Мастер – класс для родителей «Речь. Мифы. Заблуждения. Запуск»
консультация (подготовительная группа) на тему

Злобина Анастасия Анатольевна

Причины задержки речи могут быть разные. но в данном материале мы не будем углубляться во внутренние причины, такие как гипоксия, кровоизлияние, т.д. Поговорим о внешних.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей «Речь. Мифы. Заблуждения. Запуск»

     Здравствуйте, наши дорогие родители.  Собрала я вас для совершенствования педагогической грамотности. Были в моей практике случаи, когда родители говорили, что я в 4 заговорила, бабушка в 5, поэтому всё в порядке. Конечно, мы не можем не замечать генетический фактор, но если только это не единственная причина задержки речи.

     Причины задержки речи могут быть разные. Мы не будем сейчас углубляться во внутренние причины, такие как гипоксия, кровоизлияние, т.д. Поговорим о внешних. Что мы сейчас видим, что количество детей с задержкой речи увеличилось. Если раньше в группе, было около 3 детей с нарушениями, остальные – с чистой речью. То сейчас, всё наоборот, при этом добавляются крайне тяжёлые. И очень хорошо, что сейчас мы должны уделять внимание на выявление нарушений в раннем развитии, чтобы вовремя начать коррекционный процесс. То есть, сами родители или воспитатели начинают бить тревогу, обращаться к психологам и логопедам, мы проводим диагностику, выдвигаем кандидатуры на ПМПк, где мы собираем документы для комиссии, в результате которой вам могут присвоить статус ОВЗ, дать нам рекомендации, и все специалисты детского сада будут в комплексе работать с данным ребёнком. То есть логопед в саду работает с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет и детьми ОВЗ.

     А сегодня я хочу поговорить с вами о внешних факторах, что же может влиять в семье на речевую патологию.

     - Количество бытовой речи снижено (зарабатываем деньги, готовим, очень удобно…) А речь выстраивается при непосредственном контакте. Как сейчас вы смотрите на меня, вы видите движения моих губ, так и с ребёнком вы постоянно должны разговаривать.

     Первопричина задержки речи – нарушен фонематический слух, дети не умеют подражать. Многие играют в планшеты, смотрят телевизоры… даже грамотно наложенный дубляж не всегда соответствует словам (ми-ми-мишки с искривлёнными ртами, барбоскины…, аниме..) Речь выстраивается при непосредственном контакте. Идёт фиксация на губы. Ребёнок будет подражать, будет развиваться фонематический слух – умение подражать.

    -  Далее нарушается слоговая структура слова, пропуски слогов, звуков, «апельсин – писин, телевизор – тизий,  капуста – пута». В 1,5 – 2 года ёщё допустимо говорить малялеть вместо самолё, но в 3 года в норме воспроизводят слоговую структуру.

   -  Далее – нарушение звукопроизношения. В 4 года ребёнок не обязан говорить Р, и не заставляйте его.

Читаем перед сном сказку. Жили – были… Идёт подражание, идёт развитие слоговой структуры слова.

Проговаривайте режимные моменты. Пойдём купаться, я мою тебя водичкой. Это мыло, им моются. Говорить, не просто автобус, а для чего этот автобус, кого он возит.

В 2 года это должны быть простые предложения – слово и действие. Повторяем неоднократно.

В 3 года ребёнок должен уже сказать: Мама пойдём в магазин и купим конфет. Сейчас таких детей – единицы. Часто дети говорят на многое нет. Ребёнок в 3 года чувствует себя уже взрослой личностью, «Я САМ». Дам вам маленький совет, «не кушай, не умывайся»

Говорить вы должны внятно, как будто это взрослая личность. Пример: кися – это белая пушистая кошка). Конечно, для некоторых это выглядит не совсем адекватно. Наверное, заметили, что дети не умеют сейчас играть. Вы им купили, через пол часа игрушка валяется. Учите детей играть. Ведь сюжетно-ролевая игра – начало грамматического строя речи.

2-3 года – период возбудимости, кризис трёх лет. Хвалите ребёнка. Стоит вам дать слабинку, и всё…Мама должна с любовью переключить ребёнка. В этом возрасте они быстро переключаемы.

- Вы реагируете на жесты. Речь – это речевая деятельность. Деятельность – это труд. Трудиться никто не любит. Не реагируйте на жестовую речь. Иначе для ребёнка это будет нормой. До 7 лет у детей логическое мышление – как он себя ведёт, так оно и должно быть. Привычное – не всегда нормальное.

 - Ребёнок должен захотеть говорить, создайте мотивацию, например, кушаем, не положите ребёнку ложку. Ребёнок – ы, показывает, а вы – чашку?....

 - Родители говорят очень торопливо. Для забайкальского края это актуально. Ребёнок не успевает вычленить отдельные слова. Говорите чуть медленнее. А если ещё и акцент сделать… накрасьте губы – внимание привлекается – чёткая артикуляция улавливается.

Вы не должны заблуждаться, что если ваш ребёнок не говорит, то только это и всё. Если все остальные, назовём их компонентами, развиты, то конечно задержка речи идёт просто темповая, и скоро он заговорит.

Но, в основном, задержка речи напрямую связана с разными составляющими. Например, если представить речь, как дом, то фундаментом будет эмоциональная составляющая. Как ребёнок с тобой взаимодействует. Есть ли глазной контакт, развита ли моторика. (показ кор головного мозга)

Так что же делать ещё, чтобы ребёнок заговорил?

Онтогенез. Если в 3 года не говорит, мы будем работать, как в год. Где у ребёнка лепетные слова в норме 10-12. Причём лепетные слова могут быть: «ка» – это дождик, кошка, корова, хочу спать, с разными интонациями и с разными значениями.

Вот у вас только появился лепет. Простимулируйте его, принесите смысл каждому слову. (пример) Далее, выпишите все лепетные слова, которые есть у вашего ребёнка, вы будете понимать, что артикуляция для данных звуков есть. Постройте на них слова (бом, та-та-та, бух). Делайте акцент, у ребёнка появится желание повторять. (пример, ищем мишку везде).

Лепет есть, фразовой речи нет. Не заставляйте ребёнка говорить, то есть «скажи….» Играйте, проговаривайте. Если вы постоянно будете с ребёнком гулять и говорить, топ-топ, мы идём гулять, или положить куклу и спрашивать, ляля спит, и ответить самому – спит, то ребёнок скоро будет вам подражать.

Поиграем в одну игру с ёжиком.

Ёжик в доме жил?  

Малым ростом был?

Он в кровати спал?

А дома убирал?

Он грибочки ел?

Вот и потолстел.

Дислалия (всё развито, кроме звукопроизношения, рак – лак

Дизартрия – недостаточность работы нервов, нет связки с артикуляционным аппаратом

Алалия (полное или частичное отсутствие речи, поражения головного мозга)

Сенсорная   Моторная (хочет, но не может)

Спасибо за внимание!

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас на консультацию логопеда

«Речь. Мифы. Заблуждения. Запуск»

Советы помогут избежать типичных ошибок в речевом развитии.

Жду Вас 28 ноября, в 16.00, кабинет логопеда.



Предварительный просмотр:

Работа по формированию грамматического строя речи у детей 5-6 лет

Злобина Анастасия Анатольевна, учитель-логопед первой квалификационной категории МДОУ ДС №4 пгт. Кокуй

Аннотация

Когда ребёнок в 5-6 лет говорит  «домы» вместо «дома»,  «ухи»  вместо

«уши», «цыплёнки» вместо «цыплята» или «семь гусёв» вместо «семь гусей», то здесь уже не приходится говорить о возрастных своеобразиях речи. Это уже отклонения от нормы, требующие для своего устранения специальной помощи.

В ходе специальных занятий у детей воспитываются прочные грамматические стереотипы, которые должны явиться как бы отправной точкой в деле постепенного овладения ребёнком языковыми нормами. Приведём некоторые приёмы работы по преодолению аграмматизмов в устной речи детей.

Образование множественного числа имён существительных.

Нужно отработать разные типы окончаний имён существительных множественного числа, так как именно многообразие этих окончаний и создаёт трудности. Сделать это нужно в процессе специальных упражнений, напоминающих игру в слова. При этом взрослый называет одно за другим имена существительные в единственном числе, а ребёнок – во множественном. Для лучшего запоминания ребёнком правильных грамматических форм слова группируются по сходству окончаний множественного числа:

стол – столы        дом – дома        стул – стулья шкаф – шкафы        глаз – глаза                лист – листья двор – дворы        город – города        дерево – деревья

Особое внимание нужно обратить на слова, в которых происходит выпадение гласного звука в корне слова (носок – носки, день – дни), а также, в которых имеется чередование согласных (ухо – уши). Здесь необходимо большее число повторений.

Согласование существительных с числительными.

     Как и в примерах, приведённых выше, здесь особенно важно помочь ребёнку овладеть многообразием окончаний имён существительных в сочетании с числительными. В ходе упражнений взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок в ответ называет это же самое существительное, но уже в сочетании с числительным «пять» (или два, три, четыре)

один дом – два дома, пять домов один стол – два стола, пять столов один жук – два жука, пять жуков один заяц – два зайца, пять зайцев

один палец – два пальца, пять пальцев одно платье – два платья, пять платьев

Можно надеяться, что после всех этих упражнений ребёнок сможет в дальнейшем правильно употреблять в своей речи и окончания не встретившихся в упражнениях имён существительных. Например, по аналогии с сочетанием «пять телят» он сможет правильно сказать и «пять оленят», «пять слонят» и т.д. Необходимо обратить внимание ребёнка и на согласование существительных с числительными «один», «одна», «одно», «два», «две» в зависимости от рода существительных:

одна книга, но один заяц, одно яблоко

две картинки, но два карандаша, два колеса.

Согласование прилагательных с существительными.

Здесь важно помочь ребёнку овладеть навыком правильного употребления окончаний имён прилагательных при их согласовании с именами существительными. Эти окончания будут различными в зависимости от рода имён существительных (мужского, женского, среднего), а также от числа (множественного  или  единственного).  Ребёнку  можно  предложить  поиграть  в

«красное», «сладкое» или «лесное». При игре, например, в «лесное» взрослый спрашивает: «Малина какая?» Ребёнок отвечает: «Малина лесная». Взрослый: «А орех - какой?» (лесной)  «А  озеро  – какое?» (лесное) и т.д. В дальнейшем можно,


наоборот предлагать ребёнку имя прилагательное с уже заданным окончанием, к которому ребёнок должен подобрать подходящие существительные. Например, взрослый спрашивает: «О чём можно сказать «зелёное»? (яблоко, дерево, платье,

…) Взрослый: «А о чём можно сказать «зелёная»? (трава, лента, …) Эти упражнения нужно продолжать до тех пор, пока ребёнок не перестанет допускать ошибки в окончаниях имён прилагательных.

Работа над правильным употреблением предлогов.

Здесь прежде всего важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога, так как только при этом условии он сможет правильно употреблять их в своей речи. Ребёнку постепенно объясняют, что «на» - это значит на поверхности чего-то (на столе, на тумбочке, на шкафу); «в» - это значит внутри чего-то (в столе, в тумбочке, в шкафу); «под» - это значит внизу под чем-то (под столом, под тумбочкой, под шкафом) и т.д. Всё это, конечно, объясняется не в один приём.

Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение сопровождается обязательно наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Чтобы выяснить, насколько ребёнок усвоил значение предлогов, ему предлагается молча выполнить такие, например, поручения: положить книгу на стол, в тумбочку, под шкаф и т.д. Безошибочное выполнение этих поручений будет свидетельствовать об усвоении ребёнком значений предлогов. Только после этого можно переходить к упражнениям на правильное употребление предлогов самим ребёнком.

В ходе этих упражнений ребёнок отвечает на вопросы взрослого, стараясь при этом правильно употреблять в своей речи предлоги. Взрослый, например, спрашивает: «Где лежит книга?» (местоположение книги постоянно меняется). Ребёнок отвечает, что книга лежит «на столе», «в шкафу», «в тумбочке», «на полу» и т.п. Примерно так же отрабатываются и все остальные предлоги. Обращается внимание на различие окончаний существительных, употреблённых с одним и тем же предлогом («на столе», но «на полу»). В другом варианте упражнений можно взять два предмета (например, карандаш и книгу) и по-


разному располагать их в пространстве по отношению друг к другу. Карандаш кладётся то на книгу, то под книгу, то в книгу и т.п. Ребёнок должен каждый раз говорить, где находится карандаш, употребляя при этом нужный предлог. Упражнения продолжаются до полного исчезновения ошибок при употреблении предлогов. Для некоторых детей это может растянуться на довольно долгий период времени.

Для лучшего усвоения значений предлогов очень полезны так же упражнения в последовательном употреблении предлогов с противоположным значением: карандаш кладут на коробку - карандаш берут с коробки;

карандаш кладут в коробку – карандаш берут из коробки.

Так проводится работа с пространственными предлогами, значение которых можно объяснить достаточно наглядно. Но постепенно в упражнения нужно включать и другие предлоги. Например, ребёнку предлагается ответить на вопрос о том, с чем можно пить чай. Далее ребёнку можно предложить ответить на вопросы: «С чем можно сделать бутерброд?», «Из чего можно сделать игрушки?» и т.п.

После такой целенаправленной, систематической и настойчивой работы аграмматизмы в детской речи исчезают, ребёнок овладевает языковыми нормами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мастер класс для родителей" Речь - залог успеха.

Родители главные помошники, главные учителя для своих детей.В презентации  представлены игры - упражнения для развития мелкой моторики и для развития мыщц языка "Научимся говорить правильно"....

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»

Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать? Всё чаще живое общение ...

Мастер–класс для родителей «Речь на кончиках пальцев»

Цель и задачи:1. Рассказать о важности работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.2. Поделиться с родителями своими разработками по этой теме.3. Показать родителям, как сделать по...

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...

Мастер-класс для родителей первой младшей группы «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет» по теме « Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»

Цель: Показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: (обучающие: развивающие: воспитательные): Образовательная: Повысить педагогическую грамотность родителей о р...

Мастер-класс для родителей по развитию речи «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей»

Советы родителям по развитию речи детей через словесные и пальчиковые игры...