Консультация "Половое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Какие воспитательные действия предпринимать взрослым?"
консультация (старшая группа)

Кочалидзе Ольга Владимировна

Беседовать со своим ребенком "по половому вопросу" достаточно сложно. Родители не всегда сразу могут подобрать нужные слова, беспокоятся о том, что могут сказать слишком много или наоборот, слишком мало. Как уловить тот самый нужный момент, чтобы все произошло во время. Сложность вопроса состоит еще и в том, что нас, взрослых, обычно не готовят к таким беседам, а самим спросить неловко, а иногда и не у кого, потому что так в народе принято – эта тема стыдная и говорить о ней неприлично.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seksualnoe_vospitanie.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация педагога-психолога

Половое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Какие воспитательные действия предпринимать взрослым?

Беседовать со своим ребенком "по половому вопросу" достаточно сложно. Родители не всегда сразу могут подобрать нужные слова, беспокоятся о том, что могут сказать слишком много или наоборот, слишком мало. Как уловить тот самый нужный момент, чтобы все произошло во время. Сложность вопроса состоит еще и в том, что нас, взрослых, обычно не готовят к таким беседам, а самим спросить неловко, а иногда и не у кого, потому что так в народе принято – эта тема стыдная и говорить о ней неприлично. Замечая интерес детей к половым органам, взрослые зачастую испытывают смущение и не всегда знают, как правильно реагировать. Как воспринимать явление мастурбации и онанизма у маленьких детей: это «болезнь» или «распущенность»? Свойственно ли такое поведение детям дошкольного возраста? Случается так, что родителю легче запретить и пресечь такие попытки сразу, чем попытаться понять и объяснить ребенку то, что его интересует.

Естественный интерес к своему телу испытывают все дети. И его удовлетворение является необходимой частью в процессе полоролевой ориентации. Это абсолютно нормальное явление. «Если дети удовлетворят этот интерес вовремя, то у большинства из них к концу дошкольного возраста он утихает. Здесь многое зависит от того, как реагируют на это взрослые», — говорит кандидат психологических наук Зоя Григорьевна Кисарчук. Следует отметить, что уже у грудного младенца проявляются первые сексуальные пробуждения и связаны с жизненно важными функциями, например, с едой. Другой формой детской сексуальности по З.Фрейду считается акт выделения. В 10—12 месяцев обнаженный ребенок трогает свои половые органы. Исследуя свое физическое «я» и знакомясь при этом с самыми разными ощущениями, ребенок манипулирует со своим телом, его членами. Интерес малыша пройдет сам собой и вновь появится только в 3—4 года. Обычно к 1,5—2 годам ребенок знает, мальчик он или девочка. В 3 года дети воспринимают свой пол как нечто непостоянное (мальчики часто гордятся своими половыми органами, а отсутствие подобных у девочек расценивают как результат родительского наказания или потери органа). В дальнейшем ребенок постепенно осваивает свою половую роль и знакомится с различиями полов. Происходит так называемая половая идентификация. Мальчик понимает, что, когда он вырастет, то будет мужчиной, дядей, папой, а девочка — женщиной, тетей, мамой. При этом половые органы вызывают наибольшее любопытство. Если вы вдруг заметите, что у ребенка появились сомнения в этом плане, объясните ему, что половые органы развиваются так же, как и остальное тело, и все происходит в свое время.

В возрасте трех – четырех лет дети часто играют со своими половыми органами, трогают их, теребят, почесывают. Родители спокойно должны объяснить ребенку, что неприлично делать это в присутствии других людей. В 4—5 лет дети начинают проявлять интерес к тому, что делают взрослые в ванной и туалете. Как реагировать родителям, когда дети застают их обнаженными? Обычно это вызывает обоюдное смущение. Кричать на детей, ругать их? Тогда у них обнаженность будет ассоциироваться только с постыдностью. В возрасте с 4 до 7 лет ребенок обнаруживает, что раздражение гениталий дает также ощущение удовольствия, и он может делать это намеренно, что взрослые и называют детским онанизмом.

    Подобные явления — нормальный этап полового созревания. Через эту форму должны пройти все люди, иначе у них не смогут развиться зрелые формы сексуальности. Так же, как дети узнают о своих руках, ногах, глазах, постигая их функции и обучаясь связывать с ними телесные ощущения, они узнают и о половых органах, сравнивают свое телесное устройство с устройством других людей.

   

 Как поступать в этом случае? Взрослому, заметив такие действия ребенка, следует спокойно в личной беседе спросить у ребенка, что он делает, что его интересует, например,
«Ты только что сделал одну вещь, и я хотела бы поговорить с тобой об этом». И объяснить до того предела, который для ребенка в каждом конкретном случае будет достаточным. Возможно, для разговора вам потребуются специальные слова, чтобы обозначать половые органы. Лучше спросить ребенка, как он сам называет эту часть тела, которой уделяется повышенное внимание. Необходимо отметить, что эта часть тела имеет свое «взрослое название» и будет очень важна потом, когда ребенок вырастет. Именно она позволяет людям иметь детей, поэтому ее необходимо беречь, содержать в чистоте и никому не показывать. Точно так же, как мы не показываем попу, когда ходим в туалет и не приглашаем зрителей». Такие рекомендации предложены специалистами по семейному консультированию и психологами Московской службы психологической помощи. Главное — исключить оценки, нравоучения и запреты, другие сильные меры, которые в данном случае будут совершенно неадекватными. Не стоит кричать на ребенка, пугать его тем, что, если он будет трогать свои гениталии, то они отпадут. Это порождает страх». Повышенный интерес детей в этой области часто связан именно с неправильной реакцией взрослых. Ребенка в этом случае лучше отвлекать. Рассказать сказку на ночь, поговорить с ним, советуют специалисты.

 

   Безусловно, бывает и так, что интерес ребенка к своим гениталиям имеет навязчивый характер и может быть симптомом, свидетельством какого-то нарушения, говорить об имеющемся неврозе, который проявляется в такой форме. Важно попытаться понять, что в жизни ребенка вынуждает слишком часто или упорно заниматься онанизмом. Прежде всего, это ситуация эмоционального дискомфорта — скуки, заброшенности, одиночества, ущемления взрослыми достоинств ребенка. Другая причина — эмоциональное неблагополучие в семье. «Если в семье царит эмоциональное благополучие и ребенок ощущает взаимную расположенность взрослых и их внимание к себе, если ему хорошо и интересно, тяга к раздражению половых органов угасает или исчезает вовсе», — говорит Зоя Григорьевна Кисарчук. Иногда онанизм — это форма убаюкивания себя перед сном. Во всех случаях онанизм выступает как форма успокаивающей самостимуляции. В детских коллективах онанизм может распространяться по механизму подражания: есть зачинщик, остальные подражают. Причиной онанизма могут быть и медико-гигиенические причины — тесная одежда, сужение крайней плоти у мальчиков, влагалищные выделения у девочек, глисты, особенно острицы.

   

  Маленькие дети относятся к половым органам и связанными с ними функциями как к вещам совершенно естественным, без брезгливости. Но и слишком свободное отношение к обнажению вызывает у ребенка проблемы. Он может пугаться вида гениталий взрослого человека, испытывать чувство собственной неполноценности или любые другие, смущающие его эмоции. Совместные купания мальчика с матерью следует прекращать, когда ему исполнится 4 года, девочки с отцом — с двух лет. Совместное купание брата и сестры можно продолжать до 8—9 лет. После полутора лет ребенок не должен ни слышать, ни видеть проявления интимной жизни родителей. Непонятное может быть источником глубокого и постоянного страха.

   
            Наблюдая за детьми, Вы можете видеть, как они играют в «маму и папу» сами или с куклами, как часто они вкладывают в эту игру поведение конкретных взрослых, имитируют их поступки, раздеваются сами или раздевают кукол, укладываются вместе «спать» или укладывают кукол, обследуют друг друга или кукол. У взрослых в такие моменты нарастает негодование, возникает ощущение, что у ребенка какие-то проблемы сексуального характера и начинают запрещать, кричать, ругать или еще хуже наказывать детей. А этого делать категорически нельзя. Сексуальных проблем у ребенка нет, есть чисто познавательный интерес, любопытство, познание окружающего мира и людей в нем. Он просто физиологически еще не созрел для сексуальных проблем. Детей интересует: «Почему мы отличаемся, почему у девочки длинные волосы, а у мальчика короткие, почему я в платье, а он в рубашке и шортах, почему девочка не может писать, как мальчик, стоя и так далее», на все эти и другие вопросы дети должны увидеть ответ. У них нет такого жизненного опыта и умения как у взрослых, получать, в случае надобности, информацию из книг или каких-то других источников. Наша задача: помочь получить им этот опыт правильно, не наделав самим взрослых ошибок.

Далее даны ответы на вопросы, касающиеся полового воспитания дошкольника.


              Спите ли Вы с ребенком в одной комнате или на одной кровати? 
Сейчас ни для кого не секрет, что жилищные условия не всегда позволяют ребенку иметь отдельную комнату, но Вы можете продумать, где сделать ему отдельный угол и спальное место. Почему это так важно? Дети могут стать свидетелями того, что происходит между супругами ночью и зачастую не говорят Вам, что они что-то видели, но когда приходят в детский сад рассказывают и показывают все в подробностях другим детям, не понимая смысла. И это в Ваших интересах обезопасить свою личную жизнь и защитить интересы ребенка. 

Смотрите ли вы фильмы для взрослых в присутствии детей?
Некоторые дети в группе обсуждают сцены из фильмов, где «дяденька и тетенька валялись на кровати и напрыгивали друг на друга». Это важно, даже самые маленькие дети, которые, как Вам кажется, еще ничего не понимают, должны быть ограждены от сцен сексуального характера не только в жизни, но и по телевизору. Все это может стать для ребенка источником нездорового интереса или страха. Желательно ограничить просмотр телевизора в целом, особенно тех каналов, на которых часто показывают ужастики и фильмы для взрослых. Вообще телевидение в последнее время стало неотъемлемой частью дома и семьи, ребенок стал получать гораздо меньше родительского внимания. В результате Вы получаете двойную порцию капризов и истерик. Отсюда правило: телевизор – не член семьи; дети заслуживают Вашего внимания гораздо больше, чем он. 


            Часто ли вам дети задают вопросы на «интимные» темы?
Если да, то Ваши ответы обязаны соответствовать действительности. Ответы: "нашли в капусте", "купили в магазине" "аист принес" больше отражают Ваше смущение и вносят сумятицу в сознание ребенка. Ответы должны быть адаптированы возрасту и сознанию ребенка. 
Дети могут задать вопрос: «Почему мама и папа спят вместе». Вы можете ответить, что обычно родители все дела делают вместе: воспитывают ребенка, ведут хозяйство, спят и так далее. Главное в таких вопросах не теряться и сохранять спокойствие. Старайтесь не повышать голос и не прибегать к наказаниям за повышенное любопытство. Ребенку интересно: «Раз я есть, значит, я откуда-то взялся».
Если Вы понимаете, что ребенок застал Вас врасплох с вопросом, просто спокойно скажите ему: «Дай мне немножко времени, я подумаю, как тебе ответить» или «Подожди чуточку, я закончу свои дела и обязательно отвечу тебе». Так Вы выиграете несколько минут для обдумывания. Если же у ребенка такие вопросы пока не возникают, то лучше самим разговор на эту тему не начинать. Любую информацию мы должны давать детям своевременно и в определенных количествах соответственно возрасту.


              Когда нужно начинать говорить с ребенком о взаимоотношениях полов?
Первое, о чем нужно подумать в этом вопросе – о доверии между Вами и ребенком. Если оно есть – замечательно, если оно утрачено, надо его восстановить, иначе ответы на волнующие вопросы ребенок пойдет искать в другом месте, и не известно какие ответы он там получит.
Итак, если вопросы появились, то с чего начинать? Лучше с пояснения различий между мужчиной и женщиной. Можете привести в пример образцы поведения мужчины и женщины, или какие дела женские, а какие мужские. Применить описательные характеристики: она - нежная, кокетливая, использует косметику, украшения, ведет домашнее хозяйство и так далее; он – сильный, выносливый, решает проблемы семьи, разбирается в технике и так далее. Вы можете привлечь ребенка к описанию мужчины и женщины.
Наблюдая за родителями в повседневной жизни, дети учатся вести себя с противоположным полом. Будущая семейная жизнь будет гармоничной, если у ребенка сформированы правильные психосексуальные установки.

Следует ли ребенку говорить правду о том, откуда берутся дети и кто это должен делать?
Правду говорить стоит, но только ту часть, которую ребенок способен воспринять адекватно. Сейчас огромное множество литературы по половому воспитанию, Вы можете ею воспользоваться. Но… не берите первую попавшуюся книгу, а внимательно ознакомьтесь с предлагаемым автором материалом, если Вас все устраивает - покупайте.
Вы можете сами рассказать о том, откуда берутся дети. 
К примеру, сначала  рассказываем  как  с папой познакомились, показываем свадебные фотографии. Потом говорим о том, что нам стало вдвоем очень скучно, и мы захотели, чтобы у нас появился малыш. У женщины в животе есть специальные клеточки, в которых зарождается малыш, но надо, чтобы мама и папа друг друга сильно любили. Папа маму обнимает, гладит животик, и малыш начинает там расти, живот становится большой, малышу становится там тесно и врач помогает маме родить ребенка. Мама и папа берут малыша на руки и все счастливы. Так ты появился на свет.

Что делать, если мой ребенок жалуется на то, что другие дети пристают к нему, пытаются трогать за определенные места?
Попытайтесь научить ребенка привлекать к себе внимание окружающих, когда такое происходит. Дети обычно стесняются и всячески отворачиваются. Дайте понять ребенку, что нужно остановить все нехорошие действия других детей и чем громче он (она) об этом заявит, тем меньше посягательств будет в дальнейшем. 
Как привлечь к себе внимание? Нужно громко сказать: «Мне неприятно, когда ты меня трогаешь», если не помогает, ребенок может сказать: «Если ты еще раз меня тронешь - мои родители будут разговаривать с твоими родителями» - это касается не только детского сада, но и общения с дворовыми ребятами. Ребенок должен хорошо понимать, что у него есть защита и эта защита – Вы и взрослый, находящийся рядом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Какой, какая, какие предметы по цвету? "(согласование прилагательных с существительными).

Презентация предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Цель: развитие умения согласовывать прилагательные с существительными; развивать речь,память, мышление....

Формирование гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе

Статья содержит описание опыта работы воспитателя подготовительной группы по формированию гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста....

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В наше время в общественном сознании обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям  двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к ц...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного возраста в образовательной программе «Воспитательный диалог» Телегина М.В.

Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного возраста в образовательной программе «Воспитательный диалог» Телегина М.В....