Возрастные кризисы детства .
консультация

Побережная Марина Валериевна

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Возрастные кризисы детства.54 КБ

Предварительный просмотр:

Кризисы детства.

           На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, появляющиеся медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности. Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считают, что для гармоничного развития ребенка не должно быть места кризисам.Кризисные и стабильные периоды развития чередуются.

Возрастная периодизация  по Л.С. Выготскому  имеет следующий вид:

Кризис новорожденности— младенческий возраст (2 месяца - 1 год)

Кризис 1 года 

Раннее детство (1—3 года) 

Кризис 3 лет

Дошкольный возраст (3—7 лет) 

Кризис 7 лет 

Школьный возраст (7— 13 лет)

Кризис 13 лет

Пубертатный возраст (13—17 лет)

Кризис 17 лет

Таким образом, основными критериями разделения детского развития на отдельные возрастные этапы выступают (по Л.С. Выготскому):

  • социальная ситуация развития;
  • новообразования личности ребенка;
  • литические (стабильные) и критические периоды.

       Социальная ситуация развития – это система отношений между личностью данного возраста и социальной действительностью как исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного возрастного периода и определяющих целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому, индивид приобретает новые и новые свойства личности (Л.С.Выготский). Социальная ситуация развития задает ту форму активности, которая ей соответствует, типичную для данного возраста деятельность ребенка. Так, для младенческого возраста такой адекватной социальной ситуации деятельностью будет непосредственно-эмоциональное общение. В каждом возрасте потребности в разных видах деятельности разнообразны и имеют свою иерархию. В связи с этим вводят понятие ведущей деятельности.

         Ведущей деятельностью называется такой ее вид, который на данном возрастном этапе обуславливает главные, важнейшие изменения в психике ребенка, школьника, в его психических процессах и психических свойствах личности. А.Н. Леонтьев выделяет 3 признака ведущей деятельности:

1) внутри ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности;

2) в процессе ведущей деятельности формируются или перестраиваются отдельные психические процессы;

3) от ведущей деятельности зависят основные личностные новообразования ребенка на этой стадии.

         Психологические новообразования являются результатом, своеобразным продуктом ведущей деятельности. По мысли Л.С. Выготского, психологические новообразования характеризуют сущность возрастного периода, аккумулируя в себе изменения, происходящие в деятельности и личности ребенка.

Новорожденность

Младенческий возраст условно подразделяется на два периода новорожденность и младенчество. Период начинается с кризиса новорожденности. Его симптомы: беспомощность, социальная опосредованность, сохранение биологического единства с матерью. Новорожденность (0 – 2,5 месяца) – первый, кризисный период в жизни ребенка. Это переход от существования во внутриутробной гомогенной среде, где все воздействия сглажены, мягки, к среде воздушной, дискретной. На ребенка обрушиваются ощущения, значительно более разнообразные и интенсивные, чем прежде. Объективными показателями переживаемого кризиса является временная потеря веса.

Основным новообразованием этого периода является своеобразная индивидуальная психическая жизнь новорожденного.

От рождения ребенок располагает целой системой рефлексов:

а) рефлексы самосохранения: дыхательные, кровообращение, пищеварение и т.п.;

б) защитные рефлексы: зажмуривание век, сужение зрачка и т.п.;

в) ориентировочные рефлексы: поворачивает голову в сторону источника света, звука; следит за медленно перемещающимся источником света; прикосновение к щеке вызывает поворот головы в сторону источника воздействия, ребенок открывает рот;

Период младенчества имеет возрастные границы от 2,5 месяцев до 1 года.

Общение со взрослым. Одним из необходимых условий нормального развития младенца является чувство эмоционального благополучия, которое может родиться прежде всего благодаря общению ребенка со взрослыми.

Социальная ситуация развития

Ребенок зависим от ухаживающего за ним взрослого биологически, но является максимально социальным существом. Фрустрация базовых социальных потребностей ребенка приводит к тяжелой форме отставания в психическом развитии – госпитализму.

Ведущая деятельность

Непосредственно – эмоциональное общение.

Основные новообразования.  

Автономная речь – центральное новообразование. Появляется ходьба. Сознание психической общности со взрослым

Кризис 1 года  

Основные симптомы: всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций, «эффект «нельзя».    

Начало раннего возраста связано с «кризисом одного года». Психологическое содержание кризиса состоит в том, что поведение ребенка уже не управляется со стороны внешних воздействий, дети начинают действовать под влиянием всплывающих в их памяти образов и представлений. У ребенка появляются «мотивирующие представления» , которые изменяют поведение ребенка, часто вызывают упрямство, капризы. Таким образом, ребенок становится субъектом. Далее ребенок становится существом, осознающим себя как субъекта, возникает системное новообразование, которое связывают с появлением слова «я».

Изменяется социальная ситуация развития, ребенок приобретает значительную автономию от взрослых, удовлетворяет самостоятельно многие свои потребности. Его познавательная активность направлена теперь не только на внешний предметный мир, но и на самого себя. Ребенок многократно производит одно и то же движение (например: открывает и закрывает дверь), следит за теми изменениями, которые он производит, выделяет себя из окружающего мира предметов и осознает себя как субъекта. Осознание себя происходит вместе с появлением местоимения «я». Система «я» – центральное новообразование, которое возникает к концу раннего возраста. Она выражается в настойчивом требовании ребенка «я сам».

Кризис трех лет. В литературе получил образное название «Я – сам!» Основные симптомы: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протестное поведение, обесценивание требований взрослых, ревность, деспотизм.

Кризис 3лет – это перестройка социальных отношений ребенка, смена его позиции по отношению к взрослым. Ребенок – предмет – взрослый. Разрушается ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого: ситуация «Мы» (Л.С. Выготский). Наступает этап психологического отделения от матери.

Кризис 7 лет непосредственно связан с готовностью ребенка к школе.

Социальная ситуация развития

До семи лет взрослый остается центром мира детей. Появляется потребность в сотрудничестве с другими детьми. После пяти лет общение становится внеситуативно – личностным.

Ведущая деятельность

Игра как освоение норм поведения и деятельности людей.

Основные новообразования

Младший школьный возраст- это время полоролевого развития через самоопределение в системе полоролевых стандартов и отношений. Это развитие включает в себя возникновение интереса к противоположному полу, проявляющееся в своеобразном ухаживании.

Иерархия мотивов, произвольность поведения, но непроизвольность всех психических процессов, понимание норм и правил социальных взаимоотношений, «интеллектуализация аффекта» (Выготский Л.С.), внутренняя позиция (Божович Л.И.). Центральное новообразование – соподчинение мотивов, самосознание, произвольность.

Основные симптомы: переоценка ценностей, обобщение переживаний, возникновение внутренней жизни ребенка, смысловая ориентировочная основа поступка, утрата детской непосредственности. Внешне он проявляется в демонстративности, манерничаньи, кривляньи. Этот кризис называют рождением  социального «Я» в ребенке.

Кризис 13 лет

Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этом возрасте, во многом определяет развитие личности и личное самоопределение, а также то, кого и как будет любить уже взрослый человек.

Социальная ситуация развития. Юность – это переход от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноши занимают промежуточное положение между ребенком и взрослым. Наряду с элементами взрослого статуса, юноша еще сохраняют черты зависимости, сближающие его положение с положением ребенка.

Ведущая деятельность в ранней юности – учебно-профессиональная. Психологическую базу для профессионального и личностного самоопределения в ранней юности составляет потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, то есть понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Основные новообразования. Развитие теоретического мышления, оценочных суждений, принципов; формирование мировоззрения, идеалов, убеждений. Вырабатывается активная жизненная позиция, самоопределение. Имеет место стремление к самовоспитанию, самопознанию, самосовершенствованию. Противоречивость образа «Я». Критическое отношение к взрослым. Центральным новообразованием раннего юношеского возраста выступает профессиональное самоопределение.

Кризис 17 лет. Кризис идентичности (по Э. Эриксону). Опасность этой стадии, по Э. Эриксону, является ролевое смешение, диффузия «Я» - идентичности. За кризисом идентичности следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в личностном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Возрастные кризисы раннего и дошкольного детства"

Возраст-это ключевое понятие для проектирования систем развивающего образования и соответственно - для периодизации нормативного развития человека в течение всей (индивидуальной) жизни. Основой понима...

Возрастные кризисы детей

Известный психолог Выготский придавал кризисам большое значение....

Кризисы детства

Реомендации для родителей,как преодолеть кризисы...

Консультация "Возрастные кризисы(3-х лет, 7-ми лет):особенности их протекания и условия воспитания, ориентированные на успешное преодоление кризисов" для родителей детей не посещающих детский сад

Возрастные кризисы у детей являются неотъемлемым составляющим успешного развития ребенка. Это и вспышки гнева и капризы, ссоры с родителями и близкими. Психологи считают что не пережив ...

ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ. ПОДХОД К ДЕТЯМ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА.

(гр. Krisis-решение, поворотныйпункт, исход )-резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние.Кризис (от греч. krineo - «разделение дорог») означает острую ситуацию для принятия каког...

Этапы развития и кризисы детства

Материал полезен для родителей воспитаников ДОУ. Найдут ответы на вопросы о поведении ребенка....