"Импульсивное поведение"
консультация на тему

Шапортова Ольга Михайловна

Пожалуй, импульсивное поведение детей, как никакое другое, вы­зывает множество нареканий и жалоб родителей, воспитателей. Такое поведение складывается из поступков ребенка, которые он совершает по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств, силь­ного впечатления, не взвешивая все «за» и «против». Ребенок быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon impulsivnoe_povedenie.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Импульсивное поведение

 Пожалуй, импульсивное поведение детей, как никакое другое, вызывает множество нареканий и жалоб родителей, воспитателей. Такое поведение складывается из поступков ребенка, которые он совершает по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств, сильного впечатления, не взвешивая все «за» и «против». Ребенок быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях.

При импульсивном поведении ребенком движет, прежде всего, возможность удовлетворить собственные желания, выразить нахлынувшее чувство. Конкретная цель при этом, естественно, не ставится, сознание не концентрируется на достигаемом результате и последствиях импульсивных действий. Этим импульсивное поведение отличается от решительного поведения. Последнее также предполагает быструю реакцию, но связано с обдумыванием ситуации и принятием целесообразных и обоснованных решений.

Ребенка с импульсивным поведением отличает, прежде всего, невероятная двигательная активность и повышенная отвлекаемость, невнимательность. Он постоянно совершает беспокойные движения кистями и стопами; сидя на стуле, корчится, извивается; легко отвлекается пи посторонние стимулы; с трудом дожидается своей очереди во время игр, занятий, в других ситуациях; на вопросы часто отвечает не задумываясь; с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий; часто переходит от одного незавершенного действии к другому; не может играть тихо, спокойно, вмешивается в игры и занятия других детей; совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. Нередко ребенок с импульсивным поведением начинает выполнять задание, не дослушав инструкцию до конца, но через некоторое время оказывается, что он не знает, что нужно делать. Тогда ребенок либо продолжает бесцельные действия, либо назойливо переспрашивает, что и как делать. Несколько раз в ходе выполнении задания он меняет цель, а в некоторых случаях может вовсе забыть о ней; не пытается хоть как-то организовать свою работу, чтобы облегчить выполнение задания; не использует предложенные средства, но этому допускает много ошибок, которые не видит и не исправляет.

Ребенок с импульсивным поведением постоянно находится в движении, независимо от того, чем он занимается. Каждый элемент движения у него быстрый и активный, но в целом много лишних, побочных, ненужных и даже навязчивых движений. Нередко дети с импульсивным поведением отличаются недостаточно четкой пространственной координацией движений. Ребенок как бы не «вписывается» в пространство (задевает предметы, натыкается на углы, простенки). Несмотря на то, что нередко у таких детей «живая» мимика, подвижные глаза, быстрая речь, они часто оказываются как бы вне ситуации (урока, игры, общения), а спустя некоторое время снова в нее «возвращаются». Результативность «брызжущей» активности при импульсивном поведении не всегда имеет высокое качество и часто начатое не доводится до конца. Также невозможно предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и сам ребенок. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Такой ребенок легко переносит наказания, .не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском сообществе. Дети с импульсивным поведением трудно адаптируются к школе, плохо входят в коллектив, часто имеют разнообразные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствует  о  недостаточно  сформированных  у  них  регуляторных механизмах психики, и прежде всего самоконтроля как важнейшего и необходимого звена в становлении произвольного поведения.

Помимо психологического основания импульсивное поведение может иметь и физиологические причины. В этом случае оно объясняется слабостью тормозного контроля со стороны коры больших полушарий головного мозга, в частности, второй сигнальной системы - речи. Речь, по мнению психологов, мощное средство осознания своего поведения. А. Р. Лурия выдвинул положение о том, что развитие произвольного действия начинается со способности ребенка выполнять речевую инструкцию взрослого. При этом действия ребенка коренным образом отличаются от непроизвольных движений. Действие по инструкции - это опосредованное речевым знаком средство овладения своим поведением. То, что сегодня ребенок выполняет по словесной инструкции взрослого, он сможет завтра выполнить в ответ на приказ, сформулированный в плане собственной внутренней речи. Дети с импульсивным   поведением   проявляют   в   этом   глубокую   несостоятельность. Поэтому добрые, жизнерадостные, общительные они вызывают массу нареканий у взрослых, раздражение у сверстников и нуждаются в психолого-педагогической помощи.

Преодоление импульсивного поведения детей происходит постепенно, через воспитание у них выдержки и самообладания. Детей приучают обдумывать и обосновывать свои поступки, сдерживать свои порывы, нести ответственность за свое поведение. Эффективным средством коррекции импульсивного поведения старших дошкольников и младших школьников является игра. В частности, игры с правилами и длительные совместные игры со сверстниками. В этих играх от детей с импульсивным поведением потребуется сдерживать свои непосредственные побуждения, подчиняться игровым правилам, учитывать интересы других играющих.

Как помочь ребенку? Самое правильное - научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребенок сможет выполнять самостоятельно, в других ему должны помочь родители или взрослые. Ребенок много может сам, родители способны понять и успокоить его. Вот и успокойте!

Упражнение «Воздушный шар»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы -большой надувной шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1 - 2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

«Врасти в землю»

Ребенку говорят: «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты - могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры не страшны. Это поза уверенного человека».

«Просыпайся, третий глаз!»

Ребенку говорят: «Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в твоем третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз, просыпайся, третий глаз...» 6-10 раз.

Помочь избавиться от накопившихся разочарований и агрессивности, расслабиться, сгладить повседневные конфликты может этот маскарад слов или придумайте свой.

Альбальбок

Альбальбок

Вышел ночью на каток ;

Без коньков, без штанов.

Филинята рассмеялись,

И совята насмехались,

Но Альбальбок не растерялся

На одних когтях катался.

Инокош

Инокош

Был сплош хорош.

Лишь зубами вертел

И ногами храпел.

Волосами он ел

И руками лягал.

 А на ночь

Инокош

Надевал макинтош

Гагатюк

Гагатюк

Поехал на юг.

Переехал перевал,

На солнышке загорал

И задремал:

ага - тюк, гага ~ тюк,

ага ~ едем на юг ...

Шушумах

Шушумах

Поскользнулся - бах!

Упал в лужу.

Полежал, встал.

Отряхнулся, пошёл,

За угол забрёл.

И снова упал: Бах!

Шушумах!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Импульсивность, агрессивность и тревожность детей ДОУ – важнейшая психологическая проблема современного общества

   Актуальность. Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в  наше время количество детей с личностными особенностями, такими как импульсивность, агрессивность и трево...

Приемы обучения импульсивного ребенка

В статье раскрыты приемы обучения импульсивного ребенка умению сознательно управлять своим поведением....

Импульсивное поведение

Пятая часть рассматривает импульсивное поведение детей...

Игровая терапия как средство коррекции поведения импульсивных детей

Игротерапия влияет на развитие общения и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста при условии ее регулярного включения в жизнедеятельность детей. Игра оказывает сильное влияние на разви...

Презентация для родителей "Импульсивное поведение детей. Детские истерики".

В презентации рассказывается про особенности импульсивного поведения у детей, а также даны рекомендации по гармонизации состояния....