Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Сяткина Зинаида Федоровна

Одним из показателей хорошего физического и нервно- психологического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или как принято называть, мелкой моторикой.

Известный педагог В. А Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. »

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Актуальность этой проблемы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта « глаза в глаза», имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seychas.odt25.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль мелкой моторики рук в развитии речи ребёнка»

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения ( например «Сорока – белобока кашку варила…»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

Запускать пальцами мелкие волчки.

Разминать пальцами пластилин, глину.

Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка( утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).

Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

Двумя пальцами руки( указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.

Показать отдельно только один палец — указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.

Показать отдельно только один палец — большой.

Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

Махать в воздухе только пальцами.

Кистями рук делать «фонарики»

Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.

Собирать все пальчики в щепотку ( пальцы собрались вместе- разбежались).

Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец получается колечко или спираль).

Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

Закручивать шурупы, гайки.

Игры с конструктором.

Складывание матрешек.

Игра с вкладышами

Рисование в воздухе.

Игры с песком, водой.

Мять руками поролоновые шарики, губку.

Шить, вязать на спицах.

Рисовать, раскрашивать, штриховать.

Резать ножницами.

Рисовать различными материалами ( ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.)

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую- нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

Пальчиковая гимнастика.

 «Компот»

Будем мы варить компот,

(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

слив положим и песок.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять «варят» и «мешают»).

 

«Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листья дуба соберем,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Маме осенний букет отнесем.

(«шагают» по столу средним и указательным пальчиками).

«Капуста»

Мы капусту рубим,

(дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).

Мы морковку трем,

(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).

Мы капусту солим,

(имитируют посыпание соли из щепотки).

Мы капусту жмем.

(интенсивно сжимают и разжимают пальцы).

В кадку все утрамбовали,

(потирают кулак о кулак).

Сверху грузиком прижали.

(ставят кулак на кулак).

Раз, два, три, четыре, пять,

(удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая- с большого пальца)

Вышел дождик погулять.

(беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько:

(часто и ритмично бьют в ладоши)

-Ох!

(один хлопок)

И ушел

Газон засох.

(ритмичные хлопки по столу).

Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на формирование речевых умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В младшем дошкольном возрасте игры на развитие мелкой моторики очень важны для умственного развития детей....

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Полное планирование на учебный год по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста". Полностью разработаны задачи, создание развивающей среды, темы непосредственно образовательной деяте...

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста...

Пальчиковый игротренинг для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

В данной статье представлена развивающая методика "Пальчиковый игротренинг", которая позволяет развивать мелкую моторику рук детей в игровой форме....

План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста по средством нетрадиционной техники рисования" во второй группе раннего возраста

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники в  художественно-эстетическом развитии .Период работы  – один  год ( 2017-2018г.)Возраст ...