Консультация для родителей на тему: «Задержка психоречевого развития ребенка»
консультация на тему

Материал раскрывает в чем различия между ЗПРР и ЗРР, содержит основные рекомендаци для родителей, а также игры, которые необходимо проводить для для коррекции ЗППР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_zaderzhka_psihorechevogo_razvitiya_rebenka.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Звездочка»

Консультация для родителей на тему:

«Задержка психоречевого развития ребенка»

В чём различие задержки речевого (ЗРР) и задержки психо-речевого развития (ЗПРР)?

Задержка речевого развития – это когда страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребёнка в норме. Это тот случай, когда ребёнок всё понимает и выполняет просьбы, но говорит мало или очень плохо.

Задержка психо-речевого развития подразумевает, что у ребёнка наблюдается отставание развития и обще интеллектуального характера.

У детей с задержкой психического развития снижена способность планировать свою деятельность, умение предвидеть результат своей деятельности и соотносить с ним отдельные действия. Недостаточная ориентировка в решении познавательных задач приводит к тому, что ребенок при выполнении какого-либо задания начинает работать «на авось», что приводит к многочисленным ошибкам.

Рекомендации родителям:

1. Избегать гиперопеки, когда за ребенка делают все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам, считая его маленьким. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не «над», а «рядом».

2. Не завышать требования. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенность в понимании ситуации, но и может проявиться как агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования родителей приводят к кому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.

3.Развивайте навыки постепенно, начиная с самых простых - тех, которыми малыш уже обладает, и, заканчивая сложными. Рисование, лепка, аппликация - все эти занятия помогают развивать координацию, концентрацию, внимание.

4.Внимательно отнестись к организации труда и отдыха ребенка, чтобы сохранить работоспособность и не нанести вреда здоровью.

5.Помогать познавать ребенку и понимать окружающий мир с помощью общения: интересные и увлекательные рассказы взрослых, а затем можно задать вопросы о том, что нового узнал ребенок.

6.Познавательная активность, стремление к умственному труду должны формироваться на легком, доступном и интересном для ребенка материале.

7.Физическое развитие. Физические упражнения улучшают обмен веществ, кровообращение, дыхание, тонизируют деятельность центрального и периферического отделов нервной системы, положительно влияют на состояние костно-мышечного аппарата. Все это содействует улучшению общего состояния организма ребенка, повышению его умственной и физической работоспособности, поднятию компенсаторных возможностей центральной нервной системы. Такая активизация деятельности всего организма и, в первую очередь, центральной нервной системы является важным условием успешного обучения и преодоления недостатков детей с ЗПР.

8.Используйте игры по арттерапии, музыкотерапии. Обязательно проводите игры с элементами пальчиковых действий. Для ребенка с ЗПРР они необходимы, поскольку двигательный и речевой центр расположены рядом – развивая мелкую моторику рук, можно добиться улучшения речевых навыков.

9. Главное – не бросать начатое, даже если ребенок устает, не хочет заниматься, убегает от вас. Разнообразьте виды деятельности, используйте для игры сборку пазлы, конструкторов, построение пирамидок, лепку из пластилина.

10. Формируя речь, следует обращать внимание на остроту зрения и слуха. Зрение помогает освоить артикуляцию, а слух позволяет малышу повторять услышанные слова. Прибегните к музыкальным играм «Угадай, чей голос?» или «Что прозвучало?» Развивая музыкальный слух, вы поможете малышу развить и речь. Напевайте ему детские песенки, просите, чтобы он пел вместе с вами.

Игры для ребенка с ЗПРР

1.Угадай, чей голос? (развитие слухового восприятия)

Ход игры. Используются аудиозаписи со звуками животных. Ребенку включают по очереди голос животного, а ребенок угадывает, голос какого животного прозвучал. Можно использовать картинки с животными. Старайтесь вместе с ребенком проговорить звуки животных («Собака – гав - гав» и т.д.

2.Что прозвучало? (развитие слухового восприятия)

Ход игры. То же самое, что и предыдущей игре. Только используются звуки различных предметов или явлений (скрипит дверь, шумит море, шумит ветер, капает дождь, чихнул человек, человек ест яблоко и т.д.)

3.«Кто приехал?» (развитие мелкой моторики рук)

Сложить ладони вместе

Кто приехал? (Хлопать кончиками больших пальцев)

Мы, мы, мы! (Хлопать кончиками всех пальцев)

Папа, папа, ты ли это? (Большие)

Да, да, да! (Указательные)

Мама, мама, ты ли это? (Большие)

Да, да, да! (Средние)

Брат, ты ли это? (Большие)

Да, да, да! (Безымянные)

4.Упражнение «Обведи по контуру и разрисуй»

Цель: развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, уровень саморегуляции.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку обвести по контуру предметные рисунки, раскрасить их и назвать, что получилось.

5.Упражнение «Разрезные картинки»

Цель: развитие восприятия, внимания

Ход игры. Посмотри внимательно на образец. Собери разрезную картинку из 4-х частей по образцу.

6. Развиваем внимание.

 Найди на рисунке одинаковые предметы и раскрась их одним цветом.

7.Штриховка.

Цель: развитие мелкая моторики.

Заштрихуй вертикальными линиями петушка.

8.Шкафчики

Цель: развитие памяти.

Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы.

Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова. Ребенка просят найти игрушку.

7.«Фонарики».

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Ход игры.

Пусть ребенок сожмет ручки в кулачки

Фонарики зажглись!

Пальцы на обеих ручках резко одновременно должны разжаться

Фонарики погасли!

Пальцы на обеих ручках резко одновременно опять сжимаются в кулачки

8.«Массаж пальцев».

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Дайте ребенку круглую щетку для волос, колючие бигуди, массажный мячик, шишку или любой другой предмет с «колючей» поверхностью. Вкладываем предмет в руки малыша и, обняв его ладошки своими руками, показываем, как можно катать предмет между ладонями, приговаривая:

«Маленький колючий еж!

До чего же ты хорош!

Я люблю твои иголки!

Хоть они и очень колки!».

9.«Зернышки для курочки»
Цель:
 развитие мелкой моторики рук (способствует развитию речи)
Ход игры. Вам понадобится зеленый лист бумаги и игрушечная курочка. Объясните ребенку, что бумага – это полянка и курочка пришла поклевать зернышки. 
Дайте ребенку кусочек пластилина, от которого он будет отщипывать зернышки и класть их на полянку, чтобы покормить курочку. Пластилиновые шарики легко поддаются ребёнку, он может надавливать на них и превращать в лепёшечки.
Курочка обязательно благодарит малыша.

                                                                                 Подготовила

                                                                                  педагог-психолог

                                                                                  Медведева Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Тестопластика в развитии ребенка"

Мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качеств, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально- активной личности...

Консультация для родителей на тему : «Воспитание и развитие ребенка в различных видах деятельности»

Консультация для родителей на тему "Воспитание и развитие ребенка в различных видах деятельности"...

Консультация для родителей на тему: "Возрастные особенности развития ребенка 6-7 лет"

Седьмой год жизни — последний отрезок дошкольного периода. Пройдет еще со- всем немного времени, и ребенок перешагнет один из очень важных рубежей в своей жизни, и беззаботное, игривое дет...

Консультация для родителей на тему: «Социально – нравственное развитие ребенка в игре».

   Игра – это ведущий вид деятельности дошкольника и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру.     Со врем...

Консультация для родителей на тему: "Задержка речевого развития у детей 3-4 лет".

В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Задержка речевого развития - отставание речевого ...

Консультация для родителей на Тему: "Игра в развитие ребенка"И

Игра- потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка....