Главные вкладки

    Мастер-класс технологии «Наглядное моделирование в детском саду».
    консультация на тему

    Гяцявичене Алина Александровна
    Целью мастер-класса является оказание методической помощи родителям дошкольников при организации досуга с практическими методами, с использованием наглядного моделирования и метода пиктограмм.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master.docx18.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс технологии «Наглядное моделирование в детском саду».

     К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка

    каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

    Он будет долго и напрасно мучиться,

    Но свяжите двадцать таких слов с картинками,

    И он их усвоит на лету».

    Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, способной к активной умственной деятельности. Одним из важных показателей умственного развития ребенка является высокое речевое развитие.

    Определились цель и задачи мастер-класса:

    Целью мастер-класса является оказание методической помощи родителям дошкольников при организации досуга с практическими методами, с использованием наглядного моделирования и метода пиктограмм.

    Задачи:

    - изучить и определить значимость использования наглядного моделирования и метода пиктограмм для развития связной речи детей дошкольного возраста;

    - предложить накопленный теоретический и практический материал для внедрения в практическую деятельность.

    Практическая значимость работы заключается в том, что представленный материал, поможет решить проблему речевой недостаточности дошкольников.

     Актуальность темы исследования.

    Актуальность данной темы определятся тем, что связная речь, особенно монологическая речь описательно-повествовательного

    характера, является одной из наиболее сложных видов речевой деятельности.

    Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают определённую успешность в учебной работе по всем предметам.

     Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

    Одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

     Цель программы:

    Формирование связной речи старших дошкольников путем перекодирования информации абстрактных символов в образы, развитие способностей к моделированию.

    Задачи:

    Обучающие:

    > Знакомить детей с пиктограммой и моделированием на основе развития речи и познавательных процессов;

    > Обучать последовательности, логичности и связности изложения.

    Развивающие:

    > Обогащать словарный запас детей и развивать связную речь;

    > Развивать мышление, воображение, речеслуховую и зрительную память;

    > Развивать мелкую моторику при графическом воспроизведении;

    > Развивать творческие способности и эмоциональную отзывчивость.

    Воспитательные:

    > Воспитывать потребность в речевом общении;

    > Воспитывать у детей интерес к новой необычной технике моделирования и пиктограмм, чувства удовлетворения от результатов своего труда.

     Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

    Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

    Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную и ассоциативную память.

    В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего, предметные.

    Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Например, глобус - это предметная

    модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью. Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта. Любой шар можно назвать моделью Земли, но только по одному признаку - ее шарообразной формы. Глобус как предметная модель воспроизводит большое количество существенных признаков нашей планеты - соотнесенные в масштабе материки и океаны, моря и реки, горы и долины, государства и города.

     Детское моделирование отлично способствует творческому развитию, помогает в познании нашего мира и в развитии детей. В обучении детей используют различные виды моделей, к примеру: графические модели – это схемы или же графики. Отличным примером графической модели является календарь погоды – дети его заполняют при помощи различных значков. К примеру, сегодня светило солнце – значит, рисуем солнышко в клеточке на текущий день.

    Значки погодных явлений - это маленькие пиктограммы, схематические, но понятные детям образы солнца, дождя, снега и т.д.

    Ребенок старшего дошкольного возраста переходит на новый уровень общения со взрослым - познавательный. Не случайно он называется возрастом" почемучек". У ребенка активизируется любознательность, он с удовольствием отвечает на вопросы и сам много спрашивает. Важно поощрять вопросы ребенка, стараясь использовать игровые формы. В этом нам помогут коллажи, мнемотаблицы, пиктограммы. Коллажи и мнемотаблицы широко используются в практической работе с детьми. С их помощью у ребенка расширяется словарный запас, развивается связная речь, зрительная память и логическое мышление.

     Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

    Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким

    образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

    Коллаж: от французского collage, что означает «наклеивание» — это такой прием в изобразительном искусстве, который предполагает, что есть основа, на которую наклеиваются любые материалы, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.

    Основное назначение коллажа - объединить все объекты, изображенные на нем, в единый сюжет, интересный и познавательный для ребенка. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, геометрические фигуры и т. д. Но все они связаны между собой, объединены одной темой, и увидеть и разгадать эту связь как раз и предстоит ребенку.

     Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворить потребность ребенка в общении, является метод наглядного моделирования, в состав которого входит и метод пиктограмм.

    Что такое пиктограмма?

    Пиктограмма (от латинского – рисовать и греческого – запись) – это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего, в схематическом виде.

    История использования пиктограмм ведёт отсчёт едва ли ни с первобытных времён. Известно, что люди сначала научились рисовать, а потом уже писать буквами. На стенах пещер, где жили древние люди, найдено много таких рисунков. Получилось так, что древние люди оставили для потомков письма- рассказы, хотя не умели писать.

    Пиктограмма – один из видов предписьма, представляющий собою рисуночное письмо, или картинопись – изображение предметов, событий и действий с помощью условных знаков.

    Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.

    Следовательно, актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что:

    - Дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

    - Применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

    - Применяя пиктограммы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. При использовании различных схем меняется характер деятельности дошкольников: они не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова, причем не механически, а в процессе их активного использования.

    Применение пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а затем и сам пересказ с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказа.

    Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т.д. Со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.

     Очень широко используются пиктограммы для заучивания детьми стихотворений и отгадывания загадок. Использование

    пиктограмм способствует развитию у детей слуховой памяти, делает процесс заучивания стихотворения более осмысленным и интересным.

    Работа с пиктограммами строится по следующему алгоритму:

    * - прочитать стихотворение или загадку вслух;

    * - выделить в каждой строке ключевое слово. Представить его в виде символа или рисунка;

    * - прочитать стихотворение еще раз, уже используя пиктограмму;

    * - рассказать стихотворение или загадку с помощью пиктограммы.

    Данный способ работы поможет обогатить процесс запоминания, заучивания, осмысления и развития речи ребенка.

    Практическая часть.

    1. Мишка

    Уронили мишку на пол,

    Оторвали мишке лапу.

    Всё равно его не брошу -

    Потому что он хороший.

    2. Бычок

    Идёт бычок, качается,

    Вздыхает на ходу:

    - Ох, доска кончается,

    Сейчас я упаду!

    3. Зайка

    Зайку бросила хозяйка -

    Под дождём остался зайка.

    Со скамейки слезть не мог,

    Весь до ниточки промок.

    4. Лошадка

    Я люблю свою лошадку,

    Причешу ей шёрстку гладко,

    Гребешком приглажу хвостик

    И верхом поеду в гости.

    5. Мячик

    Наша Таня громко плачет:

    Уронила в речку мячик.

    - Тише, Танечка, не плачь:

    Не утонет в речке мяч.

    6. Козлёнок

    У меня живёт козлёнок,

    Я сама его пасу.

    Я козлёнка в сад зелёный

    Рано утром отнесу.

    Он заблудится в саду -

    Я в траве его найду.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности проведения "Мастер – класса" (информация для заведующих и воспитателей детских садов).

    (Информация для заведующих и воспитателей  детских садов).  Воспитателю необходимо постоянно учиться, друг у друга. И лучше побудителям для этого должен стать взаимообмен профессиональным оп...

    Мастер-класс "Пескотерапия. Игры с песком в детском саду"

    Все дети получают море радости и удовольствия, играя в песке. игры с песком позволяют детям открыто выражать свои эмоции: радость, восторг, удовольствие. игры с песком является прекрасным средством ра...

    Мастер-класс "Пескотерапия. Игры с песком в детском саду"

    Все дети получают море радости и удовольствия, играя в песке. игры с песком позволяют детям открыто выражать свои эмоции: радость, восторг, удовольствие. игры с песком является прекрасным средством ра...

    Мастер-класс для родителей "Наглядное моделирование в детском саду"

    Выступление для родителей на мастер-классе по теме "Наглядное моделирование в детском саду"...

    Мастер-класс для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов "Технология разучивание песен, попевок, потешек"

    Данная технология разработана и применяется мной во время музыкальных занятий, для интересного разучиания песенного и литературного материала. Используется также вместо пальчиковой гимнастики....

    Мастер-класс на тему «Программируемые минироботы в детском саду» на межрегиональном семинаре «Детский сад-территория возможностей»

    Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей инт...

    Доклад «ЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

    Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...