Семинар-практикум: "Общение воспитателя с родителями"
консультация (средняя группа) на тему

Диянкова Алёна Владимировна

На мгновение включим фантазию и представим себе....

Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой.

Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает.

А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная ... И хочется сказать, что такое просто невозможно.

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

     Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Общение воспитателя с родителями»

На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой.

Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает.

А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная ... И хочется сказать, что такое просто невозможно.

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

     Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

     Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно

складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера.

Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.

      Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки.     Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

     Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

Сегодняшний семинар-практикум как раз мы и посвятим этому вопросу: «Общение воспитателя с родителями воспитанников».

По итогам анкетирования все педагоги детского сада считают, что тесное сотрудничество с родителями по вопросам воспитания и обучения детей необходимо.

Многие педагоги испытывают трудности в общении с родителями. Причиной этого считают: нежелание родителей идти на контакт, некомпетентность родителей в вопросах воспитания и обучения детей, проблемы родителей личного характера, неблагополучные семьи, которые не считают нужным общаться с воспитателями.

И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Наш семинар посвящён тому, чтобы повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

А сейчас я предлагаю вам выполнить следующие задания.

Итак, первое задание: предлагаю вам дать ответы на следующие вопросы:

1.Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)

2.Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)

3.В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)

4.В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)

5.В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)

6.Назовите условия, при которых может снизиться компетентность педагога? (ограничения со стороны организма (снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний), недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)

7.Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)

8.Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т.д.)

9.Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей).

     Следующее задание: психологическая пауза. Сейчас вы вытяните полоски с написанными  заданиями. Прочитав написанное, вы должны это изобразить.

Стыд; Обида; Грусть; Огорчение; Радость; Удивление; Любопытство; Злость

Гордость; Высокомерие; Страх; Усмешка; Недовольство; Интерес; Самодовольство.

     Следующее задание: решение педагогических ситуаций. Я предлагаю вам конфликтную ситуацию, а вы должны найти из неё выход.

 - мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада;

- родители приводят явно недолеченного ребёнка в детский сад без медицинской справки и требуют, чтобы вы приняли ребёнка, т.к. им просто некуда деть ребёнка. Вам  необходимо вежливо, тактично объяснить  родителям, что вы не можете принять такого ребёнка;

- мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит с прогулки в грязной одежде;

- мама приходит к воспитателю за советом: у нас в семье появился второй ребёнок. Как помочь старшему адаптироваться к появлению малыша.

Следующее задание: упражнение на развитие коммуникативности педагога.

Кто-то из вас вытягивает полоску, на которой написан образ родителя. Вам необходимо изобразить этот образ, а остальным угадать.

Следующее задание: подготовить короткий комментарий к тезисам.

Сейчас вы вытягиваете полоску с тезисом и вам необходимо подготовить к нему короткий комментарий. Высказать своё мнение, согласны вы с этим высказывание или нет и почему.

Тезисы:

Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.

В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.

Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.

Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.

Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.

Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.

Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.

Следующее задание: «Банк идей».

Предлагаю всем участникам пополнить банк идей: как сделать общение с родителями наиболее продуктивным и  приятным?

Подведение итогов «Деловой игры».

Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью к родителям, особенно к матери, причем не в виде зависимости от нее, а в виде потребности в любви.

Ребенок еще не способен понимать причину конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний.

Поэтому ссоры между родителями ребенком воспринимаются как тревожное событие, и ребенок склонен чувствовать себя виноватым в конфликте.

Частые ссоры родителей у детей дошкольников могут стать источником их психического нездоровья. Самым лучшим профилактическим средством могут стать хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей.

Нет готовых рецептов воспитания, которые можно взять и "приложишь" к своему ребенку. Можно дать некоторые рекомендации.

В качестве домашнего задания я предлагаю вам предложить некоторые рекомендации по воспитанию детей родителям. В какой форме вы это сделаете – это ваш выбор. Самое главное, чтобы выбранная вами форма оказалась наиболее эффективной. И на следующем семинаре мы обсудим, почему вы выбрали именно те или иные формы, насколько эффективными они оказались.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки.

Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

И мне хотелось бы в заключении дать некоторые рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников:

  • Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  • Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  • Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
  • Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
  • Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  • В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Общение педагогов с родителями: "Когда душа с душою гоорит..."

Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов во взаимодействии с родителями...

Семинар-практикум "Общение педагога с родителями и детьми. Разрешение конфликтных ситуаций"

Даны рекомендации по построению адекватного общения педагога с родителями....

семинар-практикум "Общение воспитателя с родителями воспитанников"

повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...

Семинар-практикум " Общение педагогов ДОУ с родителями "

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

семинар практикум «Общение в системе «педагог - родитель» Разрешение конфликтов. Навыки конструктивного общения»

семинар практикум  «Общение в системе «педагог - родитель» Разрешение конфликтов. Навыки конструктивного общения»...

Семинар-практикум "Общение педагога с родителями"

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в ку...

Семинар-практикум «Общение педагогов с родителями»

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. 1. Теоретическая часть «Правила построения эффективного общения». 2. Уп...