Главные вкладки

    Доклад на тему: « Познавательно – речевое развитие детей в нерегламентированной деятельности» воспитателя первой младшей группы
    учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему

    Варыгина Ирина Евгеньевна

    В этом докладе я показываю оптимальные пути, помогающие ребёнку найти себя, утвердится, быстро адаптироваться в детском саду.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx16.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад

    На тему: « Познавательно – речевое развитие детей

    в нерегламентированной деятельности»

    воспитателя первой младшей группы

    «Ромашка»

    МДОУ « Детский сад №5 «Радость»

    Р.п. Базарный Карабулак

    Саратовской области»

    Варыгиной Ирины Евгеньевны

     

    Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения, так как пользоваться ею – серьёзная наука и немалое искусство.

    Одной из особенностей развития ребёнка третьего года жизни является развитие речи. Он начинает понимать смысл высказывания взрослого, речь для ребёнка становится регулятором поведения. Расширение словаря осуществляется за счёт слов, обозначающих предметы ( имена существительные) действия ( глаголы) признаки ( прилагательные). С развитием речи  начинает развиваться  мышление. Это особенно важно, т.к. обобщённое значение приобретают слова, обозначающие цвет, форму, величину, барические качества (лёгкий, тяжёлый), вкус, оценку действий ( хороший - плохой, чистый- грязный, пустой- полный ). В 2,5 года появляются предлоги ( в, на, под, за). Ребёнок начинает использовать падежные формы.

    В своей работе я ищу оптимальные пути, помогающие ребёнку найти себя, утвердится, быстро адаптироваться в детском саду. Поэтому был разработан  проект « На крылечке», где особое место отведено развитию речи ребёнка с использованием элементов устного народного творчества. Особенно важно обращение к фольклору в первые дни  появления ребёнка в детском саду. Дети скучают по дому, неохотно общаются со взрослыми и детьми, плохо едят, плачут. Здесь пригодятся уговорушки.

    Горошенки- непрошенки.

    Горошенки,

    Непрошенки,

    Откуда вы взялись?

    Трамваем или поездом

    До Насти добрались?

    Нет, портить настроение

    Никто вас не просил!

    А может мы не плакали, а дождик моросил?

    Хорошо подобранная  потешка, с выразительностью произнесённая, помогает быстрее установить контакт с ребёнком. Дети вслушиваются  в песенки, потешки, овладевают новым запасом слов, приобщаются к красоте речи. На все случаи жизни можно найти их и применить. Ребёнок встаёт и умывается.

    Водичка, водичка,

    Умой  моё личико,

    Чтобы глазки блестели,

    Чтобы щёчки краснели,

    Чтоб смеялся роток

    И белел в нём зубок.

    Из колодца принесла

    Курочка водицы,

    А ребята всей гурьбой

    Побежали мыться.

    При расчёсывании:

    Уж я косу заплету

    Уж я русу заплету,

     Я плету, плету, плету,

    Приговариваю:

    - Ты расти, расти коса,

    Всему городу краса!

    Эти потешки я использую и во время игр с куклами.

    Во время еды:

    Идёт коза рогатая

    За малыми ребятами.

    Кто кашу не ест?

    Молоко не пьёт?

    Забодает, забодает.

    Во время игр

    Ай, ду-ду-ду-ду-ду-ду

    Сидит ворон на дубу

    Он играет во трубу

    Во серебряную.

    Труба точеная, позолоченная,

    Труба ладная, песня складная.

    Выход на прогулку

    Наша Таня маленька,

    На  ней шубка аленька.

    Раз, два, три, четыре-

    Собираемся гулять.

    Считалка поможет детям запомнить порядковый счёт, сама процедура одевания пройдёт веселее.

    Во время прогулки

     Показывая детям цветы, деревья или наблюдая за живыми объектами, рассказываю подходящие для этого случая заклички.

    Воробей, воробей,

    Не гоняй голубей,

    Не клюй песок, не тупи носок.

    Пчёлы летят-

    В поле гудят.

    Божья коровка,

    Чёрная головка,

    Улети на небо,

    Принеси нам хлеба,

    Чёрного и белого, только не горелого.

    А эти заклички познакомят с природными явлениями

    Дождик, дождик полно лить, малых детушек мочить.

    Солнышко-вёдрышко

    Выгляни в окошко,

    Поиграй немножко.

    Особое место занимает фольклор в игровой деятельности. Дети охотно играют в песенные хороводные игры.

    Народные подвижные игры

    «Мыши водят хоровод»

    « Скачет зайка маленький»

    «Мы сидели на печи»

    Во время пальчиковой гимнастики

    Дети повторяют слова

    Сорока, сорока, где была далёко

    Кашу варила, деток кормила.  

    Ладушки, ладушки…и т.д.

       Сказки, песни, потешки, загадки, заклички- являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, неисчерпаемые возможности для развития речи детей. Возвращение  к устному народному творчеству должно быть постоянным. Театрализованная деятельность  также способствует речевому развитию, стимулирует активную речь ребёнка за счёт расширения словарного запаса,  работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения с игрушками, сверстниками, взрослыми. Всё это помогает малышам освоить элементарные этические понятия, воспитывают культуру общения.

           В нашей группе ведётся работа и над словарём настроений. Дети знают, что настроение бывает грустное, хорошее, весёлое. ( баба и дед плачут- какое у них настроение, выглянуло солнышко?)

     Чтение  сказок занимает не последнее место в работе с детьми. Из них дети черпают народную культуру по маленьким крупицам, знакомятся с народными костюмами, традициями. ( сарафан у Машеньки, избушка медведя, короб с пирожками )

    Особое место в познавательно- речевом развитии детей играет народная игрушка. Знакомство с матрёшками ( Машей, Дашей, Настенькой) тряпичной куклой (Капустиньей), глиняной игрушкой, неваляшкой,  весельчаком Петрушкой помогает детям преодолевать огромные преграды в речи, познавательном развитии. и т.д.

    На этой неделе к нам гости пожаловал Петрушка, который приходил не только на занятия, но и гулял на участке, поливал посаженные овощи, знакомился с Капустиньей, играл в игры, читал сказки, смотрел представления и т.д. Петруша был и собеседником и слушателем и участником, общался с детьми на равных. А ещё Петрушка стал хранителем  нашего мини- музея «Петрушкина копилка».

    Была проведена диагностика в сентябре и январе, в которой участвовали все дети нашей группы. По проделанной работе  мы можем наблюдать следующие результаты: увеличился процент говорящих детей  на 6,3 %


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию "Прогулка в зимний лес" в 1 младшей группе.

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно – речевому  развитию детей 1 младшей группы«Прогулка в зимний лес»Интеграция образовательных областей – познание, коммуника...

    Статья на тему: Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через фольклор.

    Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в речевом развитии дошкольника. Именно в младшем дошкольном возрасте целенаправленное и...

    Самообразование. Тема "Познавательно-речевое развитие детей посредством трудовой деятельности"

    1 слайдОтчет по самообразованию «Познавательно-речевое развитие детей посредством трудовой деятельности» Камалиева Резеда Талгтовна  2 слайд«Труд становится великим воспитателем, когда ...

    Проект по речевому развитию детей средствами театрализованной деятельности "Речецветик" 1 младшая группа

    В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. В настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные п...

    Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности в первой младшей группе на тему «Репка»

    Конспект организованной образовательной деятельностипо речевому развитию с элементами театрализованнойдеятельности в первой младшей группе на тему «Репка»  Программное ...