Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте
консультация (подготовительная группа) по теме

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Когда говорят о мелкой моторике, имеют в виду, скоординированные точные движения пальцами рук. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_v_doshkolnom_vozraste.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте

Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте. Давно известно, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Когда говорят о мелкой моторике, имеют в виду, скоординированные точные движения пальцами рук. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи.

В школе дети часто испытывают трудности в овладении навыками письма, так как это требует сложных координированных движений руки. Техника письма предполагает работу мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошее развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, к 6−7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Соответственно, работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу.

Если уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики, то можно решить сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовить к овладению навыком письма.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте должна проводиться работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки, как часть подготовки к школе.

Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Какими простыми ни казались бы эти действия для взрослых, они не так просты для ребёнка. Можно отметить, что первоначально движения рук детей носят, безусловно-рефлекторный, характер, то есть возникают без целенаправленного волевого усилия — они не преднамеренные. Целенаправленные, преднамеренные действия возникают у ребёнка в процессе воспитания и обучения его взрослыми.

Упражнения из повседневной жизни

Для развития мелкой и крупной моторики рекомендуется выполнение упражнений из практической жизни. Запомните очень важное правило: все упражнения нужно выполнять в «обе стороны», то есть по очереди обеими руками.

Вот их примерный перечень:

  • Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку
  •  То же, но на одном стакане сделайте метку, до какого уровня можно наливать воду, а в другой стакан налейте заведомо больше воды
  •  Воду из одной ёмкости в другую можно переносить при помощи одноразового шприца или губки
  • Вместо переливания ребёнок может пересыпать крупу из одной ёмкости в другую
  • Подготовьте рамки с застёжками: с бантами, шнурками, пряжками, пуговицами, молнией, булавками, крючками, кнопками, липучками и др.  Обязательно покажите ребёнку, как пользоваться застёжками.
  • Чистка зеркал, металла, обуви. Небольшое зеркало нужно припудрить, и ребёнок должен его почистить сухой тряпочкой.. Для чистки обуви нужно подготовить «грязный» ботинок, небольшую обувную щётку и крем для обуви
  • Уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив)
  •  Подметание пола. Чтобы движения ребёнка при выполнении этого задания не были хаотичными, нарисуйте на полу или разметьте изоляционной лентой небольшой квадрат. Вокруг него рассыпьте что-нибудь, например, косточки абрикоса, и покажите ребёнку, как нужно сметать мусор в центр квадрата. После того как все сметёте в одну кучку, дайте ребёнку совок и ведёрко для сбора «мусора»
  • Не отказывайте своему ребёнку, если он хочет помочь вам при стирке белья. Более того, сделайте ему сушилку рядом с батареей, а потом помогите погладить мелкие вещи
  • Разделение сыпучих веществ. Смешайте гречневую крупу и манку в миске. Рядом поставьте ещё одну миску и положите на неё ситечко. Пусть ребёнок ложкой насыпает смесь в ситечко и перемешивает смесь. Когда вся манка ссыплется в миску, гречку из ситечка ребёнок должен пересыпать в баночку
  • Хорошее упражнения для развития координации движений — складывание салфеток по размеченным линиям
  • Используя безопасную овоще чистку, можно научить ребёнка чистить овощи и фрукты. Под вашим присмотром ребёнок может попробовать их разрезать на кусочки. Было бы очень хорошо, если бы маленький повар угостил всех присутствующих в доме
  • Мытье посуды (не важно, настоящей или игрушечной) тоже поможет развить координацию движений
  • Если в вашем доме есть ручной миксер, то подготовьте ещё одно упражнение: налейте в какую-нибудь миску подкрашенную мыльную воду, и пусть малыш взбивает цветную пену
  • Подвесьте где-нибудь пучок вискозных или шерстяных ниток и научите малыша заплетать косы
  • Налейте в неглубокий тазик воды и бросьте в него или теннисные шарики, или «скорлупки» от «Киндер-сюрприза». Пусть ребёнок вылавливает их при помощи ложки с прорезями и складывает в тарелочку
  • Нарежьте кусочки поролона (размер кусочка сахара) и наломайте пробки (чтобы у кусочков специально были неровные края). Все это сложите в тарелочку, рядом поставьте другую. Ваш малыш будет все это перекладывать при помощи пинцета. Предварительно научите ребёнка правильно держать пинцет
  • На края мисочки нацепите обыкновенные прищепки. Их нужно будет снять и опять одеть на край. Приготовьте разные по размеру полиэтиленовые бутылки из-под воды, шампуня, пузырьков, духов и др., и пусть ребёнок отвинчивает и навинчивает пробки, подбирая по диаметру
  • Если вы найдете кусок плотного пенопласта, то можно дать малышу маленький молоток, гвозди с широкими шляпками и разрешить их забить
  • Ваш ребёнок приобретёт хороший практический навык при чистке стеклянной бутылки при помощи «ёршика»
  • Для самых маленьких рекомендуем очень простое упражнение: в одну мисочку насыпаете обыкновенный горох, и пусть малыш перекладывает его сначала всей горстью, затем щепоткой и в конце концов — указательным и большим пальцами в другую миску
  • Хорошим занятием послужит игра с телефоном
  • Если вам нужно что-либо перемешать (салат, тесто), то подключите к этой работе ребёнка
  • Ещё одна игра для самых маленьких: нарвите вместе с малышом в ящик бумагу и спрячьте маленькую игрушку. Её нужно будет найти на ощупь
  • Работа с бумагой очень значима для ребёнка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять её
  • Поставьте наклонно желоб, и пусть ребёнок катит по нему мяч, после чего мяч попадает в корзину
  • Поставьте на стол воротца. Ребёнок через них должен прокатить мяч
  • Изготовление гирлянд, бус
  • Продевание тесьмы в дырочки.
  • Оборудуйте вашему ребёнку «изоуголок», где он будет с интересом заниматься, реализуя свой творческий потенциал и мелкую моторику рук. В «изоуголке» разместите пластилин, глину (для самых маленьких — солёное тесто вместо пластилина), мозаики, пирамиды, матрёшки, конструкторы, все для изготовления аппликаций (цветная бумага, ножницы, клей), все для раскрашивания, для папье-маше, цветные восковые мелки.

Для развития координации движений можно попробовать заниматься накалыванием. Пусть ребёнок предварительно на листе бумаги нарисует что-нибудь и раскрасит рисунок. Затем по контуру начнёт делать наколки при помощи безопасной иголки. После этого рисунок можно просто выдавить и сделать из него аппликацию. Если это задание будет выполнять целая группа, тогда из различных рисунков сделайте картину-аппликацию, посвящённую одной теме.

Очень интересна работа с сухим и мокрым песком. При помощи мокрого песка можно лепить различные формы, а сухой песок можно раскрасить в разные цвета и при помощи кулёчка, напоминающего кулинарный, но с очень тонким отверстием, можно рисовать.

Если вы подключите своё воображение, то и сами сможете найти множество занятий для своего малыша, развивающий моторику ребёнка. Главное — творчески подойти к этому вопросу!

Материал взят: http://mirotvorenie.com/deti/obuchenie/razvitie-melkoj-motoriki-v-doshkolnom-vozraste.html

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=150x150:mode=crop:format=jpg/path/s805b5d512692646d/image/ie123e7e465583064/version/1420914907/image.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством игр с водой и песком

Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро.  Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня –...

Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте

Значение развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста...

развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «...

Учебно методическое пособие Тема: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста (опыт работы)".

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики провести с детьми углубленную работу в этом направлении....

Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте.

. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручно...

Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи"

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи....

"Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития "

quot;Особенности развития мелкой моторики  детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"Специалисты коррекционного профиля отмечают огромное значение мелкой моторики в психи...