Статья. Роль родителей в развитии речи детей.
статья по теме

Теребова Веста Александровна

Наиболее важным средством связи ребенка с окружающим миром является речевое общение. Речь ребенка - не врожденная способность. она формируется под влиянием речи взрослых и вомногом зависит от нормального речевого окружения и достаточной речевой практики. Необходимым условием является образец для подражания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_roditele_v_razvitii_rechi_detey.docx14.96 КБ

Предварительный просмотр:

Роль родителей в развитии речи детей.

Физическое, психическое, интеллектуальное развитие ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере родных и близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение, что речь ребенка развивается самостоятельно. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившие в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Разговаривать с детьми нужно не торопясь, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не «съедать» слогов и окончаний слов. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.

Постепенно надо вводить в активный словарь детей новые слова. Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (домино, лото, кубики, парные картинки). Цель их – сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, закреплять знания о предметах, правильно их называть. Купив игру, не стоит сразу ее давать ребенку, так как он, не понимая правил, просто потеряет интерес к ней. Сначала родители должны сами познакомиться с игрой, а потом уже объяснить правила ребенку. Первый раз необходимо поиграть вместе с ребенком.

Не менее важны для речевого развития словесные игры. Например, «Чудесный мешочек»: в мешочек сложить разные предметы (Овощи, игрушки и т. д.). Ребенок должен опустить в него руку и на ощупь определить то, что он ощупывает. Затем он достает предмет и рассказывает, для чего он нужен, и что с ним можно делать.

Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, приготовления пищи нужно постоянно разговаривать с ребенком (можно использовать в речи разные пословицы, загадки, разные потешки).

Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать в режимных моментах, так и во время игры.

Со старшими дошкольниками рекомендуется организовывать семейные вечера пословиц, игр. Выигравший получает приз.

Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению (пришивать, вышивать, шить), которые дети путают. Объяснять переносные значения («каменное сердце», «золотые руки»). В своей речи дети мало употребляют слов, обозначающих признаки предметов. Словом, «красивая» дети характеризуют все, что им нравится. Взрослому необходимо их поправлять: не просто красивая картина, но и яркая, эффектная, насыщенная, трогательная, романтичная и т. д.

Необходимо также обогащать и бытовой словарь детей. В семье планируется, например, семейный ужин: нужно навести порядок в квартире, накрыть стол (сервировка стола). Мама просит ребенка помочь. Сервируя стол, она спрашивает, как называется каждый предмет и уточняет сама: «Это глубокая тарелка, фарфоровая, в ней подают первое блюдо. Это мелкие тарелки, в них кладут второе и т. д.

Гуляя по улице, полезно знакомить ребенка с машинами, людьми, дорогой. Очень важно, чтобы он с детства знал правила уличного движения.

Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про увиденное или услышанное? Как развита фантазия? Умеет ли самостоятельно составлять рассказы, сказки? Все эти речевые навыки необходимы ребенку в школе.

Устная речь человека существует в двух формах: монологической и диалогической. Для диалога характерны короткие неполные предложения. Их полному пониманию помогают жесты, мимика, интонация. В устной разговорной речи собеседники выступают, как рассказчики и слушатели. С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями, переживаниями. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры или беседы. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее, имеют правильную речь. Взрослые в беседе с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают его друзей и т.д. Дети постепенно привыкают к таким беседам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания, жизнь в детском саду.

Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание произведения. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребенок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по серии картинок, придумывать рассказы на заданную тему. Выразительно читать стихи. Поэтому детям необходима помощь близких людей для полноценного речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Роль сказки в развитии речи детей

Роль сказки в развитии речи детей...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Статья: "Роль родителей в развитии речи детей"

Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно реч...

Статья "Роль родителей в развитие речи детей"

Статья "Роль родителей в развитие речи детей"...