Развитие детей в познавательной деятельности
консультация (старшая группа) на тему

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Консультация для родителей

«Развитие детей в познавательной   деятельности»

Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Особенно характерно это для одаренных детей. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на сферы деятельности.

 Познавательно- исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, как, зачем).

 Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта:      причинно- следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.

 Формированию ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, способствует организация партнерской деятельности со взрослым, где взрослый демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

 Известный психолог Ж. Пиаже утверждал, что развитие ребенка во многом зависит от практики взаимодействия с другими людьми, строящейся на основе отношений взаимного уважения. Именно в рамках этих отношений закладываются начала децентрации: познавательной и социальной.

 Конечно, взрослый не может до конца «уравняться» с ребенком в силу своего морального авторитета, но тем не менее необходимо моделировать такие ситуации.

 Партнерская позиция взрослого способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной децентрации.

  Организация занятий в партнерской деятельности в форме партнерской деятельности требует от взрослого стиля поведения, который должен выражать суть партнерства: «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».

 Прежде всего, это приглашение к деятельности с детьми необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня…Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…Я буду…Кто хочет- присоединяйтесь…»

 Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый как равноправный участник предлагает возможные способы ее реализации; в самом процессе деятельности исподволь «задает» развивающее содержание; предлагает свою идею или свой результат как объект детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпритацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем. В процессе деятельности допускается «рабочий гул» , разрешено и поощряется общение с соседями, свободное размещение и перемещение.

 Особым образом строится заключительный этап деятельности. Прежде всего его характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он исследование или нет.

 Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент- какое-либо событие, вызывающее интерес детей, позволяющий поставить вопрос для исследования.

 Во-первых, это могут быть реальные события, происходящие в данный период: яркие природные явления (например, листопад) и общественные события ( например, предстоящий Новый год).

 Во-вторых, события, специально «смоделированные» предложение предметов ранее неизведанных детям, вызывающий неподдельный интерес и исследовательскую активность.

 В – третьих, это событие, происходящее в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре).

  И наконец, события, происходящие в жизни возрастной группы «заражающие» всех детей и приводящие к устойчивым, какое-то время удерживающимся интересам (например, увлечение динозаврами, сбором красивых камней и т.п.).

 Познавательно-исследовательская деятельность как стержневая может быть «обрамлена» другими видами деятельности.

 Возможны следующие сочетания:

 1. Чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, -затем собственно познавательно-исследовательская деятельность;

2. Познавательно- исследовательская деятельность – затем сюжетная игра

3. Познавательно- исследовательская деятельность – затем продуктивная деятельность, продолжающая тему.

      Уважаемые родители:

 Предлагаем вам организовать с детьми дома совместную деятельность для закрепления навыков и умений, полученных в стенах детского сада.

 При посещении магазинов закрепляйте умение выявлять общие признаки предметов (овощей, фруктов) и их яркие отличительные признаки. Расширяйте кругозор детей в области видов транспорта. При посещении парка, леса закрепляйте названия растений и их плодов. При просмотре фотографий о летнем отдыхе ставьте перед детьми вопросы приводящие к сравнению явлений. По пути в детский сад учите наблюдать за какими- либо объектами. При посещении больницы акцентируйте внимание на своевременное лечение, проведении закаливания.Учите бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Учите детей смешивать краски и получать новые цвета. Стимулируйте активную познавательную деятельность детей в играх с водой, песком, глиной, природным материалом. Поощряйте работу и наблюдения детей на даче, в лесу, море и т.д. Развивайте кругозор, знакомя с интересными факторами и объектами родного поселка.



Предварительный просмотр:

         Консультация для родителей

«Развитие детей в познавательной   деятельности»

Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Особенно характерно это для одаренных детей. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на сферы деятельности.

 Познавательно- исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, как, зачем).

 Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта:      причинно- следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.

 Формированию ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, способствует организация партнерской деятельности со взрослым, где взрослый демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

 Известный психолог Ж. Пиаже утверждал, что развитие ребенка во многом зависит от практики взаимодействия с другими людьми, строящейся на основе отношений взаимного уважения. Именно в рамках этих отношений закладываются начала децентрации: познавательной и социальной.

 Конечно, взрослый не может до конца «уравняться» с ребенком в силу своего морального авторитета, но тем не менее необходимо моделировать такие ситуации.

 Партнерская позиция взрослого способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной децентрации.

  Организация занятий в партнерской деятельности в форме партнерской деятельности требует от взрослого стиля поведения, который должен выражать суть партнерства: «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».

 Прежде всего, это приглашение к деятельности с детьми необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня…Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…Я буду…Кто хочет- присоединяйтесь…»

 Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый как равноправный участник предлагает возможные способы ее реализации; в самом процессе деятельности исподволь «задает» развивающее содержание; предлагает свою идею или свой результат как объект детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпритацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем. В процессе деятельности допускается «рабочий гул» , разрешено и поощряется общение с соседями, свободное размещение и перемещение.

 Особым образом строится заключительный этап деятельности. Прежде всего его характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он исследование или нет.

 Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент- какое-либо событие, вызывающее интерес детей, позволяющий поставить вопрос для исследования.

 Во-первых, это могут быть реальные события, происходящие в данный период: яркие природные явления (например, листопад) и общественные события ( например, предстоящий Новый год).

 Во-вторых, события, специально «смоделированные» предложение предметов ранее неизведанных детям, вызывающий неподдельный интерес и исследовательскую активность.

 В – третьих, это событие, происходящее в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре).

  И наконец, события, происходящие в жизни возрастной группы «заражающие» всех детей и приводящие к устойчивым, какое-то время удерживающимся интересам (например, увлечение динозаврами, сбором красивых камней и т.п.).

 Познавательно-исследовательская деятельность как стержневая может быть «обрамлена» другими видами деятельности.

 Возможны следующие сочетания:

 1. Чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, -затем собственно познавательно-исследовательская деятельность;

2. Познавательно- исследовательская деятельность – затем сюжетная игра

3. Познавательно- исследовательская деятельность – затем продуктивная деятельность, продолжающая тему.

      Уважаемые родители:

 Предлагаем вам организовать с детьми дома совместную деятельность для закрепления навыков и умений, полученных в стенах детского сада.

 При посещении магазинов закрепляйте умение выявлять общие признаки предметов (овощей, фруктов) и их яркие отличительные признаки. Расширяйте кругозор детей в области видов транспорта. При посещении парка, леса закрепляйте названия растений и их плодов. При просмотре фотографий о летнем отдыхе ставьте перед детьми вопросы приводящие к сравнению явлений. По пути в детский сад учите наблюдать за какими- либо объектами. При посещении больницы акцентируйте внимание на своевременное лечение, проведении закаливания.Учите бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Учите детей смешивать краски и получать новые цвета. Стимулируйте активную познавательную деятельность детей в играх с водой, песком, глиной, природным материалом. Поощряйте работу и наблюдения детей на даче, в лесу, море и т.д. Развивайте кругозор, знакомя с интересными факторами и объектами родного поселка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности

Познавательно-речевое развитие.  Включает в себя: уточнение и обогащение словарного запаса детей в связи с расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире; умение устанавливать причин...

Доклад на тему: « Познавательно – речевое развитие детей в нерегламентированной деятельности» воспитателя первой младшей группы

В этом докладе я показываю оптимальные пути, помогающие ребёнку найти себя, утвердится, быстро адаптироваться в детском саду....

Мастер - класс для воспитателей "Комплексное развитие детей средствами познавательной, коммуникативной, продуктивной детской деятельности."

Сценарий организованной познавательной деятельности во 2 младшей группе на тему "Русская народная сказка "Лисичка-сестричка и серый волк"...

Мастер - класс для воспитателей "Комплексное развитие детей средствами познавательной, коммуникативной, продуктивной детской деятельности."

Сценарий организованной познавательной деятельности во 2 младшей группе на тему "Русская народная сказка "Лисичка-сестричка и серый волк"...

Развитие и коррекция познавательной деятельности детей через дидактические игры.

Развитие и коррекция познавательной деятельности детей через дидактические игры....

Сенсорная интеграция как средство развития речи и познавательной деятельности у детей с ОВЗ (детей с нарушением интеллекта и РАС)

Сенсорная интеграция как средство развития речи и познавательной деятельности у детей с ОВЗ (детей с нарушением интеллекта и РАС)...