Развитие речи детей от 0 до 2-х лет
консультация на тему

Тетюхина Екатерина Викторовна

Жизнь младенца начинается с громкого крика: «Я здесь! Я родился! Привет!». С какого момента звуки, издаваемые крохотным человечком, можно считать речью? Развитие речи детей раннего возраста и все вопросы, связанные с ним, приносят родителям много беспокойства. О чем должны знать папы и мамы малыша, которому еще не исполнилось 2 лет?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_ot_0_do_2.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей от 0 до 2 лет

Первый этап речевого развития ребенка — от 0 до 1 года

• 1 месяц — у ребенка интенсивно развивается головной мозг, физический слух, органы речи, зрительное восприятие. В усвоении речи ведущая роль принадлежит слуху.

• 2-3 месяца — ребенок начинает произносить гласные звуки, но эти звуки не похожи на звуки, произносимые взрослыми. Появляются некоторые согласные звуки.

• 3-6 месяцев — период гуления: мягкая голосоподача, выражающая физиологический комфорт ребенка, все это сопровождается «комплексом оживления».

 от 6 месяцев до 1 года — главное новообразование этого периода — возникновение подражания: подражание двигательному поведению взрослых, голосовым реакциям.

Получив возможность подражать взрослому, ребенок активно повторяет за ним слоги — это период лепета — который очень важен для упражнения артикуляционного аппарата и тренировки физического и фонематического слуха. Развитие понимания речи начинается с адекватного реагирования на интонацию и завершается пониманием отдельных инструкций, выполнением простых просьб, пониманеим названий отдельных предметов, узнаванием их на картинках.

Характеристика речи детей второго года жизни

Понимание речи:

  • малыш может узнать предмет среди группы предметов;
  • найти на картинке кошку, собачку и других животных;
  • может показать, где у него глазки, носик и т.д.

Словарь:

Начинает накапливаться активный словарь. Рост словаря находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания.

Слово при первом усвоении обозначает название только данного конкретного предмета. Постепенно ребенок начинает понимать, что стол — это не только стол в данной комнате, но и любой другой стол. Также ребенок постепенно начинает усваивать глаголы и прилагательные.

Грамматический строй речи:

Грамматический строй языка у ребенка второго года жизни формируется на базе накопленного словаря и проходит несколько периодов;

1 период — период предложений:

  • этап однословных предложений (1,3 — 1,8) — предложения состоят из одного слога или слова-звукоподражания (ба-собака, би-би- машина). Ребенок одним словом обозначает разные предметы, имеющие общий признак (апа — шапка, кепка, косынка и т.д.) По мере того, как накапливается опыт ребенка, он учится различать предметы, и в его словаре накапливаются новые слова. Первые слова называют не только предметы, но и действия с ними.
  • этап предложений из нескольких слов-корней (1,8 -1,10) — слова в таких предложениях не связаны грамматически, глаголы часто являются звукоподражаниями (бай-бай). Много глаголов повелительного наклонения. Примеры таких предложений: «ляля бух», «папа ам» и т.д.

2 период — период усвоения грамматической структуры предложения.

Фраза начинает оформляться грамматически в соответствии с законами языка, а не способом простого приставления слов к друг другу. Постепенно у детей появляются:

  • первые формы — формы мн. числа сущ-ых (-ы звучит как -и: стол — тол-и)
  • винительный падеж с окончанием -у (дать куку — куклу)
  • предложный падеж с обозначением места без предлога и с окончанием — е (на столе — толе)
  • глаголы повелительного наклонения и 3 лицо ед. число наст, времени (стоит)
  • у некоторых детей появляются рано первое лицо ед. число глаголов (хочу), третье лицо ед. число прошедшего времени (Ляла кусала), будущее время (папа будеть титать).
  • появляются первые прилагательные, чаще мужского и женского рода.

Фраза уже может состоять из 3-4 слов, она имеет некоторое грамматическое оформление (Дядя ыбку овить). Себя дети называют в 3 лице по имени, хотя возможно появление местоимение «я» уже на втором году жизни. Некоторые дети, которые опережают своих сверстников, могут уже не иметь аграмматизмов в речи, но их речь еще не совершенна из-за несформировавшегося звукопроизношения.

Звукопроизношение

Причина — несовершенство артикуляционного аппарата.

В начале второго года жизни ребенок правильно произносит: А, У, И, О, Б, П. Остальные звуки заменяются более близкими по артикуляции. Причем большинство этих звуков русскому языку не соответствуют и позже утрачиваются.

К полутора годам ребенок четко произносит гласные А,У,И,О,Э, согласные Б,Г,Ш,Й,К,Г. Из гласных отсутствует звук Ы.

Свистящие и шипящие звуки заменяются на мягкие (с,з,т,л,й)

Возрастной нормой является пропуск сонорных звуков (Р,Л)

Ребенок осваивает не только простые по структуре слова из 1-2 слогов, но и многосложные, которые в силу несовершенства звукопроизношения произносятся искаженно: пропуски слогов, звуков, укорачивание слова.

Часто в этом возрасте у детей бывает тихий, слабый голос.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...