Конспект родительского собрания "Сохранения психологического благополучия ребенка в семье"
план-конспект занятия (средняя группа)

Тимакова Анна Алексеевна

Конспект родительского собрания

Сохранения психологического благополучия ребенка в семье.

Цели: изучения факторов, влияющих на психологическое здоровья ребенка: побуждения родителей проявлять заботу о психологическом здоровье ребенка.

Задачи: выявить факторы, влияющие на психологическое здоровье ребенка; практически освоить способы налаживание и оздоровления взаимоотношений ребенка- взрослый;научить способам эффективной коммуникации для разрешения проблем.

Форма проведения: родительский клуб.

Участники: воспитатель, родители, психолог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект родительского собрания45.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

Сохранения психологического благополучия ребенка в семье.

Цели: изучения факторов, влияющих на психологическое здоровья ребенка: побуждения родителей проявлять заботу о психологическом здоровье ребенка.

Задачи: выявить факторы, влияющие на психологическое здоровье ребенка; практически освоить способы налаживание и оздоровления взаимоотношений ребенка- взрослый;научить способам эффективной коммуникации для разрешения проблем.

Форма проведения: родительский клуб.

Участники: воспитатель, родители, психолог.

План проведения

  1. Вступительная часть.
  2. Слово о психологическом здоровье.
  3. Практические задания для родителей.
  4. Факторы, влияющие на эмоциональное здоровье ребенка.
  5. Мини лекция.  Как воспитать детей с разными группами крови.
  6. Исследование. Как влияей на развитие детей порядок рождения?
  7. Тест « Воспитательная позиция».
  8. Рекомендации « Методика общения с ребенком»
  9. Тренинг.
  10. Заключительная часть.

Плакат:

Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно.

Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя. ( А.Н. Острогорский)

Ход мероприятия

  1. Вступительная часть.
  1. Сообщения темы и цели заседания родительского клуба.
  2. Разминка с мячом. (Участники бросают друг другу мяч и называют качества, необходимые родителям для сохранения психологического благополучия ребенка в семье.)
  1. Слово о психологическом здоровье

Воспитатель. Здоровье это полное физическое, психологическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Нервно психическое здоровье ребенка это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень населения, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась и агрессивность людей, их занятость и от этого страдают дети. Из за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания базовые потребности ребенка в любви, ласке не удовлетворяются. В результате этого нарастают напряженность, агрессивность, озлобленность у детей, что говорит об отсутствии психологической безопасности в семье.

  1. Практическое задание для родителей.

Воспитатель. Каждый человек появляется на свет как нечто еще никогда не существовавшее до сих пор. Каждый человек по своему видит, слышит, чувствует, думает, имеет  индивидуальные возможности, способности, черты характера и т. д.

 Каждый человек проходит свой путь развития . Можно выделить следующие этапы развития: о-3 года, 3-5 лет, 6-10 лет, 11-14 лет, 15-17 лет.

Вспомните себя в каждый из этих периодов. Напишите, кто оказал на вас наибольшее влияние, чему вы научились. В конце работы обсуждают результаты.

Воспитатель. Таким образом, на разных этапах на формирования личности влияют близкие люди( члены семьи) и социум (педагоги друзья).  И от того на сколько удовлетворены наши потребности в общении и признании на каждом возрастном этапе, зависит психоэмоциональное благополучие, психологическое здоровье.

  1. Факторы влияющие на эмоциональное благополучие ребенка.

Воспитатель. Рассмотрим  факторы , влияющие на психоэмоиональное благополучие ребенка в семье.

Что вы знаете о важности следующих факторов, влияющих на развитие ребенка? Если фактор кажется вам  важным поставьте напротив него знак «+». Если нет «-».

Воспитатель раздает родителям таблицы где они отмечают правильные на их взгляд ответ

Факторы, влияющие на развитие ребенка

Да

Нет

1

Планирование беременности

2

Ожидание ребенка определенного пола

3

Постоянная материнская забота

4

Режим питания

5

Наказание

6

Поощрение

7

Стиль воспитания в семье

8

Порядок рождения ребенка в семье

9

Имя ребенка. Группа крови

С помощью этой таблицы психолог анализирует приведенные факторы, обсуждает их с родителями, организует исследование.

  1. Мини лекция « Как воспитывать детей с разными группами крови»( Приложение 1)
  2. Исследование. Как влияет на ребенка порядок рождения?

Группа делится на «младших» , «старших», «средних», «единственных детей»

Комментарий (приложение 2)

  1. Тест « Воспитательная позиция»

Подумайте и ответьте, свойственно ли вам такое поведение:

Где 0-никогда, 1- Редко, 2. Часто, 3. Почти всегда, 4. Всегда

1

Говорить, что Вас нет дома, когда Вы есть.

2

Переходить улицу в неположенном месте

3

Курить

4

Извинятся, когда вы не правы

5

Громко рассказывать анекдоты

6

Эмоционально «выражаться», когда у Вас что то  не получается

7

Долго сидеть за столом, разговаривать с друзьями

8

Добиваться своей цели, преодолевая сопротивления

9

Уступать место в транспорте

10

Не обращать внимание, когда Вас провоцируют на грубый ответ.

11

Смотреть фильм на любые темы

 После  того как Вы ответили на эти вопросы, представьте что во всех ситуациях с Вами  Ваш ребенок. Изменятся ли Ваши ответы? Большинство людей присутствие ребенка заставляет воспринимать ситуацию как воспитывающую. А как воспринимаете ее ВЫ?

  1. Рекомендации «Методы общения с ребенком»
  1. Слово специалиста

Психолог. В воспитание ребенка огромную роль играют психологический климат в семье, общение с ребенком. Зачастую в общении с ребенком у родителей возникают проблемы.

Что может сделать родитель:

Попытаться непосредственно повлиять на ребенка.

Повлиять на самого себя.

Попытаться повлиять на обстоятельства.

Существуют две формы сообщения в общение с ребенком.

Я сообщение и Ты сообщение.

Например:

 (Ты сообщение). Родитель устал - Ты меня утомил - Реакция ребенка (я плохой)

(Я сообщение). Родитель устал – Я очень устал - Реакция ребенка (Папа устал)

Комментарий:  Суть Я сообщения не заставить кого то что то сделать, а сообщает свое мнение, чувство, потребность.  В такой форме ребенок услышат и поймет  гораздо быстрее.

Ты сообщение  часто становится родительским посланием, прогнозом, которым ребенок руководствуется всю жизнь. Часто многие взрослые вспоминают такие фразы: « Ты  всегда будешь добиваться всего слезами» или «Мне моя мама часто говорит, что в нашей семье все женщины несчастны» и. т. п. Родители произносят эти фразы, чтобы уберечь детей от тягот жизни, однако не все дети понимают это.

  1. Упражнение « Переделай Ты – сообщение»
  1. Ты постоянно не можешь завязать шнурки.  ( Я так устаю каждый раз завязывать тебе шнурки, как бы мне хотелось, что бы ты сделал  это самостоятельно.)
  2. С тобой бесполезно что то обсуждать, ты никогда не слушаешь.  ( Когда я хочу поделится с тобой чем то важным, мне хотелось, чтобы ты был внимательным.)
  3. Ты жадина, ты  не поделился конфетой с сестрой. ( Я очень расстроена что ты не поделился конфетой.)

   9. Тренинг.

1.Игра «Страхи в домиках».

Воспитатель. Когда ребёнок чувствует, что родители рядом, что они его любят, у него спокойно на душе. Но когда у ребёнка нет этого ощущения, он становится подозрительным, тревожным, чего-то боится. Я хочу предложить вам сыграть в игру-тест «Страхи в домиках».

Перед вами два домика – чёрный и красный. Надо решить, где будут жить страшные страхи, а где – нестрашные. Я буду перечислять страхи, а вы записывайте их номера внутри того домика, в который их поселите.

На самом деле это тест, который вы можете провести с ребёнком и выявить, чего он боится.

2. Динамическая пауза 

1. Выходят в круг и жмут руки друг другу родители, которые:

  - любят поспать;

  - любят сладкое.

2. Выходят в круг и прыгают на одной ноге родители, которые:

  - любят работать на даче;

  - любят делать заготовки на зиму.

3. Выходят в круг и танцуют родители, которые:

  - любят тратить деньги;

  - любят путешествовать.

10.  Заключительная часть

Воспитатель. Наша встреча подходит к концу. Возьмите красное сердечко, напишите на нём любое доброе пожелание и передайте его своему соседу. На сердечке вы также можете написать несколько слов о вашем отношении к проведённому собранию.

Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и, тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными людьми!

  1. Рефлексия « Семейные заповиди»

Участникам предлагается написать список семейных заповедей, которые должны придерживаться родители для формирования психологической безопасности ребенка в семье. Затем происходит взаимообмен, обсуждение.

  1. Вручение родителям памяток по созданию благоприятной семейной атмосферы( приложение3)

Приложение 1

Как воспитывать  детей с разными группами крови

Группа крови, как и прочие наследственные признаки, передаются от родителей детям на генетическом уровне. Комбинации  генов отца и матери образуют несколько пар. На сегодняшний день официально регистрируются четыре группы крови, которые принято обозначать так: первая(0),вторая (А), третья (В) и четвертая (АВ).

Первая группа крови

Большинство детей этой группы ласковы и послушны. Исключительно чувствительны по натуре. С раннего детства испытывают потребность в ласке и переживают недостаток родительской любви и внимания. Будучи отвергнутыми, теряют уверенность в себе и могут вырасти с чувством враждебности к обществу. Наделены склонностью к подражанию взрослым. Воспитание в самом нежном возрасте может сыграть определяющую роль в их жизни. С одной стороны, для детей этой группы характерны романтичность, идеализм, с другой – ранний практицизм, умение  выгоды и потери. Следует поощрять у них мечтательность и страсть к сочинительству. Самое опасное у детей первой группы – это проявление эгоизма. Необходимо с раннего возраста настойчиво прививать им чувство коллективизма и объяснять необходимость думать о других  .

Ругая ребенка,  нужно дать ему понять, что он любим. Воздействовать на эмоциональную сферу ребенка с первой группой крови гораздо эффективнее, нежели взывать к его логике .

Вторая группа крови.

Многие дети упрямы и непоседливы, но по мере взросления становятся все более послушными.   Их характерная особенность – повышенное внимание, как к окружению, так и к отношению к ним со стороны окружающих. Они чрезвычайно чувствительны к тому, что думают о них окружающие ,поэтому  внешне сдержаны и умеют себя контролировать.  Обладают достаточной силой воли и твердостью, отстаивают свое «я». Большинство детей, впервые пришедших в детский сад, застенчивы  и пассивны. Постепенно у них вырабатывается потребность всем и во всем уступать и угождать. И только в начальной школе  у некоторых начинают  появляться волевые качества. Главное в воспитании таких детей – помочь им обрести уверенность в себе.

Эти дети испытывают постоянную потребность в понимании со стороны взрослых. Чем уверенней в себе ребенок, тем интенсивнее он развивается. Не следует ругать ребенка, заострять внимание на его недостатках, это может подорвать его веру в себя. Ласковое слово и похвала оказываются часто незаменимыми помощниками в коррекции поведения таких детей. Убеждение – вот главный подход к такому ребенку. По сравнению с другими дети с этой группой крови более медлительны, поэтому в общении с ними требуется больше терпения . Но занявшись делом , они стараются довести его до конца. Не подгоняйте, не торопите такого ребенка, иначе у него все будет валиться из рук.

Третья группа крови

Дети жизнерадостны, игривы и интересны своей непредсказуемостью в словах и поступках. С ними не соскучишься, но они доставляют много хлопот, дети из разряда «неподдающихся». Все стандартные приемы – шлепки, крики, наказания – либо бесполезны,  либо приводят к обратному результату.  Ругать их надо  строго и внушительно по нескольку раз за одно и тоже, чтобы дошло до  сознания. Дети с ранних лет способны хладнокровно  оценивать происходящее. Они редко заводят друзей, заняты только собой, без энтузиазма относятся к общественно  полезному труду. При  воспитании таких детей понадобятся терпение и выдержка.

Четвертая группа крови.

Дети этой группы  толковы и покладисты. Но  в детстве многие из них застенчивы и даже трусливы, испытывают необъяснимый страх перед людьми. Они также редко настаивают на чем – то, чего-то требуют, они робки и пугливы. Таким детям надо уделять особое внимание, соблюдать предосторожность, принуждая к чему-либо, не угрожать наказаниями. При внешне флегматичных признаках психика детей на самом деле ранима и восприимчива к обидам и несправедливости. Вместо того чтобы отругать ребенка, поговорите с ним мягко и задушевно, взывая к его разуму. У него много здравого смысла – он поймет. Взывайте также к его чувству справедливости, которое у него очень развито.

Чем отличаются дети разной группы крови 

Пети с первой (О) группой крови

Рисование. Раскрашивают рисунок своим любимым цветом, даже если рядом есть другие краски. Творчество этих детей наиболее выразительно, они замечательные фантазеры и сочинители. Не следят за тщательностью изображения, зато каждый трудится самостоятельно и очень увлеченно.

Физкультура. На занятиях внимательно следят как за указаниями тренера, так и за реакцией на их действия окружающих.

Игра.  Любят подражательные игры. Стараются любым способом заполучить понравившуюся игрушку.
Особенности отношения  к  пище. Даже дома во время   приема  пищи   стремятся   к  уединению. В еде для них главное — количество.  Еда отвлекает от  слез. Едят  до тех пор, пока не насытятся.
Отношение к вещам.  Желание монопольно владеть чем-либ доводит детей до ссор и драк. Они  импульсивны и часто  решают споры со сверстниками с помощью кулаков. Чаще других затевают драки и чаще выходят из них победителями. Ни  за что не отдадут игрушку другим сами.
Привитие  гигиенических  навыков.  В этом  вопросе  категорически  не  приемлют  принуждения. Тяжело переживают наказание. Чем  жестче нажим,  тем сильнее  сопротивление. Приучая  такого малыша  к горшку, нужно  набраться  терпения:  придет  время,  и  он все будет  делать правильно.

Плач. Находят утешение на руках или в объятиях воспитателя. Горько плачут, когда их игрушки берут другие.

Сон. Неохотно укладываются спать. Бесполезно заставлять силой. Привыкнув к режиму, крепко спят.

Дети со второй (А) группой крови

Рисование. Старательны, используют преимущественно бледные краски. Искусно используют разные цветовые сочетания.

Физкультура. Дети со второй группой крови выкладываются на занятиях на всю катушку.

Игра. С 3 лет играют в подражательные игры. В играх непритязательны, проявляют самостоятельность. В «социальных» играх предпочитают роль мам и пап. Любят всех опекать.

 Особенности отношения к пище. Безупречны в подборе блюд и традиционны в распределении домашних обязанностей. Едят быстро и аккуратно. Умело пользуются столовыми приборами.

Отношение к вещам. Если у них что-то отбирают, впадают в истерику.

Привитие гигиенических навыков. Ужасно боятся быть пристыженными, очень чувствительны к похвале. Их следует чаще поощрять.

Плач. Горько плачут в первые дни пребывания в детском саду. Привыкнув к постоянному воспитателю, быстро успокаиваются.

Сон. Вначале просыпаются от малейшего звука. Привыкнув к детскому саду, спят спокойно.

Дети с третьей (В) группой крови

Рисование. Контуры рисунка смазаны, но в нем много экспрессии. Работают не только руками, но и языком, всем телом, ведут себя шумно. Любят перемешивать краски и почти никогда не используют один цвет.

Физкультура. На занятиях необузданны.

Игра. Ни минуты не сидят на месте, галдят и вертятся как волчки, будоража окружающих. В «социальных» играх испытывают потребность в патронаже. Не любят брать на себя обязанности.

 Особенности отношения к пище. Не расположены к домашнему быту. Предпочитают еду с доставкой на дом. Продолжают игру и во время еды.

Отношение к вещам. Терпеть не могут ссор, в т: м числе и из-за обладания вещами. Первыми протягивают руку к примирению.

Привитие гигиенических навыков. И прием пищи, и пользование горшком для них — продолжение игры. Внимание детей рассеяно, а настроение переменчиво. Лучше всего приучать их к горшку, создавая игровую ситуацию.

Плач. Вначале, поглощенные новыми впечатлениями, дети не плачут. Потом от 2—3 дней до

недели плачут долго и надрывно. Новая игрушка способна отвлечь от слез на короткое время.

Сон. Если внушить, что сон — продолжение игры, легко засыпают. Проснувшись, сразу бросаются играть.

Дети с четвертой (ДВ) группой крови

Рисование. Скрупулезно вырисовывают мелкие детали. Работают спокойно и вдохновенно. Любят изящные цвета.

Физкультура. Дети ведут себя осмотрительно.

Игра. Избегают шумных игр, но ладят со всеми. Иногда склонны к уединению.

Особенности отношения к пище. Врожденная чистоплотность. Не забывают выполнять гигиенические правила. У них ярко выражены пристрастия и антипатии в еде.

Отношение к вещам. Вещи не имеют притягательной силы для таких детей, но они большие спорщики. Вступают в споры без драк, любят высмеивать других, но не стремятся отнимать вещи.

 Привитие гигиенических навыков. Доставляют меньше всего хлопот, опрятны и послушны. Сразу начинают пользоваться горшком. При обращении с ними упор нужно делать на чистоплотность.

Плач. Страдают молча или плачут умеренно. На приход родителей реагируют бурно: плачут, сердятся, выражают обиду.

Сон. Поначалу в детском саду спать идут неохотно. Если не спят, то долго лежат в кроватях тихо. Привыкнув, спят спокойно.

Приложение 2

Может ли влиять порядок рождения на развития ребенка?

Первенец

Малыш, который появляется в семье первым, с самого начала привыкает к тому, что все родительское внимание окружает именно его. Он получает всю родительскую любовь и заботу и быстро привыкает к такому привилегированному положению.

Но ситуация в корне меняется, когда в семье рождается второй малыш, и в большинстве случаев старший ребенок оказывается не готов к таким переменам. Требования родителей возрастают, ему все чаще приходится проявлять самостоятельность. Особенно остро это ощущается в самые первые месяцы после рождения второго малыша, ведь новорожденному требуется особый уход, и родительская забота в это время делится между двумя детьми не поровну.

Старшим детям более всего присущи такие черты характера, как ответственность, решительность и уверенность в себе. В них сильнее всего проявляются задатки лидера. Чаще старшие дети имеют более высокий уровень интеллекта, чем средние или младшие, что неудивительно, ведь именно на них возлагается главная надежда родителей, которые ожидают, что первенец во многом будет им помогать.

Однако далеко не все старшие дети способны справиться с грузом ответственности, который ложится на их плечи, и это может привести к нервным расстройствам у ребенка. Такие расстройства могут проявляться в плаксивости, появлении различного рода страхов, повышенной чувствительности к любой критике. Ребенок боится не оправдать родительских ожиданий и страдает от недостатка внимания с их стороны.

Чтобы избежать неприятных последствий, не забывайте о старшем ребенке после появления в семье еще одного малыша, и, наоборот, по возможности старайтесь уделять ему максимум внимания, особенно в первое время, пока ребенок не привыкнет к новой для себя роли. Расскажите своему чаду о плюсах старшинства, сделайте акцент на то, что старшим детям обычно больше всего разрешают, и позволяйте старшему хотя бы иногда вновь почувствовать себя маленьким.

Средний ребенок

Средним детям приходится труднее всего, поскольку их промежуточное положение не позволяет им выделиться. Средний ребенок обычно завидует старшему, поскольку тот выполняет роль лидера, но при этом и недолюбливает младшего, который своим появлением лишил его самого этого статуса. Именно поэтому средние дети всеми силами стремятся самоутвердиться, и часто соперничают со своими братьями и сестрами.

Положительные черты характера, которые обычно присущи детям, родившимся средними – коммуникабельность, гибкость, общительность, дипломатичность. Они легко находят общий язык с другими людьми, доброжелательны и не отличаются излишней напористостью.

Но, несмотря на присущие им положительные качества, средние дети часто имеют проблемы с самооценкой, поскольку оказываются лишенными привилегий внутри семьи. Такие дети порой не видят смысла в том, чтобы добиться успеха, поскольку привыкли к тому, что все «лавры почета» обычно достаются старшим и младшим братьям и сестрам.

Чтобы такого не случилось, родителям нужно быть особенно внимательным к умениям и талантам среднего ребенка. Дайте ему возможность в чем-то превзойти своих братьев или сестер, помогите найти себя в каком-либо деле: пусть ребенок займется интересным делом. Также стоит иногда позволять ему побыть наравне с остальными детьми: отпустите его на рок-концерт или дискотеку вместе со старшим ребенком, или разрешите подурачиться вместе с младшим. Только так средний ребенок сможет оценить преимущества своего положения в семье.

Младший ребенок

Младшие дети обычно не испытывают дефицита родительского внимания, но их при этом мучает совсем другая проблема – зависть к старшему или старшим. С одной стороны, он страдает оттого, что не может делать какие-то вещи, которые позволены в силу возраста старшим, а с другой – боится взрослеть, поскольку не хочет потерять своего привилегированного положения.

В характере младших детей очень часто проявляются такие положительные черты, как доброта, нежность, беззаботность, авантюризм. Младшие часто имеют артистические задатки, поскольку привыкли всегда находиться в центре внимания. Они легко идут на контакт с другими людьми и очень общительны.

Однако зачастую чрезмерное родительское внимание, которым окружен младший ребенок, сказывается на его характере отрицательно. Ребенок, привыкший к тому, что с него всегда спрос меньше, боится трудностей и ответственности. Ему тяжело принимать решения, часто ему хочется, чтобы все делали за него – отсюда появляется лень и инфантильность, а порой и эгоизм.

Воспитывая младшего ребенка, не стоит потакать всем его капризам и чрезмерно хвалить. Это вовсе не значит, что его старания не нужно оценивать по заслугам. Разумной похвале всегда найдется место, но ее не должно быть слишком много. Также не стоит ограждать младшего ребенка от ответственности: пусть он принимает участие в уборке вместе со старшими, выполняет какие-то родительские поручения и соблюдает заведенные в семье правила наравне с остальными детьми.

Единственный ребенок

Дети, не имеющие ни братьев, ни сестер, обладают наилучшим и наихудшим из возможных окружений. Они всегда – и самый старший, и самый младший ребенок в семье. В результате они могут обладать многими характеристиками старшего ребенка, оставаясь при этом во многих отношениях детьми, даже став взрослыми.

Больше, чем дети в любой другой семье, единственный ребенок принимает черты характера, свойственные положению в семье родителя одного с ним пола. К примеру, единственная дочь, чья мать является младшей сестрой среди братьев, может оказаться более капризной и кокетливой, чем та, чья мать является старшей сестрой среди сестер. В действительности единственный ребенок может очень походить на родителя того же пола до тех пор, пока он не столкнется с трудностями или не попадет в стрессовую ситуацию, когда проявятся его индивидуальные черты личности – качества единственного ребенка в семье.

Так как единственных детей никогда не сменяют младшие братья или сестры, у них развивается привычка обходиться без компании и более сильное чувство собственного достоинства, чем у старших детей в семье, с меньшей потребностью контролировать других. Они меньше тяготятся чьим-либо авторитетом и спокойно ожидают помощь от других, если в ней нуждаются. Единственные дети вообще требуют от жизни многого. Так как родители тоже многого ждут от единственного ребенка, как и от старшего, среди других, единственный ребенок обычно отличается в школе и в дальнейших своих стремлениях. Может даже превратиться в педанта и очень расстраиваться, если у него что-то не ладится. И, действительно, обычно они во всем добиваются успеха; в многочисленных тестах, определяющих способность к учебе, показывают наилучшие результаты из всех вариантов очередности появления на свет в семье. Так как единственные дети не привыкли жить вместе с другими детьми, они часто не знают, как наладить близкие отношения со сверстниками во взрослой жизни, когда они вступают в брак или начинают совместную жизнь с кем-нибудь.

Им незнакомы трудности проживания бок о бок и близкого контакта с другими детьми, поэтому бывает трудно принять или понять нормальные смены настроения окружающих. Они не всегда могут понять, как человек, который недавно сердился на них, вдруг начинает смеяться и шутить, как ни в чем не бывало. Не привыкли к сложностям других личностей и могут на протяжении всей жизни чувствовать себя наиболее комфортно только наеди¬не с самим собой. Это говорит не о том, что единственные дети не любят других людей или с трудом становятся членом какой-то группы, а о том, что они привыкли к уединению. Даже друзья-ровесники в детстве не могут восполнить недостаток родственных отношений с другими детьми в семье. Из-за недостатка возможностей играть с другими детьми, единственный ребенок обычно не так игрив, как остальные, и может вести себя как маленький взрослый. Благодаря ранним взрослым разговорам у него развиваются прекрасные речевые навыки, но, став взрослым, он меньше всего заслуживает эпитета «болтливый, словоохотливый». Легкое взаимное подшучивание, поддразнивание в среде ровесников – не его стиль. Однако, хотя единственному ребенку и нужно некоторое время, чтобы научиться легко общаться, все же большинство единственных детей, став взрослыми, являются людьми, с которыми легко ладить.

Приложение 3

Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы.

 Помните: от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.

 Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.

 Если у вас есть возможность погулять с ребёнком, не упускайте совместные прогулки - это общение, не навязчивые советы, наблюдение за окружающей средой.

 Научитесь встречать детей после их пребывания в детском саду. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?» Лучше задавать нейтральные вопросы: «Чем ты занимался?» «Как твои успехи?» «Что было интересного в детском саду?»

 Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях его жизни.

 Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации. Необходимые запреты должны даваться в чёткой и строгой форме.

 Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!  

Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И.Захарову

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.

  1. Легко расстраивается, много переживает.
  2. Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.
  3. Капризничает и раздражается по пустякам.
  4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.
  5. Бывают припадки злости.
  6. Заикается.
  7. Грызёт ногти.
  8. Сосёт палец.
  9. Имеет плохой аппетит.
  10. Разборчив в еде.
  11. Засыпает с трудом.
  12. Спит беспокойно.
  13. Неохотно встаёт.
  14. Часто моргает.

15.Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.

16.Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

     17.Старается быть тихим.

18.Боится темноты.

19.Боится одиночества.

20.Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

     21.Испытывает чувство неполноценности.

Обработка результатов

28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.

14-19баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.

Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье

В настоящее время все большую актуальность в современном мире приобретает термин «социальное сиротство». Социальный сирота – это ребенок, имеющий биологических родителей, которые, однако, не зан...

Из опыта работы:"Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье"

Если в семье присутствуют: улыбка, любовь,радость, взаимопонимание, душевное тепло,забота и ласка,отзывчивость,доброжилательность,то такую семью можно сравнить с цветущим садом....

Информация для родителей: «Сохранение психологического благополучия ребенка в семье»

Наиболее важные психологические аспекты благополучия детей в семье связаны с характером взаимоотношений в системе «родители – дети».     ...

Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье. Профилактика социального сиротства.

Информация будет полезна для родителей и специалистов, работающих с детьми....

Родительское собрание "СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ"

На собрании разбираются факторы влияющие на благополучие ребенка в семье....