Речевой режим в семье
консультация на тему

Королева Елена Валерьевна

В помощь родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoy_rezhim_v_seme_konsultatsiya_dlya_roditeley.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

        ГБОУ Школа 949

Консультация для родителей

Речевой режим в семье

        

Учитель-логопед:  Королева Елена Валерьевна

        г. Москва, 2017 год        

ВВЕДЕНИЕ

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить - правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли.

Овладение речью - это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т.е. «подгоняет» свое умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. Но если бы малыш говорил только по подражанию, он никогда бы не смог в полной мере пользоваться речью в различных ситуациях. В овладении речью важна языковая способность ребенка.

В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Указывая на существование у ребенка определенного чувства,  К.И. Чуковский отмечал: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок как ни    в чем не бывало ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом даже не замечая своей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает двухлетний «лингвист». [2,c.18]

1.  Роль семьи в развитии речи ребенка

Физическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, сестер, братьев. Бытует глубокое неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые  недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в следующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. [2]

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слов и окончания слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» - смотри, «не бежи» - не беги, «ваще» - вообще ...) Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи. Родители должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Опытный учитель, присмотревшись к вновь поступившим ученикам, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее развитие, интеллект, развитие речи). Если бы все родители понимали, как много внимания и заботы надо уделять детям, они, наверняка, находили бы больше времени для занятий со своими детьми. [2] 

2. Развитие речи в онтогенезе

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения.     [1]

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того, чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

 Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития
 ребенка, чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе.
  А. Н. Леонтьев устанавливает 4 этапа в становлении речи детей:
        
Первый этап - подготовительный (с момента рождения ребенка до 1 года).

В это время происходит подготовка к овладению речью. Крик и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3 месяца - лепет.

С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.

С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.)

В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все     элементы звучащей речи: не только фонемы, но и темп, ритм, мелодику, интонацию.[1]

С 7-9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослыми все более и более разнообразные сочетания звуков.

С 10-11 месяцев появляются реакции на сами слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего). В это время важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.)

К концу первого года жизни появляются первые слова.

Второй этап - преддошкольный (от одного года до трех лет).

С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом ребенок путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом он может обозначить и предмет, и просьбу, и чувства. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

На протяжении 2 и 3 года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. К одному году ребенок произносит 10-15 слов, к концу второго года - 200-400 слов, к трем-четырем годам - около тысячи слов. Однако и накопление словаря в значительной мере зависит от речевой среды, в которой находится ребенок.

К началу 3 года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы, одним словом. Потом - примитивными фразами без согласования. Затем постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

Третий этап - дошкольный (от 3 до 7 лет).

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков, реже - дефекты смягчения, озвончения и йотации.

На протяжении от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях, т.е. формируется фонематическое восприятие.

В этот период значительно увеличивается словарный запас. Активный словарь ребенка к 4-6 годам достигает 3000 - 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя
речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет
происходит значительное усложнение содержания речи ребенка,
увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений.
По определению А. Н. Гвоздева,
к трем годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории. [5]

Дети 4 года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте - простое распространенное предложение.

На пятом году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ рассказа из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи - монологической речью.

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее - мягкие и твердые согласные и, наконец, - сонорные, шипящие и свистящие звуки.

К пяти годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. Примерно к этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения. [1]

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (обобщенная) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

Четвертый этап - школьный (от 7 до 17 лет)

Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим - это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.

Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи - письменной речи.

Для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:

  • Быть психически и соматически здоровым;
  • Иметь нормальные умственные способности;
  • Иметь нормальный слух и зрение;
  • Обладать достаточной психической активностью;
  • Обладать потребностью в речевом общении;
  • Иметь полноценное речевое окружение.

Таким образом, мы видим, что ребенок должен быть не только здоров и активен, но и развиваться при полноценном речевом окружении и хотеть общаться. Ведущая роль в этом принадлежит близким ребенка, прежде всего - родителям. Именно они, а в большей степени мать, постоянно находятся с малышом. Родители должны разговаривать со своим ребенком с самых первых дней. Так они активизируют его потребность в общении. Кроме того, родители обязаны следить за своей речью. Зачастую они «сюсюкают»,    искажают слова и звуки, в результате у ребенка воспитывается искаженное          звукопроизношение. [5]

Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлении об окружающем.

3. Формирование правильной речи у ребенка в семье

Профилактика нарушений речи, так же как и профилактика любых заболеваний или патологических состояний, строится на устранении, по возможности, из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушении. [3]

Поскольку многое в развитии ребенка может предопределить наследственность, то будущим родителям нужно очень серьезно подойти к этому вопросу. При наличии особо неблагоприятной наследственности по материнской или отцовской линии необходимо обратиться за консультацией к специалистам, после чего тщательно взвесить все «за» и «против». Как показывает жизнь, в некоторых случаях бывает лучше полностью отказаться от намерения иметь ребенка, чем обречь его на тяжелую инвалидность.

Что касается здоровья самих будущих родителей, то здесь очень важно не допускать бездумного отношения к жизни и приобретения разного рода вредных привычек. Если же такие привычки уже приобретены, то от них необходимо отказаться хотя бы за некоторое время до рождения ребенка. 

Особого внимания в смысле профилактики речевых нарушений требует период беременности. Большая забота об обеспечении нормального протекания этого ответственейшего периода в жизни женщины проявляется у нас в общегосударственном масштабе - через сеть женских консультаций, где с будущими мамами планомерно проводится разъяснительно-профилактическая работа. Однако очень многое зависит и непосредственно от самой женщины, от соблюдения ею необходимых мер личной предосторожности. [3]

Очень отрицательно сказываются на будущем ребенке и возникающие в семье разного рода стрессовые ситуации, тем более, если они приобретают затяжной характер. Поэтому все члены семьи должны хорошо понимать важность момента и необходимость создания в доме возможно более спокойной обстановки. Разрешение всякого рода конфликтов должно быть отложено не только на время беременности, но и на весь послеродовой период. Нет таких житейских проблем, которые были бы важнее нервно-психического здоровья будущего ребенка и полноценности его речи - это в конечном итоге всегда осознается всеми родителями, но нередко такое осознание приходит слишком поздно...

После рождения ребенка следует очень внимательно наблюдать за протеканием его раннего развития, отмечая любое отставание в этом развитии или отклонение от его нормального хода. Так, если ребенок не начинает в положенное время держать головку или самостоятельно садиться, если у него задерживается начало ходьбы или появление первых слов и фразовой речи, то причины этих отставаний необходимо своевременно выяснять у специалистов и безотлагательно принимать меры по выравниванию положения. В этом отношении обычно действует такое правило: чем меньше по времени продолжается отставание от нормы, тем легче его преодолеть. [3]

Профилактика непосредственно речевых нарушений складывается в основном из таких двух моментов:

  1. забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и о
    сохранности его речевых органов.
  2. забота о правильном речевом развитии ребенка, включая и создание
    необходимых для этого социально-бытовых условий. [3]

Решение первой из названных задач конкретно выражается в следующем:

  • предупреждение ушибов в области головы;
  • предупреждение различных заболеваний и детских инфекций,
    протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков
    профилактических прививок, исключение непосредственных контактов с
    больными и пр.);
  • охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных
    тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное
    лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний;
  • охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем:

 а) предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалии
костных частей речевого аппарата;

б) исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может повести к образованию так называемого перекрестного прикуса);

в) раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери,
поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию
соседних зубов и челюстей (здесь не имеется ввиду возрастная смена
зубов);

г) своевременное оперирование расщелин верхней губы и неба;

д) своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5 лет,
поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки,
правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка);

• охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой
перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и
т.п.);

•        охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков,
страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к
ребенку во время любой болезни и в течение некоторого времени после ее
окончания, борьба с аскаридами и т.д.); этот вид профилактики особенно
важен для предупреждения всякого рода невротических речевых
расстройств и в первую очередь - заикания.

Забота о правильном речевом развитии должна выражаться в следующем:

  • обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребенка людей);
  • поощрение лепета ребенка мимикой радости;
  • воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего
    нужно как можно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых
    дней его жизни;
  • медленное и четкое произношение взрослыми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией, а также называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребенку «приступить» к постепенному овладению речью;
  • отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения (к исправлению речевых ошибок надо
    подходить очень осторожно, нельзя ругать малыша за его плохую речь и
    требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное слово -
    исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательным тоном);
  • приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому ее усвоению;
  • систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «понимать его с полуслова» и тем более с одного только жеста или взгляда); необходимо организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая «разговор» с животными, игрушками и пр.;
  • полное исключение случаев «сюсюкания» с ребенком, лишающего его
    правильного образца для подражания;
  •         занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитии правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также        предупреждает невнятность речи;
  •   развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью. [3]

    Таким образом, родителям нужно обеспечить возможно более благоприятные социально-бытовые условия для дальнейшего развития ребенка. В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать. [4]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Нечеткая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, впоследствии он может также не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем. Если дома постоянно громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь малыша будет такой же. Обычно к 4-5 годам все возрастные неправильности речи исчезают, но это во многом зависит от правильности речи взрослых. Поэтому малыша надо с детства приучать к красивой, правильной, чистой речи. Родители должны больше читать ребенку сказок, а затем разобрать их вместе с ним, остановиться на хороших героях и отрицательных, выяснить, почему они такие, попросить потом ребенка рассказать сказку папе, бабушке или дедушке. Дети приобретают опыт пересказа, учатся правильно формулировать мысли и логике мышления. Однако подбирать тексты для ребенка нужно очень осторожно: они должны точно соответствовать произносительным возможностям ребенка, в противном случае возрастные неправильности закрепляются и могут даже приумножаться.

Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Вы ведете ребенка в садик или из него, по дороге старайтесь все время что-нибудь рассказывать.

Родители должны всегда помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познавания мира, следовательно, и его личность будет наиболее гармонично развита.

Самое незначительное расстройство речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка. В школе такого ребенка могут дразнить, что очень тяжело отражается на его психике. Дети, плохо говорящие, довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Они становятся более замкнутыми, застенчивыми, нерешительными, и в результате начинают развиваться комплексы, снижается успеваемость, появляется неуверенность в себе. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, так как письменная речь формируется на основе устной.

Овладение ребенком речью находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать быстрейшему овладению правильной речью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Логопедия. Под ред. Л.С.Волковой.- М., «Просвещение», 1989.

2.        Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок.- М.: Просвещение,
1988.

3.        Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. - М.: ООО «Издательство ACT»,
СПб.: «Дельта», 1997.

4.        Флерова Ж.М. Логопедия.- Ростов на Дону: Феникс,2001.

5.        Хватцев М.Е. Логопедия.-М., Учпедгиз, 1959.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Речевой режим в семье"

Можно использовать в качестве выступления на родительском собрании...

Рекомендации "ЕДИНЫЙ РЕЧЕВОЙ РЕЖИМ"

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми проблемами....

речевой режим дома.

Зависимость речи ребёнка от речи взрослого....

Статья "Речевой режим в семье"

Краткие правила для родителей по соблюдению речевого режима....

Статья для родителей: как соблюдать речевой режим при задержке речевого развития?

Статья для родителей: как соблюдать речевой режим при задержке речевого развития?...

"Речевой режим в семье"

Консультация для родителей " Речевой режим в семье"...