Организация игр детей с использованием занимательного математического материала, головоломок.
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Достижение цели игры – составить фигуру, модель, дать ответ, найти фигуру – приводит к умственной активности, основанной на непосредственной заинтересованности ребенка в получении результата. Все это способствует формированию готовности к школьному обучению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: 

Организация игр детей

с использованием занимательного математического материала, головоломок.

Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм, и головоломкам.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Достижение цели игры – составить фигуру, модель, дать ответ, найти фигуру – приводит к умственной активности, основанной на непосредственной заинтересованности ребенка в получении результата. Все это способствует формированию готовности к школьному обучению.

Упражнения в решении занимательных задач, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение зрительно и мысленно анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы решения и планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за действиями и соотносить их с поставленными задачами, оценивать полученный результат). Решение практических задач с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать умственные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов "Танграм", "Колумбово яйцо" и др.).

Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

Включение занимательных упражнений, игр и головоломок в жизнь детей группы обеспечивает разностороннее воздействие на ребят, воспитывает у них интерес к играм, занимательным задачам, учит их способам поиска ответа, решения.

Существует мировая коллекция головоломок которая состоит из двух частей: классических, известных во всем мире, и специальных. Построены они на противоположных принципах.

Если первые позволяют из довольно простых геометрических элементов строить разнообразные силуэтные фигуры, то вторые, наоборот, предназначены для того, чтобы из сложных элементов построить заведомо известную силуэтную фигуру. Мировые головоломки или геометрические конструкторы являются эффективным средством развития умственных и творческих способностей детей. Игры – головоломки развивают пространственное воображение, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, а также сенсорные способности. Суть игр заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки. Все игры - головоломки представляют собой различные геометрические фигуры, разделенные на части. В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета, его строению, пропорциональному соотношению частей и форме. Каждая игра имеет свой комплект элементов, из которых можно сложить только определенные плоскостные силуэты.

Танграм

Танграм – старинная китайская игра-головоломка. Она возникла 4 тысячи лет назад. Она направлена на развитие логического, пространственного и конструктивного мышления, сообразительности.

Сущность её заключается в складывании из 7 частей, полученных разрезанием квадрата определённым образом, различных фигурок, а также придумывании новых.

В результате этих игровых упражнений и заданий, ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.

Правила этой игры просты. В состав каждой фигурки должны входить все семь частей; при этом они не должны перекрываться.

Этап 1.

 Для начала можно составить изображения из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенку можно предложить посчитать все детали, сравнить их по размеру, найти среди них треугольники.

Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка и т.д.

Этап 2.

Немного позже можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.
Начать лучше с составления зайца – это самая простая из фигур.

 

Этап 3.

Более сложной и интересной для ребят задачей является воссоздание изображений по образцам-контурам. Это упражнение требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Такие задания можно предлагать ребятам 5-6 лет.

Дальше можно прикладывать различные элементы головоломки, ища правильный результат.

Посложнее - фигуры человека, бегущего и сидящего.
 
         Этап 4.

Тут уже дети могут собирать изображения по своим замыслам. Картинка сначала задумывается мысленно, затем собираются составные отдельные части, после этого создается вся картинка.

Вьетнамская игра

         

«Вьетнамская игра» - это головоломка, в которой детям предлагается из десяти геометрических фигур, на которые разбит круг, построить различные изображения. Если круг разделить не прямыми линями, а изогнутыми, то получившиеся фигуры окажутся очень интересными для творческих способностей ребенка. Это очень полезное занятие для развития смекалки, фантазии, комбинаторских способностей, мышления. Из набора фигур можно сложить вполне осмысленные схематические фигурки. Дети знакомятся с пропорциями, учатся ассоциировать силуэты с реальными предметами. Из геометрических фигур также можно построить узоры или орнаменты. Изображения получаются плоскостные. Кроме работы по инструкции, ребенок может фантазировать самостоятельно, изобретая новые контуры знакомых предметов.  

Монгольская игра


         Головоломка представляет собой квадрат разрезанный на 11 частей: 2 квадрата, один большой прямоугольник, 4 маленьких прямоугольника, 4 треугольника.

Суть игры – собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики.

А так же, это отличный материал для дошкольников по изучению геометрических фигур. Из элементов монгольской игры можно составить такие геометрические фигуры как ромб, трапецию, параллелограмм, прямоугольники и квадраты разного размера.

Правила игры – при составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.

Для начала ребенок должен усвоить, что в результате соединения двух или нескольких геометрических фигур, может образоваться совершенно другая геометрическая фигура. Например, из 4-х треугольников можно сделать 1 квадрат. Усвоения детьми присоединения двух деталей друг к другу и образовывая новую это необходимый начальный этап освоения игры. Дети должны уметь составлять новые геометрические фигуры из имеющихся и представлять, какая фигура получится в результате присоединения, трансфигурации. После этого детям можно показать образцы фигур-силуэтов.

"Колумбово яйцо"

Доступна для детей 4-6 лет

Эта игра поможет развить в ребенке сенсорные способности, пространственное представление, образное и логическое мышление, сообразительность и смекалку.

У детей формируется усидчивость и привычка к умственному труду, стимулируется проявление творчества. 

На начальном этапе освоения игры (рассматривание и называние частей, определение их формы и размера, комбинирование) детям предлагают найти сходство по форме ее частей и комбинаций из них с реальными предметами и их изображениями. В результате можно заметить, что фигуры треугольной формы с закруглением имеют сходство по форме с крыльями птиц, большие по размеру фигуры (треугольники и четырехугольники с закругленной стороной) похожи на туловище птиц, зверей, морских животных. Такое соотношение и сравнение частей игры с предметами развивают у детей воображение, умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять составляющие части.

В ходе приобщения к игре необходимо соблюдать последовательность в усложнении, учитывая возраст и индивидуальные возможности ребенка.

В случае затруднения, можно предложить ребенку сложить фигуру из образцов. е на части, а затем воссоздавать на столе.

Волшебный круг

«Волшебный круг» - это головоломка, в которой детям предлагается из десяти геометрических фигур, на которые разбит круг, построить различные изображения. Это очень полезное занятие для развития смекалки, фантазии, комбинаторских способностей, мышления. Из набора фигур можно сложить вполне осмысленные схематические фигурки. Дети знакомятся с пропорциями, учатся ассоциировать силуэты с реальными предметами. Из геометрических фигур также можно построить узоры или орнаменты. Изображения получаются плоскостные. Кроме работы по инструкции, ребенок может фантазировать самостоятельно, изобретая новые контуры знакомых предметов.  

"Листик"


        
Головоломка "Листик" дает возможность составить силуэты различных видов транспорта. Кроме предметных силуэтов, игры позволяют создавать абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Для каждой игры разработаны различные схемы изображений, апробированные в работе с детьми. Многие из них являются результатами детского творчества. В качестве образцов используются изображения реальных предметов, силуэтное изображение которых можно воссоздать из набора геометрических фигур той или иной формы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая гостиная для родителей«Организация игр детей с использованием занимательного математического материала»

Знакомство родителей с использованием занимательного математического материала при обучении дошкольников математике...

Творческая мастерская "Организация игр детей с использованием занимательного математического материала"

Привлечь интерес родителей к занимательному материалу, помочь осознать значимость его применения в условиях семьи...

Организация игр детей с использованием занимательного математического материала

Творческая мастерская для родителей и детей. В данной работе описаны игры математического содержания, которые помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому...

Методическая разработка «Рекомендации родителям по организации игр для детей дошкольного возраста дома с использованием занимательного математического материала»

Методическая разработка «Рекомендации родителям по организации игр для детей дошкольного возраста дома с использованием занимательного математического материала» Развитие математических способнос...

«Организация игр детей с использованием занимательного математического материала»

Цель:Привлечь интерес родителей к занимательному материалу, помочь осознать значимость его применения в условиях семьи;Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру - силуэт,...

Организация игры детей с использованием занимательного математического материала дома

                                 Уважаемые родители!Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к...