Информация для родителей: «Сохранение психологического благополучия ребенка в семье»
материал на тему

Жидкова Ирина Васильевна

Наиболее важные психологические аспекты благополучия детей в семье связаны с характером взаимоотношений в системе «родители – дети». 

      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информация для родителей:

 «Сохранение психологического благополучия ребенка в семье»

        Наиболее важные психологические аспекты благополучия детей в семье связаны с характером взаимоотношений в системе «родители – дети». Позитивное взаимодействие включает в себя обоюдную готовность слышать другую сторону и отзывать на ее несущие потребности.

        Любые нарушения в этой области приводят к негативным последствиям. В ближайшей перспективе это негативно сказывается на процессе воспитания ребенка, поскольку он перестает слышать родительские наставления, реагировать на них. Так срабатывает механизм психологической защиты от излишнего вторжения в личное пространство. В долгосрочной перспективе такой характер отношений может вызвать стойкое отчуждение, которое ярко проявится в переходном возрасте.

        К наиболее значимым психологическим аспектам воспитания детей в семье, безусловно, относится формирование коммуникативных навыков. Именно в семье ребенок учится общению, усваивает образцы реакции не те или иные обстоятельства, учится взаимодействовать с близкими и дальними людьми. При этом дети примеряют на себя самые разные социальные роли: младшего члена семьи, старшего ребенка по отношению к младшей сестре или брату, участника общественно значимой группы (будь то детский коллектив в детском саду или школьный класс ) и т. д.

        Отметим, что в разных семьях эти процессы протекают совершенно по-разному. Наибольшие возможности для развития получают, как это ни странно звучит для современного человека, дети в больших семьях. Микросоциум, которым является каждая семья, в действительности максимально может быть воплощен лишь на примере семьи с двумя-тремя и более детьми. Здесь расширяется диапазон социальных ролей, которые выполняют дети в тех или иных обстоятельствах. Кроме того, коммуникативное  взаимодействие в таких семьях гораздо более богатое и насыщенное, чем в семье с одним ребенком. Например, младшие дети в результате получают большие возможности для личного роста и совершенствования своих самых разных качеств.

        Исторический опыт только подтверждает эти наблюдения специалистов. Ведь известно, что знаменитый химик Д.И. Менделеев был семнадцатым ребенком в семье, третьими детьми были такие знаменитости прошлого, как поэтесса А.А. Ахматова, первый в мире космонавт Ю.А. Гагарин, английский писатель и математик Льюис Кэрролл, классики русской литературы А.П. Чехов, Н.А. Некрасов и многие другие. Вполне вероятно, что их таланты зарождались и оттачивались в процессе семейного воспитания и коммуникативного взаимодействия в больших семьях.

        Конечно, психологические аспекты воспитания ребенка в социально благополучных и мало благополучных семьях имеют свои особенности. Например, если в семье имеют место постоянные конфликты между родителями или же родители разводятся, то ребенок находится в ситуации сильнейшего психологического стресса. В итоге нормальный процесс воспитания нарушается. Причем мы рассматриваем здесь вполне социально благополучные семьи. А ведь есть целый пласт семей, где родители - люди пьющие, и они вообще не подают своим детям позитивных примеров социального поведения.

     Огромное число разводов сегодня побуждает нас говорить и об этой проблематике. Ведь в итоге целостность семейного очага нарушается, и процесс воспитания на определенный период, по сути, прерывается. А после восстановления от кризиса ребенок оказывается совсем в другой психологической обстановке, чем раньше. И ему приходиться подстраиваться под изменившиеся условия.

      Воспитание ребенка в неполной семье осложняется обеднением его окружения. В такой ситуации дети не видят образца мужского поведения (а эти семьи, как правило, живут без отцов; гораздо реже бывает, когда детей воспитывает не мать, а отец). Воспитание в подобных условиях непрерывно должно учитывать обозначенные психологические аспекты. Для того чтобы воспитать полноценную личность, мама в такой семье должна, с одной стороны, сохранять свою природную женственность, выполнять традиционные социальные роли матери, хозяйки. Но с другой – она обязана временами демонстрировать истинно мужскую твердость характера и требовательность. Ведь дети в реальной жизни должны встретиться в родном доме и с той, и с другой моделью повседневного поведения.

       Огромные дополнительные возможности полноценного воспитания детей в неполной семье дает наличие положительных образцов мужского поведения со стороны близких родственников и друзей семьи мужского пола. Дядя, например, может отчасти взять на себя роль отсутствующего отца, занимаясь с детьми, играя с ними, занимаясь спортом, общаясь и т. д.

       Хорошо, если воспитание детей в семье основано на сотрудничестве и доверии. Мы часто забываем, что каждый ребенок с рождения настроен на полноценное сотрудничество со взрослым. В угоду сиюминутному спокойствию, удобству, тишине мы нередко осаждаем детские порывы к  общению, к совместной деятельности. Стоит ли потом удивляться, что наше правильное внешне воспитание не дает ожидаемых результатов? Но не стоит забывать, что контакт с ребенком восстановить никогда не поздно.       Просто в разные периоды это требует разных усилий. Полноценные гармоничные отношения в семье (и лишь они!) создают крепкую почву для позитивного педагогического взаимодействия. И вот тогда результаты не замедлят себя ждать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье

В настоящее время все большую актуальность в современном мире приобретает термин «социальное сиротство». Социальный сирота – это ребенок, имеющий биологических родителей, которые, однако, не зан...

Из опыта работы:"Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье"

Если в семье присутствуют: улыбка, любовь,радость, взаимопонимание, душевное тепло,забота и ласка,отзывчивость,доброжилательность,то такую семью можно сравнить с цветущим садом....

Анкетирование для родителей "Сохранение и укрепление здоровья ребенка в семье"

Анкета для родителей. «Сохранение и укрепление здоровья ребенка в семье»АнкетаУважаемые родители!Просим вас принять участие в опросе по теме: «Сохранение и укрепление здоровья ребенка в семье».1. Обра...

Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье. Профилактика социального сиротства.

Информация будет полезна для родителей и специалистов, работающих с детьми....

Конспект родительского собрания "Сохранения психологического благополучия ребенка в семье"

Конспект родительского собранияСохранения психологического благополучия ребенка в семье.Цели: изучения факторов, влияющих на психологическое здоровья ребенка: побуждения родителей проявлять заботу о п...

Родительское собрание "СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ"

На собрании разбираются факторы влияющие на благополучие ребенка в семье....