Развитие речи дошкольников на этапе подготовки к школе.
консультация на тему

Лаврентьева Наталия Сергеевна

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров  детской литературы; формирование звуковой  аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольников на этапе подготовки к школе.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных Жанров  детской литературы; формирование звуковой  аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы.

К семи годам:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Определение стартовых возможностей детей можно провести диагностической работой.

Цель выполнения заданий:

- определить развитие мелкой моторики руки;

- проверить уровень сформированности  умения ориентироваться на листе бумаги; пространственных представлений «вправо», «влево», «вверх», «вниз»;

- определить  сформированность  умения  слышать  и  слушать текст с голоса учителя; отбирать нужную информацию для выполнения задания;

- определить круг чтения;

- определить сформированность фонематического слуха на основе выделения нужного звука в словах;

- выявить сформированность умения определять количество звуков в слове и   соотносить с предметными картинками.

Развитие фонематического слуха.

Звуковой анализ – это учебная задача, состоящая из ряда учебных операций.

Первая операция – «чтение» слова по схеме звукового состава с указкой, или называем картинку.

Вторая операция – интонационное выделение звука в слове.

Третья операция – изолированное называние звука, который был выделен.

Четвертая операция – обозначение изолированного звука «фишкой»…..

Игра «Живые звуки».

Развитие речи учащихся; обогащение лексического запаса  слов.

Задание: составить устный рассказ по сюжетным картинкам.

Развитие мелкой моторики руки.

- сформированность устной речи, способность производить анализ и синтез устной речи;

- сформированность   пространственного   восприятия   и пространственных представлений: ориентировка в понятиях "право"и "лево" в схеме собственного тела и в пространстве;

- развитие тонко координированных движений рук;

- сформированность зрительно-моторных и слухо-моторных координаций;

- сформированность произвольной деятельности, умения регулировать свои действия, применять волевое усилие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Недостатки развития речи дошкольника и их проявления в школе.

В статье рассмотрены примеры специфических ошибок на письме и причины их появления у детей в младшей школе....

Семинар - практикум для воспитателей "Развитие памяти у дошкольников на этапе подготовки к школе"."

Семинар - практикум для воспитателей "Развитие памяти у дошкольников на этапе подготовки к школе" был проведен для воспитателей подготовительных групп  в 2013 учебном году....

"Развитие речи дошкольников-основа успешного обучения в школе".

К.Д.Ушинский писал:"Усваивая родной язык,ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения,но бесконечное множество понятий,воззрений на предметы,множество мыслей,чувств,художественн...

Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания

Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания...

Вариативные формы дополнительного образования дошкольников на этапе подготовки к школе.

На современном этапе очень возросла роль дополнительного образования детей и стала занимать особое место.     Дополнительное образование дошкольников — это вид образования, к...

"Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе"

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе...