творческий проект по теме:"Развитие изобразительных навыков в рисовании старших дошкольников на этапе подготовки к школе".
методическая разработка по теме

Королёва Алевтина Геннадьевна

теоретическая  часть проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_dokument_microsoft_office_word_10.docx52.65 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект по теме:

«Развитие изобразительных навыков в рисовании старших дошкольников на этапе подготовки к школе».

Королёвой Алевтины Геннадьевны

воспитателя МБДОУ №14

Успенского района с. Марьино

ВВЕДЕНИЕ

       Основы формирования всесторонне развитой личности закладываются уже в дошкольном возрасте. От того, как воспитывается ребенок в первые годы жизни, во многом предопределяется успех его дальнейшего полноценного развития.

     Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. Успехи ребенка во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, готовности психических процессов и готовности личности.

       Психолого-педагогические исследования и практика показывают, что основное значение для подготовки к школе имеет общевоспитательная работа детского сада, направленная на всестороннее развитие ребенка - физическое, умственное, нравственное, эстетическое. Особое внимание при этом уделяется организации разных видов деятельности (игр, наблюдений в природе, занятий, элементарного труда, конструирования, рисования) с учетом, с одной стороны, психофизиологических особенностей дошкольников, а с другой, требований, предъявляемых школой к их развитию. Важная роль в данном процессе отводится изобразительной деятельности.

        Е.И. Рогов отмечает, что рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывая у него положительные эмоции.

       Н.К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой надо дать возможность расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось» .

       Занятия рисованием, лепкой, аппликацией вызывают у детей положительные эмоции, удовлетворение результатом труда. При этом формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности; способность слушать и запоминать задание, выполнять его за определенное время, умения планировать и оценивать свою работу, доводить дело до конца, находить ошибки и исправлять их; содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы.

        Исследования Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной и других педагогов указывают на возможность такой системы обучения в детском саду, которая будет способствовать подготовке детей к школе. В исследованиях изобразительной деятельности школьников, проведенных Е.И. Игнатьевым и Г.А. Лабунской, подчёркивается необходимость построения уроков изобразительного искусства в школе с учётом имеющихся у детей знаний, умений и навыков, приобретённых в дошкольном учреждении.

       Перестройка школьных программ в соответствии с современным уровнем развития науки и техники, сокращением сроков и обогащением научного содержания начального обучения предъявляет новые, более высокие требования к дошкольному воспитанию и подготовке детей к школе. Поэтому в настоящее время возникает настоятельная необходимость и обнаруживаются реальные возможности дальнейшего совершенствования программ и методов дошкольного воспитания, направленного на повышение уровня общего развития детей и улучшение процесса их подготовки к школе.

        Актуальность исследования заключается в том, что в современных условиях необходимо использовать любой вид деятельности дошкольника с целью всестороннего развития личности и формирования его готовности к школе. Изобразительная деятельность, являясь одним из любимых занятий детей, может быть использована в качестве одного из средств повышения уровня подготовки ребенка к школе, но необходимо изучить возможности ее применения с этой целью.

     Объект исследования: процесс подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.

      Предмет исследования: условия, средства и методы педагогического воздействия на процесс подготовки детей к обучению в школе посредством занятий по изобразительному искусству.

 Цель исследования: на основе анализа современных научно-методических источников по проблеме исследования разработать и проверить эффективность способов совершенствования подготовки дошкольников к обучению в школе посредством занятий по изобразительной деятельности.

       Гипотеза работы: целенаправленная организация изобразительной деятельности способна оказывать существенное влияние на успешность подготовки старших дошкольников к процессу обучения в школе, а именно на:

- развитие мелкой моторики рук,

- умение работать по образцу,

- способность концентрировать свое внимание на важном,

- умение подчинять свою деятельность требованиям взрослых.

Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

- Рассмотреть и проанализировать в свете современных научных психолого-педагогических представлений сущность понятия готовность к обучению в школе и определить его составляющие.

- Определить влияние комплексного использования методов и приемов изобразительной деятельности на уровень подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.

- Смоделировать и экспериментально проверить систему деятельности в рамках кружковой работы, обеспечивающую возможность повышения уровня подготовки дошкольников к школе.

Теоретическими источниками исследования послужили:

− исследования по методике обучения изобразительному искусству и руководству изобразительной деятельностью школьников (Л.И. Божович, М.С. Кон, В.С. Мухина, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн, В.С. Щербаков, И.П. Волков);

− теории развития творческих способностей в учебной деятельности (В.Н. Бутенко, Л.С. Выготский, Н.А. Дмитриева, В.П. Зинченко, Д.Б. Кабалевский, Г.В. Лабунская, А.А. Мелик-Пашаев, В.Н. Полунина, С.В. Погодина);

− исследования по культурно-нравственному и изобразительному творчеству (Г.В. Лабунская, И.В. Лопухова, Б.М. Неменский, Б.И. Рубина, И.Ф. Свадковский, Я.Я. Чарнецкий, П.М. Якобсон).

Методы исследования:

- теоретический анализ научно-методической литературы по проблемам педагогики, психологии, искусствоведения;

- изучение и анализ действующих программ кружков и факультативов, дошкольной документации, учебно-воспитательных планов, дидактических пособий по изобразительному искусству и художественному труду;

- изучение и обобщение передового педагогического опыта воспитателей дошкольных учреждений образования;

- педагогические наблюдения и анализ фактического материала, протоколирование рассуждений учащихся, сравнительный анализ вариантов решения практических заданий;

- психолого-педагогический эксперимент по совершенствованию художественно-творческой деятельности и повышению уровня подготовки к обучению в школе детей дошкольного возраста на кружковых занятиях изобразительным искусством и художественным трудом, обработка экспериментальных данных исследований, проведенных в ДУО.

Научная новизна работы заключается в выявлении взаимосвязи между различными видами изодеятельности и компонентами психологической готовности к обучению в школе.

Теоретическая значимость исследования:

− определены возможности изобразительно-творческой деятельности в развитии интеллектуальных способностей и формировании духовно-нравственной культуры личности;

− предложена организационно-педагогическая модель обучения рисованию дошкольников через целенаправленное их включение в изобразительно-творческую деятельность;

− раскрыты сущность и механизмы оптимизации процесса и повышения уровня подготовки к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что результаты данного эксперимента представляют собой разработку методического комплекса занятий, направленных на повышение уровня подготовки детей к школе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены логической непротиворечивостью и научной корректностью исходных теоретико-методологических позиций; выбором и реализацией комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования; теоретической и экспериментальной обоснованностью предложенных автором методов обучения художественно-изобразительному творчеству детей дошкольного возраста.

1. Современные подходы в решении проблемы подготовки ребенка к школе посредством изобразительной деятельности.

 

1.1 Обзор научно-методической литературы по проблеме психологической готовности детей к обучению в школе.

Осуществляемая в стране перестройка системы начального образования, высокие требования к организации воспитания и обучения выдвигают проблему совершенствования подготовки детей к школе в ряд наиболее актуальных. Обеспечение высокого уровня готовности к школе создает фундамент для последующего успешного обучения детей.

Готовность детей к школе является комплексным образованием, охватывающим все стороны жизни ребенка, и обычно рассматривается на трех уровнях:

1. морфофункционалъном,

2. умственном,

3. личностном.

Рассмотрение готовности к школе на уровне индивида отражает степень зрелости психики ребенка, что проявляется в соответствии психического развития (процессов памяти, восприятия, мышления) требованиям нормативности для старшего дошкольного возраста и обеспечивает возможность выполнения учебной деятельности и сотрудничества на этапе начала школьного обучения. Начиная с данного уровня, можно говорить о «психологической готовности к обучению» (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер).

Готовность к школе на уровне личности связана с социальным созревание ребенка, его эмоционально-мотивационной сферой, деятельностной направленностью на решение новых задач, принятием новой социальной позиции и особенностями Я-концепции. Это высший уровень готовности к школе. (Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский, В.М. Мухина, Е.Е. Кравцова, В.Н. Маркова).

Готовность к школе, отражая черты инвариантности личностного развития старшего дошкольника, применительно к конкретной личности всегда несет на себе отпечаток ее индивидуальных особенностей.  

Таким образом, в широком плане под готовностью к систематическому обучению понимается такой уровень развития ребенка, который дает ему возможность достаточно легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности, овладеть новыми знаниями, умениями, нормами поведения, проявляя при этом необходимый уровень активности. В более узком плане говорят о функциональной, умственной, нравственно - волевой, социально - психологической готовности к школе.

Центральным понятием нашей работы является «психологическая готовность к обучению, представленная комплексом психических качеств, необходимых для успешного начала обучения и включающая в себя мотивационный, волевой, интеллектуальный, коммуникативный, нравственный, эмоциональный компоненты.

Одна из проблем, связанная с исследованием психологической готовности к обучению в школе, заключается в том, что в современной науке нет единого подхода к пониманию структуры и компонентного содержания данного феномена. Существует большое количество разнообразных подходов к проблеме структурных компонентов психологической готовности, что иногда оборачивается несовпадающими и даже взаимоисключающими выводами. Отсутствие единой концепции в оценке психологической готовности к обучению ярко отражают опубликованные в последнее время многочисленные методики и тесты выявления уровней готовности к школе, большинству из которых свойственен сугубо суммарный подход к подбору заданий по принципу «чем больше, тем лучше».

В данной ситуации, на наш взгляд, наиболее целесообразен выбор того направления, которое наиболее перспективно с точки зрения решения насущных психолого-педагогических проблем, касающихся формирования психологической готовности ребенка к обучению на современном этапе.

Как было отмечено выше, в современной психолого-педагогической литературе психологическая готовность к обучению рассматривается в двух аспектах, как:

1. интеллектуальная готовность детей к школе,

2. личностная готовность детей к обучению, которая включает в себя

а) нравственно-волевую,

б) эмоциональную,

в) коммуникативную,

г) мотивационную стороны .

Интеллектуальная готовность ребенка к школе имеет своим центральным компонентом разнообразные интеллектуальные умения, способы познавательной деятельности, которые в единстве с формирующимися у дошкольников познавательными интересами и мотивами обеспечивают познавательную направленность ребенка на освоение новых знаний и стремление к школьному обучению.

В рамках данного подхода можно выделить работы Н.Н. Поддъякова, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. Исследователями была выявлена возможность повышения уровня умственной готовности к школе в условиях целенаправленного формирования интеллектуальных и перцептивных действий детей, обучения рациональным способам обследования внешних свойств предметов, использованию систем общественно выработанных эталонов и моделей.

В рамках данного интеллектуального подхода в связи с вопросом о возможности обучения в школе с более раннего возраста мощное развитие в психологии и педагогике получило направление, заключающееся в формировании у детей определенных знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе (Т.В. Тарунтаева, Л.Е. Журова); усваиваемое школьниками содержание в этом случае должно быть согласовано с их возрастными возможностями, то есть даваться в адекватной для этого возраста форме .

Наряду с исследованиями сферы интеллектуального развития, проблема психологической готовности детей к школе связана с личностной сферой дошкольников. Эта область включает в себя ряд направлений, а именно: развитие нравственно волевых предпосылок учения, мотивационно-потребностной сферы, интереса к школе и к учению, умения ориентировать поведение на моральную норму или правило, самосознания, самооценки, самоконтроля, самостоятельности, эмоциональное воспитание .

Нравственно-волевая готовность к обучению обеспечивает принятие ребенком новых, более сложных требований к поведению и деятельности в школе, развитие его настойчивости, ответственности, самоорганизации. Данный тип готовности проявляется в определенном уровне развития личностного поведения старшего дошкольника. Показательной в этом отношении является развивающаяся на протяжении дошкольного возраста способность ребенка к управлению своим поведением: умение сознательно выполнять правила, требования взрослого, тормозить аффективные побуждения, проявлять настойчивость в достижении поставленной цели, умение выполнить до конца нужную работу, вопреки привлекательной, но отвлекающей от нее цели .

Основу для развития произвольности поведения ребенка составляет формирующаяся к концу дошкольного возраста иерархия мотивов, их соподчинение. Последнее связано с волевым усилием, с сознательным преодоление сиюминутных желаний ради нравственно значимой цели. В старшем дошкольном возрасте поведение ребенка все еще не отличается постоянно высокой степенью произвольности, но важно, что в этот период складывается механизм произвольного поведения, который обеспечивает переход к новому типу поведения в школе.

Данному направлению были посвящены исследования Д.Б. Эльконина, Е.М. Бохорского, которые выделили в качестве единого психологического образования, лежащего у истоков учебной деятельности, способность к подчинению правилам и требованиям взрослого . В работах Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской показателем психологической готовности к обучению является умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого . Данное умение связывается авторами со способностью овладения общим способом действования в ситуации учебной задачи.

Психологическая готовность к школе как формирование учебных мотивов раскрывается в работах Л.И. Божович. Ею было выделено несколько аспектов психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: в первую очередь, определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательный и социальный мотивы учения, а также достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Данные новообразования психики дошкольника находятся в соответствии с предъявляемыми школой требованиями и тем самым должны обеспечить оптимальную адаптацию ребенка к новой учебной действительности .

Психологическая готовность к школе связывается также с формированием ряда элементов учебной деятельности, способности действовать по образцу, умения слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою и чужую работу.

В рамках коммуникативного подхода формирование психологической готовности к обучению связано с общением ребенка. В процессе разнообразного общения со сверстниками и взрослыми, согласно данному направлению, ребенок приобретает ценную способность ориентироваться на общие правила, учитывать установки другого человека и адекватно на них реагировать. Тем самым формируются предпосылки учебной деятельности. Положение о решающей роли общения было выдвинуто и последовательно разработано Л.С. Выгодским, который неоднократно подчеркивал, что «психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставшими функциями личности и формами ее структуры .

Как отмечает А.В. Запорожец, «общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, в приобретении ребенком новых знаний и умений, оно также детерминирует структуру сознания, определяет опосредованное строение высших, специфически человеческих процессов» .

К данному направлению относится также подход Е.Е.Кравцовой, основанный на ведущей роли общения в развитии ребенка и деятельностной концепции: проблема психологической готовности к обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих видов деятельности в возрастном периоде 6-7 лет, то есть перехода от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности. Смена ведущих типов деятельности интерпретируется Е.Е.Кравцовой как смена форм общения ребенка с окружающими людьми .

Все вышеперечисленные подходы представляют собой основные направления в исследовании психологической готовности детей к обучению в школе. Однако, рассматривая данную проблему, необходимо учитывать ряд особенностей, имеющих место на современном этапе.

Так например, многофакторная обусловленность процесса формирования готовности к школе, многоплановость школьной реальности, в которой происходит дальнейшее развитие личности, обнаруживает несостоятельность ограничения становления психологической готовности какой-либо одной сферой развития дошкольника. Задача современной науки состоит в том, чтобы перейти от изучения отдельных аспектов данного образования, которое было необходимо на этапе первичного изучения этого феномена, накопления теоретических данных и эмпирического материала, к созданию целостной концепции психологической готовности ребенка к школе.

В настоящее время наблюдается тенденция превращения старших групп детского сада в группы школьного типа, ориентированные прежде всего на формирование у детей определенных знаний, умений и навыков, что вызвано усложнением задач воспитательно-образовательной работы, повышением требований к уровню развития будущих школьников. Как отмечают специалисты, имеет место недостаточная психологизированность в дошкольном воспитании. То есть при построении системы последнего мало учитываются психологические особенности детей, психологическая специфика данного периода развития. Если проанализировать принципы, на которых строится современное дошкольное образование, то легко увидеть, что обучение на занятиях по определенным предметам, способы общения и взаимодействия детей со взрослыми, друг с другом, организация режима дня скорее прямо перенесены из других, более старших периодов детства, нежели строятся в соответствии с возрастными закономерностями развития дошкольников.

Таким образом, приходим к выводу о том, что психологическая готовность к школьному обучению представляет собой целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности личности ребенка дошкольного возраста. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Поэтому для построения наиболее эффективной учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в преддверии перехода к следующему жизненному этапу – обучению в школе, необходимо задействовать все активные формы педагогического воздействия на различные сферы личности ребенка дошкольника.

 

1.2 Принцип преемственности как основополагающий аспект методики обучения изобразительной деятельности в современной системе образования

 В современной системе образования детский сад является первоначальным звеном. Преемственность – основное условие существования системы образования, которая включает постановку и решение учебно-воспитательных задач в детском саду с перспективой их дальнейшего совершенствования в школе.

Проблема преемственности между детским садом и школой появилась с возникновением общественного дошкольного воспитания и особенно острой стала в последние годы, когда большинство детей приходит в школу из детского сада.

На занятиях изобразительной деятельностью в детском саду решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.

Процесс рисования, лепки, аппликации и конструирования вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение результатом труда. При этом формируются навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

На занятиях в детском саду формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности: способность слушать и запоминать задание, выполнять его за определенное время; умение планировать и оценивать свою работу, доводить дело до конца, находить ошибки и исправлять их; содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы.

Исследования Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной и других педагогов указывают на возможность такой системы обучения детей в детском саду, которая будет способствовать подготовке их к школе. С другой стороны, в исследованиях изобразительной деятельности школьников, проведенных психологами Е. И. Игнатьевым, Г. А. Лабунской подчеркивается необходимость построения уроков изобразительного искусства в школе с учетом имеющихся у детей знаний, умений и навыков приобретенных в детском саду .

Рассмотрим содержание работы детского сада и школы по изобразительной деятельности. В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности дети в основном выполняют практическую работу, с произведениями искусства они знакомятся на других занятиях: рассказывание по картине, рассматривание иллюстраций в книгах и т. д.

Репродукции картин, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства используются как варианты удачно выполненных образцов.

В школе изобразительное искусство становится учебным предметом и не только включает обучение рисованию, но и предполагает знакомство, и глубокое изучение детьми произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

В детском саду разнообразны занятия по изобразительной деятельности: рисование предметное, сюжетное, декоративное, лепка предметная и сюжетная, аппликация и конструирование разных видов. Всем этим видам работы уделяется большое внимание, все они равноценны. В школе на уроках изобразительного искусства проводится рисование с натуры, на темы и декоративное рисование. При этом большое значение как учебный предмет приобретает рисование с натуры. Практическая деятельность по лепке, аппликации и конструированию в школе отнесена к ручному труду .

Предметное рисование в школе включает рисование с натуры и по представлению. Учащиеся начальной школы овладевают элементарными навыками построения рисунка: учатся передавать конструктивно-пространственное положение натуры, цветовые и композиционные особенности объектов изображения. Они учатся рассматривать предметы в определенной последовательности — от общего к частному и от частного снова к общему, сравнивать в процессе изображения рисунок с натурой и исправлять ошибки в нем.

Исследования педагогов доказали не только возможность, но и необходимость специальной подготовки детей 6—7 лет к рисованию с натуры. Программы воспитания и обучения в школе и детском саду предусматривают условия создания преемственности по этой линии.

Анализ программы начальных классов по изобразительному искусству показывает, что наряду с последовательным усложнением учебных задач в предметном рисовании имеет место некоторое повторение программы детского сада. Так, в I классе дети учатся определять форму круга, квадрата, прямоугольника, овала на простых по конструкции предметах (мяч, тетрадь, портфель). Перед учащимися ставятся задачи по овладению техникой рисунка, которые решались в детском саду. Это объясняется тем, что не все дети приходят в школу из детского сада, с ними необходимо начинать работу с того, что воспитанники подготовительной группы усвоили еще до школы. Кроме того, в школе предъявляются более высокие требования к выполнению рисунка и некоторые повторения оправданны.

Тематическое рисование в школе является как бы продолжением сюжетного рисования в детском саду. Детям дают задание рассмотреть, понаблюдать предметы или явления в окружающей жизни, а затем рисовать их по памяти. Они учатся передавать смысловые связи между объектами, располагать в рисунке один предмет за другим с учетом плоскости земли и неба, изображать дальние предметы меньше по размеру .

В декоративном рисовании в школе ставятся задачи технического порядка – рисование узоров с последовательным построением их с помощью вспомогательных линий. Задачи художественного воспитания решаются в процессе выполнения декоративных работ с использованием элементов узоров народно-прикладного искусства и в процессе уроков-бесед об искусстве.

Выбор методов обучения детей изобразительному искусству зависит от возрастных особенностей. Возрастные особенности старших дошкольников и младших школьников имеют много общего. Поэтому и в методике обучения тех и других много аналогичных моментов.

Подготовка детей к школе ведется на протяжении всего времени обучения и воспитания в детском саду. В младшем возрасте они учатся правильно держать карандаш и кисть, знакомятся с различными изобразительными материалами, познают основные геометрические формы разной величины. Дети 2-3 лет не имеют опыта изобразительной деятельности, и подражание является основным приемом усвоения ими знаний. Поэтому большое значение приобретает показ способов выполнения задания воспитателем. В старшей группе больше внимания уделяется рисованию по непосредственному наблюдению, которое является подготовительным этапом к рисованию с натуры. Оно заключается в рассматривании и всестороннем обследовании предмета перед началом работы и изображении его по представлению. Этот прием развивает у детей внимание, зрительную память, целенаправленное восприятие окружающих предметов. Иногда предмет остается перед детьми в качестве натуры, к которой они обращаются, чтобы более правильно изобразить его.

В подготовительной группе требования к изображению с натуры заметно повышаются и приближаются к требованиям школы. Дети учатся анализировать модель от общего к частному делать набросок общей формы, сравнивать рисунок с натурой, исправлять ошибки, добиваясь сходства с моделью.

В рисовании с натуры дети учатся логически мыслить, анализируя пространственные свойства предмета, наблюдать, выделяя главное, самостоятельно выбирать изобразительные средства для передачи пространственных свойств модели в рисунке. Все это необходимо для дальнейшего обучения в школе.

При построении рисунка детей учат применять вспомогательные линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные, касательные, оси симметрии), прорисовывание невидимых частей предмета.

Для показа и анализа специально подобранного иллюстративного материала могут служить репродукции картин, иллюстрации детских книг, а также специальные рисунки учебного характера. Учащимся показывают изображения городских зданий, оград, деревьев разных пород, растений, людей в разной одежде и в разных положениях.

Преимущество учебных рисунков, изготовленных с учетом учебного содержания занятий по рисованию, заключается в том, что по сравнению с репродукциями дети их легче воспринимают и запоминают. Цель показа — обогащение и уточнение представлений детей, развитие у них умения рассматривать предложенный иллюстративный материал и использовать увиденное в процессе рисования .

При анализе детских рисунков необходимо обращать внимание на правильность передачи конструкций, пропорций предмета, взаимосвязи отдельных его частей, цветовое и композиционное решение рисунка.

Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки (карандаш или ручка лежат на среднем пальце, сверху придерживаются указательным, сбоку — большим пальцем, кисть руки опирается на мизинец; пальцы сжаты без напряжения).

В письме необходимо овладеть написанием элементов букв с учетом каллиграфии, т. е. правильного их расположения на линейках и клеточках, пропорционального соотношения, соответствующего нажима, соединения букв. Письмо в большей степени, чем рисование, требует ограничения движений руки в определенном пространстве линеек, точного выполнения задания.

При рисовании дети изображают предмет, проводя линии в различных направлениях, различной длины и толщины. Движения руки при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но такое ограничение не требует особого внимания и усилия воли, как в письме. Перед рисующим стоит задача — использовать разнообразие линий для передачи пространственных свойств изображаемых предметов.

Такое сопоставление письма и рисования показывает, что обучение в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом. Например, на занятиях рисованием в подготовительной группе дети приобретают навык свободного владения карандашом и кистью, учатся регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатываются такие качества движения руки, как легкость, плавность, равномерность, слитность, которые необходимы и для письма. В процессе рисования предметов различной формы, величины, различных пропорций усваиваются умения сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине.

На занятиях изобразительной деятельностью в детском саду дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимый материал и заранее планировать последовательность его использования. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках, особенно на уроках труда. Учитель начальной школы должен учитывать имеющиеся у детей умения и навыки и строить уроки труда на их основе.

Знакомство на занятиях изобразительной деятельностью в детском саду с основными формами, близкими к геометрическим, умение выделять их из окружающей обстановки, определять термином, сравнивать по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение помогают овладению элементарными математическими понятиями на уроках математики в I классе.

Совершенствование глазомера и конструктивных способностей в процессе занятий конструированием из различных материалов в детском саду подготавливает ребенка к усвоению технических дисциплин в школе (черчение, геометрия).

В результате теоретического анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы по исследуемой нами проблеме, мы приходим к выводу о том, что целенаправленная подготовка детей к учебе в школе посредством занятий изобразительной деятельностью в детском саду будет способствовать нравственному, эстетическому и умственному воспитанию дошкольников, развитию их художественного вкуса и творческих способностей.

Таким образом, успешное решение задач обучения и воспитания в начальных классах неразрывно связано с изобразительной деятельностью дошкольников. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием в значительной мере способствуют подготовке к дальнейшей учебной деятельности, в частности к овладению письмом, математикой, трудовыми навыками.

2.  Развитие изобразительного творчества старших  дошкольников на этапе подготовки к школе.

     

       Систематическое обогащение эстетического восприятия детей, развитие наблюдательности, умения видеть, понимать содержание наблюдаемого, переживать его, а также умение увидеть форму, конструкцию, величину, цвет, пространственные отношения, т.е. изобразительные признаки, - вот та основа, на которой строится творческая деятельность ребёнка.

      В советской психологии утвердилось совершенно правильное положение о том, что способности проявляются и развиваются в той деятельности, которая и требует наличия соответствующих способностей. Способности в области изобразительной деятельности развиваются не только непосредственно в процессе рисования или лепки, но и в повседневном восприятии и наблюдении окружающей действительности и искусства.

       Е.И. Игнатьев в книге «Психология изобразительной деятельности детей» (1961) ставит вопрос о необходимости формирования у детей прежде всего умения «видеть», понимать комбинации графических линий как изображение известных предметов, а затем воспринимать собственный рисунок в процессе изображения.

       В педагогической литературе (Е.А. Флерина, Н.П. Саккулина, Е.Г. Ковальская) придаётся большое значение восприятию произведений искусства детьми дошкольного возраста и ставится вопрос об использовании искусства в целях формирования творчества. Так, Е.А. Флорина в методических указаниях по развитию изобразительной деятельности предлагает показывать неоднозначные по своему виду произведения изобразительного искусства: при рисовании – скульптуру, игрушку, в лепке же, наоборот, - картину.

     В работе «Развитие способностей к рисованию у дошкольников» Н.П. Саккулина(1959) также пишет о том, что положительное значение показа иллюстраций несомненно.

       Понятие «изобразительное творчество дошкольника» включает в себя не только продукт – рисунок, но и способность воспринимать действительность, высокоразвитую наблюдательность, творческое осмысливание воспринятого, что связанно с воображением, зрительной памятью и др. показ произведений изобразительного искусства в первую очередь даёт возможность знакомить детей с новыми для них явлениями общественной жизни, природы, быта; в то же время изобразительное искусство обогащает представления детей о знакомых явлениях. Художник не только показывает те или иные предметы и явления жизни, но даёт им характеристику, изображая их в ярких художественных образах. Благодаря этому художественное изображение предметов и явлений волнует детей, вызывает у них чувство симпатии, радости, огорчения.

        При восприятии искусства развиваются наблюдательность, воображение, т.е. те качества личности ребёнка, которые обусловливают формирование творчества. В процессе восприятия картины развивается память, а это помогает устанавливать ассоциации между восприятием действительности и искусством, между ранее воспринятым и настоящим. Ведь произведения искусства вызывают у нас эстетические чувства не просто своей формой, сочетанием слов, звуков, красок и т.п., но тем что в этих произведениях через своеобразное (художественное) сочетание слов, звуков, красок отображается действительность.

        В творческом процессе ребёнка 6-7 лет можно выделить два этапа – формирования замысла и создание самого рисунка.

        Момент формирования замысла в творческом рисовании представляется очень важным. В большей степени получаемый продукт будет зависеть от того, как сформирован замысел. Существенное значение приобретает здесь развитие восприятия, наблюдательности, «запоминаемости» виденного. Главное на этом этапе заключается в том, чтобы посредством образцов искусства содействовать накоплению зрительных представлений, впечатлений ребёнка, развитию его воображения. Внимание к приемам передачи формы, колорита, композиции в показываемых образцах искусства даёт детям возможность понять и найти выразительные средства для воплощения своего замысла.

         Занятия рисованием содействуют развитию у детей наблюдательности, в результате чего значительно обогащаются и уточняются их представления. Организация сенсорного опыта, со своей стороны, даёт толчок умственному развитию – обогащает речь. Овладение умениями  и навыками позволяет детям быть самостоятельнее и активнее в рисовании.

            Дошкольник начинает ощущать роль и значение искусства, его доброту и силу, органическое единство искусства и жизни . Конечно он не думает этими категориями, но начинает чувствовать это сообразно своим возрастным особенностям.

3.Роль использования различных графических материалов в обучении, изобразительным навыкам, старших дошкольников.

     Рисование – вид изобразительной деятельности.         Овладевая им, дети приобретают возможность создавать изображения предметов и явлений действительности. А это позволяет активно творчески выражать впечатления от жизни, свое понимание, свое эмоциональное отношение к ним.

      В «Диагностике знаний, умений и навыков по изобразительной деятельности дети дошкольного возраста» в графе « Техника рисования» есть пункты – « Акварель», «Гуашь», «карандаш», «Другие материалы».

     Под другими материалами подразумевается тушь, уголь, сангина, соус и пастель.

      Навыки,  приобретенные в процессе рисования с использованием различных материалов, укрепят мелкую мускулатуру руки, разовьют глазомер, научат детей ориентироваться на листе бумаги. Что в конечном счете подготовит к обучению в школе.

      Предлагаемый нами материал позволяет научить детей старшего дошкольного возраста пользоваться в процессе рисования различными материалами, развивать изобразительные навыки, обогащать кругозор.

     Использование этих графических материалов не только расширяет художественные представления детей об изобразительных средствах, повышает интерес к рисованию, но и совершенствует навыки детей, позволяет разнообразить приемы работы, а главное – придает образам, создаваемым детьми, особую выразительность. Знакомство с этими материалами рекомендуется начинать в старшем дошкольном возрасте, когда дети правильно могут держать мелок, регулировать нажим, учитывать в работе некоторые особенности новых материалов (маркость, хрупкость), использовать всю гамму технических приемов. УГОЛЬ – несложный материал, которым издавна пользуются художники для создания набросков живописных полотен и самостоятельных рисунков. Отличает уголь богатство оттенков черного цвета, глубокая бархатная линия – как раз эти качества угля должны увидеть, почувствовать и передать в своих работах.

     Рисовальный уголь – тонкие древесные палочки или ветки березы, ивы, ольхи, подвергнутые обжигу. Его можно изготовить самим: веточки очищенные от коры, обмазать жидкой глиной, опустить в консервную банку с песком и поместить в печь на два часа. Время это условно – все зависит от толщены веток. Если уголь недожжен, он будет царапать и рвать поверхность бумаги, если пережжен, будет крошиться, быстро ломаться, его не возможно заточить.

   В дошкольных учреждениях часто используется угольный карандаш « ретушь». Он не пачкает рук и оставляет на листе красивую бархатную линию, но имеет недостаток – им удобно рисовать относительно тонкие линии, у него нет боковой грани, необходимой для создания фона. К тому же дети должны «почувствовать уголь»,,подержать в руках настоящие обожженные палочки, понять, как их сделали, попробовать рисовать торцом, боковой стороной, пусть даже ценой испачканных рук.

       Рисуют углем на плотной зернистой бумаге или картоне, так как на тонкой бумаге частички угля не держатся и рисунок быстро осыпается. Поверхность гладкой бумаги можно обработать мелкой наждачной бумагой, чтобы предать ей бархатистость. Если это необходимо для замысла , можно использовать бумагу, тонированную акварелью или цветными школьными мелками, или цветную бумагу для постели.

    Перед работой уголь необходимо заточить (его торец растереть наклонно о наждачную бумагу).

     Художественный уголь имеет длину 10-12 см. если дать детям такой уголь они держать его будут как карандаш. Но дошкольник в достаточной мере еще не может координировать силу нажима ,поэтому уголек нужно разделить на три части(держать они его будут как мелок).

    Для работы детям понадобится мягкая тряпочка, ластик, растушевка и подкладочный лист бумаги (его кладут под руку , чтобы не стереть рисунок, его нельзя двигать по изображению, можно только аккуратно  перекладывать на другую часть). Перед началом работы дети должны засучить рукава. Необходимо объяснить, что во время рисования нельзя смахивать кусочки угля рукой, можно только аккуратно сдувать их с поверхности листа. По окончании рисования следует тщательно вытереть руки салфеткой.

     Готовый рисунок необходимо «закрепить». Для этого его можно опрыскать обычным аэрозольным лаком для волос. При хранении рисунка углем переложить бумагой.

       При знакомстве детей с углем необходимо выбрать не сложную тему , чтобы для начала основное внимание уделить свойствам нового материала. Это может быть частичное использование угля на готовой работе, выполненной акварельными или гуашевыми красками: подрисовать иголки ежику, сделать ель более колючей,  подчеркнуть отметины на стволе березы, выделить усы, брови у кошачьей семьи, обвести контур и декоративные детали здания. Так дети могут оценить использование угля как дополнительного материала, который позволит им придать готовому рисунку особую выразительность.

     Эту работу необходимо выполнять на уже просохших рисунках, поэтому первое знакомство с углем можно провести в индивидуальной или подгрупповой форме в свободное время.

        Затем можно запланировать тему, в которой уголь выполняет основную изобразительную функцию, но в плане техники рисования будет использован только один прием – штриховка, то есть рисование коротких линий. Можно предложить изобразить цыплят, используя прием штриховки от центра: нанести штрихи ярусами по кругу (колючие шарики), а затем подрисовать необходимые детали (клюв, глаза, лапки).

      Когда дети усвоят основные правила рисования углем, можно приступить к более сложным работам , познакомить с другими приемами.

         Круговая штриховка – безотрывные круговые движения каким – либо графическим материалом – довольно часто применяется детьми при рисовании углем. Очень хорошо смотрятся выполненные в этой технике пушистые , мягкие объекты: облака, барашки и т.д.

     При рисовании боковой поверхности  угля на бумаге остаются широкие полупрозрачные линии, они могут выделить землю на пейзаже, подчеркнуть плавность волны, изобразить толстый ствол дерева, пышность туч, сумрак осеннего вечера и т.п.

      Растушевка (стирание или растирание)контура рисунка создаст бархатистую , мягкую поверхность плюшевой игрушки , серое оперение птицы, пышные почки вербы. Прорисовка по растушеванному рисунку создаст объем , подчеркнет фактуру поверхности. Можно создать целую картину, высветлив заранее затонированную углем поверхность листа. С помощью жесткого ластика и материала для растушевки детям предлагается высветлить стволы берез в ночном лесу, дома на вечерней улице, зайца на темных проталинах и т.п.

       Угольную пыль – крошки от угля – можно собирать в баночку и использовать для создания пушистых зверей. Такая пыль набирается на жесткую кисть и втирается в поверхность листа бумаги.

    Уголь можно сочетать с другими сухими материалами – цветными карандашами, мелом, пастелью, сангиной, соусом.

   

С помощью школьного мела  - белого или цветного – тонируют бумагу и высветлят отдельные части рисунка (снег, белая мордочка животного, белое платье и т.п.).

   САНГИНА – мелки разного оттенка коричневого цвета – изготавливаются на основе глины, пропитанной клеевым составом. Приемы работы сангины такие же, как при рисовании углем, но она хуже растушевывается. При смачивании дает эффект акварели в коричневых тонах. Особенно интересны пейзажи, выполненные этим графическим материалом. Сангина хорошо сочетается с углем.

Так же приемы рисования можно использовать и при работе соусом – мелками разных цветов (от белого до почти черного). Рисунки, выполненные разными соусами, напоминают живописные полотна, напоминают живописные полотна, созданные с применением техники «гризайля»

     ПАСТЕЛЬ отличается от всех этих материалов многообразием цветов и оттенков, что обусловливает тематику рисунков, ею выполненных. Постельные тона позволяют изобразить и прозрачность весеннего неба, и свежесть лепестков цветов в букете, и нежный, светлый портрет мамы.

ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ

   Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей.

    На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: усмиряет возбуждённых, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка также может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии.

  1. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО

Сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством! Они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.

     3.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ

           На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для старших дошкольников используется метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, тёплый голос преподавателя помогает представить картину природы, которую потом дети воплотят в своих рисунках.

          Также дети могут путешествовать в реальные места – в мастерскую художника, в выставочный зал, совершать экскурсии по городу, в лесу или поле. Во время этих путешествий дети напрямую соприкасаются с миром искусства, встречаются с подлинными мастерами. Все – будь то природа, зал или улица – становиться для ребёнка учителем Красоты: художник – человек и художник – природа помогают преподавателю, будят чувства детей.

4.ПЛАСТИКА

     Дошкольники обладают естественной грацией и свободой тела. Иногда кажется, что все свои мысли и переживания они проявляют через движение. Изначально почти всю информацию об окружающем ребёнок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром.  И очень важно при развитии ребёнка постараться избежать психологических зажимов в теле, образующихся в результате негативных переживаний.

     Именно поэтому в изобразительной деятельности активно используются движение, танец. Такие упражнения, как «Танец цветов», «Воздушный бал», «Весёлый зоопарк», «Море» не только развивают пластику, они направлены на ощущение ребёнком свободы, эмоциональное самовыражение .

5. ТЕАТР

   Элементы театра органично входят в занятия изодеятельностью, способствуют развитию чувств у детей. Здесь нет заученных ролей, позиций, жестов – всё основано на эмоциональном опыте детей, на воплощении их переживаний.

   Дети подготовительной группы продолжают знакомиться с театральным искусством. Теперь дети уже сами играют в выбранных героев, предварительно изготовив маску, - лаконичный, но яркий способ передачи характера, настроения героя.

6. ИГРА

    Одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребёнка является игра. В.А. Сухомлинский писал: «Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

      Игра – это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры – нравственные, эстетические.

      На занятиях по изодеятельности используются игры:

  1. Художественно-развивающие – «Злой и добрый волшебники», «Палитра», «Волшебные карточки», « Помоги цветам» и др.;
  2. Дидактические – «Дорисуй сказку», «Собери пейзаж», «Времена года», «Найди лишнее»;
  3. Графические – «Пантомимика», «Рисование по точкам», « Симметрия» и др.

       

        

Перспективный план по обучению рисованию детей старшего дошкольного возраста на этапе подготовки к школе.

месяц

Тема занятия

сентябрь

 1. « Волшебная клякса»

2. « Картинки- невидимки»

3. « Волшебная бумага»

4. « Сказка про краску. Путешествие кисточки»

октябрь

1. «Разные виды мазка»

2. « Рисование совы»(мазком)

3. рисование красками на тему: «Осень наступила»(мазком)

4. рисование методом тычка «Домовые мыши»

ноябрь

1. рисование методом тычка «Осень вновь пришла»

2. «Рисование животных» (техника полусухой клеевой кисти)

3. Натюрморт «Рисование эскиза» (краски)

4. Натюрморт методом тычка «Хризантемы в вазе»

декабрь

1. Роспись панно.(краски)

2. «Цветные стёкла» (закрепление знаний свойства акварели)

3. Рисование витражей

4. Рисование снегирей «Сказочная история»

январь

1. рисование гуашью на тему стихотворения Р.Кудашевой «В лесу родилась ёлочка»

2. «Удивительная новогодняя история» (методом тычка)

3. «Зимний лес» (методом тычка)

4. рисование по стихотворению А.С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя…»

февраль

1. «Мы художники» (на закрепление знаний об основных жанрах изобразительного искусства)

2. рисование «Нарядный фантик для конфет»

3. рисование «Красивая форма фантика»

4. «Коробочка для конфет» (роспись, гуашь)

март

1. детское кафе – магазин «Сладкоежка» (детский дизайн)

2. рисование «Белые лебеди»(методом тычка)

3. рисование гуашью на тему стихов о весне С.Маршака.

4. знакомство с методом рисования штрихом «Северное сияние» (цветные карандаши)

апрель

1. рисование с натуры «Пушистый медвежонок» (рисование штрихом, используя уголь, сангину)

2. рисование штрихом «Совушка-сова»

3. рисование «Путешествие в страну драконов» (совершенствование навыков рисования сангиной и углем)

4. «Весной в березовой роще» (методом тычка)

май

1. рисование карандашами на тему стихотворения Е.Трутневой «Колокольчик»

2. рисование акварелью «Как красиво в природе весной»

3. рисование акварелью на тему стихотворения Л.Квитко «К солнцу»

4. рисование методом штриха (материал на выбор детей карандаш, сангина, уголь) иллюстрация к басне А.И.Крылова «Ворона и лисица»

Королёва А.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей "Развитие памяти у дошкольников на этапе подготовки к школе"."

Семинар - практикум для воспитателей "Развитие памяти у дошкольников на этапе подготовки к школе" был проведен для воспитателей подготовительных групп  в 2013 учебном году....

Сообщение к семинару на тему: «Формирование социально – нравственных качеств у старших дошкольников как аспект подготовки к школе»

Социализация и нравственность. Что объединяет эти два понятия и как они связаны с дошкольниками? Нужно ли формировать эти качества у детей и что дадут им эти знания в дальнейшем?  Для начала надо...

Развитие речи дошкольников на этапе подготовки к школе.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речево...

Творческий проект по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, поэтому необходимо начиная с дошкольного возраста развивать творческий потенциал подрастающего поколения. Развитие творческих способностей возм...

"Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе"

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе...