Потенциал акварельной живописи в развитии творческого воображения старших дошкольников.
статья (подготовительная группа) на тему

Никифорова Наталия Юрьевна
Изобразительная деятельность позволяет детям выразить в рисунках своё представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, создать положительный эмоциональный настрой, способствует развитию творчества, эстетического чувства, образных представлений и воображения. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Рисование для ребенка - своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Потенциал акварельной живописи в развитии творческого воображения старших дошкольников

Изобразительная деятельность позволяет детям выразить в рисунках своё представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок,  создать положительный эмоциональный настрой, способствует развитию творчества, эстетического чувства,  образных представлений и воображения.  Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Рисование для ребенка - своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей.

Рисование развивает наблюдательность, способствует развитию творческой активности ребенка. В процессе занятий изобразительной деятельностью, дети учатся глубже чувствовать родную природу, беречь и любить ее. Большую роль в формировании личности ребенка играет соприкосновение в процессе занятий с лучшими произведениями великих художников.

Уметь рисовать, значит уметь видеть, а не просто смотреть, уметь чувствовать и запоминать красоту. Изобразительное искусство помогает ребенку стать неординарной, эстетически развитой личностью, позволяет ему проявить творческие способности.

Занятия живописью поддерживают в ребенке стремление к творчеству, к выражению индивидуальности.

Старший дошкольный возраст ключевой в развитии воображения. Развитие механизмов творческого воображения у детей в этом возрасте существенно влияет на умение различать эмоциональные состояния по внешним проявлениям. Именно поэтому одним из направлений работы с детьми старшего дошкольного возраста является раскрытие эмоционального состояния средствами творческого воображения. Происходит понимания «души» образа, развитие приемов выразительности.

Не стоит забывать, что у старших дошкольников уже формируется критическое отношение к результатам своей деятельности, и поэтому очень важно закрепить у ребенка сознание уверенности в том, что он сумеет все.

Следует обратить внимание на проблему одинаковости рисунков в детских садах, которая связана не только с реализуемыми программами, но и с уровнем подготовки воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей начальной школы. Педагогам, которые проводят занятия по изобразительной деятельности, необходимо знать язык изобразительного искусства, владеть основами визуальной культуры, уметь работать с различными художественными материалами.

Нехватка времени на свободное рисование – еще одна проблема дошкольных образовательных учреждений. На занятиях в детском саду мало времени уделяется предварительной работе и самостоятельному творчеству. В ходе занятий педагоги пытаются дать навыки изображения, забывая об эмоциональной составляющей. Мало заинтересовать ребенка, чтобы он изобразил птичку или осенний пейзаж, надо открыть для него мир возможностей для творчества. Открыть доступ к вдохновению его маленькой души, чтобы уже с первых мазков он чувствовал себя творцом, успешной личностью. Ребенок хочет рисовать всегда, но есть много запретов и ограничений, которые не дают ему уверенности. В детском саду и дома ребенок берет в руки фломастер, реже карандаш, потому что умеет действовать, знает какой результат получит. Акварельные краски всегда вызывали проблему у детей и их родителей.

Создание рисунка – это только часть изобразительного процесса. Следующий этап – это восприятие и интерпретация, которые требуют особых профессиональных навыков педагогов, воспитателей, родителей, всех, кто сталкивается с первыми проявлениями детского творчества.[1]

Изобразительная деятельность дарит детям положительные эмоции, восторг, ребёнок в своих рисунках рассказывает о том, что увидел, пережил. Именно в изобразительной деятельности ребёнок имеет возможность наиболее легко выразить то, что его волнует в материале. Чтобы развивать у каждого воспитанника ребенка творческие способности, заложенные природой, воспитатель должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен создавать все условия для развития творческого воображения в изобразительной деятельности, прежде всего он должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление, учить детей способам создания изображений, средствами их выразительного исполнения.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Рисование в дошкольном возрасте один из самых интересных видов деятельности. В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приёмов, потом рисунки приобретают конкретную содержательность. У старших дошкольников образы в рисунках становятся всё более оригинальными.

Занимаясь с детьми изобразительной деятельностью, мы развиваем творческое воображение, не только совершенствуя этим познавательные процессы и способность творчески мыслить, но и формируя личность ребёнка. Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития творческого воображения.[2]

Через удовольствие изобразительная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей, помогает преодолеть трудности, возникающие в процессе самовыражения при осуществлении творческой работы.

При освоении дошкольниками изобразительного искусства выделяют два основных подхода: академическое обучение и рисование.

В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства. При такой системе обучения дети могут приобрести некоторые навыки, полезные во многих специальностях и житейских ситуациях, но не приобретают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству. Это - обучение без творчества.

Во втором подходе для детей создаются благоприятная среда условия для творчества без оказания целенаправленного педагогического воздействия. Дети обретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными материалами, это творчество без обучения. Маленький художник не взаимодействует с собственным творческим потенциалом, а плывет по течению, рисует интуитивно.

Нужен третий подход: целенаправленное руководство творческим развитием детей. Ребенок субъект творчества, кроме самого ребёнка, никто не даст верного решения стоящей перед ним творческой задачи. На своих занятиях в изостудии я даю детям свободу и минимальный контроль. Развитие творчества происходит в непринужденной обстановке, дети свободно передвигаются, сами принимают решения какими кисточками и красками рисовать.

Начинать обучение живописи лучше с акварели, хотя она и считается трудной техникой. Ошибки в акварели с трудом исправляются, зато она обладает целым рядом достоинств. Отличительная черта акварели – это прозрачность. Достоинства акварели с лихвой искупают трудности.[3]

Акварель привлекательна своей доступностью, чистотой цветовых отношений. При кажущейся простоте работы акварель - сложная техника  живописи. Чтобы освоить и понять ее, необходимо внимательное изучение материалов и инструментов (краски, бумаги, кистей). Ведь с этого начинается любой творческий процесс.

Акварель (от лат. aqua – «вода») – краски, разводимые водой, а в профессиональной художественной среде – и произведения живописи, выполненные такими красками.[4]

Чтобы развить технику рисования акварелью и научить ребенка не боятся рисовать, начинать необходимо с пейзажей, так как это тот мир, который окружает ребенка и всегда можно обратиться к натуре.

Выразительность детского рисунка имеет определенные особенности, которые связаны с развитием у детей чувств. Вначале они расплывчатые и рисунки передают лишь общее впечатление. Под влиянием систематического обучения чувства детей усложняются, они начинают приобретать смысловой компонент.

Исследования показали, что рисование, как определенный вид деятельности человека, представляет собой сложный процесс, включающий в себя познание, изучение окружающей действительности и создание художественного образа.[5]

Дети любят и чувствуют природу. Воспроизводя в рисунке природное явление, дошкольники опираются, прежде всего, на собственный опыт. Рисование по памяти и по представлению содержит больше элементов творческой деятельности, чем рисование с натуры. Толчком к развитию творческой активности у ребенка является знакомство с произведениями пейзажной живописи и литературы.

Дети своеобразно, творчески передают дошкольники пространство: в виде одной линии, широкой полоски земли, могут изобразить линию горизонта, рисуя дороги, реки, пригорки, сугробы, широкие или узкое пространство неба. Располагая отдельные образы природы рядом, дети подчерчивают их различие и величие. Отмеченное в психологии явление гиперболизации качеств предмета как проявление дошкольником творчества можно наблюдать и в изображении объектов природы.[6]

Знакомство детей с пейзажем, как жанром изобразительного искусства, превращается для них в увлекательную прогулку по природе родной страны. Дети учатся у художников видеть, понимать, любить природу и искусство. Поэзия также оказывает большое влияние на детей, вызываю чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным. Воспетая в стихах образность природы помогает ребенку лучше понять и почувствовать окружающий нас мир, испытать радость от того, что светит солнце, зеленеют деревья, растут цветы, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке.

Основной задачей пейзажной живописи у детей 67 лет является развитие творческих способностей ребенка. Дети учатся не просто изображать то или иное состояние природы, но и передавать свое отношение к рисунку, свои чувства, которые могут быть радостными и светлыми, грустными и тревожными. Дети учатся сравнивать художественные произведения, выбирая то, что им ближе. Дети проявляют самостоятельность в выборе темы рисунка, образов изображаемых предметов, сочетания красок, отображении пространства, перспективы.[7]

Для выразительного изображения природы важно овладеть рисованием линий разной интенсивности, использую различные кисти, линейным и пространственным ритмом. Если ребенок использует эти средства для достижения выразительности, то это является показателем развития творческих способностей в изображении природы.

Рассмотрим подробнее основные акварельные техники, которые, по нашему мнению, целесообразно использовать в работе с дошкольниками.

  1. Техника «по сырому». Приобретение навыков работы по мокрой бумаге в один слой, а ля прима.
  2. Техника «мазки». Изучение данной техники акварельной живописи на основе применения различных форм кистей (плоских и круглых), создания колористического изображения путем последовательного нанесения мазков на сухую бумагу, освоение чередования «холодных» и «теплых» мазков при наложении друг на друга, оптического смешения красок, изменения характера изображения в зависимости от величины мазка и способа его нанесения.
  3.  Техника «по сухому». Приобретение навыков письма в один слой а ля прима по сухой бумаге с применением всей палитры красок.
  4. Маскировка. Изучение применения различных маскирующих материалов, предохраняющих поверхность бумаги, либо нанесенного красочного слоя от попадания последующих красочных слоев. Освоение навыков работы с маскирующими жидкостями, лентами и восковыми мелками, создания последними как линейного рисунка, так и фактур при работе «плоскостью».
  5. Неоднородная отмывка. Освоение навыков добавление краски на лист. Для этого берется несколько различных оттенков. Такой способ обычно используют при изображении заката или зыбкой поверхности моря.
  6. Градуированная отмывка.Градуированную отмывку начинают с самого темного тона и постепенно делают светлее. Это идеальный прием для изображения чистого неба.
  7. Текстурирование. Освоение различных дополнительных методов и приемов акварели, основанных на применении различных материалов, таких как губки, «штампы», «сухая кисть», набрызг водой и разведенной в воде краской, использования «отлипов», монотипии, соли, мыльного раствора, технического спирта.[8]

На основании исследованной литературы можно сделать вывод о том, что акварельная живопись доступна детям старшего дошкольного возраста.


[1]Подгорнова С. В. Реализация культурно-образовательной программы «Кругозор»: методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений / науч. ред. Л. М. Ванюшкиной. – СПб.: СПб АППО, 2013.https://e.mail.ru/attachment/15443676100000000489/0;3(дата обращения 09.12.18)

[2]Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1985.

[3]Шитов Л. А., Ларионов В. Н. Живопись. — М.: АО Учебная литература, 1995.

[4]Джин Хейнс. Мир акварели. Техники, эксперименты, практические советы. Перевод с англ. Александры Люминой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.https://vk.com/doc232321467_453279687?hash=25153537d1a1dd7d4a&dl=8b6911f891f11e5f42(дата обращения 02.12.18)

[5]Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1985.

[6] Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М., 1981.

[7]Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. — М.: Просвещение, 1992.

[8]Учимся рисовать  акварелью / перевод с англ. Степановой А., Сергеевой И. — М.: Издательство АСТ, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников через использование методов ТРИЗ"

Настоящий педагогический прект направлен на разрешение ряда педагогических проблем и противоречий, сложившихся в современном дошкольном образовании. Цель педагогического проекта заключается в создании...

Консультация для родителей «Использование нетрадиционных изобразительных техник – одно из условий развития творческого воображения старших дошкольников»

В контексте развивающего обучения и воспитания важна формулировка твор­ческих заданий, не имеющих однозначного решения. Как показали исследования детского воображения, формулировка прямой задачи на тв...

Проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников посредством музыкальной деятельности"

Проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников посредством музыкальной деятельности"...

Развитие творческого воображения старших дошкольников средствами нетрадиционной изобразительной деятельности

В статье идет речь о развитии творческого воображения дошкольников , его роли в становлении креативной, способной к созиданию творческой личности, востребованной на сегодняшний день социумом и обобщен...

Проектирование цикла занятий по развитию творческого воображения старших дошкольников средствами акварельной живописи.

Проектирование цикла занятий по развитию творческого воображения старших дошкольников средствами акварельной живописи. Изостудия в детском саду дает возможности для углубленного занятия рисование...

Комплекс игр для развития творческого воображения старших дошкольников.

Комплекс игр для развития творческого воображения старших дошкольников:1. «Слово за слово»Дети встают в круг. Ведущий становится в середину и называет какое-либо существительное, например ...