Главные вкладки

    Консультация для родителей на тему:"Опыт общения с природой"
    консультация на тему

    Калашникова Людмила Михайловна

    воспитание бережного отношения к природе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_opyt_obshcheniya_s_prirodoy.docx880.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад №22 № «Журавлик» г. Сафоново

    Консультация для родителей

    «Опыт общения с природой»

    C:\Users\User\Desktop\кое-что для деревни\1 (1).jpg

    Подготовила

    Воспитатель

    Л. М. Калашникова

       Опыт общения с детьми убеждает: слово «природа» для них  - очень скучное слово, не более, чем пустой звук. Причем не только для дошколят, но даже и для младших школьников. А как можно охранять пустой звук? Тем более любить? Поэтому прежде всего требуется наполнить содержанием само это слово – «природа».

         Если не вдаваться в тонкости научной классификации, то природа – это ЖИВОЕ: не только звери и птицы, но и деревья, трава, цветы, бабочки. Мы понимаем живое исходя из опыта собственных ощущений. И в этом  -  залог «родства» со всем, что существует на земле.

         Поэтому, когда мы хотим объяснить малышу, что стоит за словами «беречь, охранять природу», мы должны обращаться к его опыту. А что он действительно понимает? Охранять – это значит ходить с ружьем вокруг чего-то и отгонять от этого охраняемого злодеев. Наверное, в это можно играть. Но лично его, ребенка, это ни к чему не обязывает. Зато малышу понятно, что значит «обижать». И что значит «делать больно». Живое (природа), как и ребенок, чувствует боль. Живому нельзя делать больно.

         С этого и начинается бережное к ней отношение.

    C:\Users\User\Desktop\кое-что для деревни\img68.jpg

         Маленькие дети в силу возрастных особенностей – «деструкторы». Они склонны выяснять, «что внутри». Они экспериментаторы: им интересно, что получится, «если». Если оторвать мухе крылышки. Если сломать веточку, наступить в муравейник, раздавить птичье яйцо. Возникают новые звуки, новые формы… но всего этого как раз нельзя делать. На подобные «эксперименты» должен быть наложен запрет. Просто потому, что муха – живая. Ей больно, когда отрывают крылья. Дерево – живое. Ему больно, когда ломают ветки. В птичьем яйце уже живет маленький птенчик. И ему больно, когда яйцо давят. И это взрослые могут и должны объяснять детям.

         Не стоит алчно обрывать только что распустившиеся цветки мать- и мачехи ради бессмысленных букетов. Это первый привет наступающей весны. Радостно, когда они распускаются вот на этих самых «неподходящих» для жизни пустырях. Радостно, когда они – живые и для всех. А не когда они через десять минут бессильно обвисают и уже могут вызвать только брезгливое отношение как к «мусору». Когда ребенок бессмысленно рвет цветы, он эгоистично присваивает себе то, что ему не принадлежит. Он неправильно радуется живому – невинно уничтожая его. Конечно, это сильно сказано по отношению к каким-то дикорастущим «сорнякам». Но чувство бережного отношения к природе начинается со слова «не»: «Не хватай!», «Не ломай!», «Не дави!»

    C:\Users\User\Desktop\кое-что для деревни\anh-dep-hoa-huong-duong-de-thuong.jpg

         Слово «нельзя» надо произносить твердо, но аргументировано: цветы мать-и-мачехи – это же маленькие солнышки. В городе еще так мало цветов и травы. Не стоит делать так, чтобы их становилось еще меньше. Бабочки очень красивы. Летающие цветы. Но только когда они действительно летают, а не когда их накалывают на булавки. Обратите внимание, как редки стали действительно  красивые бабочки: махаон, павлиний глаз, траурница – чудеса нашего детва. Куда они делись? Их всех переловили.

    C:\Users\User\Desktop\кое-что для деревни\20237945.3kz2zjjoj2.W665 (1).jpg

         Конечно, мы сами несовершенны. Что такое личное совершенство по отношению к природе? Вот один пример. В Голландии, после какой-то экологической конференции, участники гуляли после дождя. Один из участников, голландец, шел впереди всех. Но как-то странно. Шагнет – нагнется, сделает рукой такое «бросательное» движение и идет дальше. Все удивились, а потом поняли: он собирал с асфальта размокших, после дождя червей и нежно так бросал их на траву – туда, где они смогли бы «вернуться домой», под землю. На асфальте червяки конечно же погибли. Все были потрясены поведением этого человека. Это высший пилотаж. Это, что называется, «любовь к природе».

         Но это было в Голландии. Голландия – маленькая страна. Там каждый червь, как представитель фауны, на вес золота. У нас, в России, другая ситуация. У нас лесов много, воды много. И поэтому мы не можем относиться к ним «по-человечески». Мы не можем этого требовать. Никто не в состоянии вынудить кого-то собирать вместе с детьми червей после дождя, если им это противно. А ведь «любовь к природе» вообще-то не терпит брезгливости. Начинать надо с  малого – хотя бы с того, чтобы бросаться вязать веники из цветов.

    C:\Users\User\Desktop\кое-что для деревни\free-wallpaper-29.jpg

         И нужно настойчиво и последовательно пресекать попытки маленьких детей давить то, что оказывается у них под ногами. Взрослые часто сами виноваты. Увидела мама, что ребенок взял в руки червя, и кричит: «Брось эту гадость!» в ребенке чувство брезгливости еще не сформировано. И это очень хорошо. Но если червяк – гадость, с ним нужно поступать соответственно: бросить и раздавить. Мама, может быть, этого и не хотела. Просто не справилась с «естественными» эмоциями. Но последствия очень неприятные.

         Взрослые очень много способны передать детям – и хорошее, и плохое. Дети учатся бережно охранять природу, подражая поведению взрослых, а не в результате словесных внушений. Уметь наблюдать – это важное искусство. Если научить ребенка не хватать живое руками, а наблюдать, что происходит, это важнейший шаг к развитию экологической культуры. Не говоря уже о том, что это открытие целого фантастического мира.

         Найти золотую середину довольно сложно. Но важно, потому что тогда только и можно правильно воспитывать детей.

    C:\Users\User\Desktop\кое-что для деревни\5.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему: «Секреты общения с ребенком в семье»

    Общение ребенка с окружающими взрослыми не только условие. Но и главный источник его психического развития. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми знаниями, которые суще...

    Консультация для родителей на тему: «Азбука общения с ребенком».

    Консультация для родителей на тему: «Азбука общения с ребенком»....

    Консультация для родителей на тему: «Значение общения дошкольников с домашними животными»

    Консультация для родителей на тему: «Значение общения дошкольников с домашними животными» Цель: Повысить компетентность родителей о влиянии общения дошкольников с животными, наблюдения за ними, т...

    Рекомендация для родителей на тему: «Правила общения с дошкольниками»

    Рекомендация для родителей на тему: «Правила общения с дошкольниками»...

    консультация для родителей на тему: "Развивающее общение с ребенком"

    Здесь представлена небольшая подборка игр, которые можно использовать с детьми разного возраста и сделать ваше общение с ними приятным, интересным и полезным....

    Консультация для родителей на тему: "Позитивное общение с ребенком и безусловное принятие ребенка"

    Консультация для родителей на тему: "Позитивное общение с ребенком и безусловное принятие ребенка"...