Кризисы детства
статья на тему

Ананьева Марина Михайловна

дв

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizisy_detstva.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

КРИЗИСЫ ДЕТСТВА

 

Многие родители наверняка помнят, как их дети, достигнув определенного возраста, вдруг становились неузнаваемыми. Был ребенок как ребенок, а теперь все наперекор, все будто назло взрослым. Он становится нервным, капризным, начинает требовать чего-то невозможного, и никакие аргументы, призывы к здравому смыслу не могут изменить его линию поведения.

Парой такую ситуацию болезненно переживают все члены семьи.

Это самый настоящий кризис, неизбежный в любом развитии, которое обычно не сводится к накоплению медленных, незаметных изменений, а включает в себя резкие перемены, скачкообразные переломы.

Кризис – явление необходимое. Если нет его проявлений, значит, на предыдущих этапах не освоены какие-то важные формы деятельности, не развиты в полной мере нужные психологические качества.

Кризисы свидетельствуют о самом процессе развития. Они неизбежны, однако не обязательно должны сопровождаться постоянным негативизмом.

Сроки наступления кризисов детства, их длительность и глубина зависят не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от поведения взрослых.

Психологи выделяют четыре критических периода в детском развитии:

  • 1 год;
  • 3 года;
  • 6 – 7 лет;
  • 9 – 11 лет.

Кризис первого года жизни

Его содержание связано с тремя моментами:

  • с началом ходьбы, которая для ребенка становится основной формой передвижения в пространстве;
  • со становлением речи – этот процесс происходит постепенно и длится примерно 3 месяца;
  • с первыми актами протеста и оппозиции: ребенок начинает противопоставлять себя другим, поскольку именно в этом возрасте у него происходит выделение собственного «Я» в окружающем мире.

Кризис третьего года жизни

Обычно все начинается с простых капризов: «не буду!», «не хочу», но постепенно ваш ребенок становится неуправляемым. По любому поводу у него могут начаться приступы ярости, он все бросает, ломает, заходится в плаче, падает на пол.

Поверьте, пока вашим малышом ничего страшного не происходит. Это физиологический кризис – период самоутверждения.

В этот период родители сталкиваются с негативизмом, когда ребенок отказывается делать что-нибудь только потому, что это исходит от взрослого.

Ребенок становится упрямым, настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. Малыш желает все делать сам (ярко выражено стремление к самостоятельности).

Этот критический возраст назвали «возрастом строптивости», или «Я сам».

Кризис 6 – 7 лет

Ребенок уже старший дошкольник, но еще не школьник. В поведении появляются что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость и паясничанье.

Ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый».

Его переживания приобретают смысл, происходит внутренняя борьба с противоречиями в этих переживаниях (хочу – но боюсь; хочу и то и другое; надо –но не хочу…).

Продолжается активное осмысление окружающего мира и определяется место «Я» в этом мире.

Кризис подросткового возраста

Примерно с 9 – 11 лет начинается новый сдвиг в развитии ребенка, связанный с глубокими изменениями в его физиологии, интеллекте и способностях, в качестве отношений со взрослыми и сверстниками.

Переход от детства к взрослому состоянию – самый трудный из всех кризисов. Главное его содержание – самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Подросток утверждает себя в новой роли, агрессивно реагирует на окружающих и опеку с их стороны. Подростковый возраст по праву называется «трудным».

Итак, кризисы необходимы и неизбежны. Через них проходит каждый ребенок, только сроки их наступления, длительность и глубина у всех разные.

Сущность процесса развития в том и состоит, что путь от одного возрастного этапа к другому лежит через кризисный период, который дает толчок к развитию новых личностных качеств на каждом их этапов.

Происходящие в периоды кризисов изменения в сознании ребенка оказывают глубокое влияние на дальнейшее формирование его личности. 

Для слабовидящих


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Возрастные кризисы раннего и дошкольного детства"

Возраст-это ключевое понятие для проектирования систем развивающего образования и соответственно - для периодизации нормативного развития человека в течение всей (индивидуальной) жизни. Основой понима...

Кризисы детства

Реомендации для родителей,как преодолеть кризисы...

Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет.

Нужно научиться любить своих детей такими, какими их создал Творец. А нам предстоит научить ребенка всему тому, что понадобится ему в жизни. Мы должны помочь ему раскрыть свои таланты и дарования.Каки...

Кризисы дошкольного детства

Родители в определенный момент времени замечают резкие изменения в поведении. Знание детских кризисов в жизни ребенка и особенности их протекания помогут родителям в воспитании детей...

Возрастные кризисы детства .

Консультация для воспитателей....

Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет

Основные психологические новообразования. Личностное развитие      Новое отношение между ребенком и взрослым, при котором образ взрослого ориентирует действия и поступки ребен...

Этапы развития и кризисы детства

Материал полезен для родителей воспитаников ДОУ. Найдут ответы на вопросы о поведении ребенка....