Статья «Детские неврозы, кто виноват?»
статья по теме

Рябинина Любовь Игоревна

Что такое детские неврозы, виды,  диагностика, лечение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_nevrozy.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Детские неврозы, кто виноват?»

В 21 веке практически каждый ребенок подвержен стрессу. Несмотря на то, что мы обладаем огромным количеством развивающих гаджетов, игр, возможностей для развития наших детей, их психо-эмоциональное состояние постоянно подвержено серьезному стрессу. Конечно, невроз у ребенка может быть следствием проживания и формирования личности в неполной семье (нет папы или же мамы), стрессом для детей является жизнь с чужим папой, а также непосредственно присутствие при родительских скандалах.

  Выявление детей с ослабленной психикой – актуальная задача. В каждом дошкольном учреждении есть воспитанники, поведение которых существенно отклоняется от нормы. Это могут быть либо излишние подвижные дети – «неуправляемые», агрессивные, либо вялые, медлительные, плаксивые, капризные, упрямые и т.п. Необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях ребенка, знать, какое из них может свидетельствовать о начале нервно-психологического заболевания.

  В 4 года у мальчиков и девочек проявляются заострение боязливости и пугливости, робости и нерешительности, чувство вины и переживание случившегося, что говорит о пике эмоционального развития в этом возрасте. Чаще отмечаются несамостоятельность и пассивность (зависимость), медлительность и тики. Вместе с тем в 4 года заметно уменьшается конфликтность и поведение в целом становится более адаптированным.

  Такие психологические расстройства как неврозы, часто встречаются у детей. Проявляется неврастения в раздражительной слабости. Ребенок может иметь склонность к гневным реакциям или раздражению, а также неустойчивость перед различными психическими напряжениями. Часто невротические расстройства сопровождаются вегетативными нарушениями. Могут возникать сосудистые обмороки, расстройства аппетита и сна, частые рвоты и головные боли.

  Главной причиной, которая может привести к развитию невроза у ребенка, является психологическая травма. Степень расстройства во многом зависит от состояния психики в целом и способности ЦНС сопротивляться негативным воздействиям. Зигмунд Фрейд, труды которого положили начало научной неврологии, сравнил невроз с монастырем. По его мнению, личности, оказавшиеся слабыми для этой жизни, сбегают от реальности, укрываясь в неврозах, как в монастырях.

Факторами, способными увеличить риск возникновения невротических расстройств, являются: чрезмерные нагрузки. Физические занятия также могут стать причиной невроза, но в первую очередь необходимо остерегаться интеллектуальных перегрузок. Занятия в специализированных школах с различным уклоном, посещение различных кружков и секций после детского сада – все это может спровоцировать появление астенического невроза у ребенка;

неблагоприятная обстановка в семье, ссоры и развод родителей;

ошибки родителей в воспитательном подходе. Чрезмерная требовательность, наличие излишних и жестких ограничений.

  Особого внимания заслуживают дети с яркой выраженностью «Я».  Из-за своей эмоциональной чувствительности они испытывают повышенную потребность в любви и внимании близких людей, эмоциональной окраске отношений с ними. При неудовлетворении этой потребности у детей появляется страх одиночества и эмоциональной изоляции. Такие дети рано проявляют чувство собственного достоинства, самостоятельность в поступках и действиях, выражении собственного мнения.  Они не терпят диктата и ограничения своих действий, чрезмерной опеки и контроля с первых лет жизни. Их протест и противостояние таким отношениям родители воспринимают как упрямство и пытаются бороться с ним путем наказаний и ограничений, чем и способствуют развитию невроза.

  Больше других подвержены риску развития неврозов ослабленные, часто болеющие дети. В этом случае имеет значение не только ослабленность их нервной системы, но и проблемы воспитания часто болеющего ребенка.

На сегодняшний день различают несколько видов невротических расстройств у детей и подростков. К ним относятся:

1. Невроз истерический представлен нарушениями моторной функции, а также соматовегетативными отклонениями. Возможно возникновение истерического паралича, рвоты, задержки мочеиспускания и даже обмороком. В некоторых случаях дети могут жаловаться на не существующие боли в частях тела или органах, которые не имеют патологий. Младшие дети в момент приступа могут падать на пол, кричать, плакать, бить руками и ногами. Причиной такого приступа может стать чувство обиды или недовольство отказом в выполнении требований ребенка. Спровоцировать возникновение истерического невроза может и наказание. Подобное расстройство является некой защитной реакцией психики на непереносимые условия. В результате больной «обеспечивает» себе особое внимание, от него ничего не требуют.

2. Невроз ипохондрический наиболее часто встречается у подростков. Ипохондрия характеризуется чрезмерными опасениями заболеть или получить какую-то травму. Больной ребенок постоянно находится в угнетенном состоянии.

3. Невроз депрессивный характеризуется стремлением к одиночеству. У девочек подростков на фоне депрессий может развитья анорексия.

4. Невроз навязчивых состояний сопровождается различными фобиями. Ребенок может бояться темноты, одиночества или смерти. Для данного вида невроза характерно наличие нервных тиков.

5. Астенический невроз возникает у детей, плохо переносящих психологическое напряжение. Расстройство сопровождается частым плачем, повышенной раздражительностью и утомляемостью, неустойчивым сном и энурезом.

  Надо отметить, что диагностика невроза у детей значительно отличается от диагностирования невроза у взрослых. Основу диагностики детского невроза составляет, в первую очередь, специфический характер психопатологических симптомов невроза у детей, которые относятся классу невротических (астенических, истерических, фобических, навязчивых и др.).

диагностика детских неврозов включает в себя:

1. Клинический, а также  психологический анализ истории жизни детей.

2. Изучение особенностей отношений родителей ребенка, а также поиск генетических предпосылок невротического типа реагирования.

3. Интервью с ребенком, которое представляет собой беседу с заранее сформулированными вопросами, дополняемыми самим ребенком в процессе разговора и игры.

4. Наблюдение за поведением детей в процессе игры (специально организованной или спонтанной).

5. Анализ рисунков детей на заданные темы.

6. Обследование самих родителей ребенка.

7. Анализ и обсуждение всех полученных данных и в дальнейшем выработка индивидуальной стратегии психотерапии.

Надо отметить, что именно приведенные критерии диагностики детского невроза являются условием успешности психотерапии неврозов у детей. Причем психотерапия, как правило, начинается с первой ознакомительной беседы с родителями, которые приходят без детей, и в свободной и непринужденной форме излагают беспокоящие их вопросы.

   Начинать лечение следует с консультации невропатолога для исключения органических заболеваний нервной системы. Врачом будет рекомендован определенный перечень необходимого обследования: доплер сосудов головного мозга, компьютерная томография, электроэнцефалограмма.

  Лечением неврозов занимается психотерапевт или психолог (не психиатр). Лечение проводится в амбулаторных условиях, нет необходимости госпитализировать в стационар.

Главным средством лечения является психотерапия. Родители должны понимать, что это не просто чтение сказок и игра с яркими игрушками – это сложная система воздействия на психику ребенка и его характер. Самостоятельные попытки психотерапии могут только усугубить болезнь. Положительный эффект приносит использование различных физиотерапевтических методик: подводный массаж и различные виды ванн; медикаментозный сон.

  Не следует рассматривать назначение успокаивающих или тонизирующих препаратов как средство профилактики неврозов у детей. Профилактические мероприятия достаточно просты и всем известны, но далеко не у всех родителей есть силы и терпение их выполнять. Профилактика неврозов включает следующее:

  • правильный режим труда и отдыха, соответствующий возможностям ребенка и его возрасту, обязательно полноценный ночной сон;
  • создание благоприятного психологического климата в семье;
  • воспитание у ребенка таких качеств, как настойчивость, коммуникабельность, лояльность к интересам окружающих.

Родители, чтобы минимизировать вероятность возникновения невроза у детей, не должны обижаться на них за естественные проявления (кризисы, сопровождающие взросление), потому что вырастить личность со своими индивидуальными особенностями, независимыми от давления родителей – это труд, достойный уважения.

Воспитатель ГБДОУ детский сад №53

Комбинированного вида

Киросвского района

Рябинина Л.И.

Декабрь 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей на тему: "Детские неврозы"

Существует крылатое выражение, что физиология – душа медицины. Она вскрывает истинные механизмы различных заболеваний, в том числе и невротических расстройств....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ В СЕМЬЕ»

В социальной психологии существует понятие «первичная группа». Связи с ней строятся на непосредственном контакте (личностном), на эмоциональном вовлечении ее членов в дела группы, обеспечивая ст...

ДЕТСКИЕ НЕВРОЗЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Предупреждение детских неврозов в раннем возрасте....

Профилактика детских неврозов

Что такое детские неврозы. В чем причина. Как предупредить развитие невроза у детей. Рекомендации родителям....

Детские неврозы. Как предупредить детские неврозы.

Детские неврозы. Как предупредить детские неврозы....

Консультация для родителей в детском саду «Предупреждение детских неврозов».

Консультация для родителей в детском саду«Предупреждение детских неврозов»....