Программа кружка по развитию мелкой моторики.
рабочая программа (младшая группа) на тему

Путинцева Наталья Ивановна

Кружок по развитию мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_razvitiyu_melkoy_motoriki_2.docx40.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  Бутурлиновский детский сад № 8 « Березка»

Программа кружка

«Веселые ладошки»

во второй младшей группе

Воспитатель:

Путинцева Н.И.

2018-2019 уч. г.

Содержание программы:

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка.
  2. Цель и задачи рабочей программы.
  3. Принципы и подходы к формированию программы.
  4. Планируемые результаты освоения программы.

  1. Содержательный раздел

2.1.  Перспективное планирование.

2.2.  Календарно-тематическое планирование.

2.3.  Взаимодействие с семьей.

  1. Организационный раздел
  1. Особенности организации предметно-пространственной среды.
  2. Обеспеченность методическими материалами.
  3. Расписание кружковой работы.

1.1 Пояснительная записка.

Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.

Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игра и упражнения:

• самомассаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

• рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)

Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.

К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой в разных техниках, научиться правильно держать карандаш, ручки станут более гибкими, послушными.

1.2. Цель и задачи рабочей программы.

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Задачи:

Образовательные:

формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

формирование практических умений и навыков;

обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

совершенствование движений рук;

развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

развитие речи детей.

Воспитательные:

воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

воспитывать и развивать художественный вкус;

воспитывать усидчивость, целенаправленность.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы.

Основным принципом реализации Программы является создание максимально благоприятных ситуаций для развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, социальными возможностями и врождёнными способностями.

В целях организации качественной работы по указанному принципу предполагается также использование таких принципов, как:

– системный подход, реализация образовательного содержания «от общего

к частному»;

– принцип «единства аффекта и интеллекта» (Л.С. Выготский) –

интегрированный подход к организации процесса освоения предлагаемого

содержания Программы;

– развитие у детей навыков поисковой деятельности, т. е. создание проблемных ситуаций, которые будут мотивировать ребёнка к самостоятельному поиску возможностей их разрешения;

– практическое экспериментирование – использование различных ресурсов для решения поставленной задачи (беседы, поэзия, игры, рисунок, пр.);

– учёт индивидуальных особенностей (в том числе лидерских качеств, инициативности, различий в темпе выполнения задач, пр.);

– создание условий для мотивации к саморазвитию (развитие у детей желания в различной свободной деятельности повторять (дополнять) пройденный материал);

– использование всех видов восприятия информации (визуального, аудиального, кинестетического);

– использование формата диалога (ребёнка с взрослым, детей между собой,

педагогов друг с другом и родителями) как основной базы процесса передачи

информации.

Использование указанных принципов при организации и осуществлении учебного процесса с детьми дошкольного возраста будет способствовать их полноценному психическому развитию, качественному восприятию всего учебно-развивающего материала Программы, сохранению положительной эмоциональной обстановки в коллективе дошкольной организации в целом и на занятиях по Программе в частности и способствовать решению задач по развитию мелкой моторики детей.

Новизна:

  • обучение детей проводится с трехлетнего возраста;
  • подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
  • занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Отличительные особенности работы данного кружка:

Работа в кружке «Веселые ладошки» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика  позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются  комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

1.4. Планируемые  результаты  освоения  Программы.

По итогам реализации Программы предполагается достижение определённых результатов всеми участниками образовательных отношений.

К концу первого года занятий в кружке дети должны знать:

  • основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);
  • понятие «конструктор»; «мозаика»;
  • некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и.т.п.);
  • несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.

должны уметь:

  • правильно держать кисть, карандаш;
  • работать с трафаретами;
  • заштриховывать предметы двумя способами;
  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.

2.1.Перспективное планирование.

Вторая  младшая группа (3-4 года)

 Название раздела, темы

Кол-во часов

1.

Овощи с огорода

1

2.

Домашние животные

1

3.

Деревья

1

4.

Зима. Признаки зимы

1

5.

Одежда

1

6.

Защитники отечества

1

7.

Мамин праздник

1

8.

Весна

1

9.

Цветы

1

Итого: 9 занятий.

2.2.Календарно - тематическое планирование.

Сентябрь

 Тема: «Овощи с огорода»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.

3. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

4. Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту».

2. «Морковка» - раскрась по образцу.

3. Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно).

4. Игра «Что растет в огороде» - чудесный мешочек.

5. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки.

Октябрь

Тема: «Домашние животные»

1. Развивать мелкой моторики рук.

2. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

3. Учить  детей из предложенных геометрических фигур выкладывать животных по образцу в горизонтальной плоскости.

4. Формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Воспитывать любовь к животным, фантазию.

Упражнения

1. Упражнение «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.

2. Упражнение «Коготки и лапки».

3. Упражнение «Домашние животные» - найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь.

4. «Зеленый лужок» - рисуем травку для коровки.

5. Д/и «Животные и их детеныши».

6. Самомассаж гранеными карандашами.

Ноябрь

      Тема «Деревья»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев.

3. Научить детей завязывать узелки, бантики.

4. Формировать умение координировать речь и движения.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Воспитывать любознательность, интерес к природе.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю».

2. Игра «Веселые ладошки» -завязываем узелки, бантики.

3. Игра с прищепками «Наряжаем елочку».

4. Упражнение «Найди пару»- найти парную подушечку с таким же наполнением (рис, фасоль).

5. «Осенние деревья» - рисование ладошками.

6. Упражнение «Похлопаем» - хлопаем в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

7. Самомассаж косточками фруктов.

Декабрь

 Тема «Зима. Признаки зимы»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

3. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

5. Знакомство с глиной как с художественным материалом.

6. Развивать умение сматывать клубочки.

Упражнения

1.«Лыжник» - рисуем на манке пальчиками.

2. Упражнение «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочки.

3. Упражнение «Вязаные лоскутки»- работа с лоскутками связанных из разных ниток.

4. Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Зимняя прогулка».

5. Самомассаж мячиками (ежиками).

6. Дорисуй ветку, на которой сидит воробей.

Январь

Тема: «Одежда»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Учить создавать узор из кругов, штрихов.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

5. Воспитывать желание помогать маме.

6. Развивать творческую фантазию.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Постираем белье».

2. Упражнение «Помогаем маме» - развешать белье на веревку и закрепить его прищепками.

3. Упражнение «Не дошитое платье»- «пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью.

4. Упражнение «Ткань на новое платье» - работа с лоскутками разной фактуры.

5. «Укрась платье Маруси» - раскрашивание платья карандашами, вырисовывание узора.

6. Самомассаж косточками фруктов.

Февраль

Тема «Защитники отечества»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук

2. Упражнять в умении использовать пальчиковые краски, совершенствовать умение наносить мазки пальцами.

3. Отрабатывать навык выкладывания изображения счетными палочками.

4. Учить детей завязывать узелки и бантики.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы».

2. Фигурки из счетных палочек «Танк», «Звезды», «Флажок».

3. «Салют» - рисуем пальчиковыми красками

4. Упражнение «Орешки»- с грецкими орехами.

5. Самомассаж бусинками - катать по очереди каждым пальцем.

6. Завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.

Март

 Тема: «Мамин праздник»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Тренировать умение создавать узор по образцу.

3. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

5. Развивать чувство формы, цвета и композиции.

6. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать.

Упражнения

1. «Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки.

2. Упражнение «Солнце светит ярко – ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого круга.

3. Подвижная игра «Подарок маме».

4. «Платочек для мамы» - украшаем платочек, рисуем пальчиковыми красками

5. Упражнение «Бусы для мамы»- нанизывание макарон на ленту.

6. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами ходить по столу в разном темпе.

7. Самомассаж косточками фруктов.

 Апрель

Тема «Весна»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Тренировать навык завязывания узелков и бантиков.

5. Учить детей работать с бумагой в технике оригами.

6. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета.

7. Вызвать интерес к созданию красивой композиции из цветов.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц».

2. Упражнение «Весенняя полянка»- с помощью прищепок выкладываем композицию : солнышко, травку, первые цветы, деревья.

3.»Весенний букет» - аппликация с использованием оригами.

4. Упражнение «Веселые ладошки» - завязывание узелков, бантиков.

5. Игры с пуговицами – рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки (желтый, красный, синий, зеленый).

Май

 Тема: «Цветы»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Закреплять умение делать из пластилина шарики.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

5. Развивать чувство формы и цвета.

6. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.

Упражнения

1. Упражнение «Весенний цветок» - тактильное обследование цветов из бархатной бумаги.

2. «Чудесный мешочек» - найди цветок на ощупь.

3. Упражнение «Каждому листочку свое место» - закрыть контуры различных листочков нужными листочками взятыми из коробки.

4. «Красивые одуванчики» - лепка (пластилин +спички).

5. Д/игра «Собери букет».

6. Пальчиковая игра «Букет цветов».

7. Самомассаж мячиками (ежиками)

2.3.  Взаимодействие с семьей.

Программа «Веселые ладошки» предусматривает добровольное и посильное включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания в рамках содержания Программы и развитие такого важного направления деятельности дошкольного учреждения, как совместное сотрудничество с семьёй в вопросах развития мелкой моторики у детей.

Сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий реализации Программы. Задача педагогического коллектива – установить конструктивные партнёрские отношения, объединить усилия в области организации здорового образа жизни, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные знания и умения родителей.

Формы работы с родителями:

- индивидуальные собеседования;

- папки-передвижки в родительский уголок;

-презентация для родителей « Развитие мелкой моторики ».

.

Условия работы с родителями:

- целенаправленность;

- систематичность;

- дифференцированный подход с учётом специфики каждой семьи;

        - доброжелательность  и внимание.

3.1. Особенности  организации  предметно -  пространственной  среды.

     Объекты предметной среды

Предметная среда необходима для развития всех детских видов деятельности. В дошкольной образовательной организации она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие ребёнка. Развивающая предметная среда должна быть    оборудована с учётом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению.

Сюда относятся: предметно-игровая среда, предметно-развивающая среда для занятий.

Всё пространство используется для усиления познавательного и художественно-эстетического развития детей.

    Объекты социальной среды

Образовательная среда для детей дошкольного возраста очерчена достаточно широким кругом. Для целей формирования основ культуры здорового образа жизни такой диапазон имеет важное значение, поскольку все приобретаемые навыки используются ребёнком не только в дошкольной образовательной организации, но и реализуются в быту, в семье.

В этой связи просветительская работа с родителями, иными членами семьи выходит на первый план.

3.2. Обеспеченность методическими материалами.

Пособие для родителей в виде книжки «Развитие моторики у детей 3-4лет», использование которого обеспечивает успешность реализации Программы.

Дидактические материалы:

- иллюстрации, репродукции.

Учебно-методическое сопровождение:

- карточки с изображением выкладываемых предметов;

- карточки с изображением образцов;

- картотека пальчиковых игр.

Материально-техническое обеспечение:

- массажные мячики;

- коробочки с крупой;

- шнуровки, пазлы, мозаики;

- комплекты для изобразительного творчества (пластилин, краски, фломастеры, цветные карандаши, коврики для лепки, салфетки для рук и  т.д.)

  1. Расписание кружковой работы.

Кружковая работа рассчитана на 1  занятие в месяц. Занятие проводится по подгруппам (по 10 человек), время проведения 15-20 минут и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, коммуникативные игры, коллективное творчество, индивидуальная корректировка действий.  

Список литературы:

Лыкова И.А. « Изобразительная деятельность в детском саду» вторая младшая группа. М.: Карапуз - дидактика.2007 г.

 

Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М.: Мозайка-   Синтез, 2005 г.

Светлова О. Веселые пальчиковые игры. – М.: «Сова», 2005.

Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Астрель», 2006.

          Интернет ресурсы:

           Сайт  Маам  ру.

 

           Сайт НС Портал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа кружка по развитию мелкой моторики пальцев рук "мастерская самоделкина"

План-программа кружка по развитию мелкой моторики пальцев рук "мастерская самоделкина"...

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук "Проворные пальчики"

Программа разрабатывалась для педагогов , которые работают с детьми с нарушением зрения....

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук «Весёлые ладошки» для детей 1 младшей группы дошкольного возраста

Пояснительная записка   «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник...

Программа кружка по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Программа кружка по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у дошкольников "Умелые ручки"

Целью моей педагогической работы является достижение положительного развития мелкой моторики рук детей через использование разнообразных методов и приемов...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы

Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет...

Программа кружка по развитию мелкой моторики с детьми второй младшей 2 группы «Ловкие пальчики»

Кружок «Ловкие пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делат...