных вещей.

Постепенно ребенок начинает в изобразительной игре ставить себя на место другого человека, принимает на себя роль. Сначала ребенок выполняет действия другого человека, но называет себя своим именем. Потом возникает словесное обозначение роли, но только после того, как ребенок уже изобразил действия другого человека. Ребенок сначала играет, а затем как бы узнает в своих действиях действия взрослого и называет себя его именем. Переход изобразительной игры в сюжетно – ролевую полностью завершается в дошкольном возрасте. В раннем детстве у ребенка впервые складываются действия, которые с полным основанием можно назвать произвольными. При передвижении в пространстве, в предмет деятельности, игре, рисовании ребенок начинает действовать намеренно: ставить цель и выполнять действия для ее достижения. Однако степень управления действиями у ребенка раннего возраста еще очень ограничена. Это видно на примере рисования: ребенок, высказав намерение нарисовать определенный предмет, несколько раз меняет его под влиянием впечатления от собственного рисунка. Т.о., произвольное управление действиями пока состоит больше в постановке целей, чем в их достижении.

В раннем детстве внимание у детей еще полностью непроизвольно. Сознательный контроль за выполнением действий отсутствует. Поэтому их успешность целиком определяется их привлекательностью для ребенка. Потребность в речевом общении развивается у ребенка через общение с взрослым по поводу предметной деятельности. Именно в предметной деятельности создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира. Развитие речи идет по 2-м линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. В общении со взрослым ребенок правильно реагирует на его слова, если они многократно повторяются в сочетании с жестами. При этом дети реагируют не только на слова, но и на всю ситуацию в целом.

Лишь на 3-ем году жизни речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние. Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, является важным приобретением. Оно дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. На протяжении раннего детства происходит изменение значения слов, что является одной из важнейших сторон умственного развития ребенка. К началу раннего возраста у ребенка складывается предметное восприятие. Его точность и осмысленность очень невелико.

Ребенок второго года жизни не может определить точно форму, величину, цвет предмета, узнает сами предметы по отдельным бросающимся в глаза признакам. Восприятие становится более точным и осмысленным, по мере того, как он овладевает новыми действиями предметов и учится узнавать предметы по сочетанию этих свойств. Основным видом мышления ребенка служит наглядно-действенное мышление – выполняя пробы, направленные на достижение цели, и замечая результаты своих действий, ребенок приходит к решению стоящей перед ним практической задачи. Возникают и основные свойства всякого мышления (в простейших формах) – отвлеченность и обобщенность. Дети начинают называть одним и тем же словом предметы, которые используются для одной и той же цели. По мере накопления ребенком опыта практических действий, ведущих к разным целям, мышление ребенка начинает осуществляться при помощи образов. Ребенок проделывает пробы в уме, представляя себе их результаты.

Так возникает наглядно-образное мышление. Воображение в раннем детстве носит воссоздающий характер. Но его нельзя назвать активным: оно возникает непроизвольно, без специального намерения, под влиянием интереса к окружающим предметам и вызываемых ими чувств. Воображение выводит ребенка за узкие рамки личного опыта, дает возможность знакомиться с предметами и явлениями, которых он сам никогда не воспринимал. Память ребенка еще полностью непроизвольна. Для запоминания имеет решающее значение частота повторения действий. Быстрое запоминание – результат пластичности нервной системы мозга, свойственной всем детям этого возраста.

  1. Заключительная

Таким образом, главное в овладении бытовыми орудийными действиями — это совместная деятельность ребенка со взрослым. Дети двух лет отличаются жаждой действий с окружающими предметами. Они любят греметь кастрюлями, складывать и перекладывать пуговицы в коробочку, рвать бумажки, крутить колесики и т.д. Причем всё это они делают без какой- то цели, «просто так», и получают от своих действий огромное удовольствие. Это и есть главная развивающая деятельность малыша. В психологии деятельность малыша с предметами (предметная деятельность) считается ведущей потому, что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребенка. Прежде всего, в предметной деятельности происходит развитие восприятия малыша, а главная задача этого возраста — учиться воспринимать мир, выделять в нем отдельные свойства. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру "Ознакомление с качествами предметов" для детей младшего дошкольного возраста

Учить детей различать и называть качества "твердый", "мягкий", активизировать в речи детей слова "мнется", "нельзя мять". Развивать наблюдательность, внимание....

Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе "Пожароопасные предметы в быту. Пожар в квартире"

Безопасное поведение во время пожара в квартире и в новогодние праздники....

Конспект занятия в средней группе «В мире опасных предметов.»

Знакомим  детей с пожароопасными предметами и с предметами требующими осторожного обращения....

Конспект занятия по математике в старшей группе "Сравнение предметов по длине"

Научиться сравнивать предметы по длине путем складывания пополам и с помощью условной мерки....

Конспект занятие по математике "Установление логических связей между предметами. Число 9, цифра 9" в подготовительной группе.

Продолжить учить составлять и решать арифмические задачи на сложение и   вычитание...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Сравнение предметов по высоте»

Цель: Сформировать представление о понятиях выше, ниже. Развивать наблюдательность, память, речь и мышление. Закрепить знание геометрических фигур.Материалы к занятию:• Демонстрационный...